Типы отношений матери к ребенку

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность нашей темы велика, особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной сферы традиционно отводится фактору взаимодействия матери к ребенку на ранних этапах онтогенеза. Психологическая наука располагает обширным теоретическим и эмпирическим материалом, позволяющим говорить о влиянии ранних межличностных отношений субъекта на его дальнейшее психическое развитие и социальную адаптацию. Выделяя различные аспекты детско-родительского взаимодействия, практически все психологи едины во мнении о том, что особую значимость для ребенка имеют его взаимоотношения с матерью, так как прежде всего мать является источником наиболее сильных эмоциональных переживаний для ребенка. Любящая мать, уважающая самостоятельность и индивидуальность ребенка, способствует удовлетворению его базовых потребностей и его эмоциональному благополучию.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

Анализ результатов  показал, что 50% (5 человек) тип отношения  матери соответствует рисунку, который  изобразил ребенок, и у 50% этого  соответствия не прослеживается

Таки образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась частично, только у 50% опрошенных респондентов существует взаимосвязь между типом отношения матери к ребенку и это отношение проявляется в методике «рисунок семьи».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Цель исследования, заключавшаяся в том, чтобы изучить, существует ли взаимосвязь между типом отношений матери к ребенку и проявление этого отношения в методике «Рисунок семьи». Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов. На первом этапе нашей работы мы рассмотрели типы воспитания детей, охарактеризовали их. Тип воспитания непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит стиль воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование типа воспитания.

Далее мы изучили методики «рисунок семьи» узнали плюсы и минусы. В дошкольном возрасте психологи советуют применять  рисуночные тесты, рисунок может многое рассказать о ребенке его переживаниях, взаимоотношениях. Однако показатели, учитываемые при интерпретации рисуночных тестов, не однозначны. Так, выпученные глаза могут появиться на рисунке отнюдь не только вследствие грубости, черствости, но и как симптом наличия страхов или как проявление подозрительного отношения к окружающим. Очень часто один и тот же признак может интерпретироваться двумя, тремя или четырьмя различными способами в зависимости от того, с какими еще признаками он сочетается.

В практической части  нашей курсовой работы мы выявили  типы воспитания матерей с помощью  методики «Типы воспитания детей». Проанализировав ответы матерей, мы получили типы воспитания детей.

Следующим этапом нашей практической работы была методика «Рисунок семьи» в результате проведенного исследования рисунка семьи, мы определили отношение ребенка к матери. Сравнивая данные по результатам этих методик, мы сделали вывод, что 50% (5 человек) матерей не совпадает тип воспитания с восприятием ребенка. Рисунок ребенка противоречит с типом воспитания матери. А 50% (5 человек) респондентов существует взаимосвязь между типом отношений матери к ребенку и проявляется в рисунке семьи.

Таким образом, предложенный способ анализа рисуночных тестов можно охарактеризовать как последовательное выдвижение гипотез и их проверку. Общее впечатление от рисунка и его наиболее характерные особенности служат основой для выдвижения гипотез. Привлечение каждого нового показателя, содержащегося в рисунке, приводит к подтверждению или отклонению той или иной гипотезы. В этой процедуре на тех же правах, что и тестовые показатели, выступают многие другие данные: результаты наблюдений за обследуемым, его высказывания, имеющиеся у психолога сведения об обстоятельствах его жизни, особенностях поведения, взаимоотношениях с другими людьми и т.п.

 Такая процедура интерпретации не типична для тестовых методов. Она в большей мере соответствует традиционному подходу к анализу клинического материала. В этом проявляется двойственность рисуночных методик: они занимают промежуточное положение между тестовыми и клиническими методами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условия развития отношения к себе ребенка дошкольного возраста. М., 1990. - 169 с.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 1990. - 367 с.
  3. Баркан А.И. Его величество ребенок какой он есть. Тайны и загадки.

- М., АО «Столетие», 199. - 84 с.

  1. Брагина Т. В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в дошкольном возрасте. Брагина Т.В. Дис. канд. псих. наук. - Новосибирск, 2000. - 159 с.
  2. Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого. Буренкова Е. В. Дис. канд. псих. наук. - Пенза, 2000. - 237 с.
  3. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения / А.Я. Варга / Дис. … канд. псих. наук. - М., 1986. - 206 с.
  4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. -М. 2006.-39 с.
  5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии Выготский Л.С. - СПб., 1997. - 134 с.
  6. Гамезо М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - 255с.
  7. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2000. - 240 с.
  8. Крыгина Н.Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений. - Магнитогорск, 1999. - 88 с.
  9. Кулик Л.А. Семейное воспитание Л.А. М., 1990. - 189 с.
  10. Лебединская О.Т. Любовь. Семья. Дети  / О.Т. - СПб., 2000. - 375 с.
  11. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М., 1997. - 234 с.
  12. Обухова Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития: Учебное пособие - М., 1999. - 166 с.
  13. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981.- 76 с.
  14. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. - Самара, 1998. - 672 с.
  15. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалии личности. Семья и формирование личности. Ред. А.А. Бодалева. - М., 1981. - 146 с.
  16. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии. Вопросы психологии. - 1982. 105 - 115 с.
  17. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей - М., 2005. - 101 с.
  18. Усова А.В. Влияние родителей на становление социальной активности ребенка 6 - 7 лет. Дис. … канд. псих. наук. - М., 1996. - 181 с.
  19. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. - 656 с.
  20.  Интернет. http://www.semya-rastet.ru/razd/risunok_semi/

Информация о работе Типы отношений матери к ребенку