Значение игры в жизни и деятельности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:50, реферат

Краткое описание

Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой - социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в понятии жизненного пути. Всякое живое существо развивается, но только человек имеет свою историю (С.Л. Рубинштейн). Жизненный путь - это история индивидуального развития, жизнь человека как личности.

Оглавление

Введение. 2 стр.
Раздел 1. Значение и виды деятельности игр. 3 стр.
1.1. Игра – творческий процесс. 7 стр.
1.2. Метод игрового моделирования как элемент деловой игры. 10стр.
1.3. Классификация методов активного обучения. 13 стр.
1.4. Деловая игра в педагогической системе. 17 стр.
Раздел 2. Описание эффективности деятельности использования игр в процессе обучения. 22 стр.
Вывод. 30 стр.
Заключение. 31стр.
Список использованной литературы. 32 стр.

Файлы: 1 файл

Введение.МАСПО.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

Чувственно – речевая игра значения вновь возвращает творческий процесс, к интуиции и творческая спираль переходу от интуиции к фантазии, а потом к мышлению, и дальше раскручивается неистекаемо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Метод игрового моделирования как элемент деловой игры.

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех.

Для активизации деятельности при подготовке к очередному методическому мероприятию, для привлечения их интереса к тематике предстоящего события старшему воспитателю важно знать основные методы и формы активизации педагогов. Все методы активизации педагогов могут быть использованы изолированно в соответствии с темой и задачами проводимого методического мероприятия. Но не менее интересно и эффективно сочетание разнообразных методов активизации в разных вариантах.

Использование метода игрового моделирования как элемент деловой игры, позволяет сочетать методы и приемы активизации педагогов с целью оказания помощи воспитателям в организации педагогического процесса, обучения и знакомства с новыми методами работы с детьми. Благодаря игровому моделированию разворачивается широкое поле деятельности, появляется возможность по индивидуализации этой работы, с одной стороны, и созданию сплоченного коллектива – с другой.

Цель работы заключается в эффективности использования метода игрового моделирования как элемента деловой игры.

Задачи:

1.      Изучить научно-теоретические основы методов активного обучения.

2.      Раскрыть метод игрового моделирования.

3.      Практическое изучение метода игрового моделирования на эффективность методической работы с педагогами.

Практическая значимость состоит в разработке методических рекомендаций по методу использования игрового моделирования на основе деловой игры.

        Теоретико-методологической основой явились работы Г.С. Абрамо­вой, Я.М. Бельчиковой, М.М. Бирштейн,  В.Н. Бурковой, Ю.В. Геронимуса, Н.Н. Козленке, В.Ф.Комаровой, Л.Н. Матросовой, С.Н. Павлова, В.Я. Платова, В.А. Степановича,  В.А. Трайнева и др.

             Общая характеристика методов активного обучения.

        Методы активного обучения - совокупность педагогиче­ских действий   и приемов, направленных на организацию учеб­ного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициатив­ному  и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Особенности методов состоят в их направленности на акти­визацию познавательной, коммуникативной, профессиональ­ной деятельности и повышение их качества.

Традиционные формы методи­ческой работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утрачива­ют значение из-за низкой эффек­тивности и недостаточной обрат­ной связи. Все шире используется непосредственное вовлечение пе­дагогов в активную учебно-позна­вательную деятельность с приме­нением приемов  и методов, полу­чивших обобщенное название «активные методы обучения».

Активными называют методы, при использовании которых учеб­ная деятельность носит творчес­кий характер, формируются позна­вательный интерес и творческое мышление. Они строятся в основ­ном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о пу­тях решения той или иной пробле­мы, на самостоятельном овладении обучающимися знаниями   в про­цессе активной познавательной деятельности.

Таким образом, ак­тивные методы обучения характе­ризуются высоким уровнем актив­ности как обучающих, так и обуча­емых. Возможности разных методов обучения в плане активизации учебной и профессиональной дея­тельности различны и зависят от природы   и содержания  соответ­ствующих методов, способов их использования, мастерства педагога, подготовленности воспитанников. Использование активных методов обучения, по мнению М.М. Бирштейн, расширяет кругозор, формиру­ет умения и навыки профессиональ­ной деятельности, при этом развива­ются и вырабатываются техника перегруппировки, реорганизации   и систематизации чего-либо, умение формулировать вопросы.

К воспитательным задачам ак­тивных методов обучения отно­сятся: развитие самостоятельнос­ти, воли, активность; формирование определенного подхода, позиции, мировоззренческой установки, раз­витие коммуникативных качеств, умения работать в коллективе. Целью активных методов обу­чения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить опти­мальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.

Таким образом, активные мето­ды обучения - это обучение в деятельности.                            Л. С. Выготским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится и к методичес­кой работе  с педагогами.             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Классификация методов активного обучения.

      Специалисты предлагают разные классификации активных методов обучения. Н.Н. Козленко к актив­ным методам обучения относит дело­вые игры, метод анализа конкретных ситуаций и метод разыгрывания ро­лей. В.Я. Платов выделяет две группы активных методов обуче­ния: анализ конкретных ситуаций и игры, которые разделяет на виды.

       При использовании метода ана­лиза конкретных ситуаций обуча­емым предъявляется ситуация, свя­занная с некоторым моментом функ­ционирования конкретной системы. Особенность этого метода состоит в отсутствии ролей. К таким мето­дам относится решение педагогичес­ких ситуаций, ситуационных задач, включающих анализ высказываний детей   и родителей, детского поведе­ния, творчества и т.д.

В ролевых играх игровой комп­лекс является динамичной системой,   в которой есть ролевое общение. При этом под воздействием решений могут измениться структура  и пара­метры игрового комплекса. Для ро­левой игры принципиально важно наличие именно модели управляю­щей системы. Примером такой игры может служить «разыгрывание»  пе­дагогом организации занятия с деть­ми, роли которых выполняют воспи­татели. Руководитель игры может изменять «возраст» детей, от чего зависит изменение методических приемов педагога. В имитационных играх часто имеется только одна тиражируе­мая роль, не моделируется деятель­ность руководства, остается лишь модель среды. Примером может быть имитация действий воспита­телей в чрезвычайных обстоятель­ствах, при пожаре и др.

Организационно - деятельност­ные игры применяют для решения сложных социально-производствен­ных задач, требующих объединения усилий различных специалистов.

В деловых играх сочетаются признаки метода анализа конкрет­ных ситуаций                           и ролевых игр, т.е. в основе деловой игры лежит цельная модель, включающая и объект управ­ления, и управляющую систему.

Классификацию активных мето­дов обучения дают в своей работе «Деловые игры»  Я.М. Бельчиков и М.М. Бирштейн. Все активные методы обучения авторы делят на два типа: имитационные методы, бази­рующиеся на имитации профессиональной деятельности,  и неимитационные.

Имитационные методы в свою очередь подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций, разбор деловой почты руково­дителя, действия по инструкции и т.д. Игровые методы подразделяют на:

• деловые игры;

• дидактические или учебные игры;

• игровые ситуации;

•    игровые приемы и процедуры.

Имитационные (воспроизведение существующей модели деятельности)

Неимитационные (там, где нет и не может быть модели предполагаемой деятельности)

неигровые

игровые

Стажировка без выполнения должностной роли

Анализ конкретных (живых) ситуаций, анализ классических ситуаций

Деловые игры

 

Программированное обучение

Организационно-деятельностная игра

Разбор деловой почты руководителя, документов

Дидактические или учебные игры

 

Мозговой штурм

 

Инновационная игра

Действия по инструкции

Игровые ситуации

 

Выпускная работа

Стажировка с выполнением должностной роли

Тренинг

Разыгрывание ролей

Диалог, полилог, дискуссия

Инцидент

Игровые приемы и процедуры

Методы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа)

Игры-проектирование

                                Рисунок 1. Методы активного обучения

      При этом к игровым процедурам и приемам относят сред­ства реализации отдельных, единичных принципов, в  первую очередь различные формы активизации лекций и других тра­диционных форм обучения, игровые педагогические приемы, отдельные средства активизации.

      Игровые ситуации представляются средством реализации двух и более принципов, не совпадающих с деловой игрой (по количеству) составом элементов и не имеющих формализо­ванной структуры, правил поведения на игровой площадке, регламента. Примером игровой ситуации можно считать дис­куссионные занятия, проводимые в развернутом виде, с неза­планированными выступлениями и оппонированием, когда заранее неизвестно, кто и в каком качестве (докладчика, кри­тика, провокатора) будет участвовать в обсуждении, а также ситуации, используемые для ролевых игр,  театрализованных игр, упрощенных управленческих тренингов. Если же игровая ситуация используется в качестве основы, но деятельность участников формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий, регламент, то можно считать, что мы имеем дело с дидактической игрой.

