Взаимосвязь предпочитаемой субъектом музыки и его эмоционального состояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследование взаимосвязи музыкальных предпочтений человека и его эмоционального состояния.
Поставленные задачи: Изучить научную литературу по данной проблеме, установить связь музыки и эмоциональных состояний слушателя, её влияние на здоровье человека, а так же провести исследование для того, чтобы выяснить какую музыку предпочитает человек при разном эмоциональном состоянии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Влияние музыки на эмоциональное состояние человека в психологических исследованиях…………………………………………4
1.1 Понятия эмоционального состояния в психологии………………4
1.2 Влияние музыки на эмоциональное здоровье человека…………11
1.3 Влияние музыки на положительное и отрицательное эмоциональное состояние человека………………………………………...15
Глава II. Организация и результаты исследования взаимосвязи предпочитаемой субъектом музыки и его эмоционального состояния…………………………………………………….………………18
2.1 Методика исследования…………………………………………...18
2.2 Результаты исследования………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………..22
Библиографический список…………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Переключательная функция эмоций обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, в экстремальных условиях, для человека возникает борьба между естественным инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, переживается она в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок.

Можно говорить и о коммуникативной функции эмоций. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, выражать свое отношение к явлениям, объектам и т.д. Мимика, жесты, позы, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.

Известно, что между эмоциями существует полярность. Например, радость и печаль, гнев и страх, интерес отвращение, стыд и презрение. Согласно Ч.Дарвину, противоположные эмоции могут выражаться противоположными движениями.

С Ч.Дарвином согласны и современные исследователи в том, что мимика возникла в эволюционном процессе, и выполняет важную адаптивную функцию. В ходе эволюции мимические сигналы развились в систему, позволяющую передавать информацию о «намерениях» или состоянии индивида и таким образом повышающую бдительность другого существа в окружающей его среде.

Существуют генетические комплексы поведенческих реакций, выражающие возникновение основных фундаментальных эмоций. Генетическая детерминированность экспрессивных реакций подтверждается сходством выразительных мимических движений у слепых и зрячих (улыбка, смех, слезы). Различия в мимических движениях между слепыми и видящими маленькими детьми совсем незначительны. С возрастом мимика зрячих становится более выразительной и генерализованной, в то время как у слепых она не совершенствуется, а даже снижается. Следовательно, мимические движения имеют не только генетическую детерминанту, но и сильно зависят от обучения и воспитания.

Коммуникативная функция предполагает наличие не только специального нейрофизиологического механизма, обуславливающего осуществление внешнего проявления эмоций, но и механизма, позволяющего читать смысл этих выразительных движений.

 

1.2 Влияние музыки  на эмоциональное здоровье человека

Современной наукой установлено, что музыка влияет на оба полушария. Причем правое (эмоции) воспринимает тембр и мелодию, а левое (речь и логика) - ритмы.[13] Диапазон музыкальных ритмов лежит близко к частотам дыхания и сердцебиения. Звуки действуют на нас не только эмоционально, но и физически. Благодаря резонансу от одних ритмов поднимается настроение, работоспособность, от других - наступает успокоение, расслабление, снижается давление.  
Впрочем, новые исследования все время вносят новые представления об этих процессах. В 1993 году Франсис Ране (США) написала в авторитетном научном журнале "Nature" статью о том, что прослушивание музыки Моцарта влияет на результаты тестов - явление назвали эффектом Моцарта. Что это: влияние на эмоции или влияние на физиологию? Правда, сегодня появилось немало работ, называющих этот эффект мифом. Нас ждет еще много открытий в понимании работы мозга.

Музыка - универсальная форма искусства, присущая культуре любой нации. Она тесно связана с другими творческими видами поведения человека, такими, как танцы, пение. Хотя влияние музыки на состояние людей замечено давно, оставалось неясным, какие же области мозга и вещества отвечают за восприятие музыки.

Лишь недавно, после разработки метода функциональной магнитно-резонансной томографии, появилась возможность изучать изменения активности нейронов - клеток нервной системы - во время прослушивания музыки.

