Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 01:53, курсовая работа
Память  является важнейшей познавательной функцией, связывающей прошлое субъекта с его настоящим и будущим, и лежащей в основе развития и обучения. Память можно определить как процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.
Память  - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...…………………..3 стр.
РАЗДЕЛ 1. ПАМЯТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ……………………………………………………………...5 стр.
1.1 Общее представление  о памяти …………………………………………………………………..
1.2 История изучения  памяти …………………………………………………………………………..
РАЗДЕЛ 2. ВИДЫ ПАМЯТИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ………………………………………………
2.1 Классификация  видов памяти по характеру психической………………………………………….
2.2 Классификация  памяти по характеру целей  деятельности …………………………………………..
2.3 Классификация  памяти по продолжительности  сохранения материала ……………………………..
РАЗДЕЛ 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА..
3.1 Основные характеристики  кратковременной памяти …………………………………………………
3.2 Основные характеристики  долговременной памяти …………………………………………………
3.3 Взаимосвязь  и взаимодействие кратковременной и …………………………………………………
РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ………………………………….
4.1 Запоминание  ………………………………………………………………………………………………
4.3 Воспроизведение  и узнавание ……………………………………………………………………
РАЗДЕЛ 5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ…………………………………….
5.1 Типологические  особенности памяти ………............................................................................................
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………………………….
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………
В первом десятилетии XX в. исследования этих процессов приобрели новую научную форму. И. П. Павловым был предложен метод изучения условных рефлексов, с помощью которого удалось проследить основные физиологические механизмы образования и закрепления новых связей. Были описаны условия, при которых эти связи возникают и удерживаются, а также те условия, которые влияют на это удержание.
Выдающиеся американские исследователи Дж. Уотсон, Б. Ф. Скиннер, Д. Хэбб и др. изучали нервную деятельность и ее основные законы, которые стали основным источником наших знаний о физиологических механизмах памяти, а выработка и сохранение навыков и процесса «учения» (learning) у животных составили основное содержание американской науки о поведении.
Теория ассоциаций
С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные.
К простым относят три вида ассоциаций (понятие о них сложилось еще со времен Аристотеля) :
Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними.
Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в сознании человека представления, сходные с ними по каким-либо признакам.
Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в сознании человека представления и в каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними.
Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации -- смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой знаний человека.
Существование 
ассоциаций связано с тем, что 
предметы и явления действительно 
запечатлеваются и 
Для образования 
ассоциации требуются повторения. Иногда 
связь возникает с одного раза, 
если в коре больших полушарий 
мозга возник сильный очаг возбуждения, 
облегчающий образование 
Память -- это сохранение 
информации о сигнале после того, как действие 
сигнала уже прекратилось. 
Помимо 
теории ассоциаций существовали и  
другие  теории,  рассматривающие 
проблему памяти. Так, на смену ассоциативной 
теории  пришла  гештальттеория. 
Исходным понятием в данной теории была 
не ассоциация предметов или  явлений, 
а их изначальная, целостная организация 
— гештальт. «Гештальт» в периоде  на 
русский язык означает  «целое»,  
«структура»,  «система».  Этот  
термин  был предложен представителями 
направления, возникшего в Германии в 
первой  трети XX в. В рамках этого направления 
была выдвинута программа  изучения  
психики с точки зрения целости структур 
(гештальтов), поэтому данное  направление  
в психологической  науке  стало   
называться   гештальтпсихологией.   
Основной постулат  данного  направления  
гласит,  что  системная  организация  
целого определяет свойства и  функции  
образующих  его  частей.  Поэтому,  
исследуя память, сторонники данной теории 
исходили из того, что и при  запоминании  
и при воспроизведении материал выступает 
в  виде  целостной  структуры,  
а  не сложившегося на ассоциативной 
основе случайного набора  элементов,  
как  это трактует  структурная  
психология  (В.  Вундт,  Э.  Б.  
Титченер).   В   тех исследованиях, 
где предпринимались попытки проводить 
эксперименты с  позиции гештальтпсихологии, 
было получено много интересных фактов. 
Однако,  несмотря на определенные успехи  
и  достижении,  гештальтпсихология  
не  смогла  дать обоснованный ответ 
на самые важные вопросы исследования 
памяти, а именно  на вопрос  о  
ее  происхождении.  Не  смогли  
ответить   на   этот   вопрос   
и представители других направлений: бихевиоризма 
и психоанализа. 
