Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 15:02, курсовая работа
Целью работы является исследование особенности взаимоотношений в неблагополучных семьях.
Объект исследования - эмоциональное благополучие в семье.
Предмет - особенности взаимоотношений родителей с детьми в неблагополучных семьях.
Цель и предмет исследования предопределили следующие его задачи:
- проанализировать методическую, научную литературу по проблеме исследования;
- определить влияние семейных взаимоотношений на развитие личности ребенка;
- провести опытно - экспериментальное исследование взаимоотношений в неблагополучных семьях.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ 6
1.1. Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Критериальные подходы к определению сущности понятия «неблагополучная семья» 9
1.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка 13
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ 18
2.1. Организация исследования 18
2.2. Анализ результатов 19
2.3. Рекомендации по работе с неблагополучной семьей 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию.
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.
Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Посреднический компонент социально - педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок - продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.
Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
Формы социально - педагогической помощи семье. Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.
Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги и пр.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги.
Социально - психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
Еще одна форма работы социального педагога с семьей - социально - педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Сущность социально - педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.)
Важную
роль в осуществлении социально - педагогического
мониторинга играет умение социального
педагога систематизировать сбор информации
и полученные результаты. Способов систематизации
может быть несколько. Рассмотрим один
из них.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях гуманизации общества внедряется система комплексной социальной помощи неблагополучной семье с ребенком. Социально-педагогическая деятельность является неотъемлемым компонентом такой помощи.
Доказано, что социально-педагогическая деятельность имеет как сходство, так и различия с педагогической деятельностью и социальной работой, и представляет способ оптимизации процесса социализации ребенка на основе совершенствования субъекта социализации и гуманизации среды. Ее структура включает следующие основные элементы: цель, субъект, объект, содержание, методы, формы.
В качестве предмета социально-педагогической деятельности выделен уровень социальной адаптации ребенка в семье, состоящий из трех статусов: социально-экономического, социально-психологического, социально-педагогического, низкие показатели которых являются критериями неблагополучия семьи, следовательно, содержание социально-педагогической деятельности в работе с неблагополучной семьей представляет собой систему мер, направленных на повышение данных статусов.
Технологический компонент содержания социально-педагогической деятельности представляет собой технологию работы социального педагога с ребенком из неблагополучной семьи и его родителями и осуществляется в пять этапов: диагностический, проектировочный, реабилитационный, коррекционный, результативный. Для обоснования диагностического этапа определены структурные и функциональные компоненты социально-педагогической диагностики; для обоснования проектировочного этапа разработана проблемно-модульная модель, которые могут с успехом применяться во всех типах социально-педагогических учреждений.
Одним из условий успешности социально-педагогической деятельности является уровень профессиональной подготовки специалистов, работающих с неблагополучными семьями, для чего разработана структурная модель профессионально-курсовой подготовки социальных педагогов, являющаяся компонентом системы профессиональной подготовки кадров. Системообразующим элементом модели является социально-педагогическая деятельность, которая интегрирует виды обучения и виды профессиональной деятельности.
Для эффективной профессиональной деятельности социальных педагогов в Центре социальной помощи детям разработана программа «Организация помощи семье и детям в социально-педагогических учреждениях», применение которой возможно в любых типах социально-педагогических учреждениях, а также в системе повышения квалификации работающих специалистов, объектом деятельности которых является неблагополучная семья.
Проведенный эксперимент подтвердил правильность выдвинутых целей и задач, исходных положений гипотезы. Задачи, поставленные в работе, были решены
Проблема отношений в неблагополучных семьях требует дальнейшего исследования. В частности, перспектива развития научных исследований возможна в следующих направлениях: социально-педагогическая деятельность с семьями группы риска; система профессиональной подготовки специалистов для работы с семьей; аттестация деятельности социальных педагогов и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения несовершеннолетних от типа неблагополучной семьи. - М.: Социс, 2000. - 352 с.
2. Алмазов Б.Н. Особенности деятельности специалиста по социальной работе в сфере социальной реабилитации // Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшей школы / Под ред. И.А. Зимней. - М., 1992. - 558 с.
3. Алмазов Б.Н. Психологическая совместимость с детьми. - Свердловск: МКП, 1992. - 442 с.
4. Аристова Н.Г. Влияние структуры семьи на успешность выполнения воспитательных функций // Семья как объект социальной политики: Сб. науч.тр.-М.,ИСИАН СССР, 1986. - 225 с.
5. Беличева С.А., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. - М.: «Социальное здоровье России», 1993. - 521 с.
6. Беличева CA. Проблемы научно-методического обеспечения социальной работы с детьми и семьями группы риска // Проблемы семьи и детства в современной России. Ч. 2. - М.: Прометей, 1992. - 312 с.
7. Белкин A.C. Основы возрастной педагогики. Ч.1, 2. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1992. - 228 с.
8. Беспалько В.П.Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. - 371 с.
Информация о работе Взаимоотношение родителеи и детей в неблагополучных семьях