Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:39, курсовая работа
Актуальность нашей темы велика, особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной сферы традиционно отводится фактору взаимодействия матери к ребенку на ранних этапах онтогенеза. Психологическая наука располагает обширным теоретическим и эмпирическим материалом, позволяющим говорить о влиянии ранних межличностных отношений субъекта на его дальнейшее психическое развитие и социальную адаптацию. Выделяя различные аспекты детско-родительского взаимодействия, практически все психологи едины во мнении о том, что особую значимость для ребенка имеют его взаимоотношения с матерью, так как прежде всего мать является источником наиболее сильных эмоциональных переживаний для ребенка. Любящая мать, уважающая самостоятельность и индивидуальность ребенка, способствует удовлетворению его базовых потребностей и его эмоциональному благополучию.
Анализ результатов показал, что 50% (5 человек) тип отношения матери соответствует рисунку, который изобразил ребенок, и у 50% этого соответствия не прослеживается
Таки образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась частично, только у 50% опрошенных респондентов существует взаимосвязь между типом отношения матери к ребенку и это отношение проявляется в методике «рисунок семьи».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель исследования, заключавшаяся в том, чтобы изучить, существует ли взаимосвязь между типом отношений матери к ребенку и проявление этого отношения в методике «Рисунок семьи». Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов. На первом этапе нашей работы мы рассмотрели типы воспитания детей, охарактеризовали их. Тип воспитания непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит стиль воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование типа воспитания.
Далее мы изучили методики «рисунок семьи» узнали плюсы и минусы. В дошкольном возрасте психологи советуют применять рисуночные тесты, рисунок может многое рассказать о ребенке его переживаниях, взаимоотношениях. Однако показатели, учитываемые при интерпретации рисуночных тестов, не однозначны. Так, выпученные глаза могут появиться на рисунке отнюдь не только вследствие грубости, черствости, но и как симптом наличия страхов или как проявление подозрительного отношения к окружающим. Очень часто один и тот же признак может интерпретироваться двумя, тремя или четырьмя различными способами в зависимости от того, с какими еще признаками он сочетается.
В практической части нашей курсовой работы мы выявили типы воспитания матерей с помощью методики «Типы воспитания детей». Проанализировав ответы матерей, мы получили типы воспитания детей.
Следующим этапом нашей практической работы была методика «Рисунок семьи» в результате проведенного исследования рисунка семьи, мы определили отношение ребенка к матери. Сравнивая данные по результатам этих методик, мы сделали вывод, что 50% (5 человек) матерей не совпадает тип воспитания с восприятием ребенка. Рисунок ребенка противоречит с типом воспитания матери. А 50% (5 человек) респондентов существует взаимосвязь между типом отношений матери к ребенку и проявляется в рисунке семьи.
Таким образом, предложенный способ анализа рисуночных тестов можно охарактеризовать как последовательное выдвижение гипотез и их проверку. Общее впечатление от рисунка и его наиболее характерные особенности служат основой для выдвижения гипотез. Привлечение каждого нового показателя, содержащегося в рисунке, приводит к подтверждению или отклонению той или иной гипотезы. В этой процедуре на тех же правах, что и тестовые показатели, выступают многие другие данные: результаты наблюдений за обследуемым, его высказывания, имеющиеся у психолога сведения об обстоятельствах его жизни, особенностях поведения, взаимоотношениях с другими людьми и т.п.
Такая процедура интерпретации не типична для тестовых методов. Она в большей мере соответствует традиционному подходу к анализу клинического материала. В этом проявляется двойственность рисуночных методик: они занимают промежуточное положение между тестовыми и клиническими методами.
Список литературы
- М., АО «Столетие», 199. - 84 с.