Влияние типа личностной организации матери на детско-родительские отношения в неполных семьях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 15:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление влияния личностных особенностей матери на предпочтения в выборе системы воспитания ребенка.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать основные типологии личности в контексте детско-родительских отношений.
2. Установить психологические особенности детско-родительских отно-шений в неполной семье.
3. Рассмотреть типологии стратегий семейного воспитания.
4. Обосновать выбор методик для экспериментального исследования и дать им характеристику.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Теоретические проблемы типологии личности в детско-родительских отношениях.. …………………………………………………..6
1.1.Типологии личности в современной психологии……………………….6
1.2. Проблема соотношения личности и семьи………………………………12
1.3. Психологические особенности детско-родительских отношений в неполной семье…………………………………………………………………………….13
1.4. Типы семейных взаимоотношений……………………………………….13
Выводы по разделу 1…………………………………………………….22
РАЗДЕЛ 2. Психологические особенности младшего школьного и подросткового возрастов………………………………………………………………….….23
2.1 Младший школьный возраст и его специфика…………………………....24
2.2 Подростковый возраст и его специфика……………………………………25
Выводы по разделу 2………………………………………………….….28
РАЗДЕЛ 3. Экспериментальное изучение связи между типом личности матерей и предпочитаемыми ими доминирующими стилями воспитания и взаимодействия с ребенком…………………………………………………………………..30
3.1. Методики и организация исследования………………………………… .30
3.2. Основные результаты исследования и их интерпретация……………….34
3.3. Практические рекомендации по оптимизации стилей воспитания и взаимодействия матерей с их детьми………………………………………………….58
Выводы по разделу 3……………………………………………………..71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….

Файлы: 1 файл

последняя версия диплома.doc

— 600.50 Кб (Скачать)

В качестве краткого экскурса, рассмотрим некоторые типологии  личности, предложенные в современных подходах. 

Рассматривая клинический подход, можно упомянуть о типологии акцентуаций характера, предложенной К.Леонгардом [35], выделившим следующие типы: демонстративный, возбудимый, дистимический, экзальтированный, педантичный, тревожный, циклотимический, гипертимический, застревающий и эмотивный типы. Термин «акцентуация характера» означает чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющие крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями (некоторые авторы подчеркивают отсутствие различий между понятиями «акцентуация характера» и «акцентуация личности»). В отечественной психологии идеи К.Леонгарда развивались в сфере практической психологии многими авторами (Е. Личко , Э.Г. Эйдмиллер, Е.А. Донченко, Т.М.Титаренко)[10, 35, 54]

Также стоит упомянуть о т.н. структурном подходе в изучении личности. Данный подход основывается на предположении, что люди отличаются друг от друга по набору и степени развития у них отдельных независимых черт. Выявив их качественные значения путем тестирования или обобщения жизненных наблюдений разных людей за определенным человеком, можно получить описание целостной личности. Р.Кеттелом [49, 51] была разработана методика, включившая в себя ряд наиболее значимых независимых факторов, которые и считаются личностными чертами. С точки зрения автора, необходимым и достаточным является набор из 16 факторов. Количество факторов, предложенных Р.Кеттелом, оспаривается рядом психологов, которые, соглашаясь с самой концепцией личностных черт, предлагают свои факторы, количество которых существенно колеблется. Ставится под сомнение и сама возможность дать целостное и завершенное описание личности на основе выявленных черт.

В противовес структурному подходу в изучении личности выдвинут т.н. «процессуальный» подход [41]. Если в традиционных психометрических процедурах личность рассматривается как перечень (набор) способностей или черт, то в проэктивном исследовании она представлена как система взаимосвязанных динамических процессов, а в основе метода проективного исследования лежат три основных принципа рассмотрения личности как процессуальной системы разработанные В. Франклом [41].

Эрих Фромм [51] в своей  гуманистической теории личности, принципиальным тезисом которой является то, что тип личности (структура характера) связана с определенными социальными структурами, выделяет пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах. Эти социальные типы или формы или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Э.Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма.

Представители психоаналитического  направления под типом личности подразумевают бессознательные  особенности личности, которые не известны самому человеку. А в качестве основных параметров, лежащих в основе типов личностной организации Нэнси Мак-Вильямс [21] выделяет особенности первичных влечений и аффектов, психологические защиты, форма объектных отношений, субъективный опыт собственного «Я». Н. Мак-Вильямс, вслед за Ф.Пайном [21] описывает следующие типы личностной организации: психопатический, нарциссический, шизоидный, параноидальный, депрессивный, маниакальный  и гипоманиакальный, мазохистский, обсессивный, компульсивный и истерический типы личностной организации.

 

1.2. Проблема соотношения личности  и семьи. 

