Восприятие и познание человека человеком

Автор: Гульназ Бахтагараева, 12 Октября 2010 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

От того, как люди воспринимают друг друга, зависит развитие их взаимоотношений. Если некто „производит хорошее впечатление”, ему обычно идут навстречу.

Оглавление

Введение.
Раздел 1.Общение, как восприятие людьми друг друга ( перцептивная сторона)
1.1 Раскрытие понятий «социальная перцепция» и «межличностная перцепция»………………………………………………………………………...4
1.2 Первые и последующие впечатления о восприятии нового человека……………………………………………………………………………81.3 Действия человека на окружающих в различных ситуациях (линия поведения, лицо)………………………………………………………………..11
Раздел 2. Человек как объект восприятия…………………………………….14
2.1 Восприятие – активный творческий процесс…………………………….14
2.2 Восприятие и чувства………………………………………………………16
2.3 Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Понятие идентификации и рефлексии……………………………………………………20
Раздел 3. Экспериментальная часть…………………………………………….24
3.1 Сознание и мышление………………………………………………………24
3.2 Эмоции (совесть, юмор, ирония, сатира, трагизм, любовь)……………..26
3.3 Интимные межличностные отношения……………………………………29
Заключение……………………………………………………………….……...31
Список литературы………………………………………………………..……..34

Файлы: 1 файл

ХАРЬКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ.docx

— 60.90 Кб (Скачать)

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Познание  и взаимное воздействие людей  друг на друга – обязательный элемент  любой совместной деятельности, даже если ее целью не является прямое решение  задач воспитания и она всецело  направлена на достижение какого –  то материального результата. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают  возможности друг друга, во многом зависят  характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности.

     Главными  видами деятельности, в которых люди выступают субъектами познания других людей, являются общение и труд.

     В процессе общения достигается взаимопонимание, слаженность при выполнении работы, растет способность прогнозировать поведение друг друга в тех  или иных обстоятельствах или, наоборот, возникают конфликты и моральные  противоречия, разлад в работе, проявляется  неспособность предугадать поведение  партнера по общению. Достижения положительного результата в общении, как правило, связано с адекватным чувственным  отражением друг друга общающимися  субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о  друге. Отрицательный результат  в общении часто оказывается  следствием неадекватностью отражения общающимися друг друга, недостаточностью и неправильного истолкования информации, которой каждый из них располагает.

     Место человека в обществе, его классовая  принадлежность, роль в процессе создания материальных ценностей и усваиваемые  им в связи с этим морально - эстетические нормы всегда сказываются на объективности  восприятия и понимания этим человеком  других людей, на том отношении, которое  у него к каждому из этих людей  складывается.

     Отражение человеком других людей нельзя рассматривать  как нечто статичное, раз и  навсегда данное. Развитие индивида как  субъекта познания других людей проходит много фаз и этапов, которым  соответствуют и глубокие изменения в структуре индивидуального сознания. Мысли, чувства и поведение человека по отношению к другим людям свидетельствуют об общем развитии личности.

     Особенности, образующие внешний облик и поведение  человека, многообразны, и все они  для других людей могут выступать носителями определенной информации и играть роль сигналов. По одним признакам, входящим во внешний облик человека, люди судят о его расовой и национальной принадлежности, по другим – о поле и возрасте, по третьим – о социальной принадлежности и уровне культурного развития. Во внешнем облике и поведение каждого человека имеются признаки, наблюдая которые люди выводят заключение о характерологических особенностях другого человека, его способностях, испытываемом им состоянии.

     Анализ  показывает, что признаки – сигналы, из которых слагаются внешний  облик и поведение человека, могут  иметь для других людей осведомительное  значение и выполнять регулятивную, или прагматическую функцию. Будучи отраженными, признаки - сигналы актуализируют  в сознании воспринимающего субъекта большую или меньшую систему  знаний, которую он привык связывать  с каждым из этих сигналов, и предупреждают  его о необходимости определенного  поведения по отношению к тому человеку, которому этот признак –  сигнал присущ.

