Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:51, реферат
В общем смысле познание есть процесс приобретения знаний. Оно представляет собой прежде всего процесс отражения действительности и ее объяснение. Объектом познания может выступать все существующее — мир в целом, общество, человек и само познание. Источником и способом познания являются человеческие чувства, разум и интуиция.
§1. Познание мира, общества, человека.
В общем смысле познание есть процесс
приобретения знаний. Оно представляет
собой прежде всего процесс отражения
действительности и ее объяснение. Объектом
познания может выступать все существующее
— мир в целом, общество, человек и само
познание. Источником и способом познания
являются человеческие чувства, разум
и интуиция.
Чувственное познание — исходный пункт
освоения действительности и начальная
форма познания. Все наши образы, представления
и понятия формируются на основе чувственного
отражения, объектом которого выступает
эмпирический мир вещей, процессов и явлений.
Однако каждый человек на основе собственного
жизненного опыта имеет возможность убедиться
в том, что чувства довольно часто нас
обманывают, неадекватно отражают окружающий
мир. Достаточно, например, окунуть палку
в воду или ложечку в стакан с чаем, как
мы увидим эти предметы в искривленном
виде, Что же говорить о разнообразии мнений,
основанных на вкусовых, слуховых и других
ощущениях и представлениях различных
людей!
Таким образом, трудности познания, основанного
на чувственных данных, возникают сразу
же, как только мы приступаем к нему, даже
в неживой природе. Но в гораздо большей
степени они возрастают при познании общества
и самого человека. Процессы и явления,
которые здесь имеют место, часто просто
невозможно отобразить при помощи чувств,
например, такие социальные феномены,
как социальная общность, стоимость товара,
власть, благо, идеал, совесть и т.д. Следует
также отметить, что в плане сугубо биологическом
органы чувственного отражения у человека
гораздо слабее, чем у животных, которые
видят дальше, слышат лучше и осязают тоньше,
чем человек. Поэтому если бы знания человека
были основаны лишь на чувствах, то информация
о мире была бы у него гораздо слабее, чем
у животных.
Однако в отличие от животных человек
обладает рассудком и разумом, на которых
основано рациональное познание. На этом
уровне мы имеем дело с понятийным отражением,
абстракциями, теоретическим мышлением.
Именно на этом уровне формулируются общие
понятия, принципы, законы, строятся теоретические
модели и концепции, дающие более глубокое
объяснение мира. Причем познавательный
процесс осуществляется не только в той
форме, в которой он существует в мыслях
отдельного человека, а главным образом
в виде общего социально-исторического
процесса развития знания. Индивидуальное
познание человека обусловлено и опосредовано
социальным познанием, всемирно-историческим
процессом развития знания.
Но чувственное и рациональное познание
не находятся в непримиримом противоречии,
они не отрицают, а диалектически дополняют
друг друга. Исходные знания о мире, полученные
посредством органов чувств, содержат
те образы и представления, которые составляют
начальный уровень познавательного процесса.
Однако разум, в свою очередь, участвует
в формировании этих чувственных образов
и представлений. Таким образом, в познании
происходит диалектическое взаимодействие
его чувственной и рациональной форм.
При этом следует иметь в виду, что нужды
и потребности человека выступают одной
из главных движущих сил развития познания,
а общественно-историческая практика
людей служит важнейшим критерием его
истинности, а также основой и главной
целью познания.
В своем диалектическом единстве чувственное
и рациональное познание способно довольно
глубоко проникнуть в мир объективной
истины. Однако ни чувствам, ни разуму
не следует особо обольщаться своими возможностями
и способностями в претензиях на познание
и объяснение мира и человека. В самом
характере познания заложена определенная
доля здорового гносеологического скептицизма,
поскольку чем больше увеличиваются объем
и сфера человеческого знания, тем с большей
отчетливостью осознается и расширяется
круг непознанного. Другими словами, с
ростом знания возрастает и его проблемная
сфера. Каждое новое открытие обнаруживает
не только мощь, но и ограниченность человеческого
разума и показывает, что истина и заблуждение
неразрывно связаны в едином процессе
развивающегося знания. Следует также
обратить внимание на тот момент, что процесс
познания бесконечен, что это процесс,
который никогда не может быть завершен,
ибо мир беспределен и разнокачествен
на мега-, макро- и микроуровнях, и к тому
же он постоянно изменяется и развивается.
