Влияние типа личностной организации матери на детско-родительские отношения в неполных семьях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 15:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление влияния личностных особенностей матери на предпочтения в выборе системы воспитания ребенка.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать основные типологии личности в контексте детско-родительских отношений.
2. Установить психологические особенности детско-родительских отно-шений в неполной семье.
3. Рассмотреть типологии стратегий семейного воспитания.
4. Обосновать выбор методик для экспериментального исследования и дать им характеристику.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Теоретические проблемы типологии личности в детско-родительских отношениях.. …………………………………………………..6
1.1.Типологии личности в современной психологии……………………….6
1.2. Проблема соотношения личности и семьи………………………………12
1.3. Психологические особенности детско-родительских отношений в неполной семье…………………………………………………………………………….13
1.4. Типы семейных взаимоотношений……………………………………….13
Выводы по разделу 1…………………………………………………….22
РАЗДЕЛ 2. Психологические особенности младшего школьного и подросткового возрастов………………………………………………………………….….23
2.1 Младший школьный возраст и его специфика…………………………....24
2.2 Подростковый возраст и его специфика……………………………………25
Выводы по разделу 2………………………………………………….….28
РАЗДЕЛ 3. Экспериментальное изучение связи между типом личности матерей и предпочитаемыми ими доминирующими стилями воспитания и взаимодействия с ребенком…………………………………………………………………..30
3.1. Методики и организация исследования………………………………… .30
3.2. Основные результаты исследования и их интерпретация……………….34
3.3. Практические рекомендации по оптимизации стилей воспитания и взаимодействия матерей с их детьми………………………………………………….58
Выводы по разделу 3……………………………………………………..71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….

Файлы: 1 файл

последняя версия диплома.doc

— 600.50 Кб (Скачать)

 

1.4. Типы семейных взаимоотношений.

Проблеме стратегий  семейного воспитания посвящено  немало работ.  Среди которых можно  выделить работы В.А.Петровского и  А.В.Петровского, М.И.Лисиной, В.Сатир  и др.[19,31,32,38,40].

 М.И. Лисина [19,20] проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

Неадекватность также может  проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление –  здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при ребенке. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его  интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу.

Следовательно, будут  или не будут возникать препятствия  на пути взаимопонимания сторон – зависит, главным образом от общей психологической атмосферы в семе.

А.В.Петровский и В.А. Петровский [31] выделяют пять линий развития семейных отношений, типов социально-психологического климата семьи и, соответственно, тактик семейного воспитания. Хотя, конечно существует множество переходных, стертых, промежуточных модификаций и вариантов. Для этой типологии используются термины, которые в принципе более характерны для дипломатов и политологов, чем педагогов, психологов и родителей, но, тем не менее весьма точно характеризующие интересующие нас явления: диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование на основе невмешательства и сотрудничество.

  • Диктат в семье проявляется через целенаправленное подавление одним из членов этой семьи самостоятельности, чувства собственного достоинства и инициативы других ее членов. Здесь важно отметить, что диктат, как это не странно, может осуществляться не только со стороны родителей, но и со стороны ребенка. Последнее имеет место в случаях, когда, например, ребенок долго и тяжело болел и родители опасаясь за его состояние всячески потакают ему.
  • Опека. По сути диктат родителей и опека – явления одного порядка. Различия в форме, а не в существе. Да, разумеется, диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, а опека – заботу, ограждение от трудностей, ласковое участие. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, их касающихся, тем более общих проблем семьи. «Диктат снизу» - деспотизм ребенка, о котором было только что сказано, - тоже оборотная сторона чрезмерной опеки, утверждающей ребенка в позиции маленького божка. Однако вовсе не обязательно опека порождает крайности деспотичного поведения. Этого может и не быть, если родитель не теряет чувства собственного достоинства и умеют заставить себя уважать. Но и в этом случае негативные последствия опеки как тактики семейного воспитания обязательно скажутся.
  • Конфронтация. Вражда и война привычны в семьях с данной тактикой семейного воспитания. Трудно рассчитывать на то, что здесь между поколениями наступит мир. Раздражение накапливается, растут взаимные обиды, постоянная конфронтация заставляет стороны подмечать и утрировать слабости друг друга. Возникает злорадство по поводу неудач, неприятностей, которые выпадают на долю другого. Здесь в проигрыше оказываются обе стороны – победы быть не может. «Холодная война», по мере того, как дети взрослеют и начинают отрицать мораль послушания, переходит в «горячую».
  • Мирное сосуществование с позиций невмешательства подразумевает обособленность мира взрослого и мира ребенка. Эта обособленность нередко буквально декларируется и под это подводится некий «педагогический» фундамент – пусть растет самостоятельным, независимым, раскованным, свободным. Чаще всего в основании данного типа взаимоотношений  - пассивность воспитателя, который уклоняется от активного вмешательства, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществование с ребенком.
  • Сотрудничество является оптимальным видом тактики семейного воспитания. Именно в ситуации сотрудничества преодолевается индивидуализм ребенка, формируются социально полезные качества. Одним из важнейших аспектов сотрудничества родителей и детей является «соучаствование». «Соучаствование» – эмоциональное действенное включение в дела другого человека, сочувствие, сопереживание – цементирует взаимосвязь поколений в семье, не оставляет места равнодушию, черствости, эгоизму. Гармония семейных отношений предполагает взаимность в проявлении соучаствования.

