Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 01:53, курсовая работа

Краткое описание

Память является важнейшей познавательной функцией, связывающей прошлое субъекта с его настоящим и будущим, и лежащей в основе развития и обучения. Память можно определить как процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.
Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...…………………..3 стр.
РАЗДЕЛ 1. ПАМЯТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ……………………………………………………………...5 стр.
1.1 Общее представление о памяти …………………………………………………………………..
1.2 История изучения памяти …………………………………………………………………………..
РАЗДЕЛ 2. ВИДЫ ПАМЯТИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ………………………………………………
2.1 Классификация видов памяти по характеру психической………………………………………….
2.2 Классификация памяти по характеру целей деятельности …………………………………………..
2.3 Классификация памяти по продолжительности сохранения материала ……………………………..
РАЗДЕЛ 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА..
3.1 Основные характеристики кратковременной памяти …………………………………………………
3.2 Основные характеристики долговременной памяти …………………………………………………
3.3 Взаимосвязь и взаимодействие кратковременной и …………………………………………………
РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ………………………………….
4.1 Запоминание ………………………………………………………………………………………………
4.3 Воспроизведение и узнавание ……………………………………………………………………
РАЗДЕЛ 5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ…………………………………….
5.1 Типологические особенности памяти ………............................................................................................
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………………………….
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (Автосохраненный).docx

— 248.50 Кб (Скачать)

В первом десятилетии XX в. исследования этих процессов приобрели  новую научную форму. И. П. Павловым был предложен метод изучения условных рефлексов, с помощью которого удалось проследить основные физиологические механизмы образования и закрепления новых связей. Были описаны условия, при которых эти связи возникают и удерживаются, а также те условия, которые влияют на это удержание.

Выдающиеся  американские исследователи Дж. Уотсон, Б. Ф. Скиннер, Д. Хэбб и др. изучали нервную деятельность и ее основные законы, которые стали основным источником наших знаний о физиологических механизмах памяти, а выработка и сохранение навыков и процесса «учения» (learning) у животных составили основное содержание американской науки о поведении.

                                      

Теория ассоциаций

С физиологической  точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые  и сложные.

К простым относят  три вида ассоциаций (понятие о  них сложилось еще со времен Аристотеля) :

Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно  вслед за ними.

Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в сознании человека представления, сходные с  ними по каким-либо признакам.

Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в сознании человека представления и в каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие  с ними.

Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации -- смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой знаний человека.

Существование ассоциаций связано с тем, что  предметы и явления действительно  запечатлеваются и воспроизводятся  не изолированно друг от друга, а в  связи друг с другом. Воспроизведение  одних влечет за собой воспроизведение  других, что обусловливается реальными  объективными связями предметов  и явлений. Под их воздействием возникают  временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой  запоминания и воспроизведения.

Для образования  ассоциации требуются повторения. Иногда связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий  мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций. Более важным условием для образования  ассоциации является подкрепление на практике, т.е. применение того, что  требуется запомнить в самом  процессе усвоения.

Память -- это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось. 

Помимо  теории ассоциаций существовали и  другие  теории,  рассматривающие проблему памяти. Так, на смену ассоциативной теории  пришла  гештальттеория. Исходным понятием в данной теории была не ассоциация предметов или  явлений, а их изначальная, целостная организация — гештальт. «Гештальт» в периоде  на русский язык означает  «целое»,  «структура»,  «система».  Этот  термин  был предложен представителями направления, возникшего в Германии в первой  трети XX в. В рамках этого направления была выдвинута программа изучения  психики с точки зрения целости структур (гештальтов), поэтому данное  направление в психологической  науке  стало   называться   гештальтпсихологией.   Основной постулат  данного  направления  гласит,  что  системная  организация  целого определяет свойства и  функции  образующих  его  частей.  Поэтому,  исследуя память, сторонники данной теории исходили из того, что и при  запоминании  и при воспроизведении материал выступает в  виде  целостной  структуры,  а  не сложившегося на ассоциативной основе случайного набора  элементов,  как  это трактует  структурная  психология  (В.  Вундт,  Э.  Б.  Титченер).   В   тех исследованиях, где предпринимались попытки проводить эксперименты с  позиции гештальтпсихологии, было получено много интересных фактов. Однако,  несмотря на определенные успехи  и достижении,  гештальтпсихология  не  смогла  дать обоснованный ответ на самые важные вопросы исследования памяти, а именно  на вопрос  о  ее  происхождении.  Не  смогли  ответить   на   этот   вопрос   и представители других направлений: бихевиоризма и психоанализа. 