Вследствие незаконченности познания
в каждый конкретный период его развития
остается некоторая «вещь в себе», сфера
непознанного, куда пока не могут проникнуть
ни наши чувства, ни разум. Осознание того
факта, что бытие (мир, общество и сам человек)
всегда содержит в себе некий иррациональный
«остаток», должно постоянно предостерегать
нас от чрезмерного оптимизма в вопросе
о возможностях человеческого познания,
а тем более от мышления в категориях абсолютных
истин. Наличие иррационального момента
в познании обусловлено характером самого
бытия, в котором уживаются вместе рациональные
и иррациональные моменты. Особенно это
относится к социальному бытию и социальному
познанию.
На теоретическом уровне этот факт начал
осознаваться в основном в XIX в. с появлением
различных концепций иррационализма.
Он противостоит рационализму, начало
которому было положено главным образом
философией Нового времени. Прежде всего
здесь следует упомянуть Р. Декарта и его
знаменитую формулу «cogito ergo sum» («мыслю
— следовательно, сущест-вую»). Всему просветительскому
периоду в западной философии свойственны
именно безудержный оптимизм и беспредельная
вера в силу и мощь человеческого разума.
Однако уже И. Кант предпринял основательную
и небезуспешную «критику чистого разума»
и показал его напрасные претензии на
абсолютное знание. Хотя Гегель еще верил
в безграничную силу разума, рассматривал
его не только как высший этап познания,
но и в качестве демиурга (творца) мира.
В XIX в. в философии начинает складываться
течение иррационализма: А. Шопенгауэр,
С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Э. Гартман, А. Бергсон,
М. Хайдеггер и др. Это направление имеет
множество проявлений. Одни авторы выделяют
особо роль интуиции в познании, другие
— инстинкта, третьи — воли, четвертые
— мистического озарения и т.д. Но все
они подчеркивают важную роль в жизни
общества и познании иррационального
фактора.
Можно, видимо, говорить о двоякой роли
иррационализма в познании. С одной стороны,
его представители совершенно верно обращают
внимание на то, что человеческий разум
не всесилен, что за его пределами и помимо
него действуют силы, ему неподвластные.
Эта «критика разума», критика рационализма
усилилась в последние десятилетия в связи
с тем, что стала совершенно очевидной
не только гносеологическая ограниченность
человеческого разума, но и иррациональные
последствия «рациональной» деятельности
человека. Ярким свидетельством этому
могут служить экологические проблемы,
экономические и духовные кризисы, войны,
постоянно возникающие то в одних, то в
других странах и регионах.
С другой стороны, отрицая определяющую
роль рационального познания, представители
ПРИРОДНЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
§2. Природа
как основа жизнедеятельности
общества. Взаимовлияние общества
и природы
Естественная
основа жизни общества.
Поиск разумного баланса в отношениях
человека и природы невозможен без уяснения
соотношения, в котором сегодня реально
находится природа и общество, а также
веса каждой из этих составляющих.
Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю
мощь и независимость, является составной
частью и продолжением эволюции природы.
С нею общество неразрывно связано и не
в состоянии существовать и развиваться
вне природы, прежде всего, — без окружающей
человека среды.
Влияние природной среды на жизнь общества
особенно ярко выражено в сфере производства.
Все материальное производство, позволившее
человеку выделиться из природы, базируется
в своей основе на природной составляющей.
Полезные ископаемые, источники энергии,
продукты труда — все из природы.
В процессе производства природа используется
человеком как предмет труда, объект его
преобразовательной деятельности в интересах
общества. Природные богатства (в первую
очередь полезные ископаемые) служат естественной
основой материального производства и
жизни общества. Выйдя из природы, человечество
уже не в состоянии существовать без продуктов
труда, полученных в результате материального
производства, «очеловечивания природы».
Природа — это естественная основа жизнедеятельности
человека и общества в целом. Вне природы
человек не существует и существовать
не может. Даже в космосе, на космических
орбитальных станциях люди пользуются
переработанными благами природы. В свою
очередь, природа и космос в целом вполне
могут существовать без человека, обходиться
без его присутствия и деятельности. Так
происходило многие миллиарды лет. Осмысление
такой взаимосвязи и зависимости общества
от природы — насущная необходимость.
Зависимость материального производства
и жизни общества от природы в свою очередь
накладывает определенные ограничения
на деятельность человека. Они касаются
прежде всего разумного, рационального
воздействия общества на природу в процессе
общественной жизнедеятельности. Неотъемлемым
здесь должен стать принцип «Не навреди!»
