Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:36, реферат
Оригинально задуманные и тонко проведенные эксперименты современных
исследователей показали удивительное своеобразие внутреннего мира младенца,
позволили увидеть законы, которым подчиняется рождающийся интеллект, наметить
качественные этапы его развития.
Введение.
1. Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития.
1.1. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка.
1.2. Особенности развития органов чувств. Значение упражнения органов.
1.3. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления.
2. Собственно младенчество.
2.1. Роль общения со взрослыми в развитие ребенка.
2.2. Формирование предпосылок усвоения речи.
2.3. Лицо младенца.
2.4. Развитие движений и действий.
2.5. Развитие ориентировки в окружающем мире.
Заключение.
Список использованной литературы.
захватить, немного продвигается вперед. Постепенно движения, ведущие к
перемещению, закрепляются, превращаются в способ передвижения. Первоначально
возникающее низкое ползание на животе постепенно сменяется высоким ползанием на
четвереньках.
Овладению самостоятельной ходьбой – собственно человеческим способом
передвижения – предшествует сравнительно длительный период времени, в течение
которого ребенок учится подниматься на ножки, стоять, держась за какую – либо
опору, переступать, стоять без опоры, наконец, ходить с опорой. Поскольку
ребенок уже владеет ползанием, он не нуждается в ходьбе, чтобы перемещаться с
места на место. В побуждении ребенка к ходьбе и выработке у него необходимых
подготовительных движений решающую роль играет взрослый.
Ребенок, который начал ходить, не сразу перестает ползать. Есть период, когда
ползать ему легче, и, чтобы приблизиться к отдаленному предмету, он
опускается на четвереньки и ползет. Но поддерживаемый взрослыми новый вид
передвижения скоро
за порогом младенчества.
Хватание. Развитие хватания начинается на третьем – четвертом
месяце жизни. Ребенок, лежа в кроватке или манеже, поднимает руки над грудью,
как бы ощупывает одной рукой другую, захватывает и перебирает пальчиками
попавший в руку угол пеленки. Кажется, что ребенок ощупывает то, на что
натыкается его рука. (Но эти движения только внешне похожи на ощупывание.
Подлинное ощупывание, т. е. Выяснение свойств предмета путем осязания, как
показывают исследования, становится возможным к концу дошкольного возраста).
Если взрослый вкладывает в руку ребенка предмет, возникает попытка его
удержать. Вскоре ребенок начинает сам тянуться к висящей игрушке, хотя в
течение некоторого времени он часто промахивается, а если и достает игрушку,
то лишь задевает ее, а захватить не может. Только в четыре с половиной – пять
месяцев дети обычно свободно достают, захватывают и удерживают висящую
игрушку, а вскоре (к шести месяцам) уже могут достать ее одной рукой. Но это
не значит, что ребенок полностью овладел хватанием. Оно еще очень
несовершенно. Рука, протягиваемая к предмету, движется не по прямой линии, а
петлеобразно, по дуге, часто отклоняясь в сторону от нужного направления. Все
предметы ребенок пытается хватать одинаково, прижимая пальцами к ладони.
Во втором полугодии первого года жизни происходит дальнейшее
совершенствование хватания: во – первых, уточняется движение руки к предмету
и, во – вторых, развивается противопоставление большого пальца всем
остальным, ребенок переходит к удерживанию предмета пальцами.
Последовательное приближение руки к предмету складывается примерно к восьми
месяцам, но прямым, без отклонений, оно становится только к концу года.
Схватывание и удерживание предмета пальцами формируется на седьмом – восьмом
месяце жизни и продолжает совершенствоваться до конца года. Расположение
пальцев на предмете все больше зависит от того, какой предмет берет ребенок:
мяч берет растопыренными пальцами, шнурок – кончиками большого, указательного
и среднего пальцев, при удерживании кубика пальцы располагаются по его
граням.
Манипулирование. Как только ребенок оказывается в состоянии
удержать в руке предмет, он начинает манипулировать им. Первые манипуляции
очень просты. Младенец схватывает предмет и, подержав некоторое время,
выпускает, затем снова схватывает. Если перед ним находятся два предмета, он
может схватить один из них, затем выпустить и схватить другой. Этому
предшествует перевод взгляда с одного предмета на другой. Держа предмет в руке,
ребенок подносить его к глазам, смотрит на него, тащит в рот, размахивает им.
Отличительной особенностью первых манипуляций является то, что они направлены
на предмет, который привлекает ребенка.
