Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:51, реферат
В общем смысле познание есть процесс приобретения знаний. Оно представляет собой прежде всего процесс отражения действительности и ее объяснение. Объектом познания может выступать все существующее — мир в целом, общество, человек и само познание. Источником и способом познания являются человеческие чувства, разум и интуиция.
Немецкая классическая
философия
Основоположник немецкой классической
философии И. Кант ставит человека в центр
философских исследований. Для него вопрос
«Что такое человек?» является основным
вопросом философии, а сам человек — «самый
главный предмет в мире». Подобно Декарту,
Кант стоит на позиции антропологического
дуализма, но его дуализм — это не дуализм
души и тела, а нравственно-природный дуализм.
Человек, по Канту, с одной стороны, принадлежит
природной необходимости, а с другой —
нравственной свободе и абсолютным ценностям.
Как составная часть чувственного мира
явлений он подчинен необходимости, а
как носитель духовности — он свободен.
Но главная роль отводится Кантом нравственной
деятельности человека.
Кант стремится утвердить человека в качестве
автономного и независимого начала и законодателя
своей теоретической и практической деятельности.
При этом исходным принципом поведения
должен быть категорический императив
— формальное внутреннее повеление, требование,
основанное на том, что всякая личность
является самоцелью и самодостаточна
и поэтому не должна рассматриваться ни
в коем случае как средство осуществления
каких бы то ни было даже очень благих
задач.
Человек, пишет Кант, «по природе зол»,
но вместе с тем он обладает и задатками
добра. Задача нравственного воспитания
и состоит в том, чтобы добрые задатки
смогли одержать верх над изначально присущей
человеку склонностью ко злу. Хотя зло
изначально преобладает, но задатки добра
дают о себе знать в виде чувства вины,
которое овладевает людьми. Поэтому нормальный
человек, по Канту, «никогда не свободен
от вины», которая составляет основу морали.
Человек, который всегда прав и у которого
всегда спокойная совесть, такой человек,
не может быть моральным. Основное отличие
человека от других существ — самосознание.
Из этого факта вытекает и эгоизм как природное
свойство человека, но философ выступает
против эгоизма, в каких бы формах он не
проявлялся.
Антропологическая концепция Гегеля,
как и вся его философия, проникнута рационализмом.
Само отличие человека от животного заключается
прежде всего в мышлении, которое сообщает
всему человеческому его человечность.
Он с наибольшей силой выразил положение
о человеке как субъекте духовной деятельности
и носителе общезначимого духа и разума.
Личность, в отличие от индивида, начинается
только с осознания человеком себя как
существа «бесконечного, всеобщего и свободного».
В социальном плане его учение ярко выражает
методологический и социологический коллективизм,
то есть принцип приоритета социального
целого над индивидом. В отличие от немецкого
идеализма материалист Л. Фейербах утверждает
самоценность и значимость живого, эмпирического
человека, которого он понимает, прежде
всего, как часть природы, чувственно-телесное
существо. Антропологический принцип,
являющийся стержнем всей его философии,
предполагает именно такое понимание
человека. Антропологический монизм Фейербаха
направлен против идеалистического понимания
человека и дуализма души и тела и связан
с утверждением материалистического взгляда
на его природу. Но самого человека Фейербах
понимает слишком абстрактно. Его человек
оказывается изолированным от реальных
социальных связей, отношений и деятельности.
В основе его философской антропологии
лежат отношения между Я и Ты, при этом
особенно важными в этом плане оказываются
отношения между мужчиной и женщиной.
Антропологическая
проблема в русской философии.
В истории русской философии можно в русской
философии выделить два основных направления,
касающихся человека:
1) материалистические учения революционных
демократов (Белинского, Герцена, Чернышевского
и др.);
2) концепции представителей религиозной
философии (Федорова, Вл. Соловьева, Бердяева
и др.).
В развитии философских взглядов В.Г. Белинского
проблема человека постепенно приобретает
первостепенное значение. В письме к Боткину
от 1 марта 1841 г. он отмечает, что «судьба
субъекта, индивидуума, личности важнее
судеб всего мира». При этом достижение
свободы и независимости личности он связывает
с социальными преобразованиями, утверждая,
что они возможны только в обществе, «основанном
на правде и доблести». Обоснование и утверждение
необходимости развития личности и ее
защиты приводят Белинского к критике
капитализма и религии и защите идей утопического
социализма и атеизма.