Взаимодействие общества с природой имеет
для человека не только утилитарное, производственное
значение, но также и оздоровительное,
нравственное, эстетическое, научное.
Человек не только «вырастает» из природы,
но, производя материальные ценности,
одновременно «врастает» в нее. К тому
же природа помимо прочего имеет свою
удивительную прелесть, очарование, что
в немалой степени делает человека художником,
творцом. В частности, из этого творческого
к ней отношения не в последнюю очередь
возникает у того или иного народа чувство
Родины, единения со своей землей, патриотизм.
«Украинская степь», «русское поле» и
т.п. не являются для человека чисто языковой
структурой или просто географическим
понятием. Они ярко и образно показывают
в том числе и духовную зависимость человека
от природы.
Единство природного
и социального бытия человека.
Достаточно очевидная зависимость человека
от природы и признание ее как естественной
основы существования и развития общества
привели ученых к необходимости более
тщательного изучения соотношения биологического
и социального в самом человеке.
У исследователей этой проблемы часто
возникало искушение рассматривать человека
в первую очередь как представителя биологического
вида, а общество — как совокупность индивидов.
Отсюда главное в их действиях — подчинение
биологическим законам. При этом социальной
составляющей в человеке и в обществе
отводилась второстепенная роль.
Создатель теории психоанализа 3. Фрейд
считал, что в антропо-социогенезе — процессе
возникновения и развития человека и общества
— главной причиной является биологическая.
По его мнению, она коренится в решающем
влиянии на человека бессознательного
начала, заключающегося в его психике,
инстинктах, унаследованных от предков.
В свою очередь, общество для защиты от
нежелательных животных инстинктов пытается
создавать противовесы, например, в виде
норм морали, культуры. И все же, полагал
Фрейд, эти бессознательные биологические
инстинкты, в первую очередь половые, играют
решающую роль в поведении человека. Культура
же, особенно европейская, с ее обширными,
пуританскими запретами, только загоняет
биологические позывы в подсознание человека,
являясь тем самым серьезным источником
неврозов и иных нарушений психики.
Представители неофрейдизма, в частности
Э. Фромм, усматривали меньшую долю влияния
на человека биологических, в том числе
сексуальных, факторов и говорили об увеличении
значения общественных связей и составляющих.
Но в целом в их рассуждениях по-прежнему
в значительной степени присутствует
биологический подход.
Представители философской антропологии
М. Шеллер (1874— 1928), А. Гелен (1904—1976) и другие
рассматривали человека и общество, сочетая
философский, религиозный и естественнонаучный
подходы. Так, А. Гелен выдвинул оригинальную
концепцию, согласно которой человек от
рождения является «биологически недостаточным»
существом в отличие от других представителей
животного мира. Именно эта его «недостаточность»
и желание выжить заставили человека активно
развивать и использовать свои способности.
Тесная связь общества с природой, схожесть
поведений животных в природе и людей
в обществе привело ряд мыслителей к выводу
о том, что общество по своей сути является
биологическим суперорганизмом. Оно, по
их мнению, развивается подобно природным
организмам естественным эволюционным
путем. Так возникла органическая теория
общества, страстным пропагандистом которой
стал Г. Спенсер, а также его последователи:
П. Лилиенфельд, А. Стронин (Россия), А. Шеффле
(Германия) и др.
Сущность органической теории Г. Спенсера
и его сторонников заключается в том, что
структура и функционирование общества
объявляются аналогичными строению и
функциям живого организма. Так, например,
Г. Спенсер полагал, что «кровяные частицы
уподобляются деньгам». У П. Лилиенфельда
государство в лице правительства выполняет
функции головного мозга и одновременно
врача, борющегося с болезнями социального
тела. Торговля же, по его мнению, выполняет
функции кровообращения в организме. Прямую
аналогию между экономической жизнью
общества и обменом веществ в организме
проводил А. Шеффле. В этой «органической
теории» очевидно игнорирование специфики
сознательной деятельности людей, отсутствие
учета их воли и интересов.
Разумеется, человек — биологическое
существо. И это нельзя игнорировать. Однако
современный научный анализ показывает,
что лишь примерно 15 процентов всех актов
человеческой деятельности носит чисто
биологический характер. Человек не может
существовать вне общества. Специфический
общественный образ жизни способствует
постоянному усилению роли внебиологических,
социальных закономерностей в жизни человека
и общества. Так, политическая, производственная,
духовная деятельность человека и общества
есть чисто социальные явления, развивающиеся
по своим особым, отличным от природы законам.
