Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:41, реферат
Главной задачей возрастной психологии является исследование и описание психической реальности человека в определённые возрастные периоды его жизни.
Решение этой задачи сопряжено с проблемой построения периодизации возрастных изменений в жизненном цикле человека. Возрастная периодизация представляет собой схему разделения жизненного пути человека на отдельные периоды, каждый из которых имеет свою психологическую характеристику.
Вопр 3
Задачи возрастной
психологии
Главной задачей возрастной психологии
является исследование и описание психической
реальности человека в определённые возрастные
периоды его жизни.
Решение этой задачи сопряжено с проблемой
построения периодизации возрастных изменений
в жизненном цикле человека. Возрастная
периодизация представляет собой схему
разделения жизненного пути человека
на отдельные периоды, каждый из которых
имеет свою психологическую характеристику.
Многообразие имеющихся в современной
возрастной психологии периодизаций психического
развития объясняется многообразием исследовательских
подходов к изучению развития человека
и зависит от того, исследуется ли весь
комплекс личностного развития человека
или какой-либо отдельный его аспект (когнитивный,
нравственный, духовный и т.п.).
Одной из ведущих задач возрастной психологии
является задача соотнесения данных, полученных
опытным путем (преимущественно наблюдением)
с имеющимися теориями психического развития.
В решении этой задачи следует руководствоваться
убеждением Жана Пиаже в том, что «лишь
по степени возможности практического
применения узнаётся теоретическая плодотворность
науки» (66, 6). Жан Пиаже полагал для всех,
чья деятельность требует точного знания
ребёнка, что детальный анализ фактов
важнее теории. Вместе с тем, сугубо утилитарный
подход сдерживает формирование теоретической
основы любой науки. В своей книге "Беседы
с учителями о психологии" В.Джеймс
(23) пишет о том, что психология не должна
объяснять учителям, как учить детей, это
предмет другой науки. Возрастная психология
призвана помочь педагогу понять внутреннюю
жизнь ребёнка и особенности его развития.
Важной задачей возрастной психологии
является также выявление нормы и отклонения
в психическом развитии человека определённого
возраста. Норма психического развития
определяется в отечественной психологии
развития не как характеристика среднестатистического
уровня развития в какой-либо возрастной
группе, но как указание на высшие возможности
достижения для этого возраста. Отклонения
в возрастном развитии рассматриваются
в возрастной психологии в связи с условиями
развития (например, экстремальные ситуации,
условия депривации) или в связи с индивидуальными
особенностями (например, одарённость).
Комплекс методов
исследования, которыми пользуются ученые,
исследуя процесс возрастного развития
ребенка, состоит из нескольких блоков
методик. Одна часть методик в
возрастной психологии заимствована из
общей психологии, другая из дифференциальной психологии,
третья из социальной психологии .
Из общей психологии в возрастную пришли все методы,
которые используются для изучения когнитивных
процессов и личности ребенка. Эти методы
в большинстве своем адаптированы к возрасту
ребенка и направлены на изучение восприятия,
внимания, памяти, воображения, мышления
и речи. При помощи данных методов в возрастной
психологии решаются те же задачи, что
и в общей психологии: извлекается информация
о возрастных особенностях познавательных
процессов детей и о преобразованиях этих
процессов, происходящих при переходе
ребенка из одной возрастной группы в
другую,
Дифференциальная психология обеспечивает психологию возрастного
развития такими методами, которые используются
для изучения индивидуальных и возрастных
различий детей. Особое место среди этой
группы методов занимает метод близнецов, получивший широкое применение
в возрастной психологии. При помощи данного
метода исследуются сходство и различия
между гомозиготными игетерозиг
Из социальной психологии в психологию возрастного развития
пришла группа методов, посредством которых
изучаются межличностные отношения в
различных детских группах, а также взаимоотношения
между детьми и взрослыми людьми. В данном
случае социально-психологические методы
исследования, применяемые в возрастной
психологии, также являются, как правило,
адаптированными к возрасту детей. Это
— наблюдение, опрос, интервью, социометрические
методы, социально-психологический эксперимент.
Рассмотрим особенности применения таких
различных методов исследования, как наблюдение,
опрос, эксперимент и тестирование в возрастной
психологии. Метод наблюдения — один из
главных в психолого-педагогических исследованиях,
в работе с детьми. Многие методы, используемые
обычно при изучении взрослых,— тесты,
эксперимент, опрос — имеют ограниченную
сферу применения в исследованиях, проводимых
на детях, из-за своей сложности. Они, как
правило, недоступны детям, особенно в
младенческом и раннем возрасте.
