Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 01:53, курсовая работа

Краткое описание

Память является важнейшей познавательной функцией, связывающей прошлое субъекта с его настоящим и будущим, и лежащей в основе развития и обучения. Память можно определить как процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.
Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...…………………..3 стр.
РАЗДЕЛ 1. ПАМЯТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ……………………………………………………………...5 стр.
1.1 Общее представление о памяти …………………………………………………………………..
1.2 История изучения памяти …………………………………………………………………………..
РАЗДЕЛ 2. ВИДЫ ПАМЯТИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ………………………………………………
2.1 Классификация видов памяти по характеру психической………………………………………….
2.2 Классификация памяти по характеру целей деятельности …………………………………………..
2.3 Классификация памяти по продолжительности сохранения материала ……………………………..
РАЗДЕЛ 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА..
3.1 Основные характеристики кратковременной памяти …………………………………………………
3.2 Основные характеристики долговременной памяти …………………………………………………
3.3 Взаимосвязь и взаимодействие кратковременной и …………………………………………………
РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ………………………………….
4.1 Запоминание ………………………………………………………………………………………………
4.3 Воспроизведение и узнавание ……………………………………………………………………
РАЗДЕЛ 5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ…………………………………….
5.1 Типологические особенности памяти ………............................................................................................
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………………………….
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (Автосохраненный).docx

— 248.50 Кб (Скачать)

  Роль  кратковременной памяти в жизни человека:

  • перерабатывается самый значительный объем информации,
  • отсеивается ненужная и остается потенциально полезная информация =>  не происходит перегрузки долговременной памяти;
  • организация мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память;
  • активно работает в процессе общения человека с человеком;
  • нормальное функционирование долговременной памяти;

Для поддержания  информации в кратковременной памяти необходимо сохранение активности, направленной на запоминание, без отвлечения внимания на другой вид деятельности, сложной  умственной работы.

  Кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, который пропускает нужную, уже отобранную информацию в долговременную память.  

Кодирование

Чтобы закодировать информацию в кратковременной памяти, надо сосредоточить на ней внимание. Поскольку мы избирательно направляем внимание, в кратковременной памяти будет содержаться только отобранный материал. Это означает, что многое из того, что воздействует на человека, никогда не попадет в кратковременную память и, конечно, не будет доступно для последующего воспроизведения. Действительно, многие трудности, обозначаемые общим термином «проблемы с памятью», на самом деле связаны с ослаблением внимания. 

Фонологическое (акустическое) кодирование. При кодировании запоминаемой информации она переводится в определенный код, или репрезентацию.

Исследования  показывают, что для кодирования  информации в кратковременной памяти мы предпочитаем акустический код и, пытаясь удержать информацию в активном состоянии, повторяем ее, то есть повторяем  ее про себя снова и снова. Повторение — наиболее популярный прием, когда  информация состоит из вербальных элементов  — цифр, букв или слов. Так, пытаясь  запомнить номер телефона, мы чаще всего кодируем это число в  виде звучащих названий цифр и повторяем  эти звуки про себя, пока не наберем  номер. 

Зрительное  кодирование. При необходимости мы также можем хранить вербальные элементы в виде зрительной репрезентации. Однако эксперименты показывают, что хотя мы можем пользоваться зрительным кодированием для вербального материала, этот код быстро угасает. В тех случаях, когда человеку нужно запомнить невербальную информацию (например, изображения, которые трудно описать, а следовательно, трудно повторять фонологически), важную роль играет зрительное кодирование.  

Временное кодирование - отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека. 

Две системы кратковременной  памяти. Существование и акустических, и зрительных кодов привело исследователей к мнению, что кратковременная память состоит из двух хранилищ, или буферов. Один буфер — акустический, на короткое время сохраняющий информацию в акустических кодах; второе хранилище — зрительно-пространственный буфер, на короткое время сохраняющий информацию в зрительных или пространственных кодах. Некоторые недавние исследования с использованием сканеров мозга показывают, что работа этих двух буферов опосредуется различными мозговыми структурами. 
 
