Восприятие и познание человека человеком

Автор: Гульназ Бахтагараева, 12 Октября 2010 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

От того, как люди воспринимают друг друга, зависит развитие их взаимоотношений. Если некто „производит хорошее впечатление”, ему обычно идут навстречу.

Оглавление

Введение.
Раздел 1.Общение, как восприятие людьми друг друга ( перцептивная сторона)
1.1 Раскрытие понятий «социальная перцепция» и «межличностная перцепция»………………………………………………………………………...4
1.2 Первые и последующие впечатления о восприятии нового человека……………………………………………………………………………81.3 Действия человека на окружающих в различных ситуациях (линия поведения, лицо)………………………………………………………………..11
Раздел 2. Человек как объект восприятия…………………………………….14
2.1 Восприятие – активный творческий процесс…………………………….14
2.2 Восприятие и чувства………………………………………………………16
2.3 Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Понятие идентификации и рефлексии……………………………………………………20
Раздел 3. Экспериментальная часть…………………………………………….24
3.1 Сознание и мышление………………………………………………………24
3.2 Эмоции (совесть, юмор, ирония, сатира, трагизм, любовь)……………..26
3.3 Интимные межличностные отношения……………………………………29
Заключение……………………………………………………………….……...31
Список литературы………………………………………………………..……..34

Файлы: 1 файл

ХАРЬКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ.docx

— 60.90 Кб (Скачать)

     ХАРЬКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

     «НАРОДНАЯ УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» 

     Факультет «Социальный менеджмент»

     Кафедра социальной работы и психологии 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     По  курсу: «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

     ТЕМА:

     «Восприятие и познание человека человеком» 
 
 

     Рег. № _______ Выполнена 

     Сдана на кафедру _________ Студенткой Ш курса,

     Допуск  к защите __________ группы СМ – 32

     Комар О. С. 

     Оценка  по результатам защиты Научный руководитель

     ___________________________ преподователь Гога Н. П. 
 
 
 

     Харьков

     2004

 

      CОДЕРЖАНИЕ 

Введение.

Раздел 1.Общение, как восприятие людьми друг друга ( перцептивная сторона)

1.1 Раскрытие  понятий «социальная перцепция»  и «межличностная перцепция»………………………………………………………………………...4

1.2 Первые и последующие впечатления о восприятии нового человека……………………………………………………………………………81.3 Действия человека на окружающих в различных ситуациях (линия поведения, лицо)………………………………………………………………..11

Раздел 2. Человек как объект восприятия…………………………………….14

2.1 Восприятие – активный творческий процесс…………………………….14

2.2 Восприятие и чувства………………………………………………………16

2.3 Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Понятие идентификации и рефлексии……………………………………………………20

Раздел 3. Экспериментальная часть…………………………………………….24

3.1 Сознание и мышление………………………………………………………24

3.2 Эмоции (совесть, юмор, ирония, сатира, трагизм, любовь)……………..26

3.3 Интимные межличностные отношения……………………………………29

Заключение……………………………………………………………….……...31

Список  литературы………………………………………………………..……..34

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     От  того, как люди воспринимают друг друга, зависит развитие их взаимоотношений. Если некто „производит хорошее  впечатление”, ему обычно идут навстречу. Даже в случаях, когда поведение  предписано инструкцией или уставом, всегда остается возможность подходить  к людям индивидуально. Можно  ли «поддержать» человека, если он представляется достойным того, или, напротив, «  сдержать его прыть»?

     Когда же действия не регламентируются или  регламентируются не очень жестко, отношение к другому в решающей степени зависит от того, какие  он вызывает чувства, какое о нем  формируется мнение. Именно от того, (каков он на самом деле) как воспринят  другой человек (а не непосредственно  от того, каков он на самом деле), зависит первоначально отношение  к этому человеку. Иногда это отношение  оказывается оправданным и справедливым. Но бывает и так, что в последствии  люди разочаровываются в человеке, упрекают себя в том, что с самого начала не разглядели его подлинной  сущности. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем  собственного самосознания. Связь эта  двояка: с одной стороны богатство  представлений о самом себе определяет и богатство представлений о  другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристиках), тем более полным становится представление  о самом себе. Представление о  себе через представление о другом формируются обязательно при  условии, что этот «другой» дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в  которую включено взаимодействие с  ним. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько  процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.