Однако было бы неправильным недооценивать
природную составляющую. Человек — все-таки
хоть и разумное, но все же животное. Биологическая
и социальная составляющие тесно взаимодействуют,
диалектически сочетаются как в человеке,
так и в обществе.
Необходимость выживания человека как
биологического вида и его полноценного
развития лишь в обществе обусловила появление
специфического вида социальной общности
— человеческой семьи. Семья выполняет
как биологические, так и различные социальные
функции (хозяйственные, воспитательные
и др.). Ее важнейшей биологической функцией
является продолжение человеческого рода,
воспроизводство самого человека. И в
этом отношении семья как ячейка человеческого
общества наиболее тесно связана с природой.
Роль семьи как главного фактора воспроизводства
населения всегда остается стабильной.
Эта функция тесно связана с демографическим
фактором, проблемой народонаселения.
Демографический
фактор, теории народонаселения.
Народонаселение представляет собой совокупность
людей, проживающих в пределах определенных
территорий: части страны, всей страны,
групп стран, всего мира. Население стран
вместе с географической средой и способом
производства материальных благ определяет
возможности развития общества. При этом
для нормального развития производства
и общества в целом, освоения природных
богатств необходим определенный минимум
народонаселения. Напротив, переизбыток
населения может негативно сказываться
на материальной жизни общества и даже
привести к социальным конфликтам и взрывам,
губительно отражаться на окружающей
среде.
Некоторые философы, социологи и экономисты
пытались в росте народонаселения найти
ключ к пониманию движущих сил развития
общества. Так, родоначальник английской
политэкономиии, автор трудовой теории
стоимости У. Петти (1623—1687), подчеркивал,
что основой всех богатств является труд,
сфера производства. Поэтому рост трудового
населения, главного участника процесса
производства, рассматривался им как важнейшее
условие развития общества, освоения природы.
Теории, считавшие рост народонаселения
главной силой общественного развития,
выражали в свое время идеологию нарождающейся
буржуазии в ее борьбе против непроизводительных
сословий — дворянства и духовенства.
В ту эпоху подобные идеи в определенной
степени имели прогрессивное значение.
Буржуазия, стремившаяся к власти в обществе,
обвиняла земельную аристократию в том,
что она довела население до нищеты. Идеологи
же земельной аристократии, чтобы оправдать
господство землевладельцев, старались
в свою очередь доказать, что в нищете
повинны сами массы.
В результате в социологии появилась школа,
считавшая главным злом, приводящим к
нищете, ко всяким бедствиям и лишениям,
рост народонаселения. Эту точку зрения
активно отстаивал английский экономист
и священник Т.Р. Мальтус (1766—1834). В своем
труде «Опыт о законе народонаселения»
(1798), основанном на данных статистики,
полученных американцем Б. Франклином,
он утверждал, что причина бедственного
положения народа, в том числе безработица,
есть результат переизбытка населения.
Все дело в открытом им «естественном
законе народонаселения», согласно которому
рост народонаселения увеличивается в
геометрической, а производство продуктов
питания — лишь в арифметической прогрессиях.
Если не сдерживать рост населения, то
в будущем произойдет катастрофа. Т. Мальтус
видел выход в принудительном регулировании
народонаселения (войны, эпидемии, голод,
принудительный непосильный труд, воздержание
от брака). Эта теория по имени своего создателя
получила название мальтузианства.
Последователи Т. Мальтуса, поклонники
неомальтузианства Г. Бутуль, Н. Чемберлен,
У. Фогт и другие считают главной причиной
отсталости слаборазвитых стран быстрый
рост их народонаселения. В этих рассуждениях
есть определенный резон. Однако в данном
случае они, вероятнее всего, причину путают
со следствием. Ведь рост народонаселения
определяется комплексом причин: уровнем
развития производительных сил, культуры,
характером существующего общественного
строя, теми условиями, которые этот строй
представляет для жизни и развития людей.
Каждой ступени общественного развития,
тому или иному типу государства, культуры
свойственны свои темпы роста народонаселения,
особые законы его роста, связанные главным
образом с экономическими условиями, а
также с географическим фактором.