 
 

Существует ряд  фактов, доказывающих правомерность  выделения КП как отдельной подсистемы памяти. Одним из них является синдром  Милнер – поражение определенной области головного мозга (гиппокампа), при котором давно прошедшие события вспоминаются легко, а недавние практически не сохраняются. В литературе описана история болезни музыкального продюсера К.В., который перенес редкую форму энцефалита. Его воспоминания о текущих событиях исчезали очень быстро – он не мог вспомнить, что он ел на завтрак, какую песню только что спел и т.д. Однако его музыкальные способности сохранились – он мог дирижировать хором, помнил наизусть множество музыкальных партий, выученных до болезни и т. д. Можно предположить, что кратковременная память в данном случае нарушена, а долговременная сохранна, т.е. существуют две различные подсистемы памяти. 

Другим доказательством  служат различные ошибки припоминания из КП и ДП. Этот же факт доказывает, что информация в КП хранится в  акустической форме: при воспроизведении  из КП обычно отмечаются акустические ошибки припоминания, т.е. воспроизведение  слова, сходного по звучанию с искомым  – например слово “брат” может быть воспроизведено как “брак”. При воспроизведении из ДП чаще встречаются семантические ошибки, т.е. воспроизведение слова, близкого по значению (труд – работа). Согласно представлениям об акустическом кодировании, когда мы читаем букву “А” мы удерживаем ее в КП путем кодирования в звук “А”. 

Кратковременная память играет важную роль в мышлении. Сознательно пытаясь решить задачу, мы часто пользуемся кратковременной  памятью как мысленным рабочим  пространством: используем ее для хранения элементов задачи, а также информации из долговременной памяти, существенной для ее решения. 
 
 
 
 

3.2 Основные характеристики  долговременной памяти

Долговременная  память - это переход информации из лабильной кратковременной памяти в стабильную долговременную, длящуюся дни, месяцы, годы, Гиппокамп — структура, находящаяся под корой, около середины мозга, — имеет решающее значение для долговременной памяти. 

Долговременная  память имеет смысловую организацию. Этот факт особенно отчетливо проявляется  в тех случаях, когда, прослушав  или прочитав длинный текст, просмотрев фильм или книгу, человек надолго  запоминаем смысл воспринятого, может  передать его собственными словами.

   Эта память обычно начинает функционировать не сразу после того, как человеком был воспринят и запомнен материал, а спустя некоторое время, необходимое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с одного процесса на другой, с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса не могут происходить параллельно, так как структура их различна, а механизмы несовместимы, противоположно направлены.

Обычно полагают, что ДП представляет собой единое целое, однако есть серьезные возражения против такого представления. Эндель Тульвинг различает две формы ДП – семантическую и эпизодическую. Семантическая память – это память на слова, понятия и абстрактные идеи; на основе семантической памяти происходит использование языка, она имеет четкую структуру. В отличие от нее, эпизодическая память хранит информацию о событиях, датированных во времени, о связях между этими событиями. Это воспоминания о конкретных переживаниях, которым не хватает формальной структуры, и она менее стабильна, воспоминания из нее часто теряются, в то время как семантическая память активируется реже и является более прочной. 

Забывание.

Определенного мнения на этот счет не существует. Либо забывание происходит в результате угасания следов памяти, либо в результате интерференции, либо забывание вообще отсутствует, а информация сохраняется, но по каким-либо причинам становится недоступной. Забывание в долговременной памяти часто происходит из-за потери доступа к информации, а не потери самой информации. 

Кроме предположения, что из ДП не забывается ничего, но информация может быть недоступной, существуют другие теории забывания. Теория угасания предполагает, что след памяти угасает  точно так же, как исчезает тропинка, по которой долгое время никто  не ходит. Неврологические исследования памяти показывают, что возрастные изменения имеют место, однако нет  данных, на основании которых можно  было бы с уверенностью сказать, что  затухание следов есть основная причина  забывания, которое гораздо больше связано с интерференцией, т.е. влиянием конкурирующей информации на запоминание. 

Из книги Алексея Константиновича Маклакова « Общая психология», можем проследить зависимость забывания от времени по кривой Эббингауза на рис. 3.