Защиту идей «русского социализма» исходя
из необходимости освобождения трудящегося
человека, прежде всего «мужика», предпринял
А.И. Герцен. Его антропология рационалистична:
человек вышел из «животного сна» именно
благодаря разуму. И чем больше соответствие
между разумом и деятельностью, тем больше
он чувствует себя свободным. В вопросе
о формировании личности он стоял на позиции
ее взаимодействия с социальной средой.
В частности, он писал, что личность «создается
средой и событиями, но и события осуществляются
личностями и носят на себе их печать;
тут взаимодействие».
В работе «Антропологический принцип
в философии» Н.Г. Черны¬шевский утверждает
природно-монистическую сущность человека.
Человек — высшее произведение природы.
На взгляды Чернышевского оказало влияние
учение Фейербаха, и многие недостатки
последнего свойственны также и Чернышевскому.
Хотя, в отличие от Фейербаха, он вводит
в учение о человеке социальные аспекты
человеческого существования, в частности
связывает решение проблемы человека
с преобразованием общества на социалистических
началах. Как и всем представителям натуралистического
направления философии человека, ему присуща
и натуралистическая трактовка духовной
жизнедеятельности человека.
В концепциях русских религиозных философов
антропологическая проблематика занимает
центральное место. Это особенно относится
к периоду развития русской философии,
начиная с Ф.М. Достоевского, являющегося
мыслителем экзистенциального склада
и внесшего в развитие этого направления
значительный вклад. И хотя представители
этого направления постоянно обращаются
к Богу, однако в центре их внимания находится
человек, его предназначение и судьба.
Слова Бердяева о Достоевском: «Его мысль
занята антропологией, а не теологией»,
можно отнести ко многим представителям
русской религиозной философии.
В основе учения о человеке в русской религиозной
философии находится вопрос о природе
и сущности человека. Его решение часто
видится на пути дуализма души и тела,
свободы и необходимости, добра и зла,
божественного и земного. Так, антропологические
взгляды Достоевского зиждятся на той
предпосылке, что человек в своей глубинной
сущности содержит два полярных начала
— бога и дьявола, добро и зло, которые
проявляются особенно сильно, когда человек
«отпущен на свободу».
Это трагическое противоречие двух начал
в человеке лежит и в основе философской
антропологии Вл. Соловьева.
Человек, — пишет он, — совмещает в себе
всевозможные противоположности, которые
все сводятся к одной великой противоположности
между безусловным и условным, между абсолютною
и вечною сущностью и преходящим явлением
или видимостью. Человек есть вместе и
божество и ничтожество.
В не меньшей степени эта проблема души
и тела отражена и в философии Н.А. Бердяева,
который отмечает: Человек есть микрокосм
и микротеос. Он сотворен по образу и подобию
Бога. Но в то же самое время человек есть
существо природное и ограниченное. В
человеке есть двойственность: человек
есть точка пересечения двух миров, он
отражает в себе мир высший и мир низший...
В качестве существа плотского он связан
со всем круговоротом мировой жизни, как
существо духовное он связан с миром духовным
и с Богом».
В силу этой изначальной раздвоенности
и дуализма человека его судьба оказывается
трагичной по самой своей сути.
Весь трагизм жизни, — пишет Бердяев, —
происходит от столкновения конечного
и бесконечного, временного и вечного,
от несоответствия между человеком, как
духовным существом, и человеком, как природным
существом, живущим в природном мире.
С точки зрения представителей этого направления,
главное для человека имеет духовная,
божественная субстанция, а подлинный
смысл человека и его существования заключается
в том, чтобы соединить человека с Богом.
В русской религиозной философии вопрос
о человеке органически превращается
в божественный вопрос, а вопрос о Боге
— в человеческий. Человек раскрывает
свою подлинную сущность в Боге, а Бог
проявляется в человеке. Отсюда одна из
центральных проблем этого направления
— проблема богочеловека, или сверхчеловека.
В отличие от концепции Ницше, у которого
сверхчеловек — это человекобог, в русской
философии сверхчеловек — это богочеловек.
Ее антропология носит сугубо гуманистический
характер, утверждая превосходство добра
над злом и бога над дьяволом.
ЦЕННОСТИ
Каковы ценности, таковы и общество, и личность. Не случайно, что проблема ценностей всегда выступает на первое место в переходные периоды общественного развития. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и дезидентификацией личности. Все это находит свое выражение в процессе переоценки ценностей. При этом следует иметь в виду, что за отрицанием старых ценностей скрывается отрицание старых форм жизни общества и личности.
