Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:52, реферат
Целью данной работы является рассмотрение бытия человека в мире вещей. В философском учении о бытии человека в мире вещей важным является ответ на вопрос, каким образом человек существует.
Введение ………………………………………………………………………….…….2
1. Философия бытия………………………………………………………………..…..3
2. Бытие человека в мире вещей………………………………………………………5
Заключение…………………………………………………………………………….11
Список использованных источников…………………………………………..……12
Тема: Бытие человека в мире вещей
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….…
Список использованных источников…………………………………………..……
Введение
Актуальность работы. Бытие человека в мире вещей - это телесное существование, тело – с одной стороны, а с другой – сознание человека, отражающее окружающую действительность.
В бытие человека в мире вещей человек рассматривается, как часть природы, как вещь. В философском учении о бытии человека в мире вещей важным является ответ на вопрос, каким образом человек существует.
Целью данной работы является рассмотрение бытия человека в мире вещей.
Бытие - это философская характеристика мира как рационально устроенного целого, в котором сущность и существование вещей совпадают.
При взгляде на мир в первую очередь поражает его беспредельность в пространстве и времени и бесконечная разнородность предметов и явлений. Эта беспредельность и бесконечность способны парализовать волю и интеллект человека, повергнуть его в пессимизм и уныние. Слишком уж несоизмеримыми кажутся ограниченность человеческой жизни и вечность мира. Чтобы не затеряться и не пропасть в таком мире, человек должен попытаться найти свое место в нем, соотнести его бесконечность со своей конечностью. Это возможно в том случае, если рассматривать мир и человека не как противостоящие друг другу реальности, а как единое целое.
Уже в рамках мифологической культуры люди пытались мыслить мир не как хаос, а как космос, то есть, как разумно организованное целое. Но для мифологического мышления в целом все же характерно понимания мира как чего-то неустойчивого, балансирующего на грани между хаосом и космосом, подверженного судьбе, а не строгому закону. Появление философии, среди прочих причин, было обусловлено стремлением к построению такой картины мира, в которой не было бы места неопределенности и случайности. Такой мир в философии выражается через понятие «бытия». Бытие - это все, что есть. В этом смысле оно абсолютно, то есть является причиной самого себя. Об этом говорил еще Парменид: «Бытие есть, небытия – нет».[1] Бытие - это всеединство. В отличие от других понятий, бытие не имеет парного ему противоположного понятия.
С точки зрения философии нельзя считать синонимами «бытие» и «существование»: существование является бытием лишь в том случае, если оно рассматривается как разумно устроенное целое. Аристотель писал об этом так: «Бытие же само по себе приписывается всему тому, что обозначается через формы категориального высказывания, ибо сколькими способами делаются эти высказывания, в стольких же смыслах обозначается бытие».[2] Иными словами, если существование выражено посредством понятий, оно становится бытием.
Основной философской дисциплиной, изучающей бытие, является онтология (от греч. «ontos» - сущее и «logos» - учение). Впервые упоминание об онтологии встречается в «Философском словаре» Гоклениуса (1613), затем у Глауберга (1656) и у Христиана Вольфа.[3] Характеризуя онтологию, известный русский философ С.Л.Франк писал: «Онтологический вопрос есть вопрос не об «истинном бытии» в смысле какой-то внутренней, скрытой субстанциальной сущности бытия в противоположность «не-истинному», «кажущемуся» бытию, а есть вопрос об «истине бытия», то есть о построении правильной и адекватной системы бытия как единства отношений между сторонами или моментами бытия».[4]
В течение истории философии определился круг основных онтологических вопросов. Это:
- Отношение между неизменным и меняющимся в бытии, то есть, вопрос о субстанции бытия;
- Отношение между идеальным и реальным, то есть, между вневременным и временным бытием;
- Основные отношения и параметры бытия: закономерность, причинность, телеологическая связь, пространство и время.
