Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:36, реферат
Оригинально задуманные и тонко проведенные эксперименты современных
исследователей показали удивительное своеобразие внутреннего мира младенца,
позволили увидеть законы, которым подчиняется рождающийся интеллект, наметить
качественные этапы его развития.
Введение.
1. Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития.
1.1. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка.
1.2. Особенности развития органов чувств. Значение упражнения органов.
1.3. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления.
2. Собственно младенчество.
2.1. Роль общения со взрослыми в развитие ребенка.
2.2. Формирование предпосылок усвоения речи.
2.3. Лицо младенца.
2.4. Развитие движений и действий.
2.5. Развитие ориентировки в окружающем мире.
Заключение.
Список использованной литературы.
младенец пугается и плачет, если она появляется в новом платье. А
шестимесячные дети в одинаковой мере тянутся к погремушке, которая находится
от них за 25 и за 75 сантиметров, хотя одну из них можно, а другую нельзя
достать.
Когда у младенца начинают складываться различные виды движений и действий,
перед зрением возникает новая задача: оно должно направлять и регулировать
поведение – передвижение в пространстве, хватание, манипулирование
предметами. Но оказывается, что зрение к этому ни в малейшей степени не
готово. Оно может только побуждать ребенка к действию, вызывая стремление
приблизить к себе привлекательный предмет (или приблизиться к нему). Но оно
пока еще ничего не может сказать о том, как это сделать.
Чтобы успешно подползти к предмету, схватить его, передвинуть с места на
место, тем более заставить пищать куколку, накрыть крышкой коробку или надеть
кольцо на стержень, нужно учитывать очень многое – направление, расстояние,
форму предметов, их величину, вес, эластичность материала т. п. Глаз ребенка
этого не улавливает. Ребенок получает разные впечатления от предметов, но в
чем состоит разница и что она означает, ребенку предстоит выяснить. Такое
выяснение идет на протяжении всего детства. В младенчестве оно только
начинается.
На примере совершенствования движений руки по направлению к привлекающему
предмету можно видеть, как младенец знакомится с пространством. На первых
этапах развития хватания глаз получает впечатление от предмета, но не может
определить ни расстояния, ни направления. Рука ребенка не направляется сразу
к предмету, а улавливает его в пространстве, причем редко достигает цели.
Постепенно глаз, следя за движением руки, начинает замечать приближение и
удаление от цели и вносить в движение непрерывные поправки. Практическое
овладение пространством (достижение цели) становится возможным гораздо
раньше, чем зрительное преодоление расстояний и направлений. Возникновение
последовательного приближения руки к предмету (которое наблюдается во втором
полугодии жизни ) свидетельствует о том, что глаз, следя за рукой, наконец
«научился разбираться» в местоположении предмета. Только в самом конце
первого года жизни становится возможным хватание вслепую: ребенок смотрит на
игрушку, затем, если его что – то отвлекло, отворачивается и все – таки
безошибочно берет ее. Значит, глаз
успел точно зафиксировать
игрушки в пространстве и отдать руке соответствующую команду.
С разнообразными свойствами предметов – их формой, величиной, весом, плотностью,
устойчивостью и т. д. – младенец знакомится в процессе хватания и
манипулирования. Изменение расположения пальцев в то время, когда рука ребенка
тянется к предмету и берет его,
может служить хорошим
Пальцы постепенно приспосабливаются к форме и величине уже на самом предмете, «
подчиняясь» его особенностям: на мяче растопыриваются, на кубике размещаются
по граням. Предмет «учит» руку учитывать его свойства. А глаз? Он, в
свою очередь, «учится» у руки. К десятому – одиннадцатому месяцу жизни
это «обучение» приводит к тому, что ребенок, посмотрев на предмет,
который он собирается взять, заранее складывает пальцы в соответствии со
свойствами привлекающего
величины, которое теперь уже само может направлять практическое действие.
С того момента, когда у младенца возникает направленность на результат действия,
манипулирование включает непрерывное открытие в предметах все новых и новых
свойств. Это такие свойства, как перемещение, падение, звучание, мягкость,
сжимаемость, устойчивость и др. Переход
к манипулированию двумя
открывает новые свойства – расчленяемость на части, нахождение одного предмета
в, на другом, над, под, за другим. Все эти свойства ребенок
«знает» лишь в тот момент, когда действует, прекращается действие – исчезает и
«знание».
Но к восьми – девяти месяцам ребенка начинают привлекать не только действия и их
результаты, но и сами по себе свойства предметов, благодаря которым эти
результаты становятся возможными. Об этом говорит изменение отношения ребенка к
незнакомым предметам. Новизна вызывает у ребенка интерес на протяжении
младенчества. Как правило, он манипулирует с новой игрушкой охотнее, чем со
старой. Однако до известного момента незнакомый предмет – только новый предмет
для выполнения с ним привычных манипуляций. Появление интереса к свойствам
предмета выражается в том, что, прежде чем начать действовать с незнакомым
предметом, ребенок как бы «исследует» его: ощупывает поверхность,
переворачивает предмет, медленно его двигает, а затем уже применяет привычные
формы манипулирования, причем не механически, а как будто выясняя, на что этот
предмет пригоден.
