Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 15:53, курсовая работа
Цель работы: исследование взаимосвязи музыкальных предпочтений человека и его эмоционального состояния.
Поставленные задачи: Изучить научную литературу по данной проблеме, установить связь музыки и эмоциональных состояний слушателя, её влияние на здоровье человека, а так же провести исследование для того, чтобы выяснить какую музыку предпочитает человек при разном эмоциональном состоянии.
Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Влияние музыки на эмоциональное состояние человека в психологических исследованиях…………………………………………4
1.1 Понятия эмоционального состояния в психологии………………4
1.2 Влияние музыки на эмоциональное здоровье человека…………11
1.3 Влияние музыки на положительное и отрицательное эмоциональное состояние человека………………………………………...15
Глава II. Организация и результаты исследования взаимосвязи предпочитаемой субъектом музыки и его эмоционального состояния…………………………………………………….………………18
2.1 Методика исследования…………………………………………...18
2.2 Результаты исследования………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………..22
Библиографический список…………………………………………...23
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КАРЕЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Факультет психологии
Кафедра общей психологии
Специальность практическая психология образования
курсовая работа
на тему
Взаимосвязь предпочитаемой субъектом музыки и его эмоционального состояния
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Влияние музыки на эмоциональное состояние человека в психологических исследованиях…………………………………………4
1.1 Понятия эмоционального состояния в психологии………………4
1.2 Влияние музыки на эмоциональное здоровье человека…………11
1.3 Влияние музыки на положительное и отрицательное эмоциональное состояние человека………………………………………...15
Глава II. Организация и
результаты исследования взаимосвязи
предпочитаемой субъектом музыки и его
эмоционального состояния…………………………………………………….
2.1 Методика исследования…………………………………………..
2.2 Результаты исследования…………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………...23
Приложения……………………………………………………
Введение
В современном обществе на психику человека влияют множество стрессогенных факторов. Повышается уязвимость организма, стресс приносит страдания, что естественно оказывает влияние на психическом, физическом и эмоциональном здоровье человека. Бороться с ними могут помочь ряд методов: помощь психолога, использования химических веществ, общение с близкими людьми, самокоррекция и самотерапия. Универсальным же методом является прослушивание музыкальных композиций. Если говорить научным языком – музыкальная терапия. Её можно использовать практически в любом месте, в любое время. Музыка стала фоном нашей жизни. Слушая музыку различных жанров, люди и не задумываются о том, как она может влиять на психику и поведение. Тематику и стиль музыки можно подбирать в зависимости от эмоционального состояния человека.
Этой темы касались Ч. Дизренс в своей книге «Влияние музыки на поведение»[6], Н. Черкас[6] и другие исследователи данной проблемы.
Таким образом, тема данной курсовой работы является актуальной.
Цель работы: исследование взаимосвязи музыкальных предпочтений человека и его эмоционального состояния.
Поставленные задачи: Изучить научную литературу по данной проблеме, установить связь музыки и эмоциональных состояний слушателя, её влияние на здоровье человека, а так же провести исследование для того, чтобы выяснить какую музыку предпочитает человек при разном эмоциональном состоянии.
Объект исследования:
Эмоциональное состояние человека.
Предмет исследования:
Влияние музыки на эмоциональное состояние человека.
Гипотеза:
Предположим, что существует определенная взаимосвязь эмоционального состояния человека и той музыки, которую он предпочитает слушать.
Метод: Эксперимент.
Глава 1. Влияние
музыки на эмоциональное состояние человека
в психологических исследованиях
1.1 Понятия эмоционального состояния в психологии
Эмоция (от лат. emoveo – потрясаю, волуную) - особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Эмоция - это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия [2]. Для понимания природы эмоций важно каждое слово данного понятия. Эмоция мобилизует энергию, и эта энергия ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет её в определенное русло. Эмоция регулирует наше восприятие. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают значимость действующих на индивида объектов и ситуаций, обусловленную отношением их объективных свойств к потребности субъекта. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.
Эмоции охватывают широкий круг явлений. Так, П. Милнер [5] считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и т.д.), тем не менее они обнаруживают много общего. Одной из причин их различия являются разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары субъективно связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных). На этом основании подобное состояние обычно и обозначается как ощущение. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением рецепторов, и поэтому они обозначаются как эмоции. Другая причина, по которой эмоции противопоставляются общим ощущением, состоит в их нерегулярном возникновении. Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод, жажда возникают с определенными интервалами. Но и эмоции, и общие ощущения возникают в составе мотивации как отражение определенного состояния внутренней среды, через возбуждение соответствующих рецепторов. Поэтому их различие условно и определяется особенностями изменения внутренней среды.
Так же существует иная точка зрения. П.Фресс [11] считает, что , хотя и существует непрерывность внутренних переживаний - от слабых чувств к сильным, только сильные переживания могут быть названы эмоциями. Их отличительной чертой является дезорганизующее влияние на текущую деятельность. Именно эти сильные чувства и обозначаются как эмоции. Эмоции развиваются, когда мотивация становится слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Их появление ведет к снижению уровня адаптации. Согласно этой точке зрения эмоции - это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость. А удовольствие уже не является эмоцией, хотя, как в случае сексуального удовольствия, оно может сопровождаться весьма интенсивными вегетативно - соматическими реакциями. Радость может стать эмоцией, когда из-за её интенсивности мы теряем контроль над собственными реакциями: свидетельством тому являются возбуждение, бессвязная речь и даже безудержный смех. Такое сужение понятия эмоции соответствует представлению, выраженному в активационной теории Д.Линдсли [4], Эмоции соответствуют локальному участку на верху шкалы активации с наиболее высоким её уровнем. Их появление сопровождается ухудшением выполняемой деятельности.
