Типы отношений матери к ребенку

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность нашей темы велика, особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной сферы традиционно отводится фактору взаимодействия матери к ребенку на ранних этапах онтогенеза. Психологическая наука располагает обширным теоретическим и эмпирическим материалом, позволяющим говорить о влиянии ранних межличностных отношений субъекта на его дальнейшее психическое развитие и социальную адаптацию. Выделяя различные аспекты детско-родительского взаимодействия, практически все психологи едины во мнении о том, что особую значимость для ребенка имеют его взаимоотношения с матерью, так как прежде всего мать является источником наиболее сильных эмоциональных переживаний для ребенка. Любящая мать, уважающая самостоятельность и индивидуальность ребенка, способствует удовлетворению его базовых потребностей и его эмоциональному благополучию.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

Идентификация  - с  папой.

Отказ от изображения  того или иного персонажа –  нет мамы, может свидетельствовать о негативном отношении ребенка к этому человеку, отсутствии какой - либо эмоциональной связи с ним.  

Вова.

Оценка общей структуры  – все члены семьи держатся за руки, это означает, что контакт  между членами семьи существует.

Определение наиболее привлекательного персонажа – папу нарисовал первым, старательно. Это говорит о более близких контактах.

Ребенок о себе - маленькая фигурка, изображенная в окружении родителей, в которой ребенок признает себя, может выражать чувство беспомощности и требование заботы и ухода.

Дополнительные персонажи  – нет.

Родительская пара – папа слева, мама справа, это свидетельствует что родительская пара существует.

Идентификация – с  папой.

Отказ от изображения  того или иного члена семьи – все изображены.

Данил.

Оценка общей структуры  – все члены семьи нарисованы отдельно, это означает что, в семье нет психологического контакта.

Определение наиболее привлекательного персонажа – папу нарисовал первым и более крупным, это означает что с папой наиболее близкие отношения.

Ребенок о себе – себя нарисовал большим, выражает важность собственной личности. Он считает себя основным персонажем, вокруг которого вращается жизнь в семье, самым значимым, уникальным.   

Дополнительные персонажи  – нет.

Родительская пара –  папа вдалеке от мамы, это означает что, семейной пары нет.

Идентификация – с папой.

Отказ от изображения  того или иного члена семьи – на рисунке нет сестры, отрицая его существование, ребенок снимает существующую проблему.

Егор.

Оценка общей структуры  – папа с мамой вместе, респондент отдельно, это говорит о том, что ребенок отдален от  родителей.

Определение наиболее привлекательного персонажа – маму нарисовал первой и более старательно, это означает что он ближе к ней.

Ребенок о себе – респондент нарисовал себя маленьким, такое положение может быть связано с тем, что ребенок привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье.

Дополнительные персонажи  – нет.

Идентификация – с  папой.

Отказ от изображения  того или иного члена семьи  – нет на рисунке семьи.

Игорь.

Оценка общей структуры  – все члены семьи держаться за руки, контакт в семье есть.

Определение наиболее привлекательного персонажа – мама нарисована более  старательно, с мамой близкий  контакт.

Ребенок о себе – нарисовал  себя крупным, почти как папа, это указывает на сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное и авторитетное место в семье, как и отец.

Дополнительные персонажи  – нет.

Идентификация – с папой.

Отказ от изображения  того или иного члена семьи  – нет младшей сестры, отрицая его существование, ребенок снимает существующую проблему.

Илья.

Оценка общей структуры  – все члены семьи держатся за руки, контакт у всех членов семьи.

Определение наиболее привлекательного персонажа – себя нарисовал первым и старательно, это означает, что он себя выделяет.

Ребенок о себе – себя нарисовал таким же размером, как и старшую сестру, это означает, что он себя отожествляет с ней.

Дополнительных персонажей – нет.

Идентификация – с  сестрой.

Отказ от изображения  того или иного член семьи –  на рисунке нет папы, отрицая его существование, ребенок снимает существующую проблему.

Маруся.

Общая структура рисунка  – все члены семьи рядом  друг с другом, в семье есть контакт.

Определение наиболее привлекательного персонажа – мама нарисована более  старательно, это говорит о более  близком контакте.

Ребенок о себе - нарисовала себя более тщательно, прорисовывая все детали, изображая более ярко, так что бросается в глаза, то тем самым он выражает важность собственной личности.

Родительская пара –  папа слева нарисовала, маму справа, это свидетельствует, что родительская пара существует.

Дополнительные персонажи  – нет.

Идентификация – с  мамой.

Отказ от изображения  того или иного члена семьи  – все изображены.

 

2.2. Диагностика методики « Рисунок семьи »

 

Первым этапом нашей  работы было выявление типа воспитания детей. Для этого мы использовали методику А. И. Баркан «Типы воспитания детей». Цель применения данной методики является определения типов воспитания матери к ребенку. Вторым этапом нашей практической работы было выявление отношения ребенка к матери. Для этого была выбрана методика К. Тейлор «Рисунок семьи»  которая предназначена для выявления особенностей внутрисемейных отношений, в нашем случае к матери.

Диагностика по методике «Рисунок семьи». Наиболее часто встречающиеся варианты рисунков при различных типах воспитания детей (Приложение 5)

Тип «Кумир семьи» - 10% (1 человек)

При этом типе воспитания ребенок чаще всего начинает рисовать семью с изображения себя, причем его фигура в центре листа бумаги. Родители находятся чуть поодаль, любуясь  им. Величина фигур их ниже или вровень с величиной  фигуры их кумира.

Тип «Гиперопека» - 30% (3 человека)

Ребенок начинает рисовать семью с того, кто больше его  опекает. Затем рисует рядом с  ним себя. Обычно гиперопекаемые дети находятся вплотную к маме с папой или, по крайней мере, крепко держат их за руки. Вернее, крепко держат за руки ребенка сами мама с папой. Когда ребенок на рисунке что-то делает, родители любуются им, не спуская  с него восхищенный взгляд. При этом типе воспитания ребенок ниже ростом, чем родители, лишь иногда бывая вровень с ними. Его одежда очень схожа по расцветке с нарядом мамы или папы, а иногда обоих сразу: он не стремится, как кумир, быть праздником на фоне будней, прекрасно понимая, что гиперопека для него своеобразная китайская стена, вселяющая лишний раз уверенность в себе.

Тип «Гипоопека» - 10% (1 человек)

При этом типе воспитания ребенок чаще всего выражает свое отношение к происходящему различными вариантами рисунков. Нередки случаи, когда он