Представители 
бихевиоризма по своим взглядам  
оказались  очень  близки  к ассоционистам. 
Единственное различие заключалось  
в  том,  что  бихевиористы подчеркивали 
роль подкрепления в  запоминании  
материала.  Они  исходили  из утверждения, 
что для успешного  запоминания  
необходимо  подкрепить  процесс 
запоминания каким-либо стимулом. 
Представители психоанализа выявили роль эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании. Так, ими было установлено, что наиболее легко в нашей памяти воспроизводятся события, имеющие положительную эмоциональную окраску, и наоборот, негативные события
быстро забываются.
Смысловая теория памяти - работа соответствующих процессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры. ( А. Бине, К. Бюлер).
      
Особое место в исследованиях 
памяти занимает проблема 
Советский психолог Л. С. Выготский со своими учениками А. Н. Леонтьевым и Л. В. Занковым изучал высшие формы памяти у ребенка и доказал сложность психологической деятельности, социальной по своему происхождению; выделил этапы фило - и онтогенетического развития памяти, включая произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредованную память.
В настоящее 
время существует почти полное единодушие 
относительно того, что постоянное 
хранение информации связано с химическими 
или структурными изменениями в 
мозгу. Практически все согласны 
с тем, что запоминание осуществляется 
посредством электрической 
      
Однако, несмотря на многолетние 
исследования полной картины 
о физиологической картине 
Сегодня существует много подходов к изучению процессов памяти. В целом их можно считать разноуровневыми, ибо существуют теории памяти, изучающие эту сложнейшую систему психической деятельности на психологическом, физиологическом, нейронном и биохимическом уровнях. И чем сложнее изучаемая система памяти, тем, естественно, сложнее теория, пытающаяся найти механизм, лежащий в ее основе
2. Виды памяти и их особенности
2.1 Классификация видов памяти по характеру психической активности
Существует несколько основных подходов в классификации памяти.
Существует несколько основных подходов в классификации памяти.
Макселон Юзеф, в учебнике по психологии, дает несколько классификаций памяти. Одно из них - деление памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах запо-минания, сохранения и воспроизведения материала анализатору.
В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.
Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено прежде всего особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Это справедливо и для тех случаев, когда тот или иной вид памяти (например, зрительная или слуховая) выступает у человека как особенность его психического склада. Ведь прежде чем определенное психическое свойство в деятельности проявляется, оно в ней формируется.
В настоящее 
время в качестве наиболее общего 
основания для выделения 
  Рис.1 
Рассмотрим детальнее виды памяти по характеру психической активности.
Двигательная (моторная) память - это память на различные движения и их системы. Она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала, осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде.
Первоначально двигательная память у ребенка на первом месяце жизни выражается только в двигательных условных рефлексах. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений принимают сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др.
Развитие двигательной памяти происходит на протяжении всей жизни. Так к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи; у детей дошкольного возраста – позволяющего выполнять тонко координированные
действия, в том числе и овладение письменной речью.
Эмоциональная память — это способность запоминать и воспроизводить чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера Способность сочувствовать другому человеку, сочувствовать герою книги основана на эмоциональной памяти.
По силе воспроизведенное чувство может быть слабее или сильнее первичного. Например, горе сменяется печалью, а восторг или сильная радость — спокойным удовлетворением; в другом случае, обида, перенесенная раньше, при воспоминании о ней обостряется, а гнев — усиливается.
Возможна трансформация в содержании чувства (досадное недоразумение из прошлого вспоминается как забавный случай).
Первоначально эмоциональная память ребенка проявляется к концу первого полугода жизни, которая отличается от более поздних этапов жизни. Это обусловлено условно-рефлекторным характером эмоциональной памяти ребенка на ранних этапах его развития. На более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.
Образная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом, т. к. образная память характерезуеться бледным, фрагментным и неустойчивым запечатлением предметов и событий, что также характерно представлениям. С течением времени различия могут углубляться.
Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.
Легкость воспроизведения образа зависит от:
- содержательной особенности образа,
- эмоциональной окраски образа,
Информация о работе Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти человека