Значение ощущений в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 09:41, реферат

Краткое описание

Жизнь каждого человека сложна и многогранна. Она раскрывается через целый ряд важных процессов. Их условно можно разделить на социальную и деловую активность индивида, культуру, медицину, спорт, общение, межличностные отношения, научную и исследовательскую деятельность, развлечение и отдых. Полноценное протекание всех вышеперечисленных процессов проблематично, а порою даже невозможно представить без задействованности всех наших органов чувств. Поэтому необходимо оценить роль ощущений в жизни человека, так как иногда это знание помогает в организации благополучного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………
1 Понятие ощущений………………………………………………………………………………
2 Классификация ощущений……………………………………………………………………………...
3 Влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в жизни людей……………………………………………………………………………….
4 Влияние ощущений на психологию личности……………………………………...
5 Роль ощущений в спорте……………………………………………………………..
6 Ощущения в деловой среде………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………......
Список использованной литературы…………………………………...............................................

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Российской федерации.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

Внимание также невозможно без органов чувств, так как оно организует многообразие ощущений. Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Память - это процессы воспроизведения, запоминания, сохранения и переработки человеком разнообразной информации. А информация, в свою очередь, как уже было сказано выше, поступает через органы чувств. Подумаем логически, как нам представится без ощущений возможность к запоминанию? На этот вопрос будет и соответствующий ответ.

Воображение - особая форма человеческой психики, состоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Это сложный процесс, который протекает в мышление под воздействием той информации, которая поступает в мозг из внешней среды через органы чувств и обрабатывается через восприятие, а также под воздействием тех образов, которые находятся в памяти человека.

Мышление - является познавательным высшим процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразование человеком в действительности. Мышление можно также понимать как получение новых знаний творческое преобразование имеющихся представлений. На формирование и развитие мышления оказывает влияние новая информация и имеющиеся представления, которые поступают и формируются через ощущения.

Речь – это средство общения. Речь формируется под воздействием звуковых сигналов (фонем, морфем, слов, предложений, фраз), которыми обмениваются индивиды с помощью звуковых ощущений. Под воздействием полученных сигналов формируются активный и пассивный словарные запасы и навыки произношения.

 

 

4 Влияние ощущений  на психологию личности

 

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов.

Личность – это человек как носитель сознания, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Личность включает в себя индивидуальность.

Индивидуальность – это индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает друг от друга. Личность - это прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем - черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение. Исследователи выделяют важное значение ощущений в развитии личности. Трудно представить себе личность, у которой они отсутствуют или даже невозможно.

Рассмотрим структуру  личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, воля, эмоции, социальные установки.

Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Здесь скажем, что ощущения играют главную роль. Приобретение и закрепление знаний, умений, навыков осуществляется через все органы чувств, в зависимости от рода деятельности. Например, скульптор по роду своей деятельности приобретает и закрепляет способности через осязание, зрение; человек имеющий способности к иностранным языкам совершенствует свои способности через слуховые и зрительные ощущения.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Темперамент выступает  как бы связывающим звеном между  организмом, личностью и познавательными  процессами. Темперамент разделяется на сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический. Психофизиологическая оценка темперамента включает в себя четыре компонента: выносливость, пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). У человека складывается и развивается определенная линия психического поведения под воздействием той информации, которая поступает из внешней среды к индивиду через познавательные процессы. Ощущения при этом играют не последнюю роль, так как прежде чем организм человека обрабатывает полученную информацию, на основе которой формируется его психофизическое поведение, эта информация каким-то образом должна поступить в организм.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных способностей личности, который складывается и проявляется в деятельности, в общении и обуславливает типичные для личности способы поведения, это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те, или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства.

Некоторые устойчивые черты  характера обнаруживаются уже у детей раннего возраста. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. У ребенка формируется определенное отношение к формам поведения близких взрослых людей, которым он в последствии подражает, на основе его личных ощущений внешнего мира. При помощи прямого поучения через подражание и эмоциональные подкрепления он усваивает форму поведения взрослых.

