Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 15:02, курсовая работа
Целью работы является исследование особенности взаимоотношений в неблагополучных семьях.
Объект исследования - эмоциональное благополучие в семье.
Предмет - особенности взаимоотношений родителей с детьми в неблагополучных семьях.
Цель и предмет исследования предопределили следующие его задачи:
- проанализировать методическую, научную литературу по проблеме исследования;
- определить влияние семейных взаимоотношений на развитие личности ребенка;
- провести опытно - экспериментальное исследование взаимоотношений в неблагополучных семьях.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ 6
1.1. Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Критериальные подходы к определению сущности понятия «неблагополучная семья» 9
1.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка 13
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ 18
2.1. Организация исследования 18
2.2. Анализ результатов 19
2.3. Рекомендации по работе с неблагополучной семьей 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ 6
1.1. Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Критериальные подходы к определению сущности понятия «неблагополучная семья» 9
1.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка 13
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ 18
2.1. Организация исследования 18
2.2. Анализ результатов 19
2.3. Рекомендации по работе с неблагополучной семьей 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
ВВЕДЕНИЕ
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
Именно семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Всем этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. Молодожены, создавая свое гнездо, формируя его уклад, стиль семейной жизни, воспитывая первенца, в качестве образца (или антиобразца, если «не повезло» с родителями) берут, как правило, свой родной дом как источник социального, эмоционального, познавательного опыта. Вопрос воспитания является одним из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеет прямую и непосредственную связь эволюцией человечества. Имея целью способствовать выявлению внутренней сути человека и образованию его характера, воспитание создает самого человека.
Вопросу взаимоотношения в семье всегда уделялось и уделяется значительно внимания со стороны человечества всех ступеней развития : от малокультурных дикарей, которые тоже вкладывают в это дело тоже нечто доступное их пониманию, до более совершенных культурных народов, среди которых этот вопрос поставлен с большей или меньшей широтой и полнотой.
Множество писателей, философов и мыслителей обращались в своих произведениях к проблеме семьи как самой живой, самой важной и животрепещущей проблеме общества, от решения которой зависит очень и очень многое. Л.Н. Толстой говорил о том, что семья является целым государством в миниатюре и , в свою очередь, будущее каждого государства содержится в его семьях, ибо будущее нашей планеты зависит не только от нашей деятельности, но и от труда наших преемников.
Ковалева Л.Е в своих работах говорит о том, что главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. В книге Р.В.Тонковой-Ямпольской пишется о том, что именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Тема курсовой работы «Особенности взаимоотношений родителей с детьми в неблагополучных семьях». Тема достаточно актуальна так, как ребенок находится в семье в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Целью работы является исследование особенности взаимоотношений в неблагополучных семьях.
Объект исследования - эмоциональное благополучие в семье.
Предмет - особенности взаимоотношений родителей с детьми в неблагополучных семьях.
Цель и предмет исследования предопределили следующие его задачи:
- проанализировать методическую, научную литературу по проблеме исследования;
- определить влияние семейных взаимоотношений на развитие личности ребенка;
- провести опытно - экспериментальное исследование взаимоотношений в неблагополучных семьях.
Гипотеза исследования: как влияет неблагополучие семьи на взаимоотношения родителей с детьми.
Для решения задач и подтверждения гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования «Особенности взаимоотношений родителей с детьми в неблагополучных семьях»; математическая статистика, оценка, обобщение, систематизация и обобщение полученных результатов.
Практическое значение полученных результатов сводится к возможности разработки на их основе программ нейтрализации негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка в условиях образовательного учреждения, методику регулирования эмоционального состояния и снижения уровня тревожности у детей.
Практическая ценность данного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в работе социального работника, а также при подготовке к лекциям по социальной педагогике и психологии.
Выборка испытуемых: в исследовании принимали участие 66 неблагополучных семей г. Нефтекамск, и 21 семья г. Уфа.
База исследования: Тест-опросник родительского отношения (А.Я Варга, В.В Столин ),Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л.Романова. Г.П.Бутенко).
Структура работы: введение, три раздела,
выводы и список литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ
И ДЕТЕЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ
1.1.
Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая
проблема
В отношениях родителей, педагогов и детей есть сложная, парадоксальная проблема. Сложность ее - в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители и педагоги обычно ее не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.
Отношения родителей и детей с годами складываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений. Причем их можно представить в определенной структуре - последовательных стадиях развития. Типы отношений возникают постепенно. Родители же обращаются к педагогу, психологу, как правило, по поводу возникшей «вчера», «неделю назад» тревожной конфликтной ситуации. То есть они видят не процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный случай.
Конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром - проблема их общения и отношений. Конфликт - жестокое столкновение, эмоциональная агрессия, болевой синдром отношений. А боль в организме, как известно, - сигнал бедствия, физиологический крик о помощи. Она возникает в ходе развития заболевания[7, С.114].
В здоровых семьях родители и дети связаны с естественными повседневными контактами. Слово «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных, жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.
Изучение множества разнообразных документов позволило выявить некоторые основные тенденции отношений родителей и детей в семье. В основу анализа положено видоизменение потребности в общении - одна из фундаментальных характеристик межличностных отношений.
Существуют следующие стадии отношений родителей и детей: родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении; родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними; чем скорее родители вникают в интересы и заботы детей, тем скорее дети испытывают желание делиться с родителями; поведение детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы родители; поведение детей вызывает в семье конфликты, и при этом правы дети; конфликты возникают по причинам обоюдной неправоты; полное взаимное отчуждение и враждебность [7, С.119].
В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Имеется в виду понимание целей воспитания, формулировка его задач, целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
Опека в семье - система отношений, где родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи [7, С.120].
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество
как тип взаимоотношений в семье предполагает
опосредствованность межличностных отношений
в семье общими целями и задачами совместной
деятельности, ее организацией и высокими
нравственными ценностями. Именно в этой
ситуации преодолевается эгоистический
индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим
типом взаимоотношений является сотрудничество,
обретает особое качество, становится
группой высокого уровня развития - коллективом.
1.2.
Критериальные подходы к определению
сущности
понятия «неблагополучная семья»
Увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно- бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из - за неблагополучного психологического климата в семье. «На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием». Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе [10, С.52].
Информация о работе Взаимоотношение родителеи и детей в неблагополучных семьях