Значение ощущений в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 09:41, реферат

Краткое описание

Жизнь каждого человека сложна и многогранна. Она раскрывается через целый ряд важных процессов. Их условно можно разделить на социальную и деловую активность индивида, культуру, медицину, спорт, общение, межличностные отношения, научную и исследовательскую деятельность, развлечение и отдых. Полноценное протекание всех вышеперечисленных процессов проблематично, а порою даже невозможно представить без задействованности всех наших органов чувств. Поэтому необходимо оценить роль ощущений в жизни человека, так как иногда это знание помогает в организации благополучного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………
1 Понятие ощущений………………………………………………………………………………
2 Классификация ощущений……………………………………………………………………………...
3 Влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в жизни людей……………………………………………………………………………….
4 Влияние ощущений на психологию личности……………………………………...
5 Роль ощущений в спорте……………………………………………………………..
6 Ощущения в деловой среде………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………......
Список использованной литературы…………………………………...............................................

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Российской федерации.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ Российской федерации

 

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский ядерный университет  «МИФИ»

 

Северский технологический институт – филиал НИЯУ МИФИ

(СТИ НИЯУ  МИФИ)

 

  Кафедра ГиСН

 

 

 

 

 

 

Значение ощущений в жизни человека

           Реферат

     по дисциплине  «Психология и педагогика»

 

 

 

 

 

 

Студент гр. В-318

_______________________Соловьева  Е.Ю.

         «____»___________ 2012 г.

 

 

Руководитель:

старший преподаватель  кафедры ГиСН

       ____________ Т.Н. Ретунская

          «____»_________ 2012 г.

 

 

 

 

Северск 2012

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………

3

1 Понятие ощущений………………………………………………………………………………

 

5

2 Классификация ощущений……………………………………………………………………………...

 

7

3 Влияние ощущений  на психологию деятельности и  на познавательные процессы в  жизни людей……………………………………………………………………………….

 

14

4 Влияние ощущений  на психологию личности……………………………………...

17

5 Роль ощущений в спорте……………………………………………………………..

20

6 Ощущения в деловой  среде………………………………………………………….

22

Заключение……………………………………………………………......

23

Список использованной литературы…………………………………...............................................

 

24


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ощущение, как таковое  – достаточно непростое психическое  явление, каким кажется на первый взгляд. Несмотря на то, что это достаточно изученное явление, глобальность его  роли в психологии деятельности и  познавательных процессах человеком недооценена. Ощущения широко распространены в обычной жизни человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для людей является обыденной первичной формой психологической связи организма со средой.

Частичное или полное отсутствие видов  ощущения (зрение, слух, вкус, запах, осязание) у человека препятствует или тормозит его развитие. Ощущения оказывают огромное значение на формирование таких познавательных процессов как речь, мышление, воображение, память, внимание и восприятие, а так же на освоение деятельности, как специфического вида активности человека направленной на создание предметов материальной и духовной культуры, преобразование своих способностей, сохранение и совершенствование природы, и строительство общества.

В самом начале жизни у людей помимо физического развития, прежде всего, формируется речь, которая является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Письменная речь чаще выступает как способ запоминания информации. Внешняя речь, играет в основном роль средства общения, а внутренняя средство мышления. Необходимо отметить и тот факт, что речь сужает границы выбираемого вида деятельности. Формирование же речи в свою очередь проблематично или даже невозможно без таких видов ощущения как зрение, слух, осязание.

Человек является органической частью природы и общества, он представляет собой достаточно сложный организм. Зарождение и развитие человеческого организма направленно, прежде всего, на формирование личности. Люди не рождаются личностями, а становятся ими в процессе развития. Структура личности включает в себя способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивацию, социальные установки. На формирование и развитие личности большое влияние оказывают познавательные процессы, деятельность, а также человеческие взаимоотношения. На приобретенные качества при формировании личности влияет образовательный процесс. Но как можно представить образовательный процесс без ощущений?

Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы  своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы, как  главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Жизнь каждого человека сложна и  многогранна. Она раскрывается через  целый ряд важных процессов. Их условно  можно разделить на социальную и деловую активность индивида, культуру, медицину, спорт, общение, межличностные отношения, научную и исследовательскую деятельность, развлечение и отдых. Полноценное протекание всех вышеперечисленных процессов проблематично, а порою даже невозможно представить без задействованности всех наших органов чувств. Поэтому необходимо оценить роль ощущений в жизни человека, так как иногда это знание помогает в организации благополучного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде.

Таким образом, в работе будут освещены следующие моменты:

  • понятие ощущений;
  • классификация ощущений;
  • влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в жизни людей;
  • влияние ощущений на психологию личности;
  • роль ощущений в спорте;
  • ощущения в деловой среде.

 

1 Понятие ощущений

 

В процессе познания окружающего  мира, в психологии людей исследователи  выделяют такое немаловажное явление  в жизни каждого человека, как  ощущение.

Ощущением называется простейший психический  процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений окружающего мира, которые воздействуют на мозг, через соответствующие органы чувств.