Воля – это настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих актов, в преодолении возникающих на пути преград, вполне реальное явление, обладающее своими специфическими, легко обнаруживаемыми и описываемыми научным языком признаками.

Воля является сложным  процессом и ощущения задействованы  здесь на первом этапе этого процесса. Далее человек перерабатывает и осмысливает полученную информацию, ставит приоритеты, оценивает свои возможности и желание, переходит к активным действиям.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе.

Ощущения и эмоции это взаимосвязанные явления  эмоциональной сферы личности. Эмоции человека возникают вследствие деятельности органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и т.д. Например, человек увидел и услышал, что к нему плохо относятся (увидел хмурый (веселый) взгляд другого человека, услышал о себе плохой (хороший) отзыв) и у него поднялось (или наоборот испортилось) настроение, т.е. проявились соответствующие эмоции. Также кожные ощущения влияют на проявление эмоций, например, ребенок упал, поранился, ощутил чувство боли и заплакал, боль прошла и ребенок успокоился.

 

 

5 Роль ощущений  в спорте 

 

Предметом психологии спорта являются психологические особенности спортивной деятельности в ее разнообразных видах и психологические особенности личности спортсмена. Возникновение физических упражнений исторически обусловлено стремлением человека удовлетворить потребность в движении и, естественно, в развитии физических качеств. Спорт занимает большое место в жизни современного общества. Он не только обеспечивает всестороннее физическое развитие человека, но и содействует воспитанию его морально-волевых качеств. В связи с этим физические упражнения стали специальным предметом психологического исследования и изучения: без точного анализа психологических основ физических упражнений нельзя разработать рациональные методы обучения и спортивной тренировки.

В основе этой характеристики лежит содержание спортивной деятельности, выражающееся в действиях, специфических для данного вида физических упражнений. В отличие от трудовой деятельности, рабочие операции в которой направлены на достижение внешней цели – изготовление требуемой продукции, двигательные операции в спортивной деятельности направлены на совершенное выполнение самой этой деятельности. Сточки зрения психологии эти действия отличаются друг от друга, во-первых, по степени сложности психических процессов, во-вторых, по степени и характеру вовлечения в эту деятельность внешних факторов среды. Исходя из этого, можно выделить следующие группы физических упражнений:

  • Элементарные движения отдельных звеньев человеческого тела: движение рук, ног, туловища, головы – наклоны, выпрямления, повороты и т. п. (например, многие упражнения гигиенической гимнастики, утренней зарядки; более или менее сложные комбинации элементарных движений входят в вольные гимнастические упражнения). Эти движения просты по своей структуре. Психологически они основаны на точных проприоцептивных, мышечно-двигательных ощущениях.
  • Перемещения всего тела при упражнениях на снарядах (например, различные упражнения на гимнастических снарядах: параллельных брусьях, кольцах, коне и перекладине). Упражнения этой группы отличаются тем, что в них движения отдельных звеньев тела объединены в сложную структуру, обеспечивающую требуемое характером упражнения перемещение всего тела в целом. Кроме того, выполнение движений в них невозможно без точного учета внешних факторов, таких, как положение снаряда, его размеры, упругость и др. Психологически эти упражнения основаны на точности не только проприоцептивных, но также зрительных и осязательных ощущениях в их взаимосвязи.

Существуют и другие группы физических упражнений, которые  тесно связанны с ощущениями. Мы их перечислим, так как спорт без ощущений практически не возможен.

  • Передвижения в пространстве (спортивная ходьба, бег, лазание, конькобежный и лыжный спорт, прыжки, барьерный бег и др.).
  • Упражнения с различными предметами (поднимание тяжестей, метание, упражнения с булавами и т. д.).
  • Единоборства (борьба, бокс, фехтование).
  • Спортивные игры.

