Автор: Гульназ Бахтагараева, 12 Октября 2010 в 17:30, курсовая работа
От того, как люди воспринимают друг друга, зависит развитие их взаимоотношений. Если некто „производит хорошее впечатление”, ему обычно идут навстречу.
Введение.
Раздел 1.Общение, как восприятие людьми друг друга ( перцептивная сторона)
1.1 Раскрытие понятий «социальная перцепция» и «межличностная перцепция»………………………………………………………………………...4
1.2 Первые и последующие впечатления о восприятии нового человека……………………………………………………………………………81.3 Действия человека на окружающих в различных ситуациях (линия поведения, лицо)………………………………………………………………..11
Раздел 2. Человек как объект восприятия…………………………………….14
2.1 Восприятие – активный творческий процесс…………………………….14
2.2 Восприятие и чувства………………………………………………………16
2.3 Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Понятие идентификации и рефлексии……………………………………………………20
Раздел 3. Экспериментальная часть…………………………………………….24
3.1 Сознание и мышление………………………………………………………24
3.2 Эмоции (совесть, юмор, ирония, сатира, трагизм, любовь)……………..26
3.3 Интимные межличностные отношения……………………………………29
Заключение……………………………………………………………….……...31
Список литературы………………………………………………………..……..34
Термин лицо можно определить как позитивную социальную ценность, которая утверждается благодаря линии поведения по предложению других, выбранной им в ходе конкретного взаимодействия.
Лицо – это образ самого себя, очерченный в рамках социальных одобренных свойств, признаваемый другими, подобно случаю, когда человек успешно представляет свою профессию или религию благодаря тому, что хорошо подает себя.
Человек
ощущает немедленный
О человеке говорят, что у него есть лицо или что он сохраняет лицо, если проводимая им линия представляет внутренне согласованный образ, то есть образ, поддерживаемый суждениями и свидетельствами других участников и подтвержденный объективными обстоятельствами данной ситуации. В этом случае лицо человека не является частью его тела. Это нечто такое, что как бы рассеяно в потоке событий данного взаимодействия и проявляется лишь тогда, когда данные события прочитаны, интерпретированы и оценены.
Таким образом, хотя забота о лице вынуждает человека сосредоточиться на поминутных действиях, для сохранения своего лица он должен приподняться над тем, что происходит здесь – и - сейчас и учесть свое место в социальном мире. Возможность сохранить лицо в конкретной ситуации имеет воздержавшийся в прошлом от действий, которые трудно было бы оправдать в дальнейшем. Человек боится потерять лицо в конкретной ситуации еще и потому, что другие могут использовать – это как повод не считаться с его чувствами в будущем. Встреча с людьми, с которыми ему больше не придется иметь дело, позволяет создавать возвышенный образ, не переживая за то, что этот образ может быть дискредитирован в будущем, не опасаясь чувства унижения, которое сделало бы последующие встречи с данными людьми затруднительными.
Можно
сказать, что человек имеет ложное
лицо, если появляется информация о
каких – то его социальных качествах,
которые даже при большом желании
невозможно совместить с проводимой
им линией поведения. Если человек не
придерживается той линии, которую
ожидают от него участники взаимодействия,
то можно сказать, что он потерял
лицо. Цель многих розыгрышей состоит
в том, чтобы человек
От члена любой группы ожидают не только самоуважения, но и определенной чуткости. Предполагается, что он готов пойти на много, чтобы пощадить чувства и спасти лицо других людей. При этом ожидается, что он делает это с готовностью и не раздумывая, поскольку эмоциально идентифицирует себя с другими людьми и с их чувствами. Именно поэтому он желает быть свидетелем потери лица другими. Человек, являющийся свидетелем унижений другого и сохраняющий при этом спокойствие, имеет в нашем обществе репутацию «бессердечного», а тот, кто способен спокойно взирать на действия, разрушающие его собственное лицо, считается «бесстыдным».
Комбинированный
эффект действия правила самоуважения
и правила тактичности и
1.3. Внешность человека воспринимается другим человеком, как некоторая « совокупность анатомических функциональных и социальных признаков человека, доступных конкретно – чувственному отражению» [14]. Важно то, что эти признаки даны в неразрывном единстве, но на первое место выступают те из них, которые наиболее важны для воспринимающего в данной ситуации.
Первый вопрос, который возникает при встречи с незнакомым человеком: кто он? – относится, прежде всего, к его социальному положению. Отчасти об этом можно судить по его физическому облику, в котором отложились особенности образа жизни, включая вид труда, питание, режим отдыха и т.д., характерные для определенной социальной группы. Не меньшее значение имеет его манера держаться, специфические обороты речи. По тому, настолько костюм, прическа и тому подобное соответствуют принятым образцам, можно судить как об имущественном положении человека, так и о его отношении к принятым нормам. В ситуациях, где важно исполнение определенных функций, для облегчения ролевого восприятия вводится специальная форма одежды, знаки различия и другие символы.
