Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 15:02, курсовая работа
Целью работы является исследование особенности взаимоотношений в неблагополучных семьях.
Объект исследования - эмоциональное благополучие в семье.
Предмет - особенности взаимоотношений родителей с детьми в неблагополучных семьях.
Цель и предмет исследования предопределили следующие его задачи:
- проанализировать методическую, научную литературу по проблеме исследования;
- определить влияние семейных взаимоотношений на развитие личности ребенка;
- провести опытно - экспериментальное исследование взаимоотношений в неблагополучных семьях.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ 6
1.1. Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Критериальные подходы к определению сущности понятия «неблагополучная семья» 9
1.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка 13
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ 18
2.1. Организация исследования 18
2.2. Анализ результатов 19
2.3. Рекомендации по работе с неблагополучной семьей 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
Социальная пассивность родителей проявляется в жизненных планах и способах их реализации: 7 членов семей считают себя способны.ми заниматься предпринимательством, однако желают вести собственное дело всего двое; хотели бы иметь более востребованную специальность шесть родителей, но никто не реализовал свое намерение. В то же время две трети семей крайне недовольны своим нынешним социальным статусом, оценивают его как неудовлетворительный.
Отличительной особенностью многих семей является непостоянство и непредсказуемость их внутрисемейных отношений. Реакция на детское поведение зависит от множества причин, в том числе от настроения родителей. Только 7 семей указали, что домашних ссор у них «почти не бывает», а в каждой четвертый семье они происходят «часто» или «очень часто». В каждой второй отношения характеризуются как отчужденные или конфликтные, а воспитание детей прямо связывается с запретами и наказаниями; в остальных семьях родители самоустраняются от воспитания ребенка.
Успехами своих детей в школе от случая к случаю интересуется половина родителей, другая не интересуются вообще. В связи с этим в 16 семьях затрудняются определить, есть ли у ребенка желание учиться, а в четырех дети учатся «под давлением». Однако родители из 16 семей (76%) не удовлетворены успехами ребенка в школе; в 18 семьях (86%) считают, что их дети могут учиться лучше; в пяти семьях родители удовлетворены отметками ребенка.
Низкая социальная активность родителей, неудовлетворенность своим социальным статусом создает большое психологическое напряжение в семьях, толкает взрослых на первоочередное решение .материатьных проблем, тем более, что около половины матерей и отцов в момент опроса были безработными.
Поиски работы, добыча денег для решения элементарных материальных проблем семьи отвлекают родителей от осознанного воспитательного воздействия на ребенка, вследствие этого наблюдается девиантное поведение детей в подростковом возрасте. Так, каждый четвертый ребенок из исследуемых семей прибегает к силовым методам в разрешении своих конфликтов со сверстниками постоянно или периодически. В каждой третьей семье родители допускают возможность вовлечения их ребенка в антиобщественные действия (хулиганство, воровство, грабеж и т. д.).
Родителей 14 семей (66%) тревожит приобщение детей к потреблению алкоголя, наркотиков, курению. В четырех семьях родители считают, что дети сами должны отдавать себе отчет о последствиях этих «дурных» привычек.
Наиболее тяжело ситуация складывается там, где отец полностью устраняется от процесса воспитания ребенка и обеспечения материального благополучия семьи. Из 21 обследуемой семьи в 18 (85,7%) воспитанием детей и поисками источников существования занимаются матери.
Результаты проведенных исследований подтвердили выводы о том, что на благополучие семьи оказывают влияние социальные, экономические и психологические факторы.
Для решения третьей задачи констатирующего эксперимента, были выявлены потребности 304 неблагополучных семей, состоящих на учете в Центре социальной помощи детям и подростка г. Нефтекамска.
Во время первичного приема респондентам предлагалась анкета, в которой необходимо было указать потребность семьи в различных видах помощи. 210 семей (70%) причины семейного неблагополучия объясняют низким материальным положением, и следовательно, больше всего нуждающихся в социально-экономической помощи, что включает материальную помощь, получение дополнительных льгот, пособий, пенсий, помощь в приобретении вещей, продуктов, трудоустройство, организация отдыха детей. 16% высказали необходимость в получении социально-педагогической помощи, 14%) испытывали потребность в получении психологической помощи.
В ходе второго этапа -- формирующего эксперимента - мы организовали социально-педагогическую деятельность через взаимодействие социального педагога, ребенка и родителей из этих семей для изменения уровня социальной адаптации семьи.
На основании результатов диагностического этапа работы социального педагога был поставлен социальный диагноз неблагополучным семьям на основе выделения проблем каждой семьи. В ходе проектировочного этапа для этих семей были составлены социально-педагогические программы помощи, определены взаимодействия специалистов и установлена степень ответственности и самостоятельности членов семьи в разрешении проблем. Данные программы носили комплексный характер и предусматривали повышение социально-экономического, социально-психологического и социально-педагогического статусов семьи как характеристик уровня социальной адаптации родителей и детей.
В качестве критериев социально - экономического статуса для родителей были выбраны: трудоустройство родителей; восстановление социально-юридического (документального) статуса; улучшение жилищных условий; оказание материальной помощи семье (одежды, продуктов, денег на приобретение вещей).