Зависимость забывания от времени. Кривая зависимости забывания от времени, изображенная на рис. 3 показывает спад воспроизведения. Эта кривая забывания, первая из когда-либо опубликованных, взята из работы Эббингауза 1885 года. Он заучивал списки из 13 слогов, которые повторял, пока не был способен воспроизвести список без ошибок в двух последовательных попытках. Затем, по прошествии времени от 20 минут до 31 дня, он себя проверял, определяя, сколько времени уходит на перезаучивание этого списка относительно первоначального уровня; чем меньше было забывание, тем меньше требовалось попыток на перезаучивание списка. На рисунке показана мера легкости перезаучиваний (доля «сохраненных элементов») в зависимости от времени; из рисунка следует, что мы забываем много информации за первые несколько часов, но после этого темп забывания снижается. Эта кривая отражает запоминание бессвязного вербального материала, а для других видов материала были получены другие кривые Во всех случаях интерференция, как полагают, играет определенную роль в изменении забывания со временем.

 

рис. 3 Кривая зависимости  забывания от времени Эббингауза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проиллюстрируем три стадии памяти на рис. 4 
 

рис. 4 

В долговременной памяти происходят важные взаимодействия между кодированием и воспроизведением.

 

Кодирование значения. Преобладающая репрезентация вербального материала в долговременной памяти не является ни слуховой, ни зрительной; она основана на значениях элементов.

Кодирование значения распространено в повседневной жизни.

Значение является доминирующим способом представления материала в долговременной памяти, иногда кодируются и другие его аспекты. Например, мы можем запоминать поэмы и декламировать их слово в слово. В таких случаях кодируется не только смысл стихотворения, но и точные слова. Слуховой код, зрительные впечатления, вкусы и запахи также могут использоваться в долговременной памяти. Но для вербальной информации в долговременной памяти существует предпочитаемый код (а именно — значение).

Добавление  смысловых связей. Часто случается, что смысл имеют сами элементы, которые надо запомнить, но не связи между ними. В таких случаях можно улучшить запоминание путем создания реальных или искусственных связей между этими элементами.

Один из лучших способов добавления связей — более  глубокое осмысление материала во время  его кодирования. Чем тщательнее проработано кодируемое значение, тем  лучше будет запоминание. Если надо запомнить что-либо из учебника, лучше  сосредоточиться на его смысле, а  не на точных словах. И чем глубже и основательнее мы расширяем его значение, тем лучше мы его воспроизведем.

Существует тесная связь понимания и памяти. Чем лучше мы понимаем тот или иной материал, тем больше связей мы видим между его частями. Эти связи могут служить звеньями в цепочке воспроизведения, поэтому, чем больше мы понимаем, тем больше помним. 
 

Хранение.

Большинство исследований по хранению в долговременной памяти проводится на биологическом уровне. Достигнут существенный прогресс в выявлении нейроанатомической базы процесса консолидации. Основными структурами мозга, участвующими в ней, являются гиппокамп) и окружающая его кора (к ней относятся энторинальная, периринальная и парагиппокамповая кора; они участвуют в обмене информацией между гиппокампом и многими другими участками коры большого мозга). Роль гиппокампа в консолидации заключается в том, что через него реализуется система перекрестных ссылок, связывающая различные аспекты определенного воспоминания, которые хранятся в разных участках мозга. Если общая потеря памяти у человека возникает обычно, только когда поврежден и гиппокамп, и окружающая его кора, то повреждение одного только гиппокампа может приводить к серьезному нарушению памяти. Это было продемонстрировано в исследовании, которое началось с анализа затруднений с памятью у одного пациента (из-за осложнений после операции по шунтированию коронарного сосуда) и закончилось подробной аутопсией его мозга после его смерти; единственной поврежденной структурой мозга оказался гиппокамп. 
 

Факторы кодирования, повышающие успешное воспроизведение: 

а) организация информации во время кодирования,

б) обеспечение  сходства между контекстом, в котором  кодируется информация, и контекстом будущего ее воспроизведения. 

Организация. Чем лучше организуется кодируемый материал, тем легче его воспроизвести. Легче воспроизвести информацию, если мы закодируем её по категориям, а затем воспроизведем по категориальному принципу.

Контекст. Тот или иной факт или эпизод легче воспроизвести, если вы находитесь в том же контексте, в котором вы его закодировали. Контекст, в котором кодировалось событие, сам по себе является одним из самых мощных признаков воспроизведения, и это подтверждают данные многих экспериментов. 
 

Информация о работе Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти человека