     РАЗДЕЛ 1 

     1.1 Процесс восприятия одним человеком  другого выступает, как обязательная  составная часть общения и  условно может быть назван  перцептивной стороной общения.  Часто восприятие человека человеком  обозначают как «социальная перцепция». Это понятие впервые было введено  Дж. Бунером в 1947 году в ходе  разработки так называемого нового  взгляда (New fook) на восприятие. Вначале  под социальной перцепцией понималась  социальная детерминация перцептивных  процессов. Позже исследователи,  в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной  смысл: социальной перцепцией  стали называть процесс восприятия  так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались  другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Поэтому  восприятие человека человеком  относится, конечно, к области  социальной перцепции, но не  исчерпывает ее.

     Если  представить себе процессы социальной перцепции в полном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная  схема. Она включает в себя различные  варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда объектом восприятия выступает индивид (И), то он может  воспринимать другого индивида, принадлежащего к «своей» группе (1); другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе; свою собственную группу (3); чужую  группу (4). Если даже не включать в перечень большие социальные общности, которые  в принципе так же могут восприниматься, то и в этом случае получаются четыре различных процесса, каждый из которых  обладает своими специфическими особенностями.

     Еще сложнее обстоит дело в том  случае, когда в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и группа (Г). Тогда к составленному перечню  процессов социальной перцепции  следует еще добавить такие аспекты: восприятие группой своего собственного члена (5); восприятие группой представителя  другой группы (6); восприятие группой самой себя (7) и, наконец, восприятие группой в целом другой группы (8). 
 

     Субъект восприятия

      Индивид Группа

       

      (1) (5) 

     

      (2) (6) 

     

      (3)       (7)

     

     

  1. (8)
 

     S – субъект восприятия

     О – объект восприятия

     о – член группы

     Хотя  этот второй ряд не является традиционным, однако в другой терминологии почти  каждый из обозначенных здесь „случав” исследуется в социальной психологи.

     Для того чтобы более точно об означить, о чем идет речь в интересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии (или – как вариант – о восприятии человека человеком ). Именно эти процессы включены непосредственно в общение в том его значении, в каком оно рассматривается здесь. Восприятие человека человеком обусловлено специфическими чертами, к которым относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т. д. Кроме того, в содержание этого же понятия включается формирование представления о тех. отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия. Именно это придает особенно большое значение ряду дополнительных факторов, которые не играют роли столь существенной при восприятии физических объектов. Так, например, такая характерная черта, как селективность (избирательность) восприятия здесь проявляется весьма своеобразно, поскольку в процессе селекции включается значимость целей познающего субъекта, его прошлый опыт. Тот факт, что новые впечатления об объекте восприятия категоризуются на основе сходства с прежними впечатлениями, дает основание для стереотипизации. Хотя все эти явления были экспериментально зарегистрированы и при восприятии физических объектов, значимость их в области восприятия людьми друг друга в огромной степени возрастает.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  термин „социальная перцепция” или, в более узком смысле слова, „межличностная перцепция”, „восприятие человека человеком” употребляется в литературе в несколько вольном, даже метафорическом смысле, хотя последние исследования и в общей психологи восприятия характеризуются известным сближением восприятия и других познавательных процессов. В самом общем плане  можно сказать, что восприятие другого  человека означает восприятие его внешних  признаков, соотнесение их с личностными  характеристиками воспринимаемого  индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

     С точки зрения роли в общении человека с человеком рассматривается  его отражение. Тем самым в  классическом трехмерном определении  психики – идеальный атрибут  субъекта, субъективное отражение объективной  действительности, инструмент ориентации в среде – это третий момент, характеризующий место образа в системе взаимосвязей явлений действительности.