Современная демографическая ситуация
в различных регионах и странах крайне
пестрая. Достаточно сказать, что 70 процентов
населения Земли сосредоточено на 7 процентах
суши. На Юге планеты — стремительный
рост народонаселения. Так, население
Африки, Азии и Латинской Америки практически
удваивается за каждые 25 лет. На Севере
(в Европе) наблюдается обратная картина:
постоянство или даже снижение роста рождаемости
(например, с начала 1990-х гг. население
России уменьшается ежегодно почти на
1 млн. человек).
Население Земли на протяжении всей своей
истории увеличивается все более ускоренными
темпами. Если в I в. н. э. оно составляло
300 млн. человек, то в 1965 г. оно достигло
3 млрд. 280 млн. чел. Всего через 30 лет (!),
к 1995 г., землян стало уже более 5 млрд. В
течение XX в. население более чем утроилось
и составило ныне более 6 млрд. человек.
Допустимый, разумный предел населения
Земли (по данным ООН — 10—12 млрд. человек)
может быть достигнут уже к середине XXI
в.
Среди предлагаемых мер по сдерживанию
роста народонаселения — программа планирования
семьи в странах Юга (не более двух-трех
детей), повышение в них уровня занятости
и культуры, активная помощь со стороны
более развитых стран. Положительное решение
проблемы роста народонаселения благоприятно
отразится также и на взаимоотношениях
общества и природы, сохранении природных
богатств.
Географическая
среда, окружающая среда, биосфера, ноосфера.
Вопросы взаимодействия человека и природы
невозможно анализировать без раскрытия
таких понятий, как «географическая среда»,
«окружающая среда», «биосфера» и «ноосфера»,
а также их соотношения.
Географическая среда — растительный
и животный мир, вода, почва, атмосфера
Земли — есть та часть природы, которая
вовлечена в сферу жизни общества, прежде
всего в производственный процесс. Она
оказывает существенное влияние на самые
различные стороны жизни общества и прежде
всего на развитие материального производства.
Многообразие природы издавна стало естественной
основой разделения труда человека (охота,
рыбная ловля, земледелие, скотоводство,
добыча полезных ископаемых и т.д.). От
особенностей природной среды зависят
конкретные направления человеческой
деятельности, в частности развитие тех
или иных отраслей производства в различных
странах и на континентах.
Влияние конкретной географической среды
на историческое развитие того или иного
народа неоспоримо и в то же время весьма
различно. При наличии благоприятных природных
условий для производства одной единицы
сельскохозяйственных продуктов требуется
затратить 6—7 часов (Болгария, Турция).
В то же время при неблагоприятных климатических
условиях на это уходит уже 20 или 30 часов.
Такое различие было особенно чувствительным
на ранних ступенях развития общества,
когда преобразование предметов природы
составляло весьма незначительный процент
по сравнению с их непосредственным использованием
в готовом виде. И, понятно, что недостаточные
или неблагоприятные природные условия
на определенных территориях Земли существенно
тормозили общественное развитие.
Почему древние цивилизации возникли
первоначально у народов южных стран —
на берегах Нила, Евфрата, Тигра, Ганга,
Инда и т.д., а не у народов Севера? Одной
из важнейших причин этого безусловно
явились природные условия. Например,
климат Древнего Египта в большей мере
благоприятствовал первоначальному развитию
там общественной жизни, чем климат Скандинавии,
ибо требовал меньших затрат труда на
изготовление жилищ и одежды, производство
продуктов. Благоприятное географическое
положение вело к тому, что даже при существовавшем
тогда довольно низком уровне развития
производительных сил именно на Юге в
первую очередь открылась лучшая возможность
для развития разделения труда. А как следствие,
— появление частной собственности, возникновение
прибавочного продукта, развитие культуры
и всего общества. Словом, благоприятные,
природные условия, очевидно, способствовали
ускорению общественного развития народов
южных стран по сравнению с народами стран
холодного климата.
Однако лучшие природные условия южных
стран обеспечивали эти преимущества
главным образом на ранних ступенях развития
человечества. В дальнейшем же, наоборот,
положительная роль благоприятных природных
условий превратилась здесь в своеобразный
тормоз. Будучи комфортными, они не стимулировали
у южных народов сверхусилий для общественного
развития. «Слишком расточительная природа,
— писал К. Маркс, — ведет человека как
ребенка на помочах. Она не делает его
собственное развитие естественной необходимостью».
Не случайно, что прежде активная история
народов южных регионов как бы замораживается
в Средние века.
