Типы отношений матери к ребенку

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность нашей темы велика, особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной сферы традиционно отводится фактору взаимодействия матери к ребенку на ранних этапах онтогенеза. Психологическая наука располагает обширным теоретическим и эмпирическим материалом, позволяющим говорить о влиянии ранних межличностных отношений субъекта на его дальнейшее психическое развитие и социальную адаптацию. Выделяя различные аспекты детско-родительского взаимодействия, практически все психологи едины во мнении о том, что особую значимость для ребенка имеют его взаимоотношения с матерью, так как прежде всего мать является источником наиболее сильных эмоциональных переживаний для ребенка. Любящая мать, уважающая самостоятельность и индивидуальность ребенка, способствует удовлетворению его базовых потребностей и его эмоциональному благополучию.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность нашей темы велика, особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной сферы традиционно отводится фактору взаимодействия матери к ребенку на ранних этапах онтогенеза. Психологическая наука располагает обширным теоретическим и эмпирическим материалом, позволяющим говорить о влиянии ранних межличностных отношений субъекта на его дальнейшее психическое развитие и социальную адаптацию. Выделяя различные аспекты детско-родительского взаимодействия, практически все психологи едины во мнении о том, что особую значимость для ребенка имеют его взаимоотношения с матерью, так как прежде всего мать является источником наиболее сильных эмоциональных переживаний для ребенка. Любящая мать, уважающая самостоятельность и индивидуальность ребенка, способствует удовлетворению его базовых потребностей и его эмоциональному благополучию.

Нарушенное материнское  отношение негативно сказывается  на удовлетворении потребностей ребенка, что искажает формирование его личности, уменьшает адаптивные способности ребенка. В этой связи следует отметить, что в современной психологии развития особое внимание уделяется рефлексивной позиции родителя в отношении к ребенку, обуславливающей удовлетворение его ведущих потребностей в воспитательном процессе. Одним из основных условий становления рефлексивной позиции родителя в системе детско-родительских отношений является формирование специфических форм общения в диаде «мать - ребенок» [14, с.234]. Осознание матерью своего отношения к ребенку, детских потребностей и возможностей обеспечивает конструктивные изменения в системе детско-родительских отношений в соответствии с закономерностями и этапами психического развития ребенка, что, в свою очередь, способствует благоприятному формированию его потребностей.

Таким образом, стиль  материнского отношения и особенности собственного эмоционального опыта матери являются, с одной стороны, средой для формирования социально-приемлемых в данной культуре способов эмоциональных проявлений ребенка, а с другой - предельными рамками для таких проявлений, поскольку ребенок ограничен тем набором возможностей эмоционального взаимодействия, который предоставляет ему мать. Поэтому, очень многое, в развитие ребенка и в его дальнейшей жизни, зависит от матери. От ее поведения, от ее отношения к ребенку, от того, сколько внимания мать уделяет ребенку, и как сильно он ощущает ее любовь.

Вопросами о взаимоотношениях матери и ребенка занимались как отечественные специалисты, так и зарубежные результатом этого стало появление большого количества научных статей и литературы по изучению особенностей развития отношений между матерью и ребенком.

Исторически использование методики «Рисунок семьи» связано с общим развитием «проективной психологии"». Росту интереса к рисуночным методикам способствовал выход в свет фундаментальных монографий методик К. Маховер и Дж. Бука. Рисуночные методики стали очень популярными среди психологов-практиков в 50-60 годы. По данным Н. Сандберга, одна из них - тест рисунка человека К. Маховер в клиниках и больницах США по частоте применения уступали лишь тесту пятен Роршаха. В 60-х годах эта методика быстро распространилась в среде психологов-клиницистов, и в различных географических регионах приоритет в ее использовании связывается с разными именами (в США - В. Хьюлс, во Франции - И. Минковский, М.Поро).

