Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 15:18, дипломная работа
Цель исследования – выявление влияния личностных особенностей матери на предпочтения в выборе системы воспитания ребенка.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать основные типологии личности в контексте детско-родительских отношений.
2. Установить психологические особенности детско-родительских отно-шений в неполной семье.
3. Рассмотреть типологии стратегий семейного воспитания.
4. Обосновать выбор методик для экспериментального исследования и дать им характеристику.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Теоретические проблемы типологии личности в детско-родительских отношениях.. …………………………………………………..6
1.1.Типологии личности в современной психологии……………………….6
1.2. Проблема соотношения личности и семьи………………………………12
1.3. Психологические особенности детско-родительских отношений в неполной семье…………………………………………………………………………….13
1.4. Типы семейных взаимоотношений……………………………………….13
Выводы по разделу 1…………………………………………………….22
РАЗДЕЛ 2. Психологические особенности младшего школьного и подросткового возрастов………………………………………………………………….….23
2.1 Младший школьный возраст и его специфика…………………………....24
2.2 Подростковый возраст и его специфика……………………………………25
Выводы по разделу 2………………………………………………….….28
РАЗДЕЛ 3. Экспериментальное изучение связи между типом личности матерей и предпочитаемыми ими доминирующими стилями воспитания и взаимодействия с ребенком…………………………………………………………………..30
3.1. Методики и организация исследования………………………………… .30
3.2. Основные результаты исследования и их интерпретация……………….34
3.3. Практические рекомендации по оптимизации стилей воспитания и взаимодействия матерей с их детьми………………………………………………….58
Выводы по разделу 3……………………………………………………..71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….
1.4. Типы семейных взаимоотношений.
Проблеме стратегий семейного воспитания посвящено немало работ. Среди которых можно выделить работы В.А.Петровского и А.В.Петровского, М.И.Лисиной, В.Сатир и др.[19,31,32,38,40].
М.И. Лисина [19,20] проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при ребенке. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.
В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу.
Следовательно, будут или не будут возникать препятствия на пути взаимопонимания сторон – зависит, главным образом от общей психологической атмосферы в семе.
А.В.Петровский и В.А. Петровский
[31] выделяют пять линий развития семейных
отношений, типов социально-
Зарубежный психотерапевт
семейного направления
Ниже мы приведем перечень выделяемых Вирджинией Сатир «масок»:
Таким образом, мы выяснили, что ряд авторов выделяет несколько основных стратегий семейного воспитания (оговаривая большую вероятность их смешения): диктат, опека, конфликт, невмешательство, сотрудничество. Авторы указывают на то, что из всех выше перечисленных стратегий воспитания наиболее оптимальной является «сотрудничество».
Выводы по разделу 1.
В ходе теоретического рассмотрения психологической литературы по проблеме детско-родительских отношений в неполных семьях нами были сформулированы следующие выводы:
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТОВ.
2.1 Младший школьный возраст и его специфика.
Поскольку в нашей работе мы выбрали для изучения детей младшего школьного возраста и подростков, то имеет смысл рассмотреть возрастные особенности каждой выделенной группы. В данном параграфе мы остановимся на младшем школьном возрасте.
Основная симптоматика
этого периода описывается
Родители играют большую роль в формировании осознания у ребенка. Он начинает понимать, что не все может, в чем – то ему нужна помощь. Иногда он не справляется с выполнением домашних заданий, и тогда вся семья начинает вспоминать уже забытые математические формулы и исторические даты.
Ф. Дальто указывает на то, что школьная успеваемость ребенка напрямую зависит от настроений в семье.[2]
Ряд отечественных авторов [19,20,13] отмечают, что в этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, принимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. По окончании эдиповой стадии девочки и мальчики “выходят замуж” и “женятся” уже в основном на сверстниках, воспроизводя, таким образом, в игровой ситуации форму отношений взрослых. В целом же для детей младшего школьного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. Заметно преобладание общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки.[16]
У детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие – это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой.
При поступлении в
школу авторитет родителей
Вирджиния Сатир [38,40] отмечает, что если в силу разных причин в детстве имеют место проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях с родителями того же пола, то это способствует появлению проблем, трений, конфликтов в воспитании собственных детей. Так, если девочка в детстве испытывала авторитарное влияние матери, то, став сама матерью, будет в чем – то подчеркнуто строга и принципиальна с ребенком, что вызовет у него реакцию протеста или невротические расстройства. Мальчик, не бывший в детстве Сыном Отца, лишенный его положительного влияния, может не стать Отцом Сына и передавать ему свой адекватный опыт полоролевого поведения и защиты от повседневных опасностей и страхов. К тому же отсутствие в семье отца оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек. Недостаток влияния отца в семье или его отсутствие способны в наибольшей мере затруднить у мальчиков формирование соответствующих полу навыков общения со сверстниками, вызвать неуверенность в себе, чувство бессилия и обреченности перед лицом пусть и воображаемой, но заполняющей сознание опасности.
Рассматривая особенности личности школьника и социальную ситуацию, в которой он находится на этом этапе Л.П.Фридман с соавторами [48] указывает, что уже к переходу во второй класс, социальная ситуация школьника в корне меняется. Она налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это способствует более активному развитию нравственных сторон личности. Для детей 7 – 11 лет характерно уменьшение эгоцентрической и увеличение социометрической направленность личности.
Социометрическая
2.2 Подростковый возраст.
В предыдущем параграфе мы остановились на рассмотрении психологических особенностей младшего школьного возраста. В данном параграфе мы рассмотрим психологические особенности подросткового возраста.
Важным событием, во
многом обуславливающем
Существуют некоторые особенности семей, способствующие возникновению трудностей в поведении подростков. А. Е. Личко [35,54] выделяет неблагополучные ситуации в семье (гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни ребенка до домашнего террора; гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность; ситуации авторитаризма). В этой связи отмечено увеличение черствых и жестких подростков.