Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 01:53, курсовая работа

Краткое описание

Память является важнейшей познавательной функцией, связывающей прошлое субъекта с его настоящим и будущим, и лежащей в основе развития и обучения. Память можно определить как процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.
Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...…………………..3 стр.
РАЗДЕЛ 1. ПАМЯТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ……………………………………………………………...5 стр.
1.1 Общее представление о памяти …………………………………………………………………..
1.2 История изучения памяти …………………………………………………………………………..
РАЗДЕЛ 2. ВИДЫ ПАМЯТИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ………………………………………………
2.1 Классификация видов памяти по характеру психической………………………………………….
2.2 Классификация памяти по характеру целей деятельности …………………………………………..
2.3 Классификация памяти по продолжительности сохранения материала ……………………………..
РАЗДЕЛ 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА..
3.1 Основные характеристики кратковременной памяти …………………………………………………
3.2 Основные характеристики долговременной памяти …………………………………………………
3.3 Взаимосвязь и взаимодействие кратковременной и …………………………………………………
РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ………………………………….
4.1 Запоминание ………………………………………………………………………………………………
4.3 Воспроизведение и узнавание ……………………………………………………………………
РАЗДЕЛ 5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ…………………………………….
5.1 Типологические особенности памяти ………............................................................................................
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………………………….
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (Автосохраненный).docx

— 248.50 Кб (Скачать)

    - общего состояния человека в момент восприятия;

(Сильное  эмоциональное потрясение может  вызвать галлюцинаторное воспроизведение виденного)

    - состояния человека в момент воспроизведения.

Припоминание  виденного наблюдается в яркой образной форме чаще всего во время спокойного отдыха после сильного утомления, а также в дремотном состоянии, предшествующем сну.

Точность  воспроизведения образа зависит от:

- степени задействования речи при восприятии.

Образную память исследователи разделяют по преобладанию того или иного типа воспроизводимых представлений на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую.

  • Зрительная память преобладает у человека в 80 случаях из 100. Она напрямую связана с развитым воображением. Зрительное впечатление и самое прочное, - ведь нервы, ведущие о глаза к мозгу, в 20 раз толще тех, что ведут от уха к мозгу.
  • Слуховая память предполагает запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, включая музыку и речь. Музыкальное ухо может различить более 1200 оттенков звука.
 

Первые  проявления образной памяти наблюдаются у детей полутора-двух лет.

Образная  память искусственно вызывает недостающие  ощущения, дополняя усеченную информацию до полноценного образа, его вызвавшего. Включение всех каналов восприятия отменяет принцип "Повторение - мать учения". Повторение разрушает то, что человек запомнил. Природа  во второй раз не повторяет.

Словесно - логическая память - воспроизведение наших мыслей. Т. к. мысли не существуют без языка, память на них называется словесно-логической. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

Проявление  словесно-логическая памяти:

а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное  выражение мыслей (заучивание мыслей), то есть механическое запоминание.

Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст «своими словами».

Развитие  обоих видов словесно-логической памяти происходит не параллельно друг другу. Детям легче учить наизусть, запомнить детали, чем взрослым. При запоминании смысла запоминается наиболее существенное, значимое. Выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые имеют преимущества перед детьми.

          Двигательная, эмоциональная и образная память свойственны животным, в отличи от словесно-логической, которая является специфически человеческой памятью. В ней главная роль отводится второй сигнальной системе. От уровня развития словесно-логической памяти зависит развитие всех других видов памяти.

  Все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга. «Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны.» [Маклаков. 
 
 

2.2 Классификация памяти  по характеру целей  деятельности

  Существует  и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями  самой выполняемой деятельности. В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

  Непроизвольная  память - запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. Часто непроизвольно запомненный материал (особенно, когда с ним связана умственная работа), непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная информация воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался.

  Произвольная память -  присутствует задача запомнить, процесс требует волевого усилия. Эффективность произвольной памяти зависит:

  • От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить).

  Если  цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель - выучить надолго, для  будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

  • От приемов заучивания.

  Приемы  заучивания:

   - механическое дословное многократное  повторение - работает механическая  память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память - это память, основанная на повторении материала без его осмысления;

   - логический  пересказ, который включает: логическое  осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических  компонентов информации, пересказ  своими словами - работает логическая  память (смысловая) - вид памяти, основанный  на установлении в запоминаемом  материале смысловых связей. Эффективность  логической памяти в 20 раз выше, чем у механической;

   - образные  приемы запоминания (перевод информации  в образы, графики, схемы, картинки) - работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

   - мнемотехнические  приемы запоминания (специальные  приемы для облегчения запоминания).

В самом широком  смысле память можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом. Человеческая память - это накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, т.е. всего, что с ним произошло. Память - это способ существования психики во времени, удержание прошлого, т. е. того, чего уже нет в настоящем.

Поэтому память - необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности. 

2.3 Классификация памяти  по продолжительности  сохранения материала 

   Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует сенсорный тип памяти. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир и органами чувств человека на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1- 0,5 сек.

  

Если  полученная информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 сек (без повторения или повторного воспроизведения сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует). Это второй уровень - кратковременная память.

Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Она похожа на непроизвольную тем, что при ней не используются специальные мнемические приемы, но предпринимаются волевые усилия.

Кратковременная память имеет объем, у разных людей  он индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем характеризует способность механически (без использования специальных приемов), запоминать воспринимаемую информацию.

  • обеспечивает нормальное функционирование долговременной памяти

  Оперативная память - мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. «Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться. Аналогичное явление мы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия. Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (например, ребенок начинает читать со складывания букв). Объем этих частей, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти.» [маклаков ] 

  Долговременная  память – практически не ограничена во времени и обладает возможностью многократного воспроизведения информации. Однако ее функционирование требует постоянных мысленных и волевых усилий.

  Путем повторения материала в долговременную память можно перевести гораздо больше информации, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти.  

  Виды  долговременной памяти:

  • Эксплицитная память - память, в которой человек сознательно вспоминает прошлое событие, причем это воспоминание переживается как происходящее в определенном месте и времени.
  • Имплицитная память - связана с навыками.
 

Мгновенная  память сохраняет информацию около 0,1 – 0.5 с.

Генетическая  память передается из поколения в поколение. Влияние человека на этот вид памяти очень ограниченно.

  Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память снова готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях. 
 

Индивидуальные  различия в памяти людей могут  быть двух видов: с одной стороны, память разных людей отличается преобладанием  той или иной модальности —  зрительной, слуховой, двигательной; с  другой стороны, память различных людей  может отличаться и по уровню своей  организации. Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т. п. Так, В. А. Моцарт, запоминал  сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания. 

При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т. п. Например, А. С. Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение, написанное другим автором, после двукратного  его прочтения. 

При эмоциональном  типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства. 
 
 
 

3. Взаимосвязь и  взаимодействие видов  памяти человека.

3.1 Основные характеристики  кратковременной  памяти 

  Кратковременная память – подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти.

  Средний объем кратковременной памяти весьма ограничен: это 7+/- 2 единицы интегрированной  информации. Этот объем индивидуален, он характеризует природную память человека и имеет тенденцию сохраняться  в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется объем так  называемой механической памяти, которая  функционирует без активного  включения мышления в процесс  запоминания.

С особенностями  кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано  такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально ограниченного объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище. Это происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с такой информацией, которую он не в состоянии полностью запомнить и которая ему предъявляется непрерывно и последовательно.

Информация о работе Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти человека