     Общение в исходной его форме – это  непосредственное взаимодействие двух людей, что называется «лицом к лицу»  в диапазоне расстояний, обусловленном  разрешающей способностью органов  чувств (абсолютными программами). Природа  каналов связи определяет специфику  «макетов» человека, с которыми люди имеют дело в опосредованном общении. Можно выделить три группы «макетов»: изображения, речевые описания и  следы.

     Изображения могут быть художественные и технические, статические и динамические, моно- и полимодальные и т. д. Речевые  описания, устные или письменные, - это  и литературные персонажи, и информация о людях, распространяемая средствами массовой коммуникации, и содержание личных и деловых документов, и  суждения людей друг о друге в  практике повседневного общения. Следы  человека – это и собственно физические признаки присутствия (отпечатки рук, следы обуви) и следы-символы (в  отличие от собственно следов они  информативны лишь для определенного  субъекта), и следы-продукты целенаправленной деятельности, образующие культурную среду обитания людей. Естественно, что общение, опосредованное различными «макетами», возможно при условии  наличия опыта непосредственного  общения.

     Из  этого вытекает последовательность становления и развития образа человека у человека.

     Сначала возникает первое впечатление. Оно  определяет ход сиюминутного общения  и выступает как опыт по отношению  к последующему восприятию, в частности  восприятию реакции объекта на действия субъекта.

     Полученные  впечатления определяет сам факт наличия контакта: прекращение, или, наоборот, продолжение и развитие. Следующая встреча с объектом опирается на внутреннюю переработку  первого впечатления. Возможный результат ее – забывание человека или же включение его в число знакомых (запоминание). При последующих встречах возникают все более определенные ожидания, базирующиеся на синтезе прошлых и актуальных впечатлений. Общаясь с человеком, мы все более детально разбираемся в нем и узнаем уже не только особые приметы, но и черты физического облика, оформления внешности и экспрессии, которые особенно не выделяются и поэтому не бросаются в глаза. И мы начинаем «узнавать» эти отдельные признаки у других людей и тем более в различных «макетах» данного человека, несмотря на возможные отклонения в них от оригинала. Наш образ становится устойчивым (константным) и с точки зрения его собственной внутренней структуры, и с точки зрения его места в системе субъективного опыта. Со временем достаточно бывает даже любого внешнего обстоятельства связанного с данным человеком, чтобы мы представили себе те или иные черты нашего знакомого и его облик в целом. Это может быть местность, погода, какие-нибудь вещи или другие люди, оказавшиеся фоном при восприятии. Опыт воспоминаний, не подкрепляемый впечатлениями новых встреч, ведет к обогащению образа, при котором некоторые черты объекта как бы стираются, а другие, наоборот, становятся более рельефными, абсолютизируются. Так, для большинства взрослых людей давно умершие родители – это большие, сильные люди, безоговорочно добрые, любящие и сердечные. Но могут абсолютизироваться и недостатки: холодность, жестокость, черствость. Эти гипертрофированные черты становятся ведущими в образе и определяют представление о человеке в целом.

     Массовое  общение увеличивает разнообразие людей, выступающих для нас как  объекты отражения, повышают плотность  возникновения пространственных контактов  в единицу времени (смену впечатлений), расширяет диапазон субъективной значимости отдельных контактов. С точки  зрения опосредованности отражения  отчетливо проявляются две противоположные  тенденции. Во-первых, это дифференциация отдельных ситуаций за счет приобретения самостоятельного значения определенным аспектом отражения. Во-вторых, это интеграция непосредственного и опосредованного, их единство в образе как реальном факте действительности.

     1.2. Каждый человек в основном постоянно находится в кругу людей, в процессе массового общения. В каждом из контактов он стремится разыграть определенную линию поведения, то есть цепь вербальных и невербальных поступков, которыми выражает собственное видение ситуации, а через нее – оценку участников и, в особенности, самого себя. Вне зависимости от того, собирался или нет человек избирать определенную линию, он обнаруживает, что фактически сделал это. Другие участники предполагают, что позиция занята им более или менее добровольно. Так что, если человеку придется иметь дело с их реакцией на него, ему необходимо принять во внимание сложившееся у них мнение о нем.

Информация о работе Восприятие и познание человека человеком