Спортивная деятельность представляет собой движение, которое  всегда бывает сложным: оно состоит  из зрительных и двигательных элементов  в их единстве. В итоге длительной практике определенные зрительные образы движения связываются с определенными мышечно-двигательными представлениями. Эта связь становится настолько прочной, что достаточно возникнуть в сознании человека зрительному представлению, как оно тотчас же влечет за собой определенный мышечно-двигательный импульс. Таким образом, важнейшая роль ощущений в спорте очевидна.

 

 

6 Ощущения  в деловой среде 

 

Деловая среда в настоящее  время имеет огромное значение в  жизни современного человека. В деловой среде ощущения занимают не последнее место, так как с каждым органом чувств связано определенное количество принимаемой информации. А бизнес это не только финансовые потоки, это еще и разнообразные выставки, презентации, доклады, отчеты и т. д., где люди обмениваются информацией о выпускаемой продукции, отчитываются о проделанной работе. Необходимо учитывать следующий расклад воспринимаемой информации через органы чувств:

90% - через все познавательные процессы;

50% - только через слух и зрение;

30% - только через зрение;

20% - только через слух;

10% - только через чтение.

Например, если докладчик, скажем, на деловых переговорах с  партнерами будет передавать информацию аудитории только через слух, то очевидно большая часть информации не дойдет до адресата, и, возможно, какой-то желаемый контракт не будет заключен. Но, если бы информация была бы более наглядной (докладчик заготовил бы таблицы, графики, образцы, фото-, видеоматериалы и т.д.), то успех бы был очевидным. Таким образом, в деловой среде, где ставка делается на сотни и тысячи долларов, не стоит пренебрегать ощущениями и основательно готовиться к публичным выступлениям, так как завтра это может дать качественно новый виток развития бизнеса.

 

 

Заключение

 

В работе был проведен краткий анализ ощущений в жизни человека. В результате этого анализа была оценена глобальная роль ощущений.

Прежде всего, было описано  понятие ощущения, в результате чего было дано его четкое определение, и  установлено каким образом информация из внешней среды поступает в  мозг человека.

Классификация ощущений показала многообразие и специфику  ощущений в жизни каждого здорового  человека, и помогла сформировать общее представление о видах  ощущения.

Были так же выделены основные моменты в жизни человека:

  1. психология деятельности (профессия);
  2. познавательные процессы;
  3. психология личности;
  4. спорт;
  5. деловая среда (бизнес).

В каждом из выделенных моментов предпринимались попытки проследить связь с ощущениями. В работе были выделены самые неожиданные связи  ощущений с процессами мышления, памятью, характером, волей, эмоциями и т. д., на которые в обычной жизни человек не обращает внимание. Была так же сделана попытка описать ограничения по выбору той или иной профессии вследствие недостатков определенных видов ощущения.

Можно было бы подробнее  рассмотреть эту тему в работе более объемного характера.

В данной же работе сделать  это практически не представляется возможным, в силу многогранности жизни  человека. Было бы интересно подробно рассмотреть роль ощущений в межличностных  отношениях, в научно-исследовательской  деятельности, педагогике, медицине, развлечениях, отдыхе и т. д.

Однако проделанная  работа может оказать неоценимую помощь как в жизни, так и дальнейшей профессиональной деятельности.

Список использованной литературы

 

  1. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология: Учебник для индустр. - пед. техникумов. – М.: Высш.шк., 1989.
  2. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. – М., 1974.
  3. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие.
  4. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высших, педагогических, учебных, заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994.
  5. Общая психология под редакцией В. В. Богословского и других. М. Просвещение 1981.
  6. Петровский А.В. Введение в психологию. Москва 1995.
  7. Психология и педагогика: Учебное пособие/Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М. Николаенко. – М.: ИНФРА-М;
  8. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов. Составитель и ответственный редактор Радугин А.А. Научный редактор Кротков Е.А. Москва, 1997. – 256с.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В2т. Т1. М. 1989.
  10. Рудик П.А. Психология. Учебник для учащихся техникумов физической культуры. М., «Физкультура и спорт», 1976.
  11. Социальная психология. Краткий очерк. Под общей редакцией Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. М., Политиздат,1975.

Информация о работе Значение ощущений в жизни человека