Наблюдение имеет много различных вариантов,
которые в совокупности позволяют получить
достаточно разнообразную и достоверную
информацию о детях. Всякое наблюдение
необходимо вести целенаправленно, по
определенной программе и плану. Прежде
чем начать наблюдать за тем, что и как
делают дети, необходимо установить цель
наблюдения, ответить на вопросы о том,
ради чего оно осуществляется и какие
результаты в конечном счете должно будет
дать. Затем необходимо составить программу
наблюдения, разработать план, рассчитанный
на то, чтобы привести исследователя к
желаемой цели.
Для того чтобы получить результаты, необходимые
для обобщения, наблюдение должно вестись
более или менее регулярно. Дети растут
очень быстро, их психология и поведение
меняются на глазах, и достаточно, например,
пропустить в младенчестве всего лишь
один месяц, а в раннем детстве — два или
три месяца, чтобы получить ощутимый пробел
в истории индивидуального развития ребенка.
Интервалы, с которыми должно проводиться
наблюдение за детьми, зависят от их возраста.
В период от рождения до двух-трех месяцев
наблюдение за ребенком желательно проводить
ежедневно; в возрасте от двух-трех месяцев
до одного года — еженедельно; в раннем
детстве, от года до трех лет,— ежемесячно;
в дошкольном детстве, от трех до шести-семи
лет,— как минимум один раз в полгода;
в младшем школьном возрасте — раз в год
и т. д. Чем более ранний возраст мы берем,
тем меньше должен быть интервал времени
между очередными наблюдениями (имеются
в виду научные наблюдения, сопровождаемые
ведением систематических записей, анализом
и обобщением результатов наблюдения).
Вести наблюдение за детьми, с одной стороны,
проще, чем за взрослыми, так как ребенок
под наблюдением обычно более естествен,
не играет специальных социальных ролей,
свойственных взрослым. С другой стороны,
дети, особенно дошкольники, обладают
повышенной откликаемостью и недостаточно
устойчивым вниманием, часто отвлекаются
от выполняемого дела. Поэтому в исследовательской
работе с детьми рекомендуется иногда
применять скрытое наблюдение, рассчитанное на то, чтобы во
время наблюдения ребенок не видел взрослого,
наблюдающего за ним.
Значительные трудности могут возникать
тогда, когда в работе с детьми применяется
метод опроса в его различных формах: устной
и письменной. Эти трудности могут быть
вызваны тем, что ребенок не всегда правильно
понимает адресованные ему вопросы.
Известно много фактов, свидетельствующих
о том, что система. понятий, которыми пользуются
дети вплоть до подросткового возраста,
существенно отличается от той, которую
употребляют взрослые. Используя в беседе
с детьми или в содержании адресованных
им письменных вопросов свои понятия,
взрослый может столкнуться с иллюзией
полного понимания, которая заключается
в том, что ребенок разумно отвечает на
поставленные перед ним вопросы, но в действительности
вкладывает в них несколько иной смысл,
чем взрослый человек, задающий ему вопросы.
По этой причине в психологических исследованиях,
связанных с применением опроса детей,
рекомендуется прежде всего убедиться
в правильности понимания ребенком адресованных
ему вопросов и только после этого интерпретировать
и обсуждать даваемые им ответы.
В научно-исследовательской работе с детьми эксперимент часто является одним из самых
надежных методов получения достоверной
информации о психологии и поведении ребенка,
в особенности тогда, когда наблюдение
затруднено, а результаты опроса могут
оказаться сомнительными. Включение ребенка
в экспериментальную игровую ситуацию
позволяет получить непосредственные
реакции ребенка на воздействующие стимулы
и на основе этих реакций судить о том,
что ребенок скрывает от наблюдения или
не в состоянии вербализовать при опросе.
Непосредственность детского поведения
в игре, неспособность детей, длительное
время сознательно играть определенную
социальную роль, их эмоциональная откликаемость
и увлекаемость дают возможность исследователю
увидеть то, что он не в состоянии получить
при помощи других методов.
Эксперимент в работе с детьми позволяет
получить лучшие результаты тогда, когда
он организован и проведен в форме игры,
в которой выражаются непосредственные
интересы и актуальные потребности ребенка.
Последние два обстоятельства являются
особенно важными, так как отсутствие
у ребенка непосредственного интереса
к тому, что ему предлагают делать в психолого-педагогическом
эксперименте, не позволяет ему проявить
свои интеллектуальные способности и
интересующие исследователя психологические
качества. В результате ребенок может
показаться исследователю менее развитым,
чем он есть на самом деле. Кроме того,
нужно учитывать, что мотивы участия детей
в психолого-педагогическом эксперименте
более простые, нежели мотивы участия
взрослых в аналогичных исследованиях.
Включаясь в эксперимент, ребенок обычно
действует в нем более сиюминутно и спонтанно,
чем взрослый, поэтому на протяжении всего
исследования необходимо постоянно поддерживать
интерес ребенка к нему.
То, что было сказано об эксперименте,
имеет отношение и к психологическомутестированию д