Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 01:53, курсовая работа
Память является важнейшей познавательной функцией, связывающей прошлое субъекта с его настоящим и будущим, и лежащей в основе развития и обучения. Память можно определить как процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.
Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...…………………..3 стр.
РАЗДЕЛ 1. ПАМЯТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ……………………………………………………………...5 стр.
1.1 Общее представление о памяти …………………………………………………………………..
1.2 История изучения памяти …………………………………………………………………………..
РАЗДЕЛ 2. ВИДЫ ПАМЯТИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ………………………………………………
2.1 Классификация видов памяти по характеру психической………………………………………….
2.2 Классификация памяти по характеру целей деятельности …………………………………………..
2.3 Классификация памяти по продолжительности сохранения материала ……………………………..
РАЗДЕЛ 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА..
3.1 Основные характеристики кратковременной памяти …………………………………………………
3.2 Основные характеристики долговременной памяти …………………………………………………
3.3 Взаимосвязь и взаимодействие кратковременной и …………………………………………………
РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ………………………………….
4.1 Запоминание ………………………………………………………………………………………………
4.3 Воспроизведение и узнавание ……………………………………………………………………
РАЗДЕЛ 5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ…………………………………….
5.1 Типологические особенности памяти ………............................................................................................
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………………………….
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………
В первом десятилетии XX в. исследования этих процессов приобрели новую научную форму. И. П. Павловым был предложен метод изучения условных рефлексов, с помощью которого удалось проследить основные физиологические механизмы образования и закрепления новых связей. Были описаны условия, при которых эти связи возникают и удерживаются, а также те условия, которые влияют на это удержание.
Выдающиеся американские исследователи Дж. Уотсон, Б. Ф. Скиннер, Д. Хэбб и др. изучали нервную деятельность и ее основные законы, которые стали основным источником наших знаний о физиологических механизмах памяти, а выработка и сохранение навыков и процесса «учения» (learning) у животных составили основное содержание американской науки о поведении.
Теория ассоциаций
С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные.
К простым относят три вида ассоциаций (понятие о них сложилось еще со времен Аристотеля) :
Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними.
Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в сознании человека представления, сходные с ними по каким-либо признакам.
Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в сознании человека представления и в каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними.
Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации -- смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой знаний человека.
Существование
ассоциаций связано с тем, что
предметы и явления действительно
запечатлеваются и
Для образования
ассоциации требуются повторения. Иногда
связь возникает с одного раза,
если в коре больших полушарий
мозга возник сильный очаг возбуждения,
облегчающий образование
Память -- это сохранение
информации о сигнале после того, как действие
сигнала уже прекратилось.
Помимо
теории ассоциаций существовали и
другие теории, рассматривающие
проблему памяти. Так, на смену ассоциативной
теории пришла гештальттеория.
Исходным понятием в данной теории была
не ассоциация предметов или явлений,
а их изначальная, целостная организация
— гештальт. «Гештальт» в периоде на
русский язык означает «целое»,
«структура», «система». Этот
термин был предложен представителями
направления, возникшего в Германии в
первой трети XX в. В рамках этого направления
была выдвинута программа изучения
психики с точки зрения целости структур
(гештальтов), поэтому данное направление
в психологической науке стало
называться гештальтпсихологией.
Основной постулат данного направления
гласит, что системная организация
целого определяет свойства и функции
образующих его частей. Поэтому,
исследуя память, сторонники данной теории
исходили из того, что и при запоминании
и при воспроизведении материал выступает
в виде целостной структуры,
а не сложившегося на ассоциативной
основе случайного набора элементов,
как это трактует структурная
психология (В. Вундт, Э. Б.
Титченер). В тех исследованиях,
где предпринимались попытки проводить
эксперименты с позиции гештальтпсихологии,
было получено много интересных фактов.
Однако, несмотря на определенные успехи
и достижении, гештальтпсихология
не смогла дать обоснованный ответ
на самые важные вопросы исследования
памяти, а именно на вопрос о
ее происхождении. Не смогли
ответить на этот вопрос
и представители других направлений: бихевиоризма
и психоанализа.