Величина магнитно-резонансного сигнала зависит от того, в какой степени гемоглобин насыщен кислородом. А величина кровотока (то есть уровень кислорода) в определенной зоне мозга определяется ее работой (функциональной активностью). Поэтому исследователь может регистрировать степень насыщения крови кислородом, отражающую включение в работу той или иной зоны мозга, - результат возбуждения коры в ответ на разные виды стимуляции (чередование фаз двигательной, мыслительной или иной активности пациента и покоя). Этот метод позволяет изучать деятельность различных отделов мозга, строить их карты, в том числе карты моторной, сенсорной коры, зон речи и слуха. Сопоставление карт активации и стандартных томограмм (в покое) исследуемой области позволяет провести параллели между отдельными функциями. Именно так было достоверно установлено, что музыка возбуждает области мозга, связанные с эмоциональным поведением, такими, как островок мозга, гипоталамус, гиппокамп, миндалина и префронтальная кора. Оказалось, что музыка радости усиливает кровоток в вентральной и дорсальной областях полосатого тела, передней поясной извилине, парагиппокампальной извилине и области слухового восприятия. В то же время печальная музыка возбуждает гиппокамп (миндалину) и область слухового восприятия. В ответ на воздействие нейтральной музыки наблюдалось активирование островка мозга и области слухового восприятия.

В тех областях мозга, которые отвечают за восприятие музыки, изменяется и уровень ряда нейромедиаторов (веществ, передающих нервные импульсы). Мы будем говорить о трех из них, самых важных для восприятия музыки. Это эндорфины, эндоканнабиноиды и дофамин.

Эндорфины - химические соединения, которые естественным путем вырабатываются в головном мозге и обладают способностью уменьшать боль. Они влияют на эмоциональное состояние: приводят человека в состояние эйфории. Их иногда называют "природными наркотиками" или "гормонами радости". Эндорфины необходимы для состояния хорошего самочувствия, а их недостаток может быть причиной развития наркотической, в том числе алкогольной, зависимости.

Следующие в этом ряду - эндоканнабиноиды - регуляторные молекулы организма; они вырабатываются в латеральной части гипоталамуса центром контроля потребления пищи, и участвуют в передаче эндоканнабиноидных сигналов. Совсем недавно обнаружили, что эндоканнабиноиды образуются постсинаптически, а действуют на пресинапс. Обычно молекулярные сигналы идут от пресинапса к постсинапсу, то есть для эндоканнабиноидов направление обратное. Влияя на выработку и активность других нейромедиаторов, они регулируют процессы, определяющие аппетит, запоминание, забывание. Так, возможно, эндоканнабиноиды помогают мозгу стереть отрицательные эмоции в прошлом, чувство тревоги, неприятные воспоминания.

Затем идет дофамин - нейрогормон, "гормон удовольствия", медиатор нервной системы из группы катехоламинов; биохимический предшественник норадреналина и адреналина. "Прародитель" гормона, за которым так отчаянно гоняются "экстремалы", вырабатывается в мозге под действием музыки.

Нарушение в обмене дофамина наблюдается при шизофрении, болезни Паркинсона и др.

Недавно стало известно: супружеская любовь и верность у мышей-полёвок связаны с выделением клетками мозга дофамина. Он синтезируется в клетках эндотелия (регулируя мозговое кровообращение), а также некоторыми нейронами головного мозга, обеспечивая передачу информации в центральной нервной системе.

Сейчас появляется все больше фактов, указывающих на возможности использования терапии музыкой ряда неврологических и психических заболеваний: болезней Альцгеймера и Паркинсона, шизофрении, депрессии, тревожных состояний и аутизма. В то же время для действительного внедрения музыкальной терапии в клинику необходимо получить доказательные результаты ее эффективности - это требует тщательных, так называемых слепых (без любого субъективизма) испытаний. [13]

Действие музыки зависит от исходного состояния человека. о нем можно в определенной степени судить по электроэнцефало -грамме, и было бы очень заманчиво, исходя из особенностей изменений на энцефало-грамме того или иного больного, назначать ему определенный вид музыкальной терапии. Прогресс нейрохимии, нейроэлектрофизиологии и радиотомографических методов позволяет надеяться, что в скором будущем ученые сумеют доказать действенность таких видов нестандартной терапии, как музыкальная, ароматическая, цветовая и другие, которые могут существенным образом изменять нейрохимические процессы и кровообращение в головном мозге [13].

