Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 01:53, курсовая работа
Память является важнейшей познавательной функцией, связывающей прошлое субъекта с его настоящим и будущим, и лежащей в основе развития и обучения. Память можно определить как процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.
Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...…………………..3 стр.
РАЗДЕЛ 1. ПАМЯТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ……………………………………………………………...5 стр.
1.1 Общее представление о памяти …………………………………………………………………..
1.2 История изучения памяти …………………………………………………………………………..
РАЗДЕЛ 2. ВИДЫ ПАМЯТИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ………………………………………………
2.1 Классификация видов памяти по характеру психической………………………………………….
2.2 Классификация памяти по характеру целей деятельности …………………………………………..
2.3 Классификация памяти по продолжительности сохранения материала ……………………………..
РАЗДЕЛ 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА..
3.1 Основные характеристики кратковременной памяти …………………………………………………
3.2 Основные характеристики долговременной памяти …………………………………………………
3.3 Взаимосвязь и взаимодействие кратковременной и …………………………………………………
РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ………………………………….
4.1 Запоминание ………………………………………………………………………………………………
4.3 Воспроизведение и узнавание ……………………………………………………………………
РАЗДЕЛ 5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ…………………………………….
5.1 Типологические особенности памяти ………............................................................................................
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………………………….
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1. ПАМЯТЬ
И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ…………………………………………………………
1.1 Общее представление
о памяти ………………………………………………………
1.2 История изучения
памяти ……………………………………………………………
РАЗДЕЛ 2. ВИДЫ ПАМЯТИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ………………………………………………
2.1 Классификация видов памяти по характеру психической………………………………………….
2.2 Классификация
памяти по характеру целей
деятельности ………………………………………….
2.3 Классификация
памяти по продолжительности
сохранения материала ………………………
РАЗДЕЛ 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА..
3.1 Основные характеристики
кратковременной памяти …………………
3.2 Основные характеристики
долговременной памяти ……………………
3.3 Взаимосвязь
и взаимодействие
РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ………………………………….
4.1 Запоминание
………………………………………………………………………………
4.3 Воспроизведение
и узнавание ………………………………………………
РАЗДЕЛ 5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ…………………………………….
5.1 Типологические
особенности памяти ………........
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
Введение
Память является важнейшей познавательной функцией, связывающей прошлое субъекта с его настоящим и будущим, и лежащей в основе развития и обучения. Память можно определить как процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.
Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
И. М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память — это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый,— уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».
Такими были бы и наши действия: мы ограничивались бы в них лишь врожденными реакциями на непосредственные раздражения и были бы лишены возможности планировать на основе предшествующего опыта нашу будущую работу.
Память органически участвует также в процессе восприятия. «Видимое и слышимое нами всегда содержит в себе элементы, уже виденные и слышанные прежде. В силу этого во время всякого нового видения и слышения к продуктам последнего присоединяются воспроизводимые из склада памяти сходственные элементы, но не в отдельности, а в тех сочетаниях, в которых они зарегистрированы в складе памяти» (И. М. Сеченов).
Всякое восприятие предполагает понимание того, что воспринимается, а это возможно лишь при участии воспроизведенных в памяти представлений из прошлого опыта.
Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала. Поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память.
Хорошей считается память того человека, который быстро запоминает необходимый материал, длительно сохраняет его в своей памяти и точно воспроизводит.
Из истории нам известны некоторые личности с феноменальной памятью. Например персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Такими же способностями обладал знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20-ти тысяч жителей греческой столицы Афины. Академик А.Ф. Иоффе по памяти знал таблицу логарифмов. Современник А.Ф. Иоффе - академик А. А. Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад, случайно и всего один раз. Книговеды - древнейший памятник индейской литературы на протяжении веков передавалось устно, сохраняя лишь в памяти индейцев. Жрецы и сейчас помнят народный эпос, все песни Махабхары в 300 тысяч строк. Все эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти.
Но в
основном у общей массы людей существуют
некоторые закономерности, которые были
прослежены учеными, влияющие на процессы
запоминания, длительность хранения и
точность воспроизведения. Человек запоминает
наиболее прочно те факты, события и явления,
которые имеют для него, для его деятельности
особенно важное значение. И наоборот,
все то, что для человека малозначимо,
запоминается значительно хуже и быстрее
забывается. Большое значение при запоминании
имеют устойчивые интересы, характеризующие
личность. Все, что в окружающей жизни
связано с этими устойчивыми интересами,
запоминается лучше, чем то, что с ними
не связано.