Жаклин (10 месяцев) охватывает незнакомую ей прежде коробку, которую я ей
показываю. Сначала она очень внимательно ее исследует, переворачивает, а
потом держит обеими руками и производит звук «апф – ф» (свист, обычно
производимый ею в присутствии людей). Затем она проводит коробкой по прутьям
колыбели 9привычное движение ее правой руки), приподнимается, продолжая
глядеть на коробку, раскачивает ее над головой и в конце концов берет ее в
рот. (Из наблюдений Ж. Пиаже).
Наиболее явно внимание ребенка
к свойствам предметов
года, когда он пытается применять усвоенные действия к разнообразным
предметам, имеющим сходные свойства (толкает палочкой шарик, колесико, мяч).
Постепенно за меняющимися впечатлениями для ребенка начинают выступать
предметы как нечто, постоянно существующее в окружающем его пространстве и
имеющее определенные, неизменные свойства.
Показателем первоначального отсутствия у детей представления о постоянных
предметах служит то, что предмет, исчезнувший из поля зрения шести –
семимесячного ребенка, как бы перестает существовать для него вообще, ребенок
его не ищет.
Позднее (в девять – десять месяцев) дети начинают искать исчезнувшие у них на
глазах предметы, понимать, что эти предметы не перестали существовать, а
просто находятся в другом месте. Примерно к этому же времени дети начинают
узнавать предметы независимо от их положения в пространстве (перевернутые
предметы, предметы, показанные в необычном месте) и правильно определять
величину предметов независимо от расстояния до них.
Таким образом, получаемые впечатления превращаются в образы восприятия,
отображающие устойчивые свойства предметов, с которыми ребенок знакомится в
своих действиях. Это создает почву для использования таких свойств при
решении возникающих перед ребенком новых задач – для элементарных форм
мышления. В последние месяцы первого года жизни дети уже способны выполнять
действия, основанные на установлении простейших связей и отношений между
предметами и их свойствами, т. е. Мыслительные действия.
Лоран (10 месяцев и 16 дней) открывает истинные отношения между подставкой и
целевым объектом и вследствие этого – возможность использовать первую для
того, чтобы подтянуть к себе последний. Я кладу свои часы на большую красную
подушечку и помещаю ее прямо перед ребенком. Лоран пробует взять часы, но это
ему не удается. Он хватает подушку и тащит ее к себе. (Из наблюдений Ж.
Пиаже).
Все эти факты говорят о том, что к концу младенчества на основе
организуемых взрослыми
первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные
формы восприятия и мышления, позволяющие ориентироваться в этом мире и
составляющие необходимую
общественного опыта, которое происходит в раннем детстве.
Заключение.
Из всего выше изложенного следует, что младенчество – период, когда от
малоподвижного образа жизни и снотворного состояния ребенок быстро
развивается в подвижное веселое дитя. Очень быстро он научается устанавливать
зрительный контакт со взрослым, открывает зрительно свои руки, научается
хватать предмет, а затем и манипулировать им. Он исследует, рассматривает
окружающий мир в ближайшем пространстве; ощупывает предмет руками, тянет его
в рот и знакомится с предметом таким младенческим способом; он прислушивается
и ищет источник звука; он беспрестанно манипулирует всем, что попадет под
руку. Он вступает в эмоциональные отношения с матерью и другими близкими
взрослыми. Он начинает испытывать тревогу при виде незнакомого человека.
Фактически от существа асоциального младенец быстро становится ребенком,
способным реагировать на окружающих людей улыбкой, плачем, радостью, испугом
– человеческими способами. При этом он начинает различать отдельные, часто
повторяющиеся ситуации и проявлять себя определенным образом, он начинает
различать слова, обозначающие предметы, и значимых людей.
Таким образом, младенчество – период, когда ребенок развивается в физическом,
психическом и социальном плане чрезвычайно быстро, проходя за короткое время
колоссальный путь от беспомощного новорожденного с малым набором врожденных
реакций до активного младенца, способного смотреть, слушать, действовать,
решать некоторые наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помощи,
привлекать внимание, радоваться появлению близких.
Список использованной литературы:
1. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. М.-Л., 1932.
1. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. М., 1959.
2. Мухина, В. С. Возрастная психология. М.: Издательский центр
«Академия»,1999.
3. Немов, Р. С. Психология.
4. Петровский, А. В. Психология развивающейся личности. М., 1987.
5. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.