Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:50, реферат
Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой - социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в понятии жизненного пути. Всякое живое существо развивается, но только человек имеет свою историю (С.Л. Рубинштейн). Жизненный путь - это история индивидуального развития, жизнь человека как личности.
Введение. 2 стр.
Раздел 1. Значение и виды деятельности игр. 3 стр.
1.1. Игра – творческий процесс. 7 стр.
1.2. Метод игрового моделирования как элемент деловой игры. 10стр.
1.3. Классификация методов активного обучения. 13 стр.
1.4. Деловая игра в педагогической системе. 17 стр.
Раздел 2. Описание эффективности деятельности использования игр в процессе обучения. 22 стр.
Вывод. 30 стр.
Заключение. 31стр.
Список использованной литературы. 32 стр.
Чувственно – речевая игра значения вновь возвращает творческий процесс, к интуиции и творческая спираль переходу от интуиции к фантазии, а потом к мышлению, и дальше раскручивается неистекаемо.
1.2. Метод игрового моделирования как элемент деловой игры.
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех.
Для активизации деятельности при подготовке к очередному методическому мероприятию, для привлечения их интереса к тематике предстоящего события старшему воспитателю важно знать основные методы и формы активизации педагогов. Все методы активизации педагогов могут быть использованы изолированно в соответствии с темой и задачами проводимого методического мероприятия. Но не менее интересно и эффективно сочетание разнообразных методов активизации в разных вариантах.
Использование метода игрового моделирования как элемент деловой игры, позволяет сочетать методы и приемы активизации педагогов с целью оказания помощи воспитателям в организации педагогического процесса, обучения и знакомства с новыми методами работы с детьми. Благодаря игровому моделированию разворачивается широкое поле деятельности, появляется возможность по индивидуализации этой работы, с одной стороны, и созданию сплоченного коллектива – с другой.
Цель работы заключается в эффективности использования метода игрового моделирования как элемента деловой игры.
Задачи:
1. Изучить научно-теоретические основы методов активного обучения.
2. Раскрыть метод игрового моделирования.
3. Практическое изучение метода игрового моделирования на эффективность методической работы с педагогами.
Практическая значимость состоит в разработке методических рекомендаций по методу использования игрового моделирования на основе деловой игры.
Теоретико-методологической основой явились работы Г.С. Абрамовой, Я.М. Бельчиковой, М.М. Бирштейн, В.Н. Бурковой, Ю.В. Геронимуса, Н.Н. Козленке, В.Ф.Комаровой, Л.Н. Матросовой, С.Н. Павлова, В.Я. Платова, В.А. Степановича, В.А. Трайнева и др.
Особенности методов состоят в их направленности на активизацию познавательной, коммуникативной, профессиональной деятельности и повышение их качества.
Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утрачивают значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Все шире используется непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения».
Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельном овладении обучающимися знаниями в процессе активной познавательной деятельности.
Таким образом, активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности как обучающих, так и обучаемых. Возможности разных методов обучения в плане активизации учебной и профессиональной деятельности различны и зависят от природы и содержания соответствующих методов, способов их использования, мастерства педагога, подготовленности воспитанников. Использование активных методов обучения, по мнению М.М. Бирштейн, расширяет кругозор, формирует умения и навыки профессиональной деятельности, при этом развиваются и вырабатываются техника перегруппировки, реорганизации и систематизации чего-либо, умение формулировать вопросы.
К воспитательным задачам активных методов обучения относятся: развитие самостоятельности, воли, активность; формирование определенного подхода, позиции, мировоззренческой установки, развитие коммуникативных качеств, умения работать в коллективе. Целью активных методов обучения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.
Таким образом, активные методы обучения - это обучение в деятельности.
1.3. Классификация методов активного обучения.
Специалисты предлагают разные классификации активных методов обучения. Н.Н. Козленко к активным методам обучения относит деловые игры, метод анализа конкретных ситуаций и метод разыгрывания ролей. В.Я. Платов выделяет две группы активных методов обучения: анализ конкретных ситуаций и игры, которые разделяет на виды.
При использовании метода анализа конкретных ситуаций обучаемым предъявляется ситуация, связанная с некоторым моментом функционирования конкретной системы. Особенность этого метода состоит в отсутствии ролей. К таким методам относится решение педагогических ситуаций, ситуационных задач, включающих анализ высказываний детей и родителей, детского поведения, творчества и т.д.
В ролевых играх игровой комплекс является динамичной системой, в которой есть ролевое общение. При этом под воздействием решений могут измениться структура и параметры игрового комплекса. Для ролевой игры принципиально важно наличие именно модели управляющей системы. Примером такой игры может служить «разыгрывание» педагогом организации занятия с детьми, роли которых выполняют воспитатели. Руководитель игры может изменять «возраст» детей, от чего зависит изменение методических приемов педагога. В имитационных играх часто имеется только одна тиражируемая роль, не моделируется деятельность руководства, остается лишь модель среды. Примером может быть имитация действий воспитателей в чрезвычайных обстоятельствах, при пожаре и др.
Организационно - деятельностные игры применяют для решения сложных социально-производственных задач, требующих объединения усилий различных специалистов.
В деловых играх сочетаются признаки метода анализа конкретных ситуаций
Классификацию активных методов обучения дают в своей работе «Деловые игры» Я.М. Бельчиков и М.М. Бирштейн. Все активные методы обучения авторы делят на два типа: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и неимитационные.
