Взаимоотношение родителеи и детей в неблагополучных семьях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование особенности взаимоотношений в неблагополучных семьях.

Объект исследования - эмоциональное благополучие в семье.

Предмет - особенности взаимоотношений родителей с детьми в неблагополучных семьях.

Цель и предмет исследования предопределили следующие его задачи:

- проанализировать методическую, научную литературу по проблеме исследования;

- определить влияние семейных взаимоотношений на развитие личности ребенка;

- провести опытно - экспериментальное исследование взаимоотношений в неблагополучных семьях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ 6

1.1. Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема 6

1.2. Критериальные подходы к определению сущности понятия «неблагополучная семья» 9

1.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка 13

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ 18

2.1. Организация исследования 18

2.2. Анализ результатов 19

2.3. Рекомендации по работе с неблагополучной семьей 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

ПРИЛОЖЕНИЯ 39

Файлы: 1 файл

Исправленная курсовая.rtf

— 443.13 Кб (Скачать)

     «Священник». Стиль родительского поведения, близкий к учительскому. Поучения сводятся преимущественно к морализированию по поводу происходящего. К сожалению, этот стиль безлик и не имеет успеха в решении семейных проблем.

     «Циник». Такие родители обычно полны сарказма и стараются, так или иначе, унизить ребенка. Основное его «оружие» -- насмешки, прозвища, сарказм или шутки, способные «положить ребенка на лопатки».

     Кроме того, рассмотренные выше стили родительского поведения никоим образом не мотивируют ребенка исправиться, а только подрывают главную цель -- помочь ему научиться решать проблемы. Родитель добьется только того, что ребенок будет чувствовать себя отверженным. А когда ребенок испытывает негативные чувства по отношению к себе, он становится замкнутым, не желает общаться с другими, анализировать свои чувства и поведение.

     При этом среди неблагоприятных факторов семейного воспитания отмечают, прежде всего, такие, как неполная семья, аморальный образ жизни родителей, асоциальные антиобщественные взгляды и ориентации родителей, их низкий общеобразовательный уровень, педагогическая несостоятельность семьи, эмоционально-конфликтные отношения в семье.

     Очевидно, что общеобразовательный уровень родителей, наличие или отсутствие полной семьи свидетельствуют о таких важных условиях семейного воспитания, как общекультурный уровень семьи, ее способность развивать духовные потребности, познавательные интересы детей, то есть в полной мере выполнять функции института социализации. Вместе с тем, сами по себе такие факторы, как образование родителей и состав семьи еще с полной достоверностью не характеризуют образа жизни семьи, ценностных ориентации родителей, соотношения материальных и духовных потребностей семьи, ее психологического климата и эмоциональных отношений.

     Среди функционально несостоятельных, не справляющихся с воспитанием детей большинство семей от составляют семьи, характеризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами, так называемые конфликтные семьи, где хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителей, неправильным стилем детско-родительских отношений. Наблюдаются самые разнообразные неправильные стили детско-родительских отношений: жестко-авторитарный, педантично-подозрительный, увещевательный, непоследовательный, отстранение-равнодушный, попустительски-снисходительный и др. Как правило, родители с социально-психологическими и психолого-педагогическими проблемами осознают свои трудности, стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, однако далеко не всегда без помощи специалиста способны справиться с ними, понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного, школьного или другого конфликта.

     Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы.

 

      ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 
В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ
 
 

     2.1. Организация исследования 

     Опытно-экспериментальная работа явилась практическим воплощением теоретических предпосылок и выдвинутых нами положений, рассмотренных в первой и второй главах, и проходила в два этапа: констатирующий и формирующий эксперимент.

     Первый этап - констатирующий эксперимент - проводился в 2007 -2008 годах в Центре социальной помощи детям и подросткам (г.Нефтекамск ; 66 неблагополучных семей) и Областном центре социальной помощи семье (г.Уфа ; 21 семья)

     Цель констатирующего эксперимента - составить портрет неблагополучной семьи.

     В ходе эксперимента решались следующие задачи:

     1. Изучить структурные, функциональные и индивидуальные характеристики неблагополучных семей.