Объект исследования: различные виды памяти человека
Предмет
исследования:
взаимосвязь
и взаимодействие
различных видов
памяти человека
Цель исследования: исследовать особенности взаимосвязи и взаимодействия разных видов памяти
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ литературных первоисточников о понятии «память»;
- выделить основные виды памяти;
- выделить основные характеристики кратковременной памяти;
- выделить основные характеристики долговременной памяти;
- определить и выделить особенности взаимосвязи и взаимодействия кратковременной и долговременной памяти;
- выделить основные процессы и механизмы памяти;
- выделить индивидуальные особенности памяти;
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по теме исследования.
Гипотеза:
Кризисы самоидентификации
и кризисы самореализации
взаимообусловлены
и являются детерминантами
личностного изменения.
1 Память и ее значение
1.1 Общее представление о памяти
Память занимает особое место среди психических познавательных процессов.
То, что
воспринимается человеком, не исчезает
бесследно: в коре больших полушарий
мозга сохраняются следы от процесса
возбуждения. Эти следы создают
возможность возникновения
Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Общим для всех этих многообразных психических процессов, которые обычно объединяются термином память, является то, что они отражают или воспроизводят прошлое, прежде пережитое индивидом. Благодаря этому значительно расширяются возможности отражения действительности – с настоящего оно распространяется и на прошлое.
Если
говорить о памяти не только как
собирательном термине для
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.
И. П. Павлов со своими сотрудниками экспериментально показали, что память есть результат рефлекторной работы мозга. «...Временная нервная связь, — писал Павлов, — есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же и психическое — то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений или букв, слов и мыслей» ( богословский)
Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.
При некоторых
психических заболеваниях наблюдаются
глубокие расстройства памяти. Такие
больные не помнят, где они находятся,
не знают, что они делали в этот
день, они много раз читают одну
и ту же страницу, совершенно не запоминая
ее содержания. Эти факты показывают,
что без прошлого опыта нарушается
обычный ход жизни, люди становятся
инвалидами.
1.2 История изучения памяти
Изучение памяти один из первых разделов психологической науки, где применен экспериментальный метод.
В 80-х гг. прошлого
века немецкий психолог Г. Эббингаус предложил
прием заучивания бессмысленных слогов,
с помощью которого, как он предполагал,
было возможным изучить законы чистой
памяти - процессов запечатления следов,
независимых от мышления. В ходе исследования
немецкий психолог вывел основные кривые
заучивания (запоминания) материала, описал
его основные законы, изучил длительность
храпения следов в памяти и процесс их
постепенного угасания. Выявил ряд особенностей
проявления механизмов ассоциаций. Так,
он установил, что сравнительно простые,
но произведшие на человека сильное впечатление
события могут запоминаться сразу, прочно
и надолго. В то же время более сложные,
но намного более интересные события человек
может переживать десятки раз, но в памяти
они надолго не остаются.
Г. Эббингауз также установил, что при пристальном вниманию к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно его воспроизвести. Другой вывод состоял в том, что при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся ни концах («эффект края»). Одним из самых важных достижений Г. Эббингауза было открытие закона забывания. Данный закон был им выведен на основе опытов с запоминанием бессмысленных трехбуквенных слогов. В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% полученной информации, а через шесть дней в памяти остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.
Е. Крепелин применил приемы предложенные Г. Эббингаузом к анализу того, как протекает процесс запоминания у больных с психическими изменениями.
Немецкий психолог Г. Мюллер исследовал основные законы закрепления и воспроизведения следов памяти у человека.
Сперва исследование памяти человека было изучением специальной сознательной мнестической деятельности (процесса преднамеренного заучивания и воспроизведения следов).
Однако с развитием объективного исследования поведения животных область изучения памяти была существенно расширена. Так, и конце XIX -- начале XX в. появились исследования американского психолога Э. Торндайка, который впервые сделал предметом изучения формирование навыков у животного, применяя анализ способности обучения животных находить путь в лабиринте и как они постепенно закрепляли полученные навыки.
Информация о работе Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти человека