Представители
бихевиоризма по своим взглядам
оказались очень близки к ассоционистам.
Единственное различие заключалось
в том, что бихевиористы подчеркивали
роль подкрепления в запоминании
материала. Они исходили из утверждения,
что для успешного запоминания
необходимо подкрепить процесс
запоминания каким-либо стимулом.
Представители психоанализа выявили роль эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании. Так, ими было установлено, что наиболее легко в нашей памяти воспроизводятся события, имеющие положительную эмоциональную окраску, и наоборот, негативные события
быстро забываются.
Смысловая теория памяти - работа соответствующих процессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры. ( А. Бине, К. Бюлер).
Особое место в исследованиях
памяти занимает проблема
Советский психолог Л. С. Выготский со своими учениками А. Н. Леонтьевым и Л. В. Занковым изучал высшие формы памяти у ребенка и доказал сложность психологической деятельности, социальной по своему происхождению; выделил этапы фило - и онтогенетического развития памяти, включая произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредованную память.
В настоящее
время существует почти полное единодушие
относительно того, что постоянное
хранение информации связано с химическими
или структурными изменениями в
мозгу. Практически все согласны
с тем, что запоминание осуществляется
посредством электрической
Однако, несмотря на многолетние
исследования полной картины
о физиологической картине
Сегодня существует много подходов к изучению процессов памяти. В целом их можно считать разноуровневыми, ибо существуют теории памяти, изучающие эту сложнейшую систему психической деятельности на психологическом, физиологическом, нейронном и биохимическом уровнях. И чем сложнее изучаемая система памяти, тем, естественно, сложнее теория, пытающаяся найти механизм, лежащий в ее основе
2. Виды памяти и их особенности
2.1 Классификация видов памяти по характеру психической активности
Существует несколько основных подходов в классификации памяти.
Существует несколько основных подходов в классификации памяти.
Макселон Юзеф, в учебнике по психологии, дает несколько классификаций памяти. Одно из них - деление памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах запо-минания, сохранения и воспроизведения материала анализатору.
В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.
Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено прежде всего особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Это справедливо и для тех случаев, когда тот или иной вид памяти (например, зрительная или слуховая) выступает у человека как особенность его психического склада. Ведь прежде чем определенное психическое свойство в деятельности проявляется, оно в ней формируется.
В настоящее
время в качестве наиболее общего
основания для выделения
Рис.1
Рассмотрим детальнее виды памяти по характеру психической активности.
Двигательная (моторная) память - это память на различные движения и их системы. Она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала, осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде.
Первоначально двигательная память у ребенка на первом месяце жизни выражается только в двигательных условных рефлексах. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений принимают сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др.
Развитие двигательной памяти происходит на протяжении всей жизни. Так к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи; у детей дошкольного возраста – позволяющего выполнять тонко координированные
действия, в том числе и овладение письменной речью.
Эмоциональная память — это способность запоминать и воспроизводить чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера Способность сочувствовать другому человеку, сочувствовать герою книги основана на эмоциональной памяти.
По силе воспроизведенное чувство может быть слабее или сильнее первичного. Например, горе сменяется печалью, а восторг или сильная радость — спокойным удовлетворением; в другом случае, обида, перенесенная раньше, при воспоминании о ней обостряется, а гнев — усиливается.
Возможна трансформация в содержании чувства (досадное недоразумение из прошлого вспоминается как забавный случай).
Первоначально эмоциональная память ребенка проявляется к концу первого полугода жизни, которая отличается от более поздних этапов жизни. Это обусловлено условно-рефлекторным характером эмоциональной памяти ребенка на ранних этапах его развития. На более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.
Образная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом, т. к. образная память характерезуеться бледным, фрагментным и неустойчивым запечатлением предметов и событий, что также характерно представлениям. С течением времени различия могут углубляться.
Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.
Легкость воспроизведения образа зависит от:
- содержательной особенности образа,
- эмоциональной окраски образа,
Информация о работе Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти человека