     2. Изучить ценностные характеристики неблагополучной семьи.

     3. Выделить основные потребности неблагополучной семьи.

     Исходя из целей и задач констатирующего эксперимента, мы применяли следующие методы:

       -  сбор информации (анкетирование, тестирование, наблюдение);

          -  независимых характеристик (опрос, интервью, беседа);

       - изучения и анализа документации (социальный паспорт семьи, акты обследования, дневники наблюдений экспертные заключения);

     - обработки и интерпретации данных: (методы математической статистики, оценка, обобщение, систематизация и описание полученных результатов).

     Для решения первой задачи неблагополучная семья рассматривалась нами как целостное системное образование, имеющее комплекс структурных и функциональных характеристик, а также индивидуальных особенностей ее членов. В данном исследовании участвовало 66 неблагополучных семей, стоящих на учете в Центре социальной помощи детям и подросткам г. Нефтекамска. 
 

     2.2. Анализ результатов 

     В качестве структурных характеристик была выбрана демографическая характеристика, которая свидетельствует о потенциально возможных сложностях в системе внутрисемейных отношений. Из 66 обследуемых семей, 35 семей (65 %) являются неполными, две (4 %) - находящимися в процессе развода, 29 (57%) - многодетными.

     Среди функциональных характеристик неблагополучных семей наиболее значимыми являются: материальное обеспечение семьи, психологический климат, общая и педагогическая культура родителей, отношение к ребенку.

     Невысоким следует признать образовательный уровень родителей. С высшим образованием нет никого, среднее и среднее специальное имеют 16 отцов (61 %) и 30 матерей ( 58 %), остальные - неполное среднее или начальное.

     Не способствует гармоничности семейных отношений и низкий уровень социальной обеспеченности многих из них. 38 семей (74,5%) являются малообеспеченными, среднедушевой доход у них значительно ниже утвержденного по городу прожиточного минимума.

     9 семей (18%) имеют неудовлетворительные жилищные условия, из них 5 семей проживают в балках или снимают квартиру. Кроме того, почти все многодетные семьи имеют обеспеченность жилой площадью значительно меньше установленной в городе нормы. В связи с этим в большинстве семей невозможно создать нормальные условия для детей. Только в 20 семьях (39%) имеется отдельная комната для детей, а треть не имеет даже отдельных спальных мест. Всего у 27 семей (53 %) дети имеют постоянное место для приготовления уроков, почти у половины нет дома игрушек, книжек, канцелярских принадлежностей.

     Анализ источников дохода свидетельствует о неизбежности потенциальных трудностей в материальном обеспечении семьи. У 15 семей (30%) основным источником дохода являются случайные заработки, у 12 (23%) -алименты на детей. 9 семей (17 %) опираются на помощь родственников, три семьи сдают внаем жилье или гаражи.

     Помимо структурных и функциональных характеристик, отражающих состояние семьи как целого, для диагностики причин неблагополучия важны индивидуальные особенности ее членов.

     Одна треть детей занимается токсикоманией и потреблением наркотиков, половина детей школьного возраста в большей или меньшей степени втянуты в потребление алкоголя.

     Поведение детей определяется в значительной степени семейной атмосферой, а она во многом отравляется поведением самих родителей. В 27 семьях (53%) родители злоупотребляют алкоголем, в том числе в 9 семьях этот процесс идет запоями, в 11 ежедневно или 2-3 раза в неделю. Лечились от алкоголизма четверо из пьющих родителей. В трех семьях родители употребляют наркотики, в 16 (31%) ведут аморальный, паразитический и даже криминальный образ жизни.

     Вследствие этого в 12 семьях (23,5%) наблюдаются напряжение в детско-родительских отношениях и конфликты, в И семьях (21,5%) родители проявляют полную воспитательно-педагогическую несостоятельность в отношениях с детьми, переходящую в отдельных случаях в жестокое обращение с ними. В обследуемых семьях выявлено 16 случаев ухода детей из дома, в том числе 9 - из-за конфликта с родителями и 7 - из-за неблагополучной семейной обстановки. Родители в 14 семьях (27,5%) признают необходимость оказания и.м психологической и медицинской помощи.