Не все переживания относятся к эмоциям и по классификации эмоциональных явлений А.Н.Леонтьева [3]. Он различает три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства.
Аффекты - это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например, социальными оценками, санкциями. Отличительная особенность аффектов: они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. В отличие от аффектов собственно эмоции представляют собой более длительное состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации. Способны, в отличие от аффектов, предвосхищать ситуации и события, которые реально ещё не наступили. Они возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях.
Третий вид эмоциональных процессов - это так называемые предметные чувства. Они возникают как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте- конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.д.). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.
Таким образом, наименее ясным остается вопрос о взаимоотношении эмоций как более узкого класса явлений, характеризующихся яркостью субъективных переживаний, с теми переживаниями, эмоциональная насыщенность которых менее выражена. Последние характерны для очень широкого класса состояний человека. Например, переживания усталости, скуки, голода и т.д.
Функции эмоций. Основное значение эмоционального переживания заключается в том что, по существу, только оно позволяет животному и человеку быстро оценить свое внутреннее состояние, а также возможности её удовлетворения в результате совершаемых действий. Также, удовлетворение потребности отражается и оценивается в эмоции. В процессе деятельности эмоциональные переживания закономерно сменяют друг друга.
Исследователи выделяют несколько функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.
Отражательная функция эмоций состоит в обобщенной оценке событий. Отхватывая весь организм, эмоции производят почти мгновенную интеграцию, обобщение всех видов деятельности, которые им выполняются, что позволяет определить полезность и вредность воздействующих на него факторов и реагировать прежде.
Оценочная функция более очевидна для таких переживаний, как гнев, ненависть, стыд, так они непосредственно соединяются с реакциями, тогда как для переживаний удовольствия, страдания, радости, скуки не всегда удается определить их причины.
Эмоциональные оценка событий формируются не только на основе опыта индивидуальных переживаний человека, сколько в результате сопереживаний, возникших в ходе общения с другими людьми, через восприятие произведений искусства, средства массовой информации. Эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. И это один из факторов развития эмоциональной сферы человека. Оценочная или отражательная функция эмоции непосредственно связана с её побуждающей функцией. Согласно Оксфордскому словарю английского языка слово «эмоция» произошло от французского глагола «mouvoir», означающего «приводить в движение». Его начали употреблять в ХVII в., говоря о чувствах (радости, желании, боли и т.д.) в отличие от мыслей. С.Л.Рубинштейн писал, что «…Эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него» [8]. Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию. В.К.Вилюнас [1] выделяет два класса эмоций: ведущие и ситуативные (или производные), которые отражают функцию побуждения. Ведущее эмоциональное переживание, направленное на предмет - цель поведения, удовлетворяющего потребность, инициирует само адаптивное поведение. Ситуативные эмоциональные переживания, возникающие в результате оценок результатов отдельных этапов поведения, также побуждают субъект действовать в прежнем направлении или менять тактику поведения, само поведение, средства достижения цели.
Изучая отражательную функцию эмоций, П.В.Симонов [9] разработал потребностно - информационную теорию, согласно которой «эмоция есть отражение мозгом человека и высших животных какой-либо актуальной потребности (её качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта» [9].
Согласно этой концепции, правило возникновения эмоций выражается в следующей структурной формуле: Э=(П, (Ин-Ис),…), где Э -эмоция, её степень, качество и знак; П - сила и качество актуальной потребности; (Ин-Ис) - оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного онтогенетического опыта; Ин- информация о средствах, прагматически необходимых для удовлетворения потребности; Ис- информация о существующих средствах, которыми реально о существующих средствах, которыми реально располагает субъект. Согласно информационной теории эмоций положительные эмоции возникают в ситуации избытка прагматической информации по сравнению с ранее существующим прогнозом (при «мгновенном срезе») или в ситуации возрастания вероятности достижения цели (если генез эмоций рассматривать в его динамике). Отрицательные эмоции представляют реакцию на дефицит информации или на падение вероятности достижения цели в процессе деятельности субъекта.
П.В.Симонов [9] выделяет подкрепляющую функцию эмоций. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.
Для выработки условного рефлекса подкреплением является награда. Её получение ассоциируется с возникновением положительных эмоций. Подкрепляющая функция эмоций была исследована на экспериментальной модели «эмоционального резонанса», П.В.Симонова[10].
Было обнаружено, что эмоциональные реакции одних животных могут возникать под влиянием отрицательных эмоциональных состояний других особей, подвергнутых воздействию электрокожного раздражения. Эта модель воспроизводит типичную для социальных взаимоотношений ситуацию возникновения отрицательных эмоциональных состояний в сообществе и позволяет изучать функции эмоций в наиболее чистом виде без непосредственного действия болевых раздражителей.
В естественных условиях деятельность человека и поведение животных определяются потребностями разного уровня. Их взаимодействие выражается в конкуренции мотивов, которые проявляют себя в эмоциональных переживаниях. Оценки через эмоциональные переживания обладают побуждающей силой и могут определять выбор поведения.
Информация о работе Взаимосвязь предпочитаемой субъектом музыки и его эмоционального состояния