Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:50, реферат
Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой - социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в понятии жизненного пути. Всякое живое существо развивается, но только человек имеет свою историю (С.Л. Рубинштейн). Жизненный путь - это история индивидуального развития, жизнь человека как личности.
Введение. 2 стр.
Раздел 1. Значение и виды деятельности игр. 3 стр.
1.1. Игра – творческий процесс. 7 стр.
1.2. Метод игрового моделирования как элемент деловой игры. 10стр.
1.3. Классификация методов активного обучения. 13 стр.
1.4. Деловая игра в педагогической системе. 17 стр.
Раздел 2. Описание эффективности деятельности использования игр в процессе обучения. 22 стр.
Вывод. 30 стр.
Заключение. 31стр.
Список использованной литературы. 32 стр.
Оглавление.
Введение. 2 стр.
Раздел 1. Значение и виды деятельности игр. 3 стр.
1.1. Игра – творческий процесс. 7 стр.
1.2. Метод игрового моделирования как элемент деловой игры. 10стр.
1.3. Классификация методов активного обучения. 13 стр.
1.4. Деловая игра в педагогической системе. 17 стр.
Раздел 2. Описание эффективности деятельности использования игр в процессе обучения. 22 стр.
Вывод. 30 стр.
Заключение. 31стр.
Список использованной литературы. 32 стр.
Введение.
Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой - социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в понятии жизненного пути. Всякое живое существо развивается, но только человек имеет свою историю (С.Л. Рубинштейн). Жизненный путь - это история индивидуального развития, жизнь человека как личности.
Жизненный путь человека - это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения (Б.Г. Ананьев). Жизненный путь является своеобразным портретом личности: в нем запечатлеваются ее мировоззрение и жизненная направленность, притязания и достижения, отношения к жизненным трудностям и способы их преодоления.
Огромная роль в развитии и воспитании человека принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности человека, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике.
Цель контрольной работы: изучить теоретические основы в жизни , деятельности психологических игр, выявить возможности применения деятельности психологических игр в процессе развития личности.
Задачи: определить понятие игры; изучить области применения и виды психологических игр; применения психологических игр в процессе деятельности развития личности.
Гипотеза: применение психологических игр позволяет более эффективно организовать процесс, направленный на деятельность развитие личности.
Раздел I. Значение и виды деятельности игр.
Игровая деятельность - естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.
Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам, по организации, по особенностям мотивации.
Основным видом деятельности человека является труд. Конечный результат труда - создание общественно значимого продукта. Это может быть урожай, выращенный колхозником, сталь, выплавленная сталеваром, научное открытие ученого, урок, проведенный учителем.
Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Труд - процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества.
В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещения (вместо людей - кукла), упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре, таким образом, огрубленно имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.
Учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся занимается именно этим предметом.
Различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их мотивацией. Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры.
Основным мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не менее важно создавать привычку трудиться.
Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет.
Игровые моменты успешно вносятся и в организацию урока: Урок с элементами игровых ситуаций увлекает школьников. Игрой является воображаемое путешествие по карте нашей страны или карте земного шара на уроках географии, в ходе которого учащиеся на основе воображения рассказывают, что. они "видят ". Школьники охотно берут на себя игровые роли на уроках иностранного языка: учителя, гида, продавца - и на основе роли активно овладевают языком. Рабочий не только трудится, но и учится (в вечерней школе, в техникуме, в высшем учебном заведении или занимается самообразованием). Он может играть в шахматы и участвовать в других спортивных развлекательных играх.
Хотя виды деятельности не существуют изолированно, в разные периоды жизни человека они имеют неодинаковое значение. Для одного периода жизни ведущей деятельностью является игра, для другого - учение, а для третьего - труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности - игра. Ведущий вид деятельности школьника - учение, взрослого - труд.
Анализируя игру как вид деятельности, следует прежде всего выяснить ее природу. В буржуазной психологической литературе широко распространены биологизаторские теории игры, согласно которым игра ребенка освобождает врожденную биологическую потребность в активности, одинаково присущую как животным, так и человеку. Развитие игры ребенка пытаются связать с соответствующими этапами развития человеческого общества. Интерес к игре в песочек, копание ям - этапы хлебопашества, игры с животными - скотоводства и т. д.
Научный анализ игровой деятельности показывает, что игра есть отражение ребенком мира взрослых, путь познания окружающего мира. Убедительный факт, разбивающий несостоятельность биологизаторской теории игры, приводит К. К. Платонов.
С развитием ребенка игра изменяется. В первые два года жизни ребенок овладевает движениями и действиями с окружающими предметами, что приводит к возникновению функциональных игр. В функциональной игре перед ребенком раскрываются неизвестные для него свойства предметов и способы действия с ними. Так, впервые открыв и закрыв дверь ключом, ребенок начинает многократно повторять это действие, пытаясь Х при всяком удобном случае повернуть ключ. Это реальное действие переносится в игровую ситуацию.
Более сложными являются конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит дом, печет пирожки. В конструктивных играх дети осмысливают назначение предметов и их взаимодействие.