     Для большинства родителей характерна явная необъективность в оценке своих отношений с детьми. Только в двух семьях (3, 9%) родители признают, что с детьми у них плохие отношения. В 38 семьях (75%) отношения между собой и детьми родители считают ровными, при этом считается нормой наказание детей трудом: ежедневно в 3 семьях (6%); в 32 семьях (61%) - 1-2 раза в неделю; в 15 (30%) семьях используются физические наказания детей.

     О том, что многие родители не желают признавать сложности своих отношений с детьми, свидетельствует и оценка справедливости наказаний со стороны самих детей. Почти каждый четвертый ребенок считает наказания несправедливыми и только десятая часть признает их справедливость. Тем не менее, дети не желают в большинстве своем оценивать свои отношения с родителями негативно. Только пятеро детей школьного возраста (5%) считают их неудовлетворительными; 18 (17, 6%) - хорошими; остальные -удовлетворительными. Это свидетельствует о том, что основная масса детей стремится примириться со своим положением в семье и найти в родителях защиту от жизненных невзгод.

     По итогам анализа исследуемых семей можно определить следующие явные признаки неблагополучия, приводящие к дестабилизации семейной атмосферы:

  • непонимание родителями собственной воспитательной функции в отношении детей;
  • воспитательно-педагогическая беспомощность родителей во взаимоотношениях с детьми;

     * равнодушие большинства родителей к школьной жизни и досугу

     детей;

     * деструктивное поведение родителей в быту (пьянство, аморальный образ жизни), в собственных взаимоотношениях и с детьми;

     * бытовая неустроенность и низкий жизненный уровень семьи;

     * безынициативность родителей в решении бытовых и материальных трудностей, осложняющих жизнь их детей;

     * недостаточное внимание «трудным» семьям со стороны педагогов школ.

     Для решения второй задачи констатирующего эксперимента были выявлены ценностные ориентации членов семей, состоящих на учете в Областном центре социальной помощи семье г. Уфы . В данной работе принимала участие 21 неблагополучная семья.

     Результаты проведенного исследования показывают, что в основе семейного неблагополучия лежит противоречие, выражающееся в стремлении семьи к удовлетворению своих запросов и самовыражению и ее неспособностью адаптироваться к новым экономическим условиям.

     Две трети семей имеют среднедушевой доход в три раза ниже прожиточного минимума в Уфе . Кроме того, из всех родителей (21 мать и 17 отцов), 16 (42%) являются безработными. При таком положении родители неконкурентоспособны на рынке труда и не могут решить элементарных проблем материального обеспечения семьи.

     Низкий уровень социальной адаптации формирует ощущение неудачливости, неспособности добиться каких-то успехов в жизни. Каждая вторая семья неудовлетворена своим социальном статусом, а еще четверть - «не совсем» удовлетворена. Однако проявить инициативу и завести собственное дело изъявляют желание только 4 родителя (10,5%), а способными заняться подобного рода деятельностью считают себя 7 родителей (18,4%), при этом осуществление этой идеи на практике не предпринималось ни одним из них.

     Отмечается достаточно высокая внесемейная активность родителей, особенно отцов. Так у 10 матерей (47%) личная жизнь, по их признанию, проходит на работе и в общении с друзьями, подругами. Только одна треть (35,5%) отцов проводят время в семье, остальные две трети имеют внешние формы общения. Внесемейная активность связана, как правило, с поиском способов удовлетворения потребности социальных контактов в группе себе подобных, что нередко связано с пьянством и алкоголизмом.

     Адаптация детей к жизни в обществе непосредственно связана с передачей детям духовных ценностей родителей (стремление к познанию, творчеству, трудолюбию и т. д.), формированием таким образом у детей соответствующих ценностных ориентации. Однако только 11 родителей (29,0%) считают, что за счет трудолюбия можно добиться материального достатка; трое (7,9%) являются сторонниками соблюдения норм моршти и закона; остальных вообще не интересуют никакие интеллектуальные занятия. Только два отца (11, 7%) и три матери (14, 3%) хотели бы иметь более высокое образование или другую специальность.

Информация о работе Взаимоотношение родителеи и детей в неблагополучных семьях