§1. Понятие ценностей, их природа
Философское
учение о ценностях и их природе называется
аксиологией (от греч. axios — ценность и
logos — учение). Но прежде чем сложиться
в ее современном виде, эта теория прошла
исторический путь развития, равный становлению
самой философии, в рамках которой она
и формировалась.
В античной, а затем и средневековой философии
ценности отождествлялись с самим бытием,
а ценностные характеристики включались
в его понятие. Ценности, таким образом,
не отделялись от бытия, а рассматривались
как находящиеся в самом бытии. Начиная
уже с Сократа и Платона основными вопросами
были: Что есть благо? Что есть справедливость?
Они же являлись и главными критериями
истинного бытия. Не случайно Платон в
учении об идеальном государстве положил
в основу такого государства принцип справедливости.
Уже в античной философии наблюдаются
разные подходы к вопросу об абсолютном
и относительном характере ценностей.
Если, например, по мнению Платона, высшие
ценности носят абсолютный характер, то
с точки зрения софистов, все ценности
индивидуальны и относительны. Это вытекало
из их основного тезиса: «человек есть
мера всех вещей». Попытка дифференцированного
подхода к ценностям содержится в философии
Аристотеля, который, с одной стороны,
признает самодостаточные ценности, или
«самоценности», к которым, в частности,
относятся человек, счастье, справедливость
и т. д. Но вместе с тем он утверждает и
относительный характер большинства ценностей,
ибо разные вещи кажутся ценными детям
и мужам, добрым и мудрым людям. Мудрость
состоит как раз в «постижении умом вещей
по природе наиболее ценных».
Различные исторические эпохи и разные
философские системы накладывают свой
отпечаток на понимание ценностей. В Средние
века они связываются с божественной сущностью,
приобретают религиозный характер. Эпоха
Возрождения выдвигает на первый план
ценности гуманизма. В Новое время развитие
науки и новых общественных отношений
во многом определяют и основной подход
к рассмотрению предметов и явлений как
ценностей.
И. Кант впервые употребляет понятие ценности
в специальном, узком смысле. Предпосылкой
аксиологии у него является разведение
сущего и должного, реальности и идеала.
Ценности — это: требования, обращенные
к воле; цели, стоящие перед человеком;
значимость тех или иных факторов для
личности. Гегель особое внимание уделяет
разграничению ценностей на экономические
(утилитарные) и духовные. Первые выступают
как товары и характеризуются со стороны
их «количественной определенности».
По существу, здесь имеется в виду абстрактная,
меновая стоимость товара.
Поскольку вещи имеют ценность, — пишет
он, — мы рассматриваем их как товары.
Их значимость состоит в ценности, и только
в ценности, не в их специфических качествах.
Эти ценности всегда относительны, т.е.
зависят от спроса, «от продажи, от вкуса
публики». Во втором смысле ценности связываются
со свободой духа, и все, «что имеет ценность
и значимость, — духовно по своей природе».
После выделения аксиологии в самостоятельную
область философских исследований сформировалось
несколько типов теорий ценностей. Отметим
лишь некоторые из них.
Натуралистический психологизм (представлен
трудами Дж. Дьюи, 1859—1952) рассматривает
ценности как объективные факторы реальности,
которые эмпирически наблюдаемы, а их
источник связывает с биологическими
и психологическими потребностями человека.
С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий
какую-либо потребность людей, является
ценностью.
Аксиологический трансцендентализм (В.
Винделъбанд, Г. Риккерт). Здесь ценность
— не объективная реальность, а идеальное
бытие. Ценности рассматриваются как не
зависимые от человеческих желаний. Это
добро, истина, красота, которые имеют
самодостаточное значение, являются целями
сами по себе и не могут служить средством
для каких-то иных целей. Ценность, таким
образом, — это не реальность, а идеал,
носителем которого является «сознание
вообще», т.е. трансцендентальный (потусторонний,
запредельный) субъект. Кроме того, ценности
рассматриваются в этой концепции как
нормы, которые не зависят от человека
и образуют общую основу конкретных ценностей
и культуры.
Наиболее видный представитель этого
направления М. Шелер утверждал объективный
характер ценностей. По его мнению, они
образуют онтологическую основу личности.