Э. Хаммер говорит об этом так: « Наверное, как и многие стоящие изобретения, так и это одновременно родились в умах разных людей ». Р. Бернс и С. Кауфман, однако, указывают, что самое раннее упоминание в литературе о применении «Рисунка семьи» принадлежит В. Хьюлсу. Не вдаваясь в подробности, отметим только, что « Рисунок семьи » в этих целях применяли еще раньше [7, с.39].

Теоретическую основу исследования составили труды авторов как  зарубежных, так и российских: Л.С.Выготский, А.Я. Варга, М.И. Лысина, Л.Ф. Обухова, Д.Я. Райгородский и др.

Объект исследования -  типы отношения матери к ребенку

Предмет исследования - методика рисунок семьи.

Цель работы – выявить в рисунке семьи проявление типа отношения  матери к ребенку.

Для достижения цели курсовой работы, были поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть типы отношений матери к ребенку;
  2. изучить методики « рисунок семьи »;
  3. выявить тип отношения матери к ребенку;
  4. исследовать проявление типа  отношения  матери к ребенку в методике рисунок семьи

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существует взаимосвязь между типом отношений матери к ребенку и проявление этого отношения в методике «рисунок семьи».

Теоретической основой  нашего исследования стали труды отечественных и зарубежных авторов: А.Л. Венгер, В.Т. Соколова

Методологической основой  нашего исследования следующие методы:

1. теоретические: анализ литературы отношения матери и ребенка.

2. эмпирическим методы исследования: диагностика типов воспитания детей с помощью теста опросника, разработанный А. И. Баркан « Типы воспитания детей » и проективная методика К. Тейлор «Рисунок семьи».

3. количественный и качественный анализ результатов.

 

 

 

 

 

ГЛАВА1. ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ, МЕТОДИКИ РИСУНОК СЕМЬИ

 

В данной главе мы рассмотрим, различные классификации типов матери к ребенку, дадим их характеристику, изучим разные методики рисунка семьи, рассмотрим преимущество рисунка семьи.

 

1.1.Типы отношений матери к ребенку

 

В последние годы в  психологии быстро развивается идея о сильной биологической обусловленности родительского чувства. Для благополучного «запуска» биологической основы материнства существенны три фактора-сезитивный период, ключевые раздражители и импринтинг. Считается, что у матери есть сензитивньй период материнства - первые 36 ч после родов. Если в этот период матери представлена возможность непосредственного общения с новорожденным, так называемый контакт «кожа - кожа», то у матери возникает психологический импринтинг на данного ребенка, интимная душевная связь с ребенком образуется быстрее, бывает более полноценной и глубокой. Дальнейшие исследования тех семей, где не был упущен сенситивный период материнства, показывают, что поведение матерей было спокойным и любящим, дети достоверно чаще улыбались. Детская улыбка в свою очередь мощное поощрение для матери, ключевой раздражитель, запускающий специфическое материнское поведение [3, с.84]. Таким образом, вовремя использованный сенситивный период материнства обращается в кольцо позитивных взаимодействий с ребенком и служит гарантом хорошего контакта, теплой и любящей атмосферы общения матери с ребенком.

А.Я. Варга выделяет четыре типа мам с разными стилями поведения [6, с.206].

Спокойная уравновешенная мама - настоящий эталон материнства. Она всегда все знает о своем ребенке. Чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра.

Тревожная мама- вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу благополучию ребенка. Тревожность и мнительность матери создают тяжелую семейную атмосферу, которая лишает покоя всех ее членов.

Тоскливая мама - вечно всем недовольна. Она напряжена мыслями о себе, своем будущем. Ее беспокойство и нервозность вызывают думы о ребенке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью. Вывод ясен: ребенку с мамой не повезло.

Уверенная и властная мама - твердо знает, что хочет от ребенка. Жизнь ребенка спланирована ею до его рождения, и от воплощения запланированного мама не отходит ни на йоту. Делаяя ребенка по идеальной модели, мама подавляет его, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, инициативе.