Зарубежный психотерапевт  семейного направления Вирджиния  Сатир [40] предлагает несколько стратегий семейного воспитания, которые она называет «масками». Сатир полагала, что «маски», которые надевают родители определяются рядом характеристик: 1) во-первых, эти способы взаимоотношений с детьми берут свое начало в детстве самих родителей и являются копией отношений, которые складывались между ними и их родителями; 2) во-вторых, эти маски можно изменять, осознав их непродуктивность или вредность для ребенка.

Ниже мы приведем перечень выделяемых Вирджинией Сатир «масок»:

  1. «Начальник» подразумевает три ипостаси:
    • «тиран»: злоупотребляющий своей властью, всезнающий и являющий собой образец добродетели («Я – авторитет; делай то, что я говорю!»). Он обычно выступает в роли обвинителя.
    • «мученик»: альтруист, святая цель которого – служить ближнему. Он уверяет других, что на него не надо обращать никакого внимания и выступает в роли миротворца («Не обращайте на меня никакого внимания, просто будьте счастливы…»).
    • «каменное лицо»: компьютер, который читает лекции и поучает, что хорошо, а что плохо.
  2. «Приятель» - это товарищ по играм, который потворствует всему и все прощает, и не признает за собой никакой ответственности («Я ничего не мог поделать…»).
  3. «Руководитель и проводник» – лидер и помощник одновременно, добрый строгий, вдохновляющий и понимающий, не заставляющий ребенка поступать так или иначе, а советующий и одновременно направляющий в нужную сторону.
  4. «Равнодушный»: подразумевает отсутствие всякой опеки со стороны родителя.

Таким образом, мы выяснили, что ряд  авторов выделяет несколько основных стратегий семейного воспитания (оговаривая большую вероятность их смешения): диктат, опека, конфликт, невмешательство, сотрудничество. Авторы указывают на то, что из всех выше перечисленных стратегий воспитания наиболее оптимальной является «сотрудничество».

 

Выводы по разделу 1.

В ходе теоретического  рассмотрения  психологической литературы по проблеме детско-родительских отношений в  неполных семьях нами были сформулированы следующие выводы:

  1. Рассматривая семью, как систему, «элементы» которой взаимовлияют друг на друга, можно сделать вывод, что  личность одного из членов семьи, может выступать в роли источника нарушений ее функционирования, а это, в свою очередь, может негативно отразиться на личностном развитии остальных  ее членов. 
  2. В неполных семьях, в связи со специфическими условиями воспитания, личностные особенности воспитывающего родителя играют важную, иногда определяющую роль в выборе стратегии воспитания своего ребенка (оптимальной либо не оптимальной).
  3. Важным психологическим условием  воспитания ребенка выступает  достижение душевного единения,  эмоциональной связи родителей с ребенком. Эта связь во многом определяет, как в дальнейшем сложится жизнь ребенка, кем он станет – «принцем» или «лягушонком», счастливцем или неудачником

 

РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТОВ.

2.1 Младший школьный  возраст и его специфика.

Поскольку в нашей  работе мы выбрали для изучения детей  младшего школьного возраста и подростков, то имеет смысл рассмотреть возрастные особенности каждой выделенной группы. В данном параграфе мы остановимся на младшем школьном возрасте.

