Взаимосвязь предпочитаемой субъектом музыки и его эмоционального состояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследование взаимосвязи музыкальных предпочтений человека и его эмоционального состояния.
Поставленные задачи: Изучить научную литературу по данной проблеме, установить связь музыки и эмоциональных состояний слушателя, её влияние на здоровье человека, а так же провести исследование для того, чтобы выяснить какую музыку предпочитает человек при разном эмоциональном состоянии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Влияние музыки на эмоциональное состояние человека в психологических исследованиях…………………………………………4
1.1 Понятия эмоционального состояния в психологии………………4
1.2 Влияние музыки на эмоциональное здоровье человека…………11
1.3 Влияние музыки на положительное и отрицательное эмоциональное состояние человека………………………………………...15
Глава II. Организация и результаты исследования взаимосвязи предпочитаемой субъектом музыки и его эмоционального состояния…………………………………………………….………………18
2.1 Методика исследования…………………………………………...18
2.2 Результаты исследования………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………..22
Библиографический список…………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

В исследовании приняло участие 10 человек юношеского возраста, различного пола.

 

 

2.2 Результаты  и анализ данных

Полученные в ходе исследования данные можно внести в следующую таблицу. Номер в ячейке соответствует номеру эмоционального состояния.

Табл. 1

Эмоциональные состояния по каждому прослушиванию (по конкретному эмоциональному состоянию)

№ Испыт.

до

после

до

после

до

после

до

после

До

после

до

после

до

после

до

после

1

7

9

9

25

25

26

21

3

14

22

22

7

7

31

9

26

2

15

15

15

10

10

19

19

7

7

10

10

17

17

30

30

15

3

22

21

21

16

16

7

7

3

3

29

29

26

26

8

8

29

4

12

10

9

26

26

5

24

7

21

16

29

7

7

8

8

25

5

14

28

9

28

1

26

26

3

21

2

8

19

4

8

8

26

6

17

4

22

31

22

21

21

25

23

20

20

3

11

31

31

14

7

30

1

12

22

22

29

21

26

14

4

19

29

29

2

2

18

8

17

10

21

29

14

29

14

21

14

24

17

18

24

18

28

29

9

1

22

31

17

2

19

7

3

3

8

2

31

9

31

14

25

10

14

2

2

22

9

19

9

29

28

31

21

4

12

8

12

26

 

альтернативная

блюз

джаз

классическая

рок

Поп-муз

клубная

фолк


 

Эмоциональные состояние, предложенные в списке можно разделить на три группы:

  1. Положительные эмоциональные состояния (1, 2, 6, 8, 22, 29,  31)
  2. Отрицательные эмоциональные состояния (4, 7, 8, 11, 13, 15, 16, 18, 19, 20, 23, 25, 27, 31)
  3. Переходные эмоциональные состояния (3, 5, 9, 10, 12,14, 17,   21, 24, 26, 28, 30)

 

Таким образом, предыдущую таблицу можно переписать, используя группы эмоций. Кроме того, необходимо подсчитать среднее значение по каждому музыкальному жанру. Для того, чтобы можно было выявить закономерности в изменении эмоционального состояния испытуемого в зависимости от музыкальных предпочтений. Средний балл соответствует какой-либо группе эмоциональных состояний.

 

 

 

Табл. 2

Эмоциональные состояния в каждом прослушивании (в зависимости от группы)

№ Испыт.

до

после

до

после

до

после

до

после

До

после

до

после

до

после

до

после

1

2

3

3

2

2

3

3

3

3

1

1

2

2

1

3

3

2

2

2

2

3

3

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

2

3

1

3

3

2

2

2

2

3

3

1

1

3

3

1

1

1

4

1

3

3

3

3

3

3

2

3

2

1

2

2

1

1

2

5

3

3

3

3

1

3

3

3

3

1

1

2

2

1

1

3

6

3

2

1

1

1

3

3

2

2

2

2

3

2

2

2

3

7

3

1

3

1

1

1

3

3

3

2

2

1

1

1

1

2

8

3

3

3

1

3

1

3

3

3

3

3

2

3

2

2

1

9

1

1

1

3

1

2

2

3

3

1

1

1

3

1

3

2

10

3

1

1

1

3

2

3

1

3

2

3

2

3

1

3

3

Средний балл

2,2

2,2

2,3

2,0

2,0

2,3

2,7

2,5

2,8

1,8

1,8

2,1

2,4

1,4

2,0

2,2

 

альтернативная

блюз

джаз

классическая

рок

Поп-муз

клубная

фолк


 

Полученные данные говорят о следующем.

Альтернативная музыка никак не изменяет эмоциональное состояние испытуемых (от 2,2 до 2,2);

Блюз ухудшает эмоциональное состояние (от 2,3 до 2,0);

Джаз переводит отрицательное состояние в переходное состояние (от 2,0  до 2,3);

Классическая музыка оставляет эмоциональное состояние неизменным, однако, слегка ухудшает состояние (от 2,7 до 2,5);

Рок-музыка переводит переходное эмоциональное состояние в отрицательное (от 2,8 до 1,8);

Поп музыка оставляет эмоциональное состояние испытуемого неизменным (от 1,8 до 2,1);

Клубная музыка переводит эмоциональное состояние человека с переходного в положительное (от 2,4 до 1,4);

Фолк-музыка оставляет неизменным состояние испытуемых (от 2,0 до 2,2).

 

Табл. 3

Музыкальные предпочтения испытуемых

Жанр

Количество испытуемых

Процентное содержание, %

Альтернативная музыка

2

20

Блюз

1

10

Джаз

2

20

Классическая музыка

4

40

Рок-музыка

8

80

Поп-музыка

6

60

Клубная музыка

9

90

Фолк музыка

2

20

Итого

10

100


 

Таким образом, можно говорить о том, что музыка изменяет эмоциональное состояние человека. Наиболее существенные изменения проявились после прослушивания клубной и рок-музыки. В обоих случаях, можно говорить о том, что состояние испытуемых улучшилось (в рок-музыке хоть и был переход в отрицательное состояние, однако, опираясь на динамику, состояние улучшалось). Кроме того, часть испытуемых выделила именно эти жанры, как предпочитаемые. Стоит отметить, что поп-музыку, предпочитают достаточно много испытуемых, но, их эмоционального состояния она не меняет.

Все остальные музыкальные жанры изменяют эмоциональное состояние испытуемых незначительно, в пределах одной группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе работы мне удалось проанализировать научную литературу по данной проблеме. Анализ психологической литературы подтвердил, что тема является актуальной в наше время. Но, стоит отметить, что исследования в области музыкальных предпочтений практически не проводилось. Да, и вопросы на стыке музыки и психологии до сих пор не являются полностью изученными. Это объяснятся субъективностью данного вопроса и иррациональностью психики человека, то есть невозможно выявить каких-либо общих особенностей для каждого индивида. В психологии лишь указаны некоторые влияния на физиологические особенности, но взаимосвязи с психическими параметрами либо нет, либо они пока не подтверждены. Таким образом, можно говорить, что в данной тематике есть еще много «темных пятен», и исследование в рамках темы моей курсовой работы может быть продолжено.

Кроме того, мне удалось провести эксперимент по данной теме. Выявились некоторые особенности. Клубная и рок-музыка изменяют эмоциональное состояние человека в положительном направлении, другие предложенные музыкальные жанры оставляют его неизменным. Тем самым моя гипотеза подтвердилась. Существует взаимосвязь предпочитаемой субъектом музыки и его эмоционального состояния. Большинство испытуемых предпочитают клубную музыку, а также рок. Именно эти два направления наиболее выражено изменяют эмоциональное состояние.

Подводя итог своей работы, можно сказать, что полученные результаты необходимо подтвердить на большей выборке.

 

 

Библиографический список

1.Вилюнас В.К. Психологические  механизмы биологической мотивации. - М., 1986.

2. Изард К.Э. Психология  эмоций./ Перев. С англ. - СПб.: Питер, 1999.

3. Леонтьев А.Н. Осмысленность  искусства.// Искусство и эмоции. Матер.межд. симп. - Пермь, 1991.

4. Линдсли Д.Б. Эмоции.//Экперимент.психология. М., 1960.

5. Милнер П. Физиологическая  психология./ Пер. с англ., М.: Мир, 1973

6. Марахасин В.С,.Цехановский В.М «Эксперименты по восприятию музыки в аспекте физиологии»// «Творческий процесс и художественное восприятие», изд. «Наука», 1987 г.

7.Петрушин В.И «Психология музыкального восприятия».//«Музыкальная психология и психотерапия» 2007 №2.

8.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946.

9. Симонов П.В. Мотивированный мозг. - М., 1987.

10. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. - М.: Наука, 1970.

11. Фресс Поль и Пиаже Жан. Экспериментальная психология. / Пер. с франц., М., 1975, вып.5.

12. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. - М., 1975.

13. http://www.nkj.ru/archive/articles/11022/

 

 

 

 

 

Приложение 1

Список предложенных эмоций:

1.Азарт

2.Бодрость

3.Вдохновение

4.Волнение 

5.Воодушевление 

6.Восторг

7.Грусть

8.Драйв

9.Заинтересованность

10.Замешательство

11.Злость

12.Интерес

13.Испуг

14.Любопытство

15.Мрачность

16.Напряжение

17.Озабоченность 

18.Отвращение

19.Печаль 

20.Потерянность

21.Предвкушение 

22.Радость

23.Раздражение

24.Растерянность

25.Скука

26.Спокойствие

27.Страх

28.Увлеченность

29.Удовольствие

30.Усталость

31.Энергичность

32.Ярость 

 

 


Информация о работе Взаимосвязь предпочитаемой субъектом музыки и его эмоционального состояния