Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 15:18, дипломная работа
Цель исследования – выявление влияния личностных особенностей матери на предпочтения в выборе системы воспитания ребенка.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать основные типологии личности в контексте детско-родительских отношений.
2. Установить психологические особенности детско-родительских отно-шений в неполной семье.
3. Рассмотреть типологии стратегий семейного воспитания.
4. Обосновать выбор методик для экспериментального исследования и дать им характеристику.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Теоретические проблемы типологии личности в детско-родительских отношениях.. …………………………………………………..6
1.1.Типологии личности в современной психологии……………………….6
1.2. Проблема соотношения личности и семьи………………………………12
1.3. Психологические особенности детско-родительских отношений в неполной семье…………………………………………………………………………….13
1.4. Типы семейных взаимоотношений……………………………………….13
Выводы по разделу 1…………………………………………………….22
РАЗДЕЛ 2. Психологические особенности младшего школьного и подросткового возрастов………………………………………………………………….….23
2.1 Младший школьный возраст и его специфика…………………………....24
2.2 Подростковый возраст и его специфика……………………………………25
Выводы по разделу 2………………………………………………….….28
РАЗДЕЛ 3. Экспериментальное изучение связи между типом личности матерей и предпочитаемыми ими доминирующими стилями воспитания и взаимодействия с ребенком…………………………………………………………………..30
3.1. Методики и организация исследования………………………………… .30
3.2. Основные результаты исследования и их интерпретация……………….34
3.3. Практические рекомендации по оптимизации стилей воспитания и взаимодействия матерей с их детьми………………………………………………….58
Выводы по разделу 3……………………………………………………..71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….
М. Раттер отмечает, что влияние на ребенка как психологических, так и физиологических травм почти равнозначно. К психологическим травмам относятся неуважение родителями чувство собственного достоинства ребенка, подавление у него чувства радости, любви и идентичности. К физическим травмам относят всевозможные виды насилия.[2]
Также у подростка – юноши прибавляются и новые физиологические проблемы. Гормональный всплеск, неконтролируемость настроения, изменения внешности и пропорции тела, запаздывание развития мальчиков по сравнению с девочками – ровесницами приводят к формированию множества комплексов.
В период 12 – 14 лет у мальчика возникает острое чувство потребности в отце, так как половая идентификация у подростков осуществляется в соотнесении себя с родителями своего пола. Кроме того, для подростка очень важна и его общая социальная ситуация, которая формируется, помимо прочего, и составом семьи. Наличие обоих родителей положительно представляет подростка в среде сверстников. Отсутствие отца ослабляет его социальную позицию.[5]
Последствия разводов (или других обстоятельств, разделяющих семью) сильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках. Они становятся неуправляемыми, агрессивными, теряют самоконтроль, проявляют несамостоятельность и тревожность. Их поведение, как в школе, так и дома более инфантильно, чем у детей из полных семей. Эта особенность поведения проявляется от двух месяцев до одного года, но по прошествии этого периода многие трудности сглаживаются [26].
Матери с ревностью относятся к своим сыновьям, отдают им ту любовь и нежность, которую не растратили в своем общении с мужчинами. В результате у сыновей образуется неразрывная связь, которую даже с годами трудно разрушить. При воспитании девочек, матери часто навязывают им свои представления о представителях противоположного пола, часто неадекватные и наполненные негативными смыслами. Образ родителя противоположного пола оказывает существенное влияние на выбор партнера в будущем.[15]
Мужской идеал мальчика в подростковом возрасте редко связан с отцом (каким он предстает в повседневной жизни) Обычно это дядя, старший брат или друг семьи, причем такие, какими их преподносит ему (часто неосознанно) его мать [40].
В пубертатный период подросток усваивает основные жизненные роли, которым он учится изо дня в день от своих родителей. Поэтому для мальчика важен образец отца, которому можно следовать, а для девочки – образец любящего и заботливого мужчины, черты которого она в дальнейшем будет искать в своем муже.. В противном случае у молодого человека может развиться “диффузия идентичности”, которая составляет основу специфической патологии юношеского возраста. “Диффузия идентичности” – термин Э. Эриксона [32], означающий не объединение подростком всего, что он знает о себе и об окружающем мире, в единое целое, не осмысливание этого и не использование этой информации в своей жизни. При благополучных обстоятельствах молодой человек должен избежать этого и приобрести положительное «чувство идентичности». Другими словами, это твердо усвоенный образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственного “я” независимо от изменений “я” и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней”.
Подростковый возраст – ответственный период в становлении мировоззрения, системы отношений, интересов, увлечений и социальной направленности. Существенное развитие претерпевает самооценка, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе в контексте реальных межличностных отношений. Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, быть собой, а с другой – быть вместе со всеми, принадлежать к группе, соответствовать ее ценностям и нормам. Разрешить это противоречие не очень легко, и здесь есть несколько путей: от эгоцентризма и ухода в себя ценой потери контактов со сверстниками и дружбы с ними до слепого конформизма – некритического восприятия любых групповых предписаний, отказа от личной свободы и самостоятельности во мнениях и суждениях. Потребность быть собой – это и стремление к совершенствованию своего “я”, что неотделимо от беспокойства, тревоги, страха быть не собой, то есть стать кем – то другим, в лучшем случае – обезличенным, в худшем – потерявшим самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком. [32]
Итак, начальный школьный и подростковый возраст являются своеобразным индикатором эмоционального настроя в семье. Возраст 11 – 14 лет для подростка – определенный фундамент взаимоотношений с родителями. Их основы закладываются в это время, а раскрываются в более поздние кризисные моменты.
Выводы по разделу 2.
В ходе теоретического рассмотрения психологической литературы по проблеме психологических особенностей младшего школьного и подросткового возрастов с учетом специфики детско-родительских отношений в неполных семьях нами были сформулированы следующие выводы: