Фейрбах о человеке, Кант о познании

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:16, доклад

Краткое описание

Основной чертой материализма Фейербаха был антропологизм – понимание человека как высшего продукта природы, рассмотрение его в неразрывном единстве с ней. По Фейербаху, именно природа должна была стать основой новой философии, раскрывающей земную сущность человека. Природа наделила его разумом и чувствами, зависящими от биологической составляющей; но все же несводимыми чисто к физиологии. Фейербах говорит о сущности человека, подразумевая мышление. Человек отчуждает свою сущность.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (8).docx

— 13.53 Кб (Скачать)

Фейербах о человеке

Фейербах вы¬двинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:

 • единственно существующими  реальностями являются при¬рода и человек;

 • человек является  частью природы;

 • человек есть единство  материального и духовного;

 • человек должен  стать главным интересом философии;

 • идея существует  не сама по себе, а есть продукт  сознания человека;

 • Бога как отдельной  и самостоятельной реальности  не суще¬ствует; Бог — плод воображения человека (порождение его сознания)

 • природа (материя)  вечна и бесконечна, никем не  сотворима и никем не уничтожима;

 • все, что нас  окружает (предметы, явления), — различные  проявления материи.

 

   Основной чертой  материализма Фейербаха был антропологизм  – понимание человека как высшего  продукта природы, рассмотрение  его в неразрывном единстве  с ней. По Фейербаху, именно  природа должна была стать  основой новой философии, раскрывающей  земную сущность человека. Природа  наделила его разумом и чувствами,  зависящими от биологической  составляющей; но все же несводимыми чисто к физиологии. Фейербах говорит о сущности человека, подразумевая мышление. Человек отчуждает свою сущность. Это отчуждение создает у него идею Бога. Человек становится рабом Божьим. Задача философии: возвращение человека к его собственной сущности. Необходимо реализовать эту сущность по отношению к другому.

 Среди чувств человека  Фейербах особенно выделял любовь, имея в виду ее нравственную, нематериальную составляющую. Бог  – это отношение любви, связывающее  одного человека с другим.

Кант о познании

В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как  необходимый момент познания. Но диалектика для него — лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как  отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в  ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма, предметом  диалектики становятся сами эти формы.

В логическом аспекте теории познания Кант ввел идею и термин «синтетическая сипа суждения», позволяющую осуществлять синтез рассудка и данных чувственного восприятия, опыта.

Кант ввел воображение  в теорию познания, назвав это коперниканским переворотом в философии. Наши знания — не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Помощь воображения человек используег в каждом звене своих рассуждений. К своей характеристике человека Кант добавляет: это существо, наделенное продуктивной способностью воображения.

В своей теории познания Кант часто рассматривает и собственно антропологические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие  возможности всякого познания. Это  единство есть не результат опыта, а  условие его возможности, форма  познании, коренящаяся в самой  познавательной способности. Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое Я и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к нашему Я как его центру, что необходимо для обьединения всего многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех переживаний Я. Это гениальная идея великого мыслителя.

Согласно Канту, мы познаем  только явления — мир вещей  самих по себе нам недоступен. При  попытке постигнуть сущность вещей  наш разум впадает в противоречия.

Скрупулезно разрабатывая свою концепцию о «вещах в себе», Кант имел в виду, что в жизни индивида, в нашем отношении к миру и  человеку есть такие глубины тайн, такие сферы, где наука бессильна. По Канту, человек живет в двух мирах. С одной стороны, он часть  мира явлений, где все детерминировано, где характер человека определяет его  склонности, страсти и условия, в  которых он действует. Но с другой, помимо этой эмпирической реальности у человека есть иной, сверхчувственный мир «вещей в себе», где бессильны  привходящие, случайные, непостижимые и непредвидимые ни импульсы у самого человека, ни стечение обстоятельств, ни диктующий свою волю нравственный долг.

 


Информация о работе Фейрбах о человеке, Кант о познании