     Осведомительная и регулятивная функции сигнала  тесно связаны, но полностью не покрывают  друг друга. При богатстве связей с другим человеком и при наличии  сравнительно высокого уровня психологической  и гражданской зрелости взаимодействующий  субъект может воспринять в другом человеке значительное число признаков  – сигналов. Но, как правило, лишь часть этих сигналов становится регулятором  поведения познающего субъекта при  взаимодействии с воспринимаемым человеком.

     Чем ограниченнее опыт общения индивида, тем меньше его способность (возможность) воспринять сигналы, которые несут только осведомительную, но не регулятивную информацию о взаимодействующем с ним человеке. С другой стороны, смысловая наполненность сигнализации о другом человеке может возрастать при отражении его познающим субъектом в процессе совместной деятельности, но она может не использоваться при организации взаимодействия с этим человеком некоторое время или же не использоваться вообще.

     Таким образом, можно сказать, что, познавая окружающий нас мир и его социальные стороны, мы отражаем и воспроизводим  этот мир в своем мышлении. Поскольку  человек – существо социальное, то и его познавательную деятельность надо рассматривать в определенном социальном контексте. В соответствии с когнитивным подходом поведение  человека обусловлено тем, как он воспринимает ту или иную конкретную социальную ситуацию. Как правило, любой  из нас, прежде всего, стремится понять данную ситуацию, объяснять ее для  себя и оценить соответствующим  образом, с тем, чтобы определить свои последующие действия.

     Таким образом, мы видим, что восприятие и  познание человека человеком - это многогранный и длительный процесс, о котором можно долго говорить и анализировать, привлекая экспериментальные данные, профессиональные и индивидуальные особенности людей.

 

      ЛИТЕРАТУРА 

     
  1. Андреева  Г.М. Соц.псих. Учеб. Для высш. Учебн. Заведений .- М.: Аспект Пресса., 2001. – С. 117 – 120.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология.- М. : Аспект Пресс, 2002.
  3. Андриенко Е.В. Социальная психология. М. 2001.- С. 141
  4. Бандурка А.М. Психология управления. / А.М. Бандурка, С.П. Бочарова, Е.В. Землянская.- Х.: Фортуна - Пресс, 1998. - 464с
  5. Баталов А.В. О заманчивой и каверзной профессии. В кн. «Эстетическое воспитание в семье». М., 1966, С. 91
  6. Блейер Э. Аутическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981. – С.113
  7. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970, С. 54-55
  8. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций. Собр. соч.- М., 1983, т.2 С. 196.
  9. Головнева И.В. Особенности межличностного восприятия / И.В. Головнева, И.В. Ламаш, С.А. Константинова; Нар. Укр. Акад. Кафедра социальной работы и психологии- , 2001.- 48 с. – ( Советы психолога) С.123
  10. Дрункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления // Хрестоматия по общ. психологии. Психология мышления.- М., 1981. –С .37
  11. Кон И.С. Открытие «Я». - М., 1978 -С.110
  12. . Крюгер Ф. Сущность эмоциональных переживаний // Психология эмоций: Тексты. –М., 1984. –С.108
  13. Немов Р.С. Психология. Учебн. для студентов высш. пед. учебн.заведений. В 3 кн. Кн.1.Общие основы психологии. – 2 –е изд. –М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 – 576с.
  14. Панферов В.М. Восприятие и интерпретация внешности людей «Вопросы психологии», 1974, № 2. С. 59
  15. Парыгин Б.Д. Основы соц.- псих. теорий. – М., 1971

     16.Парыгин  Б.Д. Руководство и лидерство  // Руков. и лид. – Л., 1973

     17. Поршнев Б.Ф. Соц. психология и история.- М., 1968.- С. 79

     18. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494с

     19. Современная зарубежная социальная психология: тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984 – 256с.

     20.Социальная психология: Краткий очерк/ Под.общ. ред. Г.П. Предвечного, Ю.А. Шерковина. – М.: Политиздат, 1975. - 320с.

     21.Социальная психология: Курс лекций / Под ред. Н.М. Ануфриева, Т.Н. Землянской, Н. Е. Зелинского. – К: МАУП, 1997. – 88с.

     22.Спиноза Б. «О происхождении и природе аффектов».Психология эмоций.: Тексты. – М., 1984. – С. 36 – 39.

     23.Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990. – С. 247.

Информация о работе Восприятие и познание человека человеком