Представители бихевиоризма по своим взглядам  оказались  очень  близки  к ассоционистам. Единственное различие заключалось  в  том,  что  бихевиористы подчеркивали роль подкрепления в  запоминании  материала.  Они  исходили  из утверждения, что для успешного  запоминания  необходимо  подкрепить  процесс запоминания каким-либо стимулом. 

Представители психоанализа выявили роль эмоций, мотивов и потребностей в запоминании  и забывании. Так,  ими  было установлено, что наиболее легко  в  нашей  памяти  воспроизводятся  события, имеющие положительную эмоциональную окраску, и наоборот, негативные  события

быстро забываются.

Смысловая теория памяти - работа соответствующих процессов  находится в прямой зависимости  от наличия или отсутствия смысловых  связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры. ( А. Бине, К. Бюлер).

      Особое место в исследованиях  памяти занимает проблема изучения  высших произвольных и сознательных  форм памяти, позволяющих человеку  осознанно применять приемы мнемической деятельности и произвольно обращаться к любым отрезкам своего прошлого.

Советский психолог Л. С. Выготский со своими учениками А. Н. Леонтьевым и Л. В. Занковым изучал высшие формы памяти у ребенка и доказал сложность психологической деятельности, социальной по своему происхождению; выделил этапы фило - и онтогенетического развития памяти, включая произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредованную память.

В настоящее  время существует почти полное единодушие относительно того, что постоянное хранение информации связано с химическими  или структурными изменениями в  мозгу. Практически все согласны с тем, что запоминание осуществляется посредством электрической активности, т.е. химические или структурные  изменения в мозге должны влиять на электрическую активность и наоборот.

      Однако, несмотря на многолетние  исследования полной картины  о физиологической картине памяти  нет.

  Сегодня существует много подходов к изучению процессов памяти. В целом их можно  считать разноуровневыми, ибо существуют теории памяти, изучающие эту сложнейшую систему психической деятельности на психологическом, физиологическом, нейронном и биохимическом уровнях. И чем сложнее изучаемая система памяти, тем, естественно, сложнее теория, пытающаяся найти механизм, лежащий в ее основе

  2. Виды памяти и их особенности

  2.1 Классификация видов  памяти по характеру  психической активности

  Существует  несколько основных подходов в классификации  памяти.

  Существует  несколько основных подходов в классификации  памяти.

  Макселон Юзеф, в учебнике по психологии, дает несколько классификаций памяти. Одно из них - деление памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах запо-минания, сохранения и воспроизведения материала анализатору.

В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о  двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.

Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно  многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено прежде всего особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Это справедливо и для тех случаев, когда тот или иной вид памяти (например, зрительная или слуховая) выступает у человека как особенность его психического склада. Ведь прежде чем определенное психическое свойство в деятельности проявляется, оно в ней формируется.

В настоящее  время в качестве наиболее общего основания для выделения различных  видов памяти принято рассматривать  зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию  и воспроизведению. Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Итак, на рис. 1 изображена классификация основных видов памяти. Хотя все четыре выделенные им вида памяти не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.

  

  Рис.1 

Рассмотрим  детальнее виды памяти по характеру  психической активности.

Двигательная (моторная) память - это память на различные движения и их системы. Она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала, осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде.

        Первоначально двигательная память у ребенка на первом месяце жизни выражается только в двигательных условных рефлексах. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений принимают сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др.

  Развитие  двигательной памяти происходит на протяжении всей жизни. Так к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи; у детей дошкольного возраста – позволяющего выполнять тонко координированные

действия, в том числе и овладение письменной речью.

Эмоциональная память это способность запоминать и воспроизводить чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера Способность сочувствовать другому человеку, сочувствовать герою книги основана на эмоциональной памяти.

  По силе воспроизведенное чувство может быть слабее или сильнее первичного. Например, горе сменяется печалью, а восторг или сильная радость — спокойным удовлетворением; в другом случае, обида, перенесенная раньше, при воспоминании о ней обостряется, а гнев — усиливается.

  Возможна  трансформация в содержании чувства (досадное недоразумение из прошлого вспоминается как забавный случай).

  Первоначально эмоциональная память ребенка проявляется к концу первого полугода жизни, которая отличается от более поздних этапов жизни. Это обусловлено условно-рефлекторным характером эмоциональной памяти ребенка на ранних этапах его развития. На более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.

  Образная  память это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом, т. к. образная память характерезуеться бледным, фрагментным и неустойчивым запечатлением предметов и событий, что также характерно представлениям. С течением времени различия могут углубляться.

  Отклонение  представлений от первоначального  образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты  и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими  похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные  для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.

  Легкость  воспроизведения образа зависит от:

    - содержательной особенности образа,

    - эмоциональной окраски образа,

Информация о работе Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти человека