Типы отношений матери к ребенку

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность нашей темы велика, особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной сферы традиционно отводится фактору взаимодействия матери к ребенку на ранних этапах онтогенеза. Психологическая наука располагает обширным теоретическим и эмпирическим материалом, позволяющим говорить о влиянии ранних межличностных отношений субъекта на его дальнейшее психическое развитие и социальную адаптацию. Выделяя различные аспекты детско-родительского взаимодействия, практически все психологи едины во мнении о том, что особую значимость для ребенка имеют его взаимоотношения с матерью, так как прежде всего мать является источником наиболее сильных эмоциональных переживаний для ребенка. Любящая мать, уважающая самостоятельность и индивидуальность ребенка, способствует удовлетворению его базовых потребностей и его эмоциональному благополучию.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

Тип. Гипоопека 10% - другая крайность наших воспитательных воздействий. Ребенок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на все. Такой ребенок не каждый день накормлен и не всегда, как надо по сезону, может быть одет. Он с малолетства вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Его потребности вообще никто не хочет удовлетворить. Ему не покупают книжки и игрушки. Все это отражается на психике ребенка, и он со временем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности, преследует его потом всю жизнь.

Тип. Безнадзорность 10% - пожалуй, безнадзорность - это гипоопека в высшей степени. В такой семье ребенку не уделяют даже минимум внимания. Его вообще не замечают. Родители забыли, что он есть. Он может ночевать, где хочет, питаться тем, что попадет ему под руку, ходить в лохмотьях. Такому малышу грозит задержка в его развитии, и он в дальнейшем может быть психически неполноценным.

Тип. Повышенная моральная ответственность 10% - еще один неправильный тип воспитания, когда на плечи ребенка родителями возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для возраста ребенка. Свои не определившиеся чаяния, надежды взрослые мечтают реализовать хотя бы в детях. И ребенок должны учить английский, играть на скрипке, писать, читать, едва родившись, чтоб оправдать тщеславие родителей. Другой вариант такого воспитания - когда ребенку поручают заботиться о младших в доме или же о престарелых, причем не понарошку и играя, а в самом прямом смысле слова, что безусловно тяжким  бременем ложится на плечи малыша и отражается на психике ребенка, который не по возрасту серьезен, все время озабочен и ищет выход из создавшегося положения.

Тип. «Куль болезни» 20% - такой тип воспитания встречается обычно, когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием, или когда родители, боясь, что их ребенок вдруг внезапно заболеет, трясутся в ужасе над ним. Предупреждая все его желания, а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и злоупотребляет им. Такой ребенок хочет, чтобы в доме потворствовали всем его желаниям, дрожали бы над ним, заботились о нем. Он хорошо усвоил все свои права, не думая, что есть еще обязанности. Такой ребенок - маленький тиранчик.

Тип. «Противоречивое воспитание» 10% - об этом типе воспитания мы говорим тогда, когда в одной семье, в одной квартире родители плюс бабушки и дедушки пытаются воспитывать ребенка лишь только собственными методами воспитания, противоречащими по обыкновению друг другу, тянут малыша одновременно в разные стороны, чтобы, в конце концов перетянуть. В такой семье ребенок не в состоянии усвоить, что можно ему делать, что нельзя. И, разрываясь между всеми, ему непонятно, кому необходимо угождать. Обычно это рано или поздно способствует развитию невроза.

Следующим этапом нашей  работы было выявление отношения ребенка к матери. Для этого была выбрана методика «Рисунок семьи» К. Тейлора которая предназначена для выявления особенностей внутрисемейных отношений. И определяла отношения ребенка к членам своей семьи, в нашем случае к матери, как он воспринимает ее, а также характеристики отношений.

Для проведения методики, мы дали ребенку простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А 4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключалось[20, с.101].