Так, глядя на какой-нибудь предмет, например стул, человек при помощи зрения определяет его цвет, форму, величину, посредством осязания узнает, что он твердый, гладкий, двигая его руками, убеждается в его тяжести. Все это – отдельные качества данного материального предмета, сведения о которых дают ощущения.

Способность ощущения - это  единственное явление организма, под средством которого внешний мир проникает в человеческое сознание. При всей необходимости и значимости ощущения, дает возможность ориентации в окружающем мире.

Наши органы чувств являются продуктами длительной эволюции, поэтому  они специализированы к отражению определенных видов энергии, определенных свойств, предметов и явлений действительности, которые являются адекватными раздражителями для конкретных органов чувств. Свет, например, является адекватным раздражителем для глаза, а звук - для уха и т. д. Такая дифференцировка в области ощущений у человека связана с историческим развитием человеческого общества. Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды, человеческий организм получает с помощью органов чувств, в виде ощущений. Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, то есть чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознании.

Каким же образом информация из внешнего мира поступает в мозг? Ведь известно, что мозг защищен прочной костной оболочкой черепа и не вступает в непосредственный контакт с окружающим миром. Но зато имеются специальные каналы связи мозга с внешним миром, по которым и поступает в мозг разнообразная информация. Эти каналы назвали анализаторами. Анализатор – это сложный нервный аппарат, который производит анализ окружающей среды. Каждый анализатор состоит из трех отделов. К ним относятся:

1. Периферический отдел,  или рецепторный (от латинского  слова «реципио» - принимать), являющийся специальным преобразователем внешней энергии в нервный процесс. К этому отделу относятся органы чувств (глаз, ухо, язык, нос и кожа)

2. Проводниковый отдел,  который, как показывает само  название, обеспечивает проведение  нервного воздействия от рецепторного аппарата к центру анализатора в головном мозге посредством центростремительных (афферентных) нервов и от центра к периферийному отделу – посредством центробежных (афферентных) нервов.

3. Мозговой, или центральный  отдел – высший отдел анализатора,  осуществляющий сложные функции анализа. Здесь возникают ощущения – зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и т. д.

Механизм действия анализатора  заключается в следующем. Предмет-раздражитель действует на рецептор, вызывая в  нем физико-химический процесс раздражения, которое переходит в физиологический процесс – возбуждение, последнее по центростремительному нерву передается к центру анализатора. В корковой области (отделе) анализатора на основе нервного процесса возникает психический процесс, иначе называемого ощущением. Все отделы анализатора работают как единое целое.

Как мы видим, в процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение.

 

 

2 Классификация  ощущений

 

В настоящее время  насчитывают около двух десятков различных анализаторских систем, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на рецепторы. Классификация позволяет сгруппировать их в системы и представить связи взаимозависимости. Выделяют следующие основания классификации ощущений:

  • по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущения;
  • по месту расположения рецепторов;
  • по времени возникновения в ходе эволюции;
  • по модальности раздражителя.

По наличию  или отсутствию непосредственного  контакта с раздражителем, выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения - контактные.

По месту  расположения рецепторов различают экстероцепцию, интероцепцию и проприоцепцию. Экстероцептивные ощущения возникают от раздражения рецепторов, расположенных на поверхности тела (зрительные, слуховые, тактильные и др.)

Интероцептивные ощущения возникают при раздражении рецепторов находящихся внутри организма (ощущение голода, жажды, тошноты). Проприоцептивные ощущения возникают при раздражении рецепторов, находящихся в мышцах и сухожилиях.

По модальности  раздражителя ощущения делят на: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические, кинестетические, температурные, болевые. Имеются ощущения, которые занимают промежуточное место между слуховыми и кожными – вибрационные ощущения.

Существуют своеобразные ощущения, лежащие в основе восприятия препятствий, не осознаваемые зрячими людьми, но свойственные слепым. Незрячие на расстоянии могут ощущать препятствие, причем тем яснее, чем препятствие массивнее. Установлено, что это происходит с помощью кожи лица и, прежде всего, лба. Предполагают, что это обостренные тепловые ощущения или ощущения локационные, которые отмечены у летучих мышей.

Охарактеризуем кратко каждый из названных  видов ощущений, начав с дистантных и остановившись подробнее на зрительных ощущениях, играющих ведущую  роль в познании человеком внешнего мира. (Установлено, что 80-90% информации от окружающего мира поступает через зрительный анализатор, около 80% всех рабочих операций осуществляется под зрительным контролем.)

Зрительные  ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов – палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму.

Цвета, которые ощущает человек, делятся на ахроматические и хроматические. Ахроматические цвета – черный, белый и промежуточный между ними серый. Хроматические – все оттенки красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Белый цвет есть результат воздействия на глаз всех световых волн, входящих в состав спектра. Ахроматические цвета отражают палочки, которые расположены по краям сетчатки. Колбочки расположены в центре сетчатки. Они функционируют только при дневном свете и отражают хроматические цвета. Палочки функционируют в любое время суток. Поэтому ночью все предметы нам кажутся черными и серыми.

Информация о работе Значение ощущений в жизни человека