Функциональные и конструктивные игры относятся к разряду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах. Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх. Ребенок играет в "дочки-матери ", в "магазин ", беря на себя определенную роль. Сюжетноролевые игры возникают в 3-4 года. До этого возраста дети играют рядом, но не вместе. Сюжетноролевые игры предполагают коллективные отношения. Конечно, включение ребенка в коллективные игры зависит от условий воспитания. Дети, воспитывающиеся дома, включаются в коллективные игры с большим трудом, чем дети, посещающие детский сад. В коллективных сюжетных играх, которые к 6-7 годам становятся более длительными, дети следят за замыслом игры, за поведением товарищей. Сюжетноролевые игры учат детей жить в коллективе. Постепенно в игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение партнеров.
Игры по правилам широко представлены в жизни школьников и взрослых. В спортивных состязаниях, в решении кроссвордов и других играх, требующих умственного напряжения, человек переключается на другой вид деятельности, совершенствует свои умственные и физические силы, получает эмоциональную разрядку.
В жизнь младших школьников включаются и элементы учения. Они связаны с дидактическими играми, развивающими познавательные способности детей. Все перечисленные виды деятельности: игра, элементы труда и учения - готовят ребенка к школе.
1.1. Игра – творческий процесс.
Первичное творчество, как считает А. Маслоу, опирается на неведомое, его всегда можно наблюдать в здоровом ребенке. Это творчество является характерным для тех, кто способен играться, мечтать, смеяться, и лентяйничать, кто может быть спонтанным открытым для несознательных желаний и импульсивных.
Интуиция «как голос с неба», «господь откровения», новой структуры. Это чудодейственное прояснения, осенения, является механизмом интуиции и имеет название инсайт, что в переводе с английского и немецкого (в пределах генетальпсихологии этот термин и было введено) обозначает непосредственно усмотрение.
Инсайт как момент воспоминания можно наблюдать почти в каждой сюжетной игре, когда необходимо найти предметы – заменителей, исполнителей на определенные роли, интегрировать в сюжет новые обстоятельства, возникающие преграды.
Игровое действие рождается не с воображаемой ситуации, а наоборот, операция с действием вызывает игровую ситуацию. Таким образом, условие игрового действия способствуют воображению, делают его необходимым.
Пока ребенок не играет, он не воображает игровую ситуацию, и фантазия не работает.
Только в процессе игры предмет как будто распадается на вещественные свойства и игровой смысл. Механизмом фантазии становится бисоциация.
Термин «бисоциация» принадлежит А. Кестлеру, исследователю творческого процесса который обращал свое внимание подсознательному. Он подчеркивал роль случайности, необходимости откладывания решения, и размышления, про стороны побочных вещей.
В сознательном, как говорил З. Фрейд, следует называть «ОНО» отсутствуют типовые противопоставления, доброго и плохого, правильного и неправильного.
В этой сфере психики противоположного, правильного и неправильного, в этой сфере психики противоположности воспринимаются как единые, в целом, общие.
Такое восприятие, которое является нейтральным в ценностном отношении, содействует новому творческому взгляду на мир.
Известно множество «техник» фантазий. Среди них – комбинирование соединение известных элементов, в новых комбинаций, которые постоянно наблюдаются в детских играх.
Следует назвать также акцентирование – подчеркивание отдельных черт явления (которое открывается). Преувеличение или надменное преуменьшение помогает ребенку в игровом или сказочному сюжете сделать игровое ударение на каком – либо субъективно очень важном. Акцентированное отражение определенного персонажа или отдельной ситуации, содействует обобщению, типизации, поскольку некоторые черты упрощаются, совсем выпадают, случайные черты отбрасываются.
Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной потому что мотивом есть не отражение какого – то конкретного явление, а самого действия, как личного отношения.
В игре ребенок не наследует, не передает особое, характерное, он всегда типизирует.
Интуиция стимулирует фантазирование, а фантазии воспринимают развитие творческого мышления.
У каждого активно – действующего человека живет неискоренимая потребность переходить от чувственного познания мира к рациональному, где мышление, механизмом которого является опосредственность.
Мышление является процессом опосредованного познание вещей и явлений, осмысливание связей и отношений между ними.
Мышление становится обобщением результатом наблюдений, обобщением ориентированной деятельности.
Человек не успокаивается до тех пор, пока загадочному, неведомому явлению, которое волнует уже самим своим существованием, не будет предавать определенное значение, которое в начале происходит в игре.
Игра концентрирует в себе все тенденции развития, и ребенок играючись, как бы возносится над обычным уровнем своего мышления, своего поведения.
Мышление дает возможность знать про то, что непосредственно невозможно наблюдать.
Оно создает фундамент для творческих предпосылок. Поиски значений смысла не успокаивает, человек стремится что-нибудь сделать с отрытым осмысленным явлением, предметом. Рациональная, абстрактное он стремится представить наглядно дать ему, чувственного воплощения.
Информация о работе Значение игры в жизни и деятельности человека