Говоря о процессе развития индивида, важным, на наш взгляд, является рассмотрение проблемы соотношения «семья – личность».

В настоящее время  основные школы семейной психологии и психотерапии весьма по-разному понимают проблему соотношения личности и семьи. Одним из популярных  является представление о том, что именно семейные отношения (а не личности отдельных членов семьи) должны быть в центре внимания семейного психотерапевта. С точки зрения приверженцев данного подхода, обследование отдельного члена семьи, выявление его индивидуальных особенностей мало что дает для понимания его поведения в семье, определяющегося в первую очередь устойчивыми способами поведения данной семьи, сложившихся под влиянием множества обстоятельств. [53, 54]

Противоположный подход характерен для психотерапевтов  психоаналитического направления. Они считают, что источник семейного нарушения все-таки локализован в личности одного из членов семьи. В психоаналитическом подходе этим источником может быть не решенный внутренний конфликт. Так, Нэнси Мак-Вильямс [21] при рассмотрении структурных компонентов типов личностной организации, выделяет такой компонент, как объектные отношения и приводит примеры того, как влияют отношения с родителями на формирование того или иного типа личностной организации. Сторонники бихевиорального подхода так же придерживаются того мнения, что источником семейного нарушения находится в личности одного из членов семьи, но в данном подходе это - не эффективная поведенческая или эмоциональная реакция.

Разумеется, семейные факторы  могут играть важную роль в этиологии  нарушения, а участие семьи бывает чрезвычайно полезно для его коррекции, однако это не меняет сути дела –  нарушение локализуется именно в личности. Если в семье имеются нарушения процесса коммуникации, то сторонники этой точки зрения спрашивают: какие особенности личности членов семьи не позволили им наладить эффективного общения между собой? Если два члена семьи пытаются решить свой конфликт за счет третьего, то можно задать вопрос: какие личностные особенности помешали этим двум членам семьи решить свой конфликт более рациональным путем? [53]

Я-психологи  [32] ввели  термин «селф-объект» для обозначения  тех людей, которые подпитывают наше чувство идентичности и самоуважения своим подтверждением, восхищением и одобрением. Как правило, такими селф-объектами для ребенка становятся родители (значимые другие). Данный термин отражает тот факт, что индивидуумы, играющие эту роль, функционируют и как объекты вне собственного «Я», и как часть внутри очерченного «Я». Помогая модулировать самоуважение, они присоединяют или замещают то, что у большинства из нас является внутренней функцией. Все мы имеем селф-объекты и нуждаемся в них. Если мы теряем их, то чувствуем себя уменьшившимися – как если бы умерла некая наша жизненно важная часть. Но, кроме того, реальность требует от нас, чтобы другие были для нас кем-то большим, чем селф-объекты; мы должны относиться к ним с учетом того, кто они есть и в чем нуждаются, а не только того, что они делают для нас [32].

Вслед за указанными авторами, мы считаем, что  источник нарушений  в семье вероятнее всего  будет  локализован в личности одного из членов семьи  и вероятнее всего  проявит себя в сфере семейной коммуникации и взаимодействиях между членами семьи. Такое проявление личностного неблагополучия у одного из членов семьи вероятнее всего наиболее негативно скажется на членах семьи, зависимых от него в моральном и физическом плане.

 

1.3 Психологические особенности  детско-родительских отношений в неполной семье.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из иных социальных институтов не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, которые в детском возрасте можно рассматривать как потенции, которым суждено проявить себя на более поздних возрастных этапах. [5 ]

Еще в 60 – 70-х годах прошлого столетия женщина в СССР довольно редко решалась на материнство вне брака. Если же она рожала ребенка без отца, в ходу было ужасное оскорбительное слово, унижающее как мать, так и ребенка, которое довольно часто мелькало в средствах массовой информации и обыденном общении людей: «безотцовщина».

Социальная иерархия в детском  и взрослом обществе того времени  была такой: на первом месте – дети из полных семей, на втором – из разведенных семей, отцы которых заботятся о своих детях (их было меньшинство), на третьем месте – дети из разведенных семей, отцы которых не заботятся о своих детях (их было большинство), на четвертом – внебрачные дети, знающие своих отцов, и, наконец, на пятом – внебрачные дети, не знающие своих отцов. Четвертые и пятые места в этой иерархии – места презрения и унижения. Эту «печать» мать и ребенок несли всю жизнь.[26]

Сейчас, в начале третьего тысячелетия, все изменилось. Женщина может родить ребенка от любимого человека, и практически никто не станет ее в этом упрекать. Можно родить ребенка от реального мужчины, а можно иметь беременность через искусственное оплодотворение.