Но вскоре манипуляции с предметом усложняются. Даже простейшие действия
(размахивание, толкание, сжимание предмета) вызывают тот или иной результат –
перемещение игрушки в пространстве, ее приближение и удаление, бренчание
погремушкой, поиск резиновой куколки. Ребенок начинает замечать этот
результат и активно его воспроизводить.
Лоран (3 месяца и 29 дней) схватил нож для разрезания бумаги. Мгновение
смотрел, затем начал раскачивать, держа в левой руке. В ходе этих движений
предмет случайно коснулся прутьев колыбели. Лоран стал энергично махать
рукой, ожидая воспроизведения звука.
Лоран (4 месяца и 3 дня) размахивает ножом и при этом смотрит на предмет.
В 4 месяца и 6 дней движения преднамеренные. Лоран проводит ножом по прутьям
колыбели. (Из наблюдений Ж. Пиаже).
К концу первого – началу второго полугодия в манипуляциях ребенка проявляется
устойчивая направленность на результат, на те изменения, которые возникают
при действиях ребенка с предметом.
Мила (6 месяцев и 14 дней), лежа на животике, держа в руке кольцо и глядя на
него, многократно сгибала и разгибала руку в кисти. Отодвинула от себя кисть
так, чтобы удобнее было смотреть на кольцо, которым продолжала двигать.
Юра (6 месяцев и 26 дней), получив в обе руки по одинаковой с виду
металлической погремушке, из которых одна бренчала, помахал сначала обеими
погремушками, а затем продолжал размахивать только той, которая бренчала. Как
только погремушку заменили другой, он перестал играть ею. (Из наблюдений Р.
Я. Лехтман – Абрамович).
Дальнейшее развитие манипулирования состоит в том, что младенец начинает
действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. Простейший пример
такого действия – постукивание одной погремушкой о другую. Направленность на
результат при этом становится особенно явной: малыш упорно старается
приблизить один предмет к другому, положить, поставить или нанизать один на
другой, всунуть или вложить один в другой. Таким образом, результатом, к
которому ведет действие, теперь становится попадание предмета в определенное
место или приведение двух предметов в определенное взаимное положение.
Добившись однажды подобного результата, ребенок, повторяя действие, получает
его вновь и вновь.
К концу первого года жизни в манипуляциях ребенка с предметами появляется
новая важная особенность. По внешнему виду действия в основном остаются
такими же, как и раньше. Это укладывание, вкладывание, нанизывание,
открывание и т. п., только выполняются они более точно. Если раньше ребенок
производил действие одним (как правило, показанным ету взрослым) способом и
на данных ему для этого предметах, то теперь он пытается повторить знакомое
действие на всех возможных предметах, иногда видоизменяя само действие в
зависимости от особенностей этих предметов.
В этот же период развития дети начинают замечать не только прямые, но и
косвенные результаты своих действий и пытаются, повторяя действия, снова их
воспроизвести.
Кирилка (9 месяцев и 22 дня – 10 месяцев) ухватил конец бельевой веревки.
Случайно сильно дернув конец, он обратил внимание, как подскочило белье на
веревке, натянутой под потолком. Смотрит на прыгающее белье, пока оно не
перестало колыхаться.
Играет концом веревки. Снова случайно дернул. Все белье заколыхалось. И тут –
то он начал непрерывно с силой дергать веревку, наслаждаясь результатом.
Кирюша (10 месяцев) и Андрюша (11 месяцев) пускают в тазу с водой игрушечных
рыбок. От воды на стену падает яркий блик. Как только дети сунули ручки в
воду, блик разбился на десятки солнечных зайчиков. Малыши вдруг увидели на
стене и потолке прыгающие световые пятна. Они недоуменно смотрят на
движущиеся световые пятна, пока те не останавливаются. Дети возвращаются к
игре, суют ручки в воду, и опять их внимание привлекает движение на стене и
потолке. Они снова смотрят на движущиеся пятнышки. Как и в первый раз,
пятнышки перестают двигаться, и ребята теряют к ним интерес.
Когда малыши в третий раз вернулись к игре и дотронулись до поверхности воды
ручками, то они снова обратили внимание на начавших скакать солнечных
зайчиков. На этот раз оба начали приводить в движение воду и, подняв голову к
потолку, радостно наблюдали прыжки солнечных зайчиков. (Из дневника В. С.
Мухиной).
