Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:39, курсовая работа
Актуальность нашей темы велика, особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной сферы традиционно отводится фактору взаимодействия матери к ребенку на ранних этапах онтогенеза. Психологическая наука располагает обширным теоретическим и эмпирическим материалом, позволяющим говорить о влиянии ранних межличностных отношений субъекта на его дальнейшее психическое развитие и социальную адаптацию. Выделяя различные аспекты детско-родительского взаимодействия, практически все психологи едины во мнении о том, что особую значимость для ребенка имеют его взаимоотношения с матерью, так как прежде всего мать является источником наиболее сильных эмоциональных переживаний для ребенка. Любящая мать, уважающая самостоятельность и индивидуальность ребенка, способствует удовлетворению его базовых потребностей и его эмоциональному благополучию.
3) Симбиотический – стремление установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, соучаствовать во всех мелочах его жизни.
4) Симбиотическо –авторитарный – гиперпротекция и тотальный контроль поведения психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психо-социальной идентификации.
Параметры измерения родительского отношения: «Принятие – отвержение», «Кооперация» (социальная желательность), «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник».
Таким образом, как видно из примеров, приведенных выше, единой основы классификаций типов семейного воспитания нет. Иногда за основу брались эмоциональные компоненты воспитания, иногда способы воздействия на ребенка, иногда родительские позиции и т.п. Поэтому, хотя разными исследователями предлагаются различные классификации, Т.В. Архиреева считает, что их можно соотнести между собой в силу того, что отдельные виды воспитания, носящие разные названия, имеют много сходного [1, с.167].
Таким образом, можно сделать вывод о значительном влиянии «фактора матери» на ребенка. При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается - психически, физически, интеллектуально, эмоционально. Некоторые психиатры полагают, что несколько месяцев лишения материнского влияния достаточно для того, чтобы в психике ребенка произошли изменения, которые уже нельзя полностью устранить в будущем.
Отношение матери к ребенку является одним из существенных факторов в формировании и развитии индивидуально-личностных особенностей и поведения ребенка. Нарушенные взаимоотношения между матерью и ребенком имеют серьезные последствия для психического развития ребенка, формирования его характера, личности.
1.2. Методики « Рисунок семьи »
Основу любой науки составляет изучение фактов. Те способы, при помощи которых добываются, вытесняются факты, называются методами науки. Методы каждой науки зависят от ее предмета - оттого, что она изучает. Методы детской психологии - это способы выяснения фактов, характеризующих психического развития ребенка.
Метод - это система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности. Метод конкретизируется в методике. Методика - это конкретные приемы, средства получения и обработки фактического материала. Она производна от методологических принципов и основана на них. Методика в образовании - описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах; «собирание правил воспитательной деятельности».
Рисуночные тесты, которые в отличие от большинства прямых методов исследования являются косвенными и относятся к категории проективных. То есть они как бы дают проекцию - портрет личности. Их популярность связана с расцветом психоанализа, благодаря которому было введено понятие бессознательного.
Рисуночные тесты обладают рядом преимуществ - как при работе с взрослыми, так и с детьми. Считается, что тестовые ситуации достаточно привычные и позволяют тестируемому раскрепоститься и проявить те особенности, которые не нашли выхода на более ранних этапах исследования. Рисунки могут оказаться хорошим поводом для установления контакта и взаимопонимания с испытуемым, что позволит получить дополнительную информацию о нем.
И, тем не менее, рисуночные тесты имеют и ряд недостатков. Прежде всего - трудно установить связь между рисунками и искомыми параметрами. Кроме того, интерпретация зависит от личности исследователя - проекция является обоюдоострым оружием, действию которого подвергается и сам экспериментатор, поэтому необходимо быть осторожным в интерпретации [9, с.255].
Методика «Рисунок семьи» К. Тейлор .
Методика предназначена для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Проясняет отношение ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства. Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребенок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.
Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А 4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается. Просят ребенка: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как «Кого надо рисовать, а кого не надо?», «Надо нарисовать всех?», «А дедушку рисовать надо?» и т.д., отвечать следует уклончиво, например: «Рисуй так, как тебе хочется». Пока ребенок рисует, вы должны ненавязчиво производить наблюдение за ним, отмечая такие моменты, как: Порядок заполнения свободного пространства.- Порядок появления персонажей рисунка. Время начала и окончания работы. Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.). Время, затраченное на выполнение отдельных персонажей. Эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка. По окончании рисунка попросите ребенка подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка. После того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследования - беседа. Беседа должна носить легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения [20, с.101].
Детский рисунок семьи В.К. Лосевой.
Рисунок семьи может стать своеобразным тестом на определение эмоционального благополучия ребёнка, поможет глубже понять своего ребёнка, его восприятие окружающего мира, семьи и вас самих.
С 5 лет можно провести рисуночный тест «Моя семья». Помещённые ниже интерпретации детского рисунка разработаны известным психоаналитиком, профессором В. К. Лосевой.
Ребёнку дают стандартный лист бумаги, цветные карандаши (исключая простой карандаш) и просят нарисовать свою семью. Если ребёнок не понял задания и задаёт вопросы типа «А кого это?», «А что это такое?» , это говорит о несформированности у ребёнка понятия «семья» либо о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями.
Для проведения этого теста, нужно учитывать следующее:
- отследите момент, когда
у ребёнка будет обычное
- не следует стоять над ребёнком в момент выполнения задания. Лучше понаблюдайте со стороны или попросите провести этот тест одного из ваших добрых знакомых.
- не в коем случае не обсуждайте при ребёнке результаты задания, ему не нужно это знать.