1.3 Влияние музыки  на положительное и отрицательное  эмоциональное состояние человека

Большинство ученых, как и обычные люди, делят эмоции на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Подобная классификация эмоций в целом требует некоторого уточнения. Такие эмоции, как гнев, страх, и стыд, зачастую безоговорочно относят к категории отрицательных или негативных. В то же время известно, что гнев может способствовать выживанию индивида или чаще -защите личного достоинства, сохранению личностной целостности, исправлению социальной несправедливости. Так же и страх может стать полезным для выживания; он выступает регулятором агрессивности и служит утверждению социального порядка. Неоправданный, беспричинный  гнев или страх могут привести к негативным последствиям, как для человека, испытывающего гнев или страх, так и для окружающих его людей, но к таким же последствиям может привести и радость, если в её основе лежит злорадство, если радостное переживание связано с чрезмерным возбуждением или вызвано скрытыми мотивами, - такие случаи описаны Лоренцем как пример «воинствующего энтузиазма». [7]

Существуют такие эмоции, которые способствуют повышению психологической энтропии, и эмоции, которые, напротив, облегчают конструктивное поведение. Такой подход позволяет относить те или иные эмоции в разряд позитивных или негативных в зависимости от того, какое воздействие она оказывает на внутриличностные процессы и процессы взаимодействия личности с ближайшим окружением. Так, обычно относимый к разряду негативных эмоций страх (например, боязнь упасть) чаще всего действительно имеет вредные последствия. Но такая «позитивная» эмоция, как любопытство, может сопутствовать самым разным видам деятельности - от сексуального насилия до художественного творчества.

Эмоции в музыке.[7] Выражение эмоций в музыке имеет давнюю традицию, восходящую к учению об этосе и об аффектах у древних греков. По Аристотелю, музыка воспроизводит движение, а всякое движение несет в себе энергию, содержащую этические свойства. Подобное стремится к подобному, и поэтому человек будет получать наслаждение от музыки в той мере, в какой музыка соответствует его характеру или настроению в данный момент. Для древних греков - Аристотеля, Платона, пифагорийцев - музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием человека.

Исследователи теории аффектов устанавливали, при каких обстоятельствах надо использовать те или иные способы музыкального выражения, чтобы возбудить в слушателях ту или иную эмоцию.

Так, теоретик Кванц в одном из своих трактатов оставил нам подробное описание выражения чувств в музыке. Он обозначил признаки, на основании которых можно определить, какой господствует в музыке аффект. Это можно узнать:

1.По тональности, мажорная  она или минорная. Мажор обыкновенно  употребляется для выражения  весёлого, бодрого серьёзного, возвышенного, минор же для выражения ласки, грусти и нежности…2.Связанные, близко лежащие интервалы выражают ласку, печаль, нежность. Напротив того, ноты кратко отрывистые, состоящие из отдельных скачков, выражают весёлое и грубое. Пунктирные и выдержанные ноты выражают серьёзное и патетическое, а смешение длинных нот, целых и половинных с быстрыми --величественное и возвышенное. 3.Чувства можно понять по диссонансам… Они производят не одинаковое, но всегда отличные друг от друга воздействия.

Анализируя законченности музыкальной выразительности с точки зрения теории аффектов, английский исследователь Дж.Хэррис отмечал, что выражаемая в музыке эмоция всегда связана с определенной идеей и что сама идея несёт в себе определенное настроение.

«Цель музыки - возбуждать аффекты, которые могут соответствовать идее… На основе внутреннего естественного сходства определенные идеи возбуждают в нас определенные аффекты, под воздействием которых, в свою очередь, возникают соответствующие идеи» [12].

Итак, анализируя научную литературу, мы выяснили:

Эмоция - особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Эмоция - это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия. Так же, музыка влияет на оба полушария, звуки действуют на нас не только эмоционально, но и физически: от одних ритмов поднимается настроение, работоспособность, от других – наступает успокоение, расслабление. Музыка воспроизводит движение, а всякое  движение несет в себе энергию, содержащую этические свойства. Подобное стремится к подобному, и поэтому человек будет получать наслаждение от музыки в той мере, в какой музыка соответствует его характеру или настроению в данный момент.

 

Глава II. Исследование взаимосвязи предпочитаемой субъектом музыки и его эмоционального состояния

 

2.1 Методы исследования

 

В качестве метода исследования мною был проведен эксперимент. Испытуемым предлагался список различных эмоций (приложение 1). Далее, испытуемому предлагалось выбрать наиболее подходящее эмоциональное состояние на данный момент. После прослушивания музыкального фрагмента определенного жанра (альтернативная музыка, блюз, джаз, классическая музыка, рок музыка, поп-музыка, клубная музыка, фолк, - в предлагаемой последовательности) снова предлагался этот список, и снова надо было выбрать подходящую эмоцию. Аналогично после каждого музыкального фрагмента. Каждый последующий жанр не назывался испытуемому. После прослушивания всех музыкальных композиций испытуемому задавался вопрос о его музыкальных предпочтениях.

Информация о работе Взаимосвязь предпочитаемой субъектом музыки и его эмоционального состояния