Сейчас факт рождения ребенка вне  брака уже не привлекает к себе взгляды и оценки недоброжелательных людей, а женщину, решившуюся на такой шаг, не станут осуждать.

Но, существует такая важная вещь, как ответственность в материнстве. С проблемой ответственности  перед собой и ребенком сталкивается любая мать, и замужняя и незамужняя. Неважно, в семье будет рожден ребенок или вне семьи, но эффективное воспитание связано с воздействием на него двух начал: женского и мужского. Женщина передает внутреннюю теплоту, заботливость, потенциальную способность к любви и интимности в отношениях. Отец передает чувство долга, ответственность, жизнестойкость, умение бороться за себя и преодолевать трудности.[38,40]

Как указывают известные отечественные  психологи Э.Г. Эйдмиллер и В.В.Юстицкис  [54], семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания и играет основную, долговременную и важнейшую роль. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Г.К. Ушаков [53] выделяет  ряд обстоятельств, обуславливающих столь значимую роль семьи и складывающихся в  ней взаимоотношений во всех аспектах жизни индивида:

  1. Ведущая роль семейных взаимоотношений в системе взаимоотношений личности.  Семья на ранних, наиболее важных для дальнейшего развития этапах жизни индивида,  является единственной, а позднее, одной из наиболее важных социальных групп, в которые он включен. События в семье гораздо в большей степени «принимаются близко к сердцу», чем аналогичные события в других сферах жизни человека.
  2. Многосторонность семейных отношений и их зависимость друг от друга. Сферы домашнего хозяйства, досуга, эмоциональных и сексуально-эротических взаимоотношений теснейшим образом взаимосвязаны, и попытка внести в любую из них более или менее значительные изменения вызывает «цепную реакцию» во всех других.
  3. Особой открытостью и, следовательно, уязвимостью отдельного члена семьи по отношению к отдельным внутрисемейным влияниям, в том числе и травмирующим. В семье индивид более доступен воздействия со стороны других членов семьи; слабости и недостатки его проявляются наиболее явно. 

Психологи разных направлений сходятся в мысли о том, что важным психологическим условием  воспитания ребенка выступает  достижение душевного единения,  нравственной связи родителей с ребенком.  Ведь в силах родителей воспитать из ребенка либо счастливчика, либо  неудачника.[53, 54, 40, 38, 26]

Особые условия для  воспитания складываются в так  называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей.

Трудно выделить специфические  внутрисемейные проблемы, относящиеся только к неполным семьям, т.к. все те трудности, с которыми сталкивается неполная семья, могут возникать и в полных семьях, как результат определенных нарушений в межличностном взаимодействии их членов. Специфика взаимодействия членов в рассматриваемых нами семьях заключается в том, что мать является не формальным, как в большинстве полных семей, лидером, а официальным. Она вынуждена выполнять множество социальных ролей и, что важно, заменить собой отсутствующего по той или иной причине отца. Здесь же важно отметить, что устойчивой системе воспитания, выстраиваемой матерью (и в некоторых случаях далеко не адекватной), из-за отсутствия отца, не противопоставляется никакая другая модель. Это может привести к таким последствиям, как формирование у ребенка неадекватного представления о мужчинах и женщинах [38,40], об отношениях людей, нарушение распределения социальных ролей, как в семье, так и в обществе в целом, приводящим к затруднениям в процессе социализации [43], ограниченность сферы межличностных отношений и, как следствие, уменьшение круга интересов, увлечений и, возможно, даже искажение половой идентификации [32]. Но все вышеперечисленные проблемы относятся к сфере морально-этического и психологического. И мы не можем не упомянуть проблемы социально-экономические, играющие так же важную роль в функционировании и развитии семьи. Часто обстоятельства складываются так, что мать в неполной семье вынуждена самостоятельно добывать средства к существованию для себя и своего ребенка, а, следовательно, затрачивать значительную часть своих сил и времени на работу. Конечно, в таком случае страдает ребенок, в какой-то мере лишенный материнского внимания, заботы, ласки и эмоционального сопереживания.

Можно также отметить, что такая характеристика семей, как «полная» и «неполная», некоторыми исследователями рассматривается  как фактор, влияющий на развитии агрессивности у детей [2]. Эта характеристика квалифицирует как раз те самые составляющие семейной обстановки, которые связываются со становлением агрессивности.

Таким образом, не смотря на то, что последователи ряда психотерапевтических направлений исключают положение о важном влиянии личностных особенностей членов семьи на ее функционирование, мы пришли к выводу, что в случае неполных семей именно личностные характеристики членов семьи приобретают особое значение при рассмотрении вопроса о функционировании семьи и прогнозирования возможных нарушений этого функционирования.

Информация о работе Влияние типа личностной организации матери на детско-родительские отношения в неполных семьях