Имитационные методы в свою очередь подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций, разбор деловой почты руководителя, действия по инструкции и т.д. Игровые методы подразделяют на:
• деловые игры;
• дидактические или учебные игры;
• игровые ситуации;
• игровые приемы и процедуры.
Имитационные (воспроизведение существующей модели деятельности) | Неимитационные (там, где нет и не может быть модели предполагаемой деятельности) | |
неигровые | игровые | Стажировка без выполнения должностной роли |
Анализ конкретных (живых) ситуаций, анализ классических ситуаций | Деловые игры |
Программированное обучение |
Организационно-деятельностная игра | ||
Разбор деловой почты руководителя, документов | Дидактические или учебные игры |
Мозговой штурм |
Инновационная игра | ||
Действия по инструкции | Игровые ситуации |
Выпускная работа |
Стажировка с выполнением должностной роли | ||
Тренинг | Разыгрывание ролей | Диалог, полилог, дискуссия |
Инцидент | Игровые приемы и процедуры | Методы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа) |
Игры-проектирование |
При этом к игровым процедурам и приемам относят средства реализации отдельных, единичных принципов, в первую очередь различные формы активизации лекций и других традиционных форм обучения, игровые педагогические приемы, отдельные средства активизации.
Игровые ситуации представляются средством реализации двух и более принципов, не совпадающих с деловой игрой (по количеству) составом элементов и не имеющих формализованной структуры, правил поведения на игровой площадке, регламента. Примером игровой ситуации можно считать дискуссионные занятия, проводимые в развернутом виде, с незапланированными выступлениями и оппонированием, когда заранее неизвестно, кто и в каком качестве (докладчика, критика, провокатора) будет участвовать в обсуждении, а также ситуации, используемые для ролевых игр, театрализованных игр, упрощенных управленческих тренингов. Если же игровая ситуация используется в качестве основы, но деятельность участников формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий, регламент, то можно считать, что мы имеем дело с дидактической игрой.
К деловым играм, соответственно, относятся методы, реализующие всю совокупность элементов, а следовательно, и весь комплекс принципов активизации, характерных для методов активного обучения.
Под неимитационными методами понимают стажировку на рабочем месте, программированное обучение, проблемную лекцию, выпускную работу. По назначению выделяют мотивацию познавательной деятельности, сообщение учебной информации, формирование и совершенствование профессиональных умений и навыков, освоение передового опыта, контроль результатов обучения (А. М. Смолкин, В. Н. Кругликов).
По типу деятельности участников при поиске решения задач выделяют методы, построенные на ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задач; демонстрации и тренинге навыков внимания, выдумке, оригинальности, быстроты мышления и другие.
По численности участвующих выделяют индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предполагающие работу участников в диадах и триадах. По месту проведения различают аудиторные и внеаудиторные, выездные, экскурсионные.
1.4. Деловая игра в педагогической системе.
После рассмотрения всего комплекса активных методов обучения становятся понятными особенности и место деловых игр.
Теоретические основы и практическое применение деловых игр изложены в работах Г.С. Абрамовой, Я.М. Бельчикова, М.М. Бирштейн, В.Н. Буркова, Ю.В. Геронимуса, Н.Н. Козленке, В.Ф.Комарова, Л.Н. Матросовой, С.Н. Павлова, В.Я. Платова, В.А. Степановича, В.А. Трайнева и др.
Сам термин «игра» у большинства людей ассоциируется с детством, со спортом, профессией актера, в разных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь с положительными эмоциями.
И действительно, игры нас окружают постоянно. Ю.В. Геронимус называет следующие факторы, способствующие возникновению игрового интереса: удовольствие от контактов с партнерами по игре, от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока, азарт ожидания непредвиденных игровых ситуаций, удовлетворение от успеха, корыстный интерес к денежному выигрышу и др. Поэтому использование игрового подхода в обучении вполне закономерно. Именно на игровые мотивы, по мнению Д.Н. Кавтарадзе, во многом опираются активные методы обучения.
Что же такое деловая игра? Определений понятия «деловая игра» в литературе много. Я.М. Бельчиков и М.М. Бирштейн предлагают следующую трактовку: деловая игра в широко распространенном, обычном понимании - это метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей.
В.Н. Бурков и его последователи называют деловой игрой имитацию на модели производственной, хозяйственной и организационной деятельности в учебных и исследовательских целях. Деловая игра - это имитация реальных производственно-экономических процессов на игровой модели с целью формирования у обучаемых экономического мышления, такое определение дает Н.Н. Козленко. Деловая игра, подчеркивает С.Н. Павлов, активный метод обучения, использующий имитацию реального изучаемого объекта для создания у обучаемых наиболее полного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения.
Эти определения различаются выделением каких-либо особенностей деловых игр. В первом подчеркнута роль компьютера, во втором - не только учебная, но и исследовательская цель, в третьем - развитие экономического мышления, в четвертом - ролевая особенность деловой игры и отнесение ее к активным методам обучения.
Подготовка и проведение деловой игры - процесс творческий. Взяв модель уже разработанной игры, можно изменить отдельные ее элементы или содержание без изменения модели. Наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо отработана сама игровая модель действий участников. Необходимо помнить, что они не могут предварять семинары, практические занятия, а должны проводить в конце обучения.
Информация о работе Значение игры в жизни и деятельности человека