Итак, развитие манипулирования состоит в переходе от направленности на
предмет к направленности на результат действия и в дальнейшем усложнении
достигаемых результатов. Вначале это перемещение или изменение, вызывающее
проявление скрытого свойства (например, звучания) одного предмета, затем
придание определенного
знакомых изменений на новых
предметах или получение
косвенно связанных с действием.
2.5. Развитие ориентировки в окружающем мире.
По мере овладения новыми видами движения и их совершенствования происходит
формирование ориентировки ребенка в свойствах и отношениях предметов, в
окружающем пространстве. Ориентировка ребенка носит нерасчлененный характер –
в ней трудно выделить отдельные стороны, которые можно было бы определить как
внимание, восприятие, мышление, память и т. д.
Когда описывают поведение младенца, часто употребляют выражения: «Ребенок
наблюдает»; «Ребенок узнает»; «Ребенок догадывается»; «Ребенок понимает».
Но такие выражения можно употреблять только условно, ведь они приписывают
младенцу те психологические возможности, которые свойственны взрослому
человеку. Младенец смотрит на предмет, и мы склонны считать, что он видит в это
время то же самое, что увидел бы на его месте взрослый. Ребенок тянется к
знакомой погремушке, берет ее и сразу же начинает трясти, прислушиваясь к
звуку. У нас возникает впечатление, что он узнал погремушку, вспомнил, что она
может издавать звук и что для этого надо ее потрясти. Ведь так бы объяснилось в
подобном случае поведение взрослого. Но такое понимание поведения младенца не
научно, оно не поддерживается психологическими исследованиями. Ребенок еще не
способен воспринимать предметы и их свойства, представлять их себе, думать о
них, предвидеть результаты своих действий с ними. Все это возникает постепенно,
в ходе ознакомления с окружающим миром. И главным средством такого ознакомления
служат сами движения и действия младенца.
Во втором полугодии можно наблюдать постепенное появление особых
ориентировочных действий, направленных на обследование окружающего
пространства и находящихся в нем предметов.
К началу младенчества происходит известное уточнение работы зрительного и
слухового аппаратов, связанное с их упражнением, возникает зрительное и
слуховое сосредоточение. В начальный период младенчества совершенствование
зрения и слуха продолжается в том же направлении. Как показывают наблюдения, к
трем – четырем месяцам, т. е. До овладения ползанием, хватанием и
манипулированием, это совершенствование в основном заканчивается. Ребенок
вполне свободно следит за предметами,
движущимися в любом
различной скоростью и на любом расстоянии. Он может сосредоточить взор на
предмете практически на неограниченное время (до 25 минут и дольше). Возникают
так называемые инициативные движения глаз – перевод взора
с одного предмета на другой без всякой внешней причины.
Слуховое сосредоточение тоже становится длительным. Его вызывают любые
негромкие звуки, чем – либо привлекающие младенца. Зрение и слух начинают
координировать: ребенок поворачивает голову в ту сторону, откуда раздается
звук, ищет газами его источник.
Ребенок не только видит и слышит. Он стремится к зрительным и слуховым
впечатления, получает от них удовольствие. Его взор привлекают блестящие,
красочные, движущиеся предметы, слух – звуки музыки, человеческой речи. Все
это заметно и при простом наблюдении. Но наблюдение не может ответить на
вопрос, что именно видит ребенок, как он разбирается в получаемых
впечатлениях. Здесь на помощь приходит эксперимент. Эксперименты показали,
что трехмесячные дети хорошо различают цвета, формы объемных и плоскостных
геометрических фигур. Удалось установить, что разные цвета привлекают
младенцев в разной степени, причем, как правило, предпочтительными
оказываются яркие и светлые (хотя это правило нельзя считать всеобщим:
сказываются индивидуальные вкусы младенцев). Обнаружилось также, что дети
этого возраста очень чувствительны к новизне: если рядом с предметами, на
которые ребенок часто смотрит, поместить новый, отличающийся от них по цвету
или форме, ребенок, заметив его, целиком переключается на новый предмет,
надолго сосредоточивает на нем взор.
Следовательно, зрительный мир ребенка состоит из сменяющихся впечатлений,
которые различаются между собой и в одних случаях оказываются более, в других
– менее привлекательными. Эти впечатления младенец не связывает первоначально
с расположенными в пространстве предметами: предмет, показанный с необычного
места или в необычном положении (например, перевернутым), выступает для него
как новый. Даже значительно позднее, хорошо научившись узнавать мать,