Но ценности, находящиеся в предметах,
не следует отождествлять с их эмпирической
природой. Так же, как, например, цвет существует
независимо от предметов, которым он принадлежит,
так и ценности (приятное, величественное,
доброе) могут созерцаться вне зависимости
от тех вещей, свойствами которых они являются.
Познание ценностей и их созерцание основано
в конечном счете на чувстве любви или
ненависти. Ценности тем выше, чем они
долговечнее и чем выше удовлетворение,
которое мы от них получаем. В этом смысле
наименее долговечными являются ценности,
связанные с удовлетворением чувственных
желаний и с материальными благами. Более
высокие ценности — это ценности «прекрасного»
и «познавательные» ценности. Высшей ценностью
является ценность «святого», идея Бога,
а любовь к Богу рассматривается как высшая
форма любви. Все ценности имеют поэтому
свою основу в ценности божественной личности.
Основатель этой концепции М. Вебер ввел
проблему ценностей в социологию. С его
точки зрения, ценность — это норма, которая
имеет определенную значимость для
социального
субъекта. В этой связи он особо подчеркивал
роль этических и религиозных ценностей
в развитии общества.
В современной литературе также существуют
разные точки зрения по вопросу о природе
ценностей и их понятии. В частности, ценность
рассматривается как предмет, имеющий
какую-либо пользу и способный удовлетворить
ту или иную потребность человека; как
идеал; как норма; как значимость чего-либо
вообще для человека или социальной группы
и т.д. Все эти понимания отражают определенную,
реальную сторону ценностей, и их надо
рассматривать не как взаимоисключающие,
а как взаимодополняющие общую концепцию
ценностей. Они имеют разные основания
и связаны с разными субъектами ценностного
отношения. Поэтому каждый из подходов
имеет право на существование, ибо он отражает
то или иное реально существующее в социальной
действительности ценностное отношение.
В этом плане даже религиозные ценности,
связанные с верой в сверхъестественное,
являются также реальными ценностями,
которые служат ориентиром в жизни верующих,
обусловливают нормы и мотивы их поведения
и поступков.
Если иметь в виду самое общее понимание
ценностей, то можно сказать, что ценность
— это понятие, указывающее на культурное,
обшественное или личностное значение
(значимость) явлений и фактов действительности.
Все многообразие мира может выступать
в качестве «предметных ценностей», т.е.
оцениваться с точки зрения добра и зла,
истины и лжи, прекрасного и безобразного,
справедливого и несправедливого и т.
д. К таким ценностям относятся предметы
материальной и духовной деятельности
людей, общественные отношения и включенные
в их круг природные явления, имеющие для
человека положительное значение и способные
удовлетворять их многообразные потребности.
Другим видом ценностей являются «субъектные
ценности», к которым относятся установки,
оценки, требования, запреты и т.д., выраженные
в форме норм. Они выступают ориентирами
и критериями деятельности людей. Таким
образом, в центре понимания ценностей
находится ценностное отношение человека
к миру, сторонами которого и являются
«предметные ценности» и «субъектные
ценности».
Ценности всегда являются человеческими
ценностями и носят социальный характер.
Они формируются на основе общественной
практики, индивидуальной деятельности
человека и в рамках определенных конкретно-исторических
общественных отношений и форм общения
людей.
На ценностное восприятие и процесс формирования
ценностей оказывают влияние все сколько-нибудь
значимые факторы человеческого существования
— биологические, социальные, психические
и т.д. Их индивидуальное сочетание обусловливает
личностный характер ценностей человека,
который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих
ценностей. Не следует только думать, что
общечеловеческие ценности существуют
наряду с индивидуальными ценностями.
Общечеловеческие ценности — это в то
же самое время и индивидуальные, личностные
ценности. И каждая личность по-своему
их воспринимает и осознает.
На базе человеческой практики, потребностей
и социальных отношений возникают интересы
людей, которые непосредственно обусловливают
заинтересованность человека в чем-то.
Поэтому если говорить коротко, что же
такое ценность, то можно воспользоваться
формулировкой Т. Шибутани: «Об объекте
можно сказать, что он обладает ценностью,
если к нему проявляют какой-то особый
интерес».
СМЫСЛ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ИСТОРИИ
Выше было показано,
что сущность и социальную роль любого
сколько-нибудь значимого общественного
явления можно понять только в том случае,
если рассматривать его в единстве с развитием
всего общества, в рамках всеобщего исторического
процесса. Отсюда неизбежно возникают
вопросы, касающиеся всей человеческой
истории:
Сушествует ли какая-либо цель развития
человечества?