Активно используя природные условия,
люди вырабатывают определенные навыки,
приобретают производственный опыт, знания,
развивают свои способности, совершенствуют
технику производства. Если бы они находили
все необходимые им средства к существованию
в природе в готовом виде, то не имели бы
стимулов для развития производства, а
следовательно, и для своего собственного
развития. Таким образом, не только наличие
тех или иных природных условий для производства,
но и, наоборот, их недостаток могут оказывать
ускоряющее влияние на развитие общества.
История показала более быстрое развитие
стран умеренного климата. «Не области
тропического климата с его могучей растительностью,
а умеренный пояс был родиной капитализма.
Не абсолютное плодородие почвы, — отмечал
К. Маркс — а ее дифференцированность,
разнообразие ее естественных продуктов
составляет естественную основу общественного
разделения труда; благодаря смене тех
естественных условий, в которых приходится
жить человеку, происходит умножение его
собственных потребностей, способностей,
средств и способов труда». Именно разнообразие
природных условий в известных границах
является наиболее благоприятным фактором
общественного развития.
Важное значение в жизни человеческого
общества играет окружающая среда. Это
более широкое понятие, чем географическая
среда. Оно включает в себя, помимо поверхности
Земли и ее недр, также часть Солнечной
системы, попадаемой или могущей попасть
в сферу деятельности человека. В структуре
окружающей среды выделяют две важнейшие
составляющие: естественную и искусственную
среды обитания. Под естественной средой
обитания подразумевают неживую и живую
части природы — геосферу и биосферу.
Биосфера есть сфера действия всего живого.
Она включает в себя как сами живые организмы,
так и сферу их обитания (верхняя часть
земной коры, вода, атмосфера). Биосфера
за время своего существования и развития
произвела огромные изменения не только
в преобразовании поверхности Земли, но
и в самой структуре планеты. Она также
тесно связана с космосом. Изучению теории
биосферы, ее влиянию на общество и природу,
много внимания уделил выдающийся русский
ученый В.И. Вернадский.
Положительные для человека моменты освоения
и преобразования естественных природных
источников и богатств, составных частей
естественной среды обитания, неоспоримы.
Это, прежде всего, рост материальных и
духовных ценностей общества, более высокий
уровень жизни. И все это было взято человеком
у природы — непосредственно или в преобразованном
виде. В этом также отчетливо проявляется
значение природы в жизни человека как
основы его жизнедеятельности. Но человек
перестал бы быть разумным существом,
если бы не мог создавать и нечто свое,
то, чего нет в природе.
Искусственная среда обитания это все
то, что создано самим человеком: самые
разнообразные предметы, а также выведенные
им в результате селекции и одомашнивания
животные и растения. С развитием общества
роль и значение для человека искусственной
среды обитания непрерывно возрастают.
Попробуйте сегодня представить себе
человеческое общество и его существование
без крупных городов, домов, автомобилей,
заводов, дорог и т.д.
Однако динамика роста объемов искусственной
среды обитания, ее влияния на окружающую
природу не могут не беспокоить сегодня.
Объем техномассы (вес всего созданного
человеком за год) уже на порядок превышает
биомассу (вес всех живых организмов).
Огромное, все увеличивающееся влияние
общества и человека на природу получило
свое отражение в учении В.И. Вернадского
о ноосфере.
Впервые термин «ноосфера» (букв. — сфера
разума) использовал в 1927 г. Э. Леруа (1870—1954),
а затем П. Тейяр де Шарден. Сам В. Вернадский
основные идеи учения о ноосфере начал
разрабатывать и высказывать уже в начале
XX в. Уже тогда им осмысливались возможности
человеческого разума в глобальном преобразовании
мира, перспективы влияния человека на
природу, необходимость скорейшей гармонизации
их взаимоотношений.
При существующих различных подходах
в определении данного понятия можно сказать,
что ноосфера означает новый этап существования
биосферы и всей планеты в целом, когда
сознательная деятельность человека,
Разума становится не только решающим
фактором эволюции биосферы, но одновременно
— и ее сохранения. При этом общество выходит
на уровень сознательного регулирования
стихийного, слабо контролируемого ранее,
развития производительных сил, неадекватного
вмешательства в природу. На этапе ноосферы
потребности общества должны быть соизмеримы
с возможностями гео- и биосферы. Биосфера
и цивилизация должны представлять собой
не разнородные, противоречивые части,
а составляющие единого целого, одного
организма, дополняющие и помогающие друг
другу.