Остановимся подробнее  на явлении, называющимся «материнским фактором». Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

Е. Т. Соколова, обобщив опыт работы в психологической консультации, выделила следующие стили отношений « мать – ребенок » [18, с.146] :

1) Сотрудничество. В общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Мать побуждает ребенка к активности.

2) Изоляция. В семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с родителями.

3) Соперничество. Партнеры по общению противостоят друг другу. Критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности.

4) Псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная).

Е.Т. Соколова считает, что при реализации того или иного стиля получают «психологические выгоды», и рассматривает два варианта отношений «матери – ребенка»: доминирование матери и доминирование ребенка.

Доминирующая мать отклоняет  предложения ребенка, а ребенок  поддерживает предложения матери, демонстрируя покорность или действуя за спиной и под защитой матери.

Если доминирует ребенок, мать получает следующие психологические  выгоды: мать соглашается с ребенком, чтобы обосновать его слабость и тревогу за него или чтобы принять позицию «жертвы».

В отношениях « мать – ребенок » классической считается, работа Т.В. Брагина, выполненная в рамках клинического подхода. Наблюдая видеомагнитофонные записи 4-х часового общения матери с ребенком, она выделила 4 типа материнского отношения [4, с.159] :

1 тип. Мать легко  и органично приспосабливается  к потребностям ребенка. Для  нее характерно поддерживающее, разрешающее поведение.

2 тип. Сознательно  мать старается приспособиться к потребностям ребенка, но из-за напряженности и отсутствия непосредственности в общении с ребенком ее попытки часто безуспешны. Мать чаще доминирует, чем уступает.

3 тип. В основе материнства  – чувство долга. В отношении  с ребенком отсутствует интерес, теплота, спонтанность. Инструмент – жесткий контроль.

4 тип. Мать ведет  себя неадекватно возрасту и  потребностям ребенка. Ее воспитательные  воздействия непоследовательны  и противоречивы.

По мнению Т.В. Брагина, наиболее вредным для ребенка оказался 4-й стиль материнства, т.к. постоянная непредсказуемость материнских реакций лишала ребенка мира стабильности и провоцировала повышенную тревожность.

Д. Стивенсон - Хайнд, М. Симсон выделяют 3 типа материнского отношения :

Спокойная мать, преимущественно использующая похвалу как инструмент воспитания. Экзальтированная мать с широкой амплитудой эмоциональных реакций на любые мелочи в поведении ребенка. «Социальная» мать – для нее характерна легкая отвлекаемость от ребенка на любые стимулы.

Большинство детей мечтают о нормальных, взаимно удовлетворяющих отношениях с одним из главных людей в своей жизни - с матерью. Однако реальность далека от идеала. Проблемы могут возникать в различных областях. Дети испытывают:

- неспособность к общению с матерью;

- отказ матери признавать друзей;

- недостаток свободы, невозможность отделить свою жизнь от материнской, чтобы при этом не утратить ее любовь;

- отсутствие связи с матерью и взаимное непонимание;

- неумение отказать матери или поспорить с ней;

- необходимость скрывать свое истинное «я» и изображать совершенство;

- вину за то, что им не удалось осуществить мечты и ожидания матери;

- огорчение из-за того, что мать не в состоянии понять их боль;

- возмущение материнским эгоцентризмом.

Таким образом, можно сделать вывод о значительном влиянии «фактора матери» на ребенка. При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается - психически, физически, интеллектуально, эмоционально. Некоторые психиатры полагают, что несколько месяцев лишения материнского влияния достаточно для того, чтобы в психике ребенка произошли изменения, которые уже нельзя полностью устранить в будущем.

А. Я. Варга и В. В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения [19, с.105] :

1) Принимающий-авторитарный-субъективное благополучие родителей: теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях.

2) Отвергающий с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации – эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.

Информация о работе Типы отношений матери к ребенку