Во
взаимодействии между людьми каждому
важно понять субъективную позицию
партнера, его отношение к
Современная жизнь стремительна, контакты между людьми многочисленны и неизбежны, а также относительно кратковременны. В большинстве случаев впечатление о другом человеке создается на основе далеко не полной информации о нем. Здесь на помощь индивиду приходит коллективный исторический опыт.
В ходе общественно – исторической практики предшествующие поколения накопили громадный опыт деятельности и человеческих взаимоотношений. Отложившиеся в культуре « социальные схемы» представляют собой как бы шаблоны, которые общество предлагает человеку для решения определенных задач. Обычай гостеприимства, например, подсказывает, как следует вести себя с человеком, посетившим ваш дом. Другие шаблоны предопределяют способ выражения чувств: благодарности, удовлетворения, симпатии и т.д. Соответственно, восприятие так же оказывается в зависимости от этих эталонов. И хотя человеческие биографии неповторимы, и каждый человек усваивает социальные схемы по – своему и применяет их, исходя из своего личного опыта и соответственно структуре своей личности, их влияние на поведение людей огромно.
Примером
может служить «социальный
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что процесс восприятия человека человеком выступает, как обязательная составная часть общения и означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.
В восприятии одного человека другим важны как первые так и последующие впечатления, а линия поведения человека выражает его видение ситуации и (через нее) оценку участников и, в особенности, самого себя.
РАЗДЕЛ 2
2.1.
Восприятие – это не пассивное
отражения реальности, а активный
творческий процесс.
В ходе социализации, под руководством взрослых и в процессе общения со сверстниками ребенок усваивает определенные эталоны. В то же время возрастают глубина и разносторонность восприятия. При описании другого человека все большее значение приобретают существенные внутренние качества. Так, пятиклассники в 14 раз чаще, чем школьники 1-го класса, обращают внимание на интересы и склонности сверстников, в 4 раза чаще отмечают поступки и действия, свидетельствующие об отношении к поручением коллектива.
В ряде экспериментов было обнаружено явление, получившие название акцентировки.
Оно заключается в том, что в зависимости от конкретных условий, в которых человек формируется и живет, он приучается считать одни вещи, явления, качества более значительными, чем другие. Отсюда различия в восприятии и оценке других людей представителями различных демографических, профессиональных и иных групп.
Жизненный
опыт человека оказывает немаловажное
влияние на точность восприятия и
глубину понимания другого
Большую роль в организации впечатлений о другом человеке играет собственная « теория личности» воспринимающего – его осознанные или не вполне осознанные представления о людях « вообще», о том, насколько они добры, отзывчивы и т.п. Многие индивиды руководствуются в своем подходе к другим людям так называемыми «житейскими представлениями». Последние складываются на основе собственного жизненного опыта и несистематизированных, обрывочных сведений, почерпнутых из различных, часто устаревших психологических теорий. Вот, например, такие «житейские представления» были выявлены А.А. Бодалевым: «Из 72 опрошенных .. 9 человек заявили, что люди с квадратными подбородками обладают сильной волей, 17 человек сказали, что люди с большим лбом – умные, 3 человека полагали, что люди с жесткими волосами имеют непокорный характер, 14 человек считали, что полные люди обладают добродушным характером, 2 человека сказали, что толстые губы свидетельствуют о большой сексуальности. 5 человек утверждали, что люди ниже среднего роста всегда отличаются властностью, энергией, большим желанием всеми командовать. 1 человек написал, что люди с близко посаженными друг к другу глазами очень вспыльчивы. 5 человек убеждали нас, что красивые люди всегда или глупы, или большие себялюбцы» [7].
Изучая процесс восприятия, социальные психологи отметили некоторые типичные искажения представлений о другом человеке. «Эффект ореола» означает влияние общественного впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные качества переоцениваются, а отрицательные либо стушевываются, либо так или иначе оправдываются. И наоборот: если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются как своекорыстные. Под влиянием « эффекта ореола» воспитатель может проглядеть первые шаги « вечного нарушителя» к исправлению. Тогда, естественно, он его не поддержит, а тот в чем-то не устоит и, смотришь, снова подкрепит каким-то поступком негативное представление о себе.
Другая типичная ошибка – «эффект последовательности» - состоит в том, что на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают ( при противоречии информации) те сведения, которые предъявлены в первую очередь, а если дело касается знакомого человека, - самые последние сведения о нем. Иногда соответственно выделяют « эффект упреждения» и «эффект новизны». Знание этих особенностей полезно учитывать, например, при введении руководителя в должность. Своевременное представление его коллективу с подчеркиванием определенных событий его биографии создает хорошую основу для формирования положительного впечатления о нем.
2.2.
Значительное влияние на
Термином «проекция» обозначают неосознаваемую тенденцию воспринимать собственные нежелательные, противоречащие представлению о себе состояния и качества как качества другого человека, переносить, «проецировать» их на другого.
Информация о работе Восприятие и познание человека человеком