Бытие каждого человека и всего человечества в целом достаточно специфично и уникально. Тем не менее, в данном бытии существуют некоторые стороны существования, являющиеся общими как для отдельного человека, так и для любой преходящей природной вещи. В данном аспекте достаточно оправдан подход в естественных науках, исходя из которого каждый человек является как бы тоже некой вещью в среде вещей, телом среди тел. Естественно подобная точка зрения может быть оправдана лишь в том случае, когда сущность человека не ограничивается лишь жизнью и проявлениями его тела. И уж конечно, когда подобная точка зрения не превращается в безнравственную и антигуманную манипуляцию человеком, как с «вещью» или «объектом», с которым можно обращаться как вздумается. В общефилософском учении касающегося вопросов бытия важным является ответ на вопрос, каким именно образом человек существует. Не подлежит сомнению то, что основная предпосылка человеческого существования это жизнь его тела, выступающего в виде вещи объективной реальности. В таком аспекте проблема человеческого бытия входит в достаточно обширный вопрос об эволюции природы и генезисе, возникновении самого человека - антропогенеза.
Тело человека это тело природы. В связи с этим не представляется возможным каким-то образом обойти те предпосылки, являющиеся общими для бытия всех без исключения природных тел.
Наличие человеческого тела делает каждого индивида конечным, преходящим (смертным) существом, и любое возможное в будущем увеличение продолжительности жизни людей не может отменить законов существования человеческого тела как тела природы. К бытию человеческого тела относится так же и то, что после своей гибели оно не исчезает из бесконечной и непреходящей природы, а воспроизводится в других ее состояниях.[5]
Исходя из того, что человек является телом в мире вещей, выходят и некоторые другие следствия, которые люди в своей жизни должны учитывать и, в большинстве своем учитывают, либо на бессознательно-инстинктивном, либо на сознательном уровне. Смертное тело человека находится в мире неживой и живой природы. С этим местом бытия в жизни человека связано многое. Можно конечно по минимуму удовлетворять нужды и потребности человеческого тела, которые заключаются в подпитке пищей, защитой от холодов, защитой от посторонних сил и существ природы, в самосохранении, продолжении жизни, однако совсем отказаться от удовлетворения этих необходимых человеку нужд будет не правильно, так как возникает риск гибели тела.
Значит, и в вопросе человеческого бытия, каким бы специфическим оно не являлось, на первом месте всегда стоит существование тела (соответственно с законами жизни, циклами развития и гибели организмов, с циклами природы и т.д.), а так же как и необходимость удовлетворения его необходимых потребностей. В отсутствии всего этого человеческое существование вообще не может быть, возможно.
Исходя из этого, вытекают значимые следствия, касающиеся прав каждого отдельного человека. Фундаментальное право связано именно с сохранением жизни человека, его самосохранением и выживанием всего человечества. Исходным оно считается по той причине, что без его реализации становится невозможным осуществление других возможностей, потребностей, а так же прав человека. Человек должен иметь пищу, одежду, жилище - это непреложная потребность в силу законов не только человеческой справедливости, но и самого человеческого существования. Это является тем пунктом, в котором должна признаваться бытийственная обусловленность права человека на удовлетворение его фундаментальных (природных) потребностей. Конечно, не стоит отрицать того факта, что человеческие потребности еще с древних времен приняли несколько иной характер; даже телесные потребности были преобразованы в особые, а не чисто природные притязания.
Из того, что человеческое тело существует как живое тело, природного организма происходит и его подвластность всем жизненным законам, и прежде всего законам наследственности, отменить или пренебречь которыми люди не в состоянии. Этот факт в лишний раз подтверждает, насколько с осторожностью и ответственностью требуется обращаться с природно-биологическим «измерением» человеческого бытия.
В связи с вышесказанным, можно отметить, что биология человека является целым миром, относительно самостоятельным и целостным, специфическим в своем бытии, однако в то же время вписанным в общую целостность природы. Любое нарушение экологического баланса организма человека влечет, как правило, за собой достаточно опасные и разрушительные для человека и его тела последствия.
В философской науке совершенно оправданно ищется взаимосвязь между человеческим телом и его страстями, мыслями, характером, переживаниями, поступками, психическими состояниями, волей, т.е тем, что прежние времена называлось «душой», а сейчас чаще называют «психикой».
Нужно учитывать тот факт, что современная философия в своих многих разновидностях уделяет особое внимание, проблеме человеческой телесности, справедливо обнаруживая ограниченность и старого материализма, который сводил тело человека к телу природы, и идеализма, спиритуализма, которые достаточно презрительно относились к «бренному» телу.