В каком направлении лвижется всемирная
история?
Имеет ли история какой-то опрелеленный
смысл?
И основной для нас, россиян, вопрос:
Каково место России во всеобщем потоке
истории?
Связанные с перспективами исторической
эволюции человечества, эти вопросы приобретают
особую актуальность в нашу переломную
эпоху, в начале нового тысячелетия мировой
истории. Сегодня совершенно очевидно
и то, что постижение истории так или иначе
связано с познанием тайны человеческого
бытия.
§1. Проблема смысла истории в философской мысли Нового времени
Как справедливо
отметил немецкий историк и философ Иоганн
Гердер, человеческий род мог быть воспитан
только самим собою и потому история исчерпывает
как пороки, так и доблести человека. Сам
же путь людей подобен лабиринту, со всех
сторон окруженному ложными ходами и тупиками
и только едва заметные следы ведут к скрытой
в глубине цели.
Поиск цели, смысла истории имеет свою
собственную длительную эволюцию в социально-философской
мысли человечества, которая вряд ли найдет
когда-либо свое завершение. Можно, конечно,
поставить под вопрос саму правомерность
этого поиска, ведь история человечества
не завершена. Да и может ли человек судить
об истории, находясь внутри ее непрерывного
текущего потока? Но тогда под сомнение
можно поставить и правомерность познания
человеком Природы, ведь он также находится
внутри нее и неразрывно связан с ней.
Видимо, так уж устроен человек — безграничность
и бесконечность познания влечет его,
как заветная цель.
Можно выделить несколько подходов в социально-философской
мысли, которые предложили свое собственное
понимание смысла и направленности человеческой
истории. И хотя выделение этих подходов
условно, все же именно они выступают в
качестве доминирующих парадигм (направлений)
духовного осознания человечеством своего
бытия.
Прежде всего это — западноевропейская
христианская философия, которая начиная
с Аврелия Августина стремилась показать
единство исторического процесса, усматривая
отправной пункт развития человечества
в явлении Христа. Божественное Бытие,
выступая в качестве творящей субстанции,
порождает весь мир, и сама история человечества
предстает лишь как «сотворенное» бытие,
которое обладает несобственным, вторичным
существованием. С самого начала христианское
понимание истории включало в себя эсхатологическую
идею — конца мира, его завершения в Страшном
суде.
Эсхатологические мотивы получили впоследствии
признание (хотя и не стали определяющими)
в историософских концепциях российских
религиозных философов конца XIX — нач.
XX веков — Вл. Соловьева, Н. Бердяева, К.
Леонтьева. Показательно в этом отношении
высказывание Вл. С. Соловьева:
Магистраль всеобщей истории с ее древней,
средней и новой частями пришла к концу,
внутренне завершилась, произошла всеобщая
катастрофа мироздания, крушение антихриста.
Историческая драма сыграна, написана
вся до конца, остался один лишь эпилог,
содержание которого, по существу, заранее
известно.
В христианской религиозно-философской
концепции впервые сложились предпосылки
для постижения целостности исторического
процесса с внутренне присущей ему логикой
исторических событий.
Начало истории — грехопадение, ее поворотный
пункт — явление Христа (искупление), завершение
истории — Страшный суд. Эти вехи, в которых
соединялись небесная и земная истории,
определяли общее пространство истории,
ее временной интервал, в рамках которого
человеческое бытие предстало как неподлинное,
телеологическое, подчиненное реализации
заранее заданной извне цели.
Первую попытку отделить земную (человеческую)
историю от небесной (Божественной) предпринял
итальянский мыслитель Джамбаттиста Вико
(1668—1774). В своей книге «Основания новой
науки об общей природе наций» (1725) он,
исходя из основной особенности людей
— их общественной природы, ищет внутренние
причины человеческой истории.
Не отрицая роли Божественного провидения,
обуздывающего и умеряющего человеческие
страсти, Дж. Вико связывает смысл истории
с понятием естественной необходимости
— «постоянным и никогда не нарушаемым
порядком причин и следствий». Этот есте¬ственный
порядок определяет поступательное движение
всех народов и наций, которые идут в своем
развитии одним путем, проходя последовательно
три века: век Богов (детство), век Героев
(юность), век Людей (зрелость).