       К деловым играм, соответственно, относятся методы, реа­лизующие всю совокупность элементов, а следовательно, и весь комплекс принципов активизации, характерных для  ме­тодов активного обучения.

Под неимитационными методами понимают стажировку на рабочем месте, программированное обучение, проблемную лекцию, выпускную работу. По назначению выделяют моти­вацию познавательной деятельности, сообщение учебной информации, формирование и совершенствование профессио­нальных умений и навыков, освоение передового опыта, конт­роль результатов обучения (А. М. Смолкин, В. Н. Кругликов).

По типу деятельности участников при поиске решения задач выделяют методы, построенные на ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации про­цессов и структур; проектировании   и конструировании объек­тов; выборе тактики действий в управлении, общении и кон­фликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологи­ческой задач; демонстрации и тренинге навыков внимания, вы­думке, оригинальности, быстроты мышления и другие.

      По численности участвующих выделяют индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предпола­гающие работу участников в диадах и триадах. По месту проведения различают аудиторные  и внеаудитор­ные, выездные, экскурсионные. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Деловая игра  в педагогической системе.

      После рассмотрения все­го комплекса активных методов обучения становятся понятными особенности и место деловых игр.

      Теоретические основы и прак­тическое применение деловых игр   изложены в работах Г.С. Абрамо­вой, Я.М. Бельчикова, М.М. Бирштейн,  В.Н. Буркова, Ю.В. Геронимуса, Н.Н. Козленке, В.Ф.Комарова, Л.Н. Матросовой, С.Н. Павлова, В.Я. Платова, В.А. Степановича,  В.А. Трайнева и др.

Сам термин «игра» у большинства людей ассоциируется с детством, со спортом, профессией актера, в раз­ных языках соответствует понятиям  о шутке, смехе, легкости  и указывает на связь с положительными эмоция­ми.

И действительно, игры нас окру­жают постоянно. Ю.В. Геронимус называет следующие факторы, спо­собствующие возникновению игро­вого интереса: удовольствие от контактов с партнерами по игре, от демонстрации партнерам своих воз­можностей как игрока, азарт ожида­ния непредвиденных игровых ситу­аций, удовлетворение от успеха,  ко­рыстный интерес к денежному выигрышу и др. Поэтому использо­вание игрового подхода в обучении вполне закономерно. Именно на игровые мотивы, по мнению Д.Н. Кавтарадзе, во многом опира­ются активные методы обучения.

Что же такое деловая игра? Оп­ределений понятия «деловая игра» в литературе много. Я.М. Бельчиков и М.М. Бирштейн предлагают следующую трактовку: деловая игра  в широко распространенном, обычном понимании - это метод имитации принятия управленчес­ких решений в различных произ­водственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей.

В.Н. Бурков и его последовате­ли называют деловой игрой ими­тацию  на модели производствен­ной, хозяйственной и организаци­онной деятельности в учебных и исследовательских целях. Дело­вая игра - это имитация реаль­ных производственно-экономичес­ких процессов на игровой модели с целью формирования у обучае­мых экономического мышления, такое определение дает Н.Н. Козленко. Деловая игра, подчеркивает  С.Н. Павлов, активный метод обу­чения, использующий имитацию реального изучаемого объекта для создания у обучаемых наиболее полного ощущения реальной дея­тельности в роли лица, принима­ющего решения.

Эти определения различаются выделением каких-либо особеннос­тей деловых игр. В первом подчер­кнута роль компьютера, во вто­ром - не только учебная, но и ис­следовательская цель, в третьем - развитие экономического мышле­ния, в четвертом - ролевая осо­бенность деловой игры и отнесе­ние  ее к активным методам обуче­ния.

Подготовка и проведение деловой игры - процесс творческий. Взяв модель уже разработанной игры, можно изменить отдельные ее элементы или содержание без изменения модели. Наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо отработана сама игровая модель действий участников. Необходимо помнить, что они не могут предварять се­минары, практические занятия, а должны проводить в конце обучения.                                                    

Информация о работе Значение игры в жизни и деятельности человека