Для детей критериями социально-экономической адаптации явились следующие: временная занятость несовершеннолетних, восстановление социально-юридического статуса; оказание дополнительной материальной помощи; организация оздоровления и отдыха детей. Количественные данные приведены на диаграмме 1.
Динамика социально-экономического статуса
Уровень социально - экономической адаптации детей
Уровень социально - экономической адаптации родителей
Трудовая реабилитация детей реализовывалась через включение их в разнообразные виды деятельности ЦСПД (субботники по уборке территории, ремонт мебели, сбор вещей для пункта приема и др.); содействие профессиональной ориентации и получение специальности. В результате посреднической деятельности социального педагога, временная занятость несоверщеннолетних в каникулярное время составила в 2006 году 10 человек; в 2007 - 23; в 2008 - 47 человек. Через Центр занятости на неквалифицированные работы было устроено в 2008 году 47 родителей, тогда как в 2006 -только 14. человек.
О восстановление социально-юридического статуса семьи, заключающегося в восстановлении утраченных документов (свидетельство о рождении ребенка, договор или ордер на квартиру, паспорт и др.), свидетельствуют такие цифры - для детей: в 2006 году -15 ; в 2007 - 21; в 2008 году - 27 человек); для родителей: в 2006 году - 9; в 2007 -12; в 2008 -14.
В результате деятельности социального педагога с семьей по социально-педагогической программе «Выездная реабилитация», предполагающей организацию летнего отдыха детей, организацию экскурсионных автобусных и теплоходных тематических поездок, в течение 2006 года на отдых было отправлено 65 детей из неблагополучных семей, в 2007 - 128; в 2008 году - 147 детей, что составляет в процентном отношении соответственно: 13%, 26% и 30% от общего количества детей в неблагополучных семьях.
Материальной помощью воспользовались в 2006 году 150 семей, в 2007 -208, в 2008 году - 247 семей, что составляет 50%, 60% и 80% от общего количества неблагополучных семей. Дополнительная материальная помощь ребенку (питание, одежда, учебники, лекарства, канцелярские товары и др.) была оказана в 2006 году 198 детям, в 2007 - 215, в 2008 году - 245 детям.
Жилищные условия улучшились в 2006 году у 9 семей, в 2007 и 2008 соответственно у 12 и 14.
Оказание своевременной социально-экономической помощи неблагополучной семье снизило остроту тяжести материального положения, что способствовало повышению социально-экономического статуса семей и уровня социально-экономической адаптации родителей и детей.
В качестве критерия социально-психологического статуса неблагополучной семьи было выбрано восстановление внутрисемейных, коммуникативных связей, установление эмоционального сближения детей и родителей, о чем свидетельствуют данные диаграммы 2.
Динамика социально-психологического статуса
В результате включения родителей и детей в реабилитационные программы «Профилактика насилия над детьми», «Клуб общения для подростков», «Диалог», клуб для родителей «Гармония», а также в процессе индивидуального консультирования, групповой работы с детьми, перенесшими насилие в семье, участия в группах общения, поддержки, прохождения психолого-педагогических тренингов («Бесконфликтное общение», «Профилактика жестокости», «Повышение самооценки», «Повышение жизнестойкости» и др.) были получены результаты, свидетельствующие о позитивных изменениях во внутрисемейных отношениях.
В ходе проведенных опросов в 2006 году взаимоотношения оценивались как хорошие, ровные в 102 семьях (39% от общего числа семей), в 2007 году 154 семьи (50%), в 2008 - 196 семей (61%) оценили взаимоотношения в семье как хорошие.
В качестве критериев социально-педагогического статуса для родителей были выбраны: организация лечения от алкогольной зависимости; участие в совместных мероприятиях; снижение количества родителей, лишаемых родительских прав.
Для детей критериями социально-педагогической адаптации явились следующие: снижение заболеваний, передающихся половым путем; снижение количества абортов у несовершеннолетних; восстановление нарушенных связей со школой; восстановление нарушенных связей с семьей (возвращение в семью ребенка, временно проживающего в приюте); участие социальных педагогов в общественной защите несовершеннолетнего в суде.
Таким
образом, ход опытно-экспериментальной
работы подтверждает необходимость комплексного
подхода к проблемам неблагополучной
семьи путем повышения ее социально-педагогического,
социально-экономического, социально-психологического
статусов. По окончании эксперимента 37%
семей повысили уровень социальной адаптации
и смогли самостоятельно решать свои проблемы,
поэтому работа с ними была прекращена
и они были сняты с учета в Центре социальной
помощи детям. Остальные 63% семей требуют
коррекции реабилитационных программ,
работа с ними будет продолжена в рамках
долгосрочной модели помощи.
2.3.
Рекомендации по работе с неблагополучной
семьей
Социальный педагог- это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (например, предприятия)
Цель его работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.
Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.
Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей (приложение № 1).
Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.
Информация о работе Взаимоотношение родителеи и детей в неблагополучных семьях