Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 01:53, курсовая работа
Память является важнейшей познавательной функцией, связывающей прошлое субъекта с его настоящим и будущим, и лежащей в основе развития и обучения. Память можно определить как процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.
Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...…………………..3 стр.
РАЗДЕЛ 1. ПАМЯТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ……………………………………………………………...5 стр.
1.1 Общее представление о памяти …………………………………………………………………..
1.2 История изучения памяти …………………………………………………………………………..
РАЗДЕЛ 2. ВИДЫ ПАМЯТИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ………………………………………………
2.1 Классификация видов памяти по характеру психической………………………………………….
2.2 Классификация памяти по характеру целей деятельности …………………………………………..
2.3 Классификация памяти по продолжительности сохранения материала ……………………………..
РАЗДЕЛ 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА..
3.1 Основные характеристики кратковременной памяти …………………………………………………
3.2 Основные характеристики долговременной памяти …………………………………………………
3.3 Взаимосвязь и взаимодействие кратковременной и …………………………………………………
РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ………………………………….
4.1 Запоминание ………………………………………………………………………………………………
4.3 Воспроизведение и узнавание ……………………………………………………………………
РАЗДЕЛ 5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ…………………………………….
5.1 Типологические особенности памяти ………............................................................................................
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………………………….
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………
Как и запоминание, воспроизведение может быть
В первом случае воспроизведение происходит неожиданно для нас самих. Например, проходя мимо школы, в которой учились, мы неожиданно можем воспроизвести образ учителя, который нас учил, или образы школьных друзей. Особым случаем непреднамеренного воспроизведения является появление персервирующих образов, которые характеризуются устойчивостью.
При произвольном воспроизведении, в отличие от непроизвольного, мы вспоминаем, имея сознательно поставленную цель. Такой целью является стремление вспомнить что-либо из нашего прошлого опыта, например когда мы задаемся целью вспомнить хорошо выученное стихотворение. В этом случае, как правило, слова «идут сами собой».
Бывают
случаи, когда воспроизведение
=> процессы припоминания тесно связаны с процессами мышления.
Формы воспроизведения:
Узнавание.
Узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения). Например, мы узнаем дом, в котором живет приятель, но в котором мы никогда не были, а узнавание происходит из-за того, что ранее нам описали этот дом, объяснили, по каким признакам его найти, что отразилось в наших представлениях о нем.
Процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности:
Следует отметить, что между определенным и неопределенным узнаванием есть много общего. Оба этих варианта узнавания развертываются постепенно, и поэтому они часто близки к припоминанию, => являются сложным мыслительным и волевым процессом.
Наряду
с разными видами правильного
узнавания существуют и ошибки
при узнавании. Например то, что воспринимается
впервые, иногда кажется нам знакомым,
уже пережитым однажды в точно таком же
виде. Интересен тот факт, что впечатление
знакоместа может оставаться даже тогда,
когда мы твердо знаем, что никогда не
видели данный предмет или не находились
в данной ситуации.
Процессы узнавания и воспроизведения не всегда осуществляются с равным успехом. Иногда бывает так, что мы можем узнать какой-либо объект, но воспроизвести его, когда он отсутствует, оказываемся не в состоянии. Бывают случаи обратного рода: у нас появляются какие-то представления, но сказать, с чем они связаны, мы не можем. Например, нас постоянно «преследует» какая-то мелодия, но сказать, откуда она, мы не можем. Чаще всего мы испытываем затруднения при воспроизведении чего-либо, и гораздо реже такие затруднения возникают при узнавании. Как правило, мы бываем в состоянии узнать при невозможности воспроизвести. Таким образом, можно сделать вывод:
Узнавание
осуществляется легче, чем воспроизведение.
4.4
Забывание и борьба
с ним
Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Это естественный процесс. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.
Забывание проявляется в двух основных формах:
а) невозможность припомнить или узнать;
б) неверное припоминание или узнавание.
Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти». Принято выделять три таких уровня:
1) воспроизводящая память;
2) опознающая память;
3)
облегчающая память.
Забывание
может быть полным или частичным,
длительным или временным.
Забывание может проявляться в:
Следует обратить внимание на то, что забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Например, опыты Эббингауза показали, что через час после заучивания 13 бессмысленных слогов забывание достигает 56 %, в дальнейшем же оно идет медленнее (рис. 4). Такая же закономерность характерна и для забывания осмысленного материала. Подтверждением этого служит эксперимент, проведенный американским психологом М. Джонсом. Эксперимент сводился к следующему: до начала лекции по психологии Джонс предупредил студентов, что в конце они получат листочки с вопросами по содержанию лекции, на которые надо дать письменные ответы. Лекция читалась со скоростью 75 слов в минуту, четко и доступно.
Письменный опрос был проведен
пять раз через разные
спустя две недели — 30,6% и спустя восемь недель — 24,1 %.
Формы забывания:
Как показали исследования Л. В. Занкова, является то, что в процессе забывания ослабевают случайные связи во времени, и вместо них на первый план выступают существенные, внутренние отношения вещей (логические связи, сходство вещей и т. д.), которые не всегда совпадают со связями во времени.
Забывание протекает быстрее, если:
Скорость забывания также зависит от:
Факторы, ускоряющие процесс забывания:
Проактивное торможение - отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности.
Ретроактивное торможение - негативное влияние деятельности, которая следовала сразу за заучиванием, на последующее воспроизведение заученной информации. Оно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.
Можно предположить очевидную зависимость: чем больше время нахождения информации в психике, тем глубже забывание. Но для психики характерны парадоксальные явления: пожилые люди легко вспоминают о давно прошедшем, но столь же легко забывают только что услышанное. Этот феномен называется «законом Рибо», законом обратного хода памяти. Закономерность, сформулированная в конце XIX в.
Основными существенными причинами забывания, выходящего за рамки среднестатистических значений, являются различные болезни нервной системы, а также сильные психические и физические травмы. В этих случаях иногда наступает явление, называемое ретроградной амнезией. Она характеризуется тем, что забывание охватывает собой период, предшествующий событию, послужившему причиной амнезии. С течением времени этот период может уменьшиться, и даже более того, забытые события могут полностью восстановиться в памяти.
Забывание также наступает быстрее при умственном или физическом утомлении. Причиной забывания может быть и действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале, например раздражающих звуков или находящихся в поле нашего зрения предметов.
Забывание может быть обусловлено работой
защитных механизмов нашей психики, которые
вытесняют из сознания в подсознание травмирующие
нас впечатления, где они затем более или
менее надежно удерживаются. Следовательно,
«забывается» то, что нарушает психологическое
равновесие, вызывает постоянное негативное
напряжение («мотивированное забывание»).
Практическая
психология образования. / Под ред. И.В.
Дубровиной. - М., 2000. - 528
5. Индивидуальные особенности памяти
В ходе жизни и деятельности, в зависимости от особенности нервной системы, у человека складываются индивидуальные и типологические особенности памяти.
Во-первых, индивидуальные
особенности памяти связаны с
особенностями личности. Даже люди
с хорошей памятью запоминают
не вес, а люди с плохой памятью
не все забывают. Это объясняется
тем, что память носит избирательный
характер. То, что соответствует
интересам и потребностям человека,
запоминается быстро и прочно. Во-вторых,
индивидуальные различия обнаруживаются
в качествах памяти. Можно характеризовать
память человека в зависимости от
того, насколько развиты у него
отдельные процессы памяти. Мы говорим,
что у человека хорошая память, если он
отличается:
Процессы памяти у разных людей протекают неодинаково. В настоящее время принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти:
Общеизвестно, что одни люди запоминают быстро, другие медленно, одни помнят долго, другие скоро забывают, одни воспроизводят точно, другие допускают много ошибок, одни могут запомнить большой объем информации, другие запоминают всего несколько строк.
Информация о работе Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти человека