Мы попросили ребенка: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». По сколько во время проведения проективных методик  не рекомендуется давать дополнительные пояснений и указания. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как «Кого надо рисовать, а кого не надо?», «Надо нарисовать всех?», «А дедушку рисовать надо?» и т.д., мы отвечали уклончиво, например: «Рисуй так, как тебе хочется».

Пока ребенок рисовал, мы ненавязчиво производили наблюдение за ним и его деятельностью, отмечая такие моменты, как:

- Порядок заполнения свободного пространства.

- Порядок появления персонажей рисунка.

- Время начала и окончания работы.

- Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.).

- Эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка (Приложение 3).

Анализ при рисовании  рисунка семьи Таблица 2

 

При диагностике мы учитывали  полученые результаты наблюдения

так как даже незначительные колебания например в настроении ребенка могут повлиять на результаты обследования.

После окончании рисования мы попросили подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка. Полученное изображение, как правило, отражает отношение ребенка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому.

Порядок

Порядок

Время

Трудности

Эмоциональ-

 заполнения 

появления

Начала

при изоб-

ный настрой

Свободного

персонажей

и оконча-

Ражении

ребенка во

Пространства

 

ния работы

персонажа

время работы

60% 6 чел. с 

50% 5 чел.

100% 10 чел.

20% 2 чел.

100% 10 чел.

центра,10%

папа, 30%

 уложились

затрудня-

положитель-

1 чел. слева,

3 чел. себя,

 в норму

лись на-

ный настрой

10% 1 чел.

20% 2 чел.

10.00-10.40

рисовать

 

справа,20%

мама

 

Себя

 

2 чел. Внизу

       

Справа

       



         После того как рисунок завершен, наступает второй этап исследования - беседа. Беседа должна носить легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения. Вот вопросы, которые следует задать:

- Чья семья изображена на рисунке?

- Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время?

- Как ребенок описывает каждого из персонажей?

- Кто в семье самый хороший?

- Кто самый грустный?

- Кто больше всех нравится ребенку?

- Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?

- Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?

Мы выявили результаты беседы ( Таблица 3).

Таблица 3.

Анализ беседы с детьми

Чья семья

100% 10 человек нарисовали  свою семью.

Изображена

 

на рисунке

 

Где находится

80%(8 человек) гуляют,10%(1 человек)в парке,

Семья

10% (1 человек) идут в  кино.

Как ребенок

30% (3 человека) все хорошие,10% (1 чело-

Описывает

век) мама не очень веселая, 10% (1 человек)

Персонажи

папа всегда рядом, а мама на работе,10%

 

(1 человек) папа не  очень получился, 20%

 

(2 человека) сам респондент, 10% (1 человек)

 

все красивые.

Кто хороший

30% (3 человека) папа,10% (1 человек)  стар-

 

ший брат, 50% (5 человек) мама, 10% (1 че-

 

ловек) сам респондент.

Кто самый

30% (3 человека) мама, 70% (7 человек) 

Грустный

грустных нет.

Кто больше

30% (3 человека) папа, 30% (3 человека) рес-

Нравится

пондент, 40% (4 человека) мама.

Как в семье

70% (7 человек) ругают, 10% (1 человек) 

наказывают за

бьют, 20% (2 человека) не наказывают.

плохое пове-

 

Дение

 

Кого оставят 

70% (7 человек) маму, 10% (1 человек) сестру,

дома 

20% (2 человека) папу.


 

Следующий этап нашей  практической работы интерпретация рисунка семьи. Полученное изображение, как правило, отражает отношение ребенка к членам его семьи, в нашем случае к матери и какую роль в семейной конфигурации отводит маме (Приложение 4).

Таблица 4.

Интерпретация рисунка  семьи

Оценка 

90% (9 человек) контакт  с родителями, 10% (1человек)

Общей

отдален.

Структуры

 

Определение

30% (3 человека) выделяют  папу, 40% (4 человека)

Наиболее

выделяют маму, 20% (2 человека) брата, 10% (1 человека)

привлека-

сестру.