Основная симптоматика этого периода описывается через  взаимоотношения ребенка с внешним миром и его ближайшими представителями – родителями. Они уже относятся к нему не как к маленькому ребенку, а как к маленькому взрослому и ждут от него соответствующего поведения.[5]

Родители играют большую  роль в формировании осознания у  ребенка. Он начинает понимать, что не все может, в чем – то ему нужна помощь. Иногда он не справляется с выполнением домашних заданий, и тогда вся семья начинает вспоминать уже забытые математические формулы и исторические даты.

 Ф. Дальто указывает  на то, что школьная успеваемость ребенка напрямую зависит от настроений в семье.[2]

Ряд отечественных авторов [19,20,13]  отмечают, что в этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, принимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. По окончании эдиповой стадии девочки и мальчики “выходят замуж” и “женятся” уже в основном на сверстниках, воспроизводя, таким образом, в игровой ситуации форму отношений взрослых. В целом же для детей младшего школьного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. Заметно преобладание общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки.[16]

У детей уже развито  понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие – это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой.

При поступлении в  школу авторитет родителей постепенно снижается. Дети начинают подражать привычкам, манере поведения учителя, но все еще важно общение, особенно с родителем другого пола. Авторитет родителя того же пола уменьшается из – за эмоционально неприемлемого для ребенка поведения и неспособности стабилизировать обстановку в семье. Тогда в воображаемой игре “Семья” дети, особенно девочки, реже выбирают роль родителя того же пола, нет стремления все делать, как “папа” или “мама”. Они пытаются быть только собой или родителем другого пола, что в обоих случаях нетипично в этом возрасте.[48]

Вирджиния Сатир [38,40] отмечает, что если в силу разных причин в детстве имеют место проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях с родителями того же пола, то это способствует появлению проблем, трений, конфликтов в воспитании собственных детей. Так, если девочка в детстве испытывала авторитарное влияние матери, то, став сама матерью, будет в чем – то подчеркнуто строга и принципиальна с ребенком, что вызовет у него реакцию протеста или невротические расстройства. Мальчик, не бывший в детстве Сыном Отца, лишенный его положительного влияния, может не стать Отцом Сына и передавать ему свой адекватный опыт  полоролевого поведения и защиты от повседневных опасностей и страхов.  К тому же отсутствие в семье отца оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек. Недостаток влияния отца в семье  или его отсутствие способны в наибольшей мере затруднить у мальчиков формирование соответствующих полу навыков общения со сверстниками, вызвать неуверенность в себе, чувство бессилия и обреченности перед лицом пусть и воображаемой, но заполняющей сознание опасности.

Рассматривая особенности  личности школьника и социальную ситуацию, в которой он находится  на этом этапе Л.П.Фридман с соавторами [48] указывает, что уже к переходу во второй класс, социальная ситуация школьника в корне меняется. Она налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это способствует более активному развитию нравственных сторон личности. Для детей 7 – 11 лет характерно уменьшение эгоцентрической и увеличение социометрической направленность личности.

Социометрическая направленность личности, возросшее чувство ответственности проявляются и в заметном преобладании страха смерти родителей по отношению к “эгоцентрическому” страху смерти себя.

 

2.2 Подростковый возраст.

В предыдущем параграфе мы остановились на рассмотрении психологических особенностей младшего школьного возраста. В данном параграфе мы рассмотрим психологические особенности подросткового возраста.

 Важным событием, во  многом обуславливающем специфику   подросткового возраста является процесс полового созревания. Половая идентификация, возникающая как следствие этого процесса, ставит перед подростком множество задач и вопросов, ответы на которые ему следует найти самостоятельно. Подросток хочет быть самостоятельным, но недостаток опыта заставляет его постоянно обращаться за помощью к родителям. Он мечется между нежеланием и возможностью быть зависимым от родителей.

Существуют некоторые  особенности семей, способствующие возникновению трудностей в поведении подростков. А. Е. Личко [35,54] выделяет неблагополучные ситуации в семье (гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех   проявлений внутренней жизни ребенка до домашнего террора; гипоопека, нередко переходящая  в безнадзорность; ситуации авторитаризма). В этой связи отмечено  увеличение черствых и жестких подростков.

Информация о работе Влияние типа личностной организации матери на детско-родительские отношения в неполных семьях