- обязательно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов во время выполнения задания. Очень важно, кого ребёнок начал рисовать первым. Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка. Если мы хотим глубже понять ребенка, его восприятие окружающего мира, семьи и родителей? Дети по-своему оценивают поведение родителей, видя то же, что и взрослые, но воспринимают не так, как мы, взрослые. Особенности детского осмысления часто не понимаются и не принимаются взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные теории, версии. Опираясь на них, дети ведут себя своеобразно. Родители, не догадываясь об этой премудрости, удивляются и беспокоятся за поступки и душевное развитие детей. Чтобы определить эмоциональное благополучие ребенка в семье, можно предложить ему нарисовать семью, а интерпретации детского рисунка, разработанные известным психоаналитиком, профессором В.К.Лосевой, помогут вам в этом. Отказ ребенка: «Я не хочу» или вопрос: «А кто это?» говорят нам о том, что у ребенка не формировано понятие «семья» или о тревожности. В рисунке нет ничего случайного. Ведь ребенок рисует не с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей. Отговорки: «А брата я просто забыл нарисовать» или «Сестра у меня не получилась...» - не имеют значения [23].
В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, то есть язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык. Вследствие привлекательности и естественности задания методика «Рисунок семьи» способствует установлению хорошего эмоционального контакта с ребенком, снимает напряжение. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем и младшем дошкольном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка, вербализовать свои переживания, от способности «вжиться» в воображаемую ситуацию, то есть от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ОТНОШЕНИЙ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ, ИНТЕРПРЕТАТИЯ РИСУНКА РЕБЕНКА
Во второй главе мы проанализируем методики, которые использовали при исследовании детей и их мам. Сравним типы отношений матери к ребенку и отношение ребенка к матери.
2.1. Выявление типа отношений матери к ребенку
Целью нашего исследования было - выявить в рисунке семьи проявление типа отношения матери к ребенку.
Для реализации поставленной цели в нашем исследовании приняли участие дети, посещающие детский сад № 45 «Улыбка» в возрасте 6 – 7 лет(10 человек), а также их мамы в возрасте 25 – 35 лет (10 человек).
Первым этапом нашей работы было выявление типа воспитания детей. Для этого мы использовали методику А. И. Баркан «Типы воспитания детей» [3, с.84]. Цель применения данной методики является определения типов воспитания матери.
Мы предложили матерям опросник, который содержал 110 утверждений, касающихся типов воспитания детей. Опросник не содержал временных ограничений, респондентам предоставлялась ответить на вопросы без нашего участия.
В опроснике был предложен ряд утверждений, мнений, о типах воспитания детей. Все из этих утверждений носили разные порядковые номера. Эти же порядковые номера находились в «Бланке для ответов» (Приложение 1).
Для получения достоверных результатов диагностики мамам была предложена следующая инструкция:
Номера тех утверждений в опроснике, с которыми вы полностью согласны, необходимо обвести кружком. Остальные номера перечеркнуть.
После проведения тестирования были проанализированы полученные данные для этого было необходимо подсчитать, сколько в каждом столбике ответов (горизонтальном, отмеченном арабской цифрой), сколько цифр обведено кружками. Шифр столбика, где больше всего оказалось цифр в кружках, сообщил нам о том типе воспитания, который чаще всего применяете мама к своему ребенку (Приложение 2). Проведя интерпретацию, мы определили типы воспитания детей (Таблица 1).
Таблица 1.
Анализ типа отношений матери к ребенку.
Кумир |
Гипер- |
Гипо- |
Безнад- |
Повыше- |
"Культ |
"Противо- |
семьи |
опека |
опека |
зорность |
ная мо- |
болезни" |
речивое |
Ральная |
воспита- | |||||
ответстве- |
ние" | |||||
Нность |
||||||
10% |
30% |
10% |
10% |
10% |
20% |
10% |
1 чел. |
3 чел. |
1 чел. |
1 чел. |
1 чел. |
2 чел. |
1 чел. |
Проанализировав ответы, мы определили следующие типы воспитания детей в группе респондентов:
Тип. «Кумир семьи» 10% - им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него, предупреждая каждое желание. Любая прихоть ребенка - закон. Во всех его поступках мама находит лишь незаурядность, и даже шалости «кумира» неповторимы. Ежеминутно родители открывают в нем новые «таланты», любуясь ими и демонстрируя нередко эти мнимые способности знакомым, родственникам и друзьям. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая ничего отдавать взамен. Родители освобождают ребенка от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда начнется трудовая жизнь. Ну, а пока такой ребенок практически не адаптируем к дошкольным учреждениям, где если он и выделяется, так только бесконечными капризами и отставанием от большинства ровесников в умении справляться с элементарными вещами. Над ним висит дамоклов меч - психического дискомфорта. Своими методами воспитания родители сами культивировали это.
Тип. Гиперопека 30% - уже само название «гиперопека» подчеркивает сущность метода, свидетельствуя о «сверхопеке» ребенка. Ему нет смысла «бунтовать», отстаивая «Я- систему». Ведь то, чем он отличен от других, ему внушили уже с самого рождения, и он прекрасно знает, что неповторим. Любой конфликт с родителями - это поражение. Ребенок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю его жизнь до малейших мелочей и «разработали» ее маршрут, невольно превратясь в диктаторов. Они, не сознавая этого, из самых благих побуждений, диктуют ребенку каждый шаг и контролируют его во всем, наверно, даже в мыслях. Довольно часто при гиперопеке родители возносят ребенка, как и кумира, до небес. Такие дети, уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников: им очень трудно жить в коллективе. Довольно часто гиперопека, не прекращающаяся и в подростковом возрасте, приводит к бурной реакции протеста.