В истоках такого нового подхода можно выделить философию Ф. Ницше: «Человеческое тело, в котором снова оживает и воплощается как самое отдаленное, так и ближайшее прошлое всего органического развития, через которое как бы бесшумно протекает огромный поток, далеко разливаясь за его пределы, - это тело есть идея более поразительная, чем старая «душа».[6]
Действительно, в существовании человеческого тела, в его бытии есть множество загадок, тайн, и противоречий: между хрупкостью и выносливостью, зависимостью от природы и особой «мудростью», живучестью, между непосредственным «физиологизмом» и способностью прилаживаться к высшим порывам человеческого духа и т.д.
Бытие отдельного человека - непосредственно данное диалектическое единство тела и духа. Функционирование человеческого тела имеет тесную связь с работой его головного мозга и нервной системы, через них происходит взаимодействие с психикой и с его духовной жизнью. Целостность и функциональность духа в известном варианте стоит в прямой зависимости от состояния здоровья человеческого тела. Не случайно известная пословица говорит: в здоровом теле - здоровый дух. Однако эта пословица оказывается верна далеко не всегда, и этот факт совсем не нуждается в специальных доказательствах. Однако достаточно хорошо известен и тот факт, насколько бывает велика роль человеческого духа в поддержании жизнедеятельности немощного или больного тела.
Ярким примером этому может служить жизнь И. Канта. Этот талантливый человек, в свое время родился достаточно хилым ребенком, тем не менее слабый телом философ дожил до 80 лет благодаря тому, что досконально разобрался в особенностях своего организма, придерживаясь разработанных для самого себя режима и диеты питания, воздействуя специальным способом на свою собственную психику. Увлеченность своим трудом, так же сыграла в жизни Канта благотворную роль, возможность заниматься любимым делом, верность проповедуемым им в книгах высочайшим ценностям духа и нравственности сделали свое дело.
Для самого себя человек является не только «первой», но и «второй» природой. Его мысли и эмоции являются наиважнейшей стороной целостного бытия. В традиционной философии человек достаточно нередко определялся как «мыслящая вещь». Это определение имеет свои оправдания - и именно на уровне первых предпосылок анализа человеческого бытия. По сути своей человек, действительно, существует как отдельная мыслящая вещь.
В свое время Р. Декарт являлся одним многих участвовавших в обсуждении вопроса о понятии «мыслящая вещь». По собственным словам Декарта, он «не отрицал, что, для того чтобы мыслить, надо существовать...».[7] Когда же Декарт утверждал: «Я мыслю, следовательно, я существую» («cogito egro sum»), тогда он переводил спор о бытии человека в совершенно другую плоскость. Декарт ставил вопрос о том, что является наиболее важнее в вопросе понимания специфики человеческого бытия: тот факт, что человек существует (подобно любым другим вещам среди других вещей), или же то, что благодаря мышлению (которое понималось Декартом в широком смысле этого слова) человек имеет способность к размышлению о самом факте своего существования, то есть становиться мыслящей личностью.
Специфика человеческого бытия рассматривается не только в плане объединения тела и духа. Не менее важно для философии то, что существование человека как вещи в мире природы (именно мыслящей и чувствующей вещи) было одной из первых предпосылок, побудивших людей к производству и общению. Конечно, это была не единственная предпосылка, ибо, взятая в отдельности, она еще не объясняет возникновения производства. Но между фактом существования человека как природного живого тела с естественными потребностями и возникновением производства и общения людей имеется диалектическая взаимосвязь. А это значит, что между бытием человека в качестве природного тела и социальным бытием также существует тесное единство.
Заключение
Исходя из того обстоятельства, что человек существует как тело в мире вещей, вытекает и ряд других следствий, которые люди в их жизни вынуждены учитывать на сознательном и бессознательно-инстинктивном уровне:
1) Чтобы мыслить, надо обеспечить жизнь человеческого тела.
2) Человек должен иметь пищу, одежду, жилище.
3) Подвластность человека законам наследственности.
4) Связь между телом человека и его страстями, переживаниями, психическими состояниями, мыслями, характером, волей, поступками
5) Между бытием человека в качестве природного тела и социальным бытием существует диалектическое единство.
Список использованных источников