Тельного

 

Персонажа

 

Ребенок о

30% (23человека) в центре  родителей, 10% (1 человек) 

себе 

отдельно от родителей, 10% (1 человек) с старшей сестрой

 

похожи, 20% (2 человека) себя нарисовали большими,

 

10% (1 человек) похож  на папу, 20% (2 человека) малень-

 

кого размера.

Дополни-

100% (10 человек) нет.

Тельные

 

Персонажи

 

Родительская

60% (6 человек) есть, 10% (1 человек) нет на рисунке папы,

Пара

10% (1 человек) папа вдалеке  от мамы, 10% (1 человек)

 

папа с мамой вместе, 10% (1 человек) нет мамы.

Идентифи-

40% (4 человека) с мамой, 50% (5 человек) с папой, 1%

Кация

(1 человек) с сестрой.

Отказ от

20% (2 человека) брата, 10% (1 человек) маму, 20% (2 че-

изображения

ловек) сестру, 10% (1 человек) папу, 40% (4 человек)

того или 

нарисовали всех.

иного персо-

 

Нажа

 

 

Ангелина.

Оценка общей структуры  – контакт с родителями все держаться за руки, это показатели наличия контакта между членами семьи. 

Определение наиболее привлекательного персонажа – папу нарисовала первым, это говорит о более близких отношениях.

Ребенок о себе – ребенок  нарисовал себя между мамой и папой, воспринимает себя в семье комфортно.

Дополнительные персонажи  – нет.

Родительская пара –  вся семья держится за руки, тесный психологический контакт.

Идентификация – с  мамой.

Отказ от изображения  того или иного персонажа – не нарисовала брата, может свидетельствовать о негативном отношении ребенка к этому человеку, отсутствии какой-либо эмоциональной связи с ним.

Богдан.

Оценка общей структуры  – контакт с родителями, все  члены семьи держаться за руки, психологический контакт в семье существует.

Определения наиболее привлекательного персонажа – папу нарисовал первым и рядом, это означает что с папой более близкие отношения.

Ребенок о себе – очень  большие глаза, это говорит о  наличие тревоги.

Дополнительные персонажи  – отсутствуют.

Родительская пара –  папа слева мама справа ребенок в центре, родительская пара существует.

Идентификация -  с  мамой похож на рисунке.

Отказ от изображения  того или иного персонажа –  все изображены.

Вика.

Оценка общей структуры  – члены семьи отдалены друг от друга, это может говорить о «дистанции», которую ребенок замечает в жизни и выделяет ее.

Определение наиболее привлекательного персонажа  - папу нарисовала первым и наиболее старательно, означает что  с папой наиболее близкие отношения.

Ребенок о себе  - себя нарисовала маленького размера, это может выражать чувство беспомощности и требование заботы и ухода. Такое положение может быть связано с тем, что ребенок привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье.

Дополнительные персонажи  - отсутствуют.

Родительская пара – папа слева мама справа, ребенок в центре, это означает что родительская пара существует.

Идентификация – с  мамой.

Отказ от изображения  того или иного персонажа –  на рисунке нет брата, может свидетельствовать о негативном отношении ребенка к этому человеку, отсутствии какой-либо эмоциональной связи с ним.

Виталик.

Общая структура –  все члены семьи рядом, старший брат наиболее крупный, помещая одного из членов семьи выше остальных, ребенок тем самым придает ему исключительный статус. Этот персонаж, по мнению ребенка, обладает наибольшей властью в семье.

Определение наиболее привлекательного персонажа – старшего брата нарисовал  наиболее крупно, что говорит о  его значимости.

Ребенок о себе – себя нарисовал такого же размера, как и папа, это говорит о хороших отношениях с папой.

Дополнительный персонаж колобок - такое поведение трактуется как попытка заполнить пустоты, возместить нехватку близких, теплых отношений, компенсировать недостаточность эмоциональных связей.

Родительская пара –  на рисунке отсутствует мама, это  говорит о том, что родительской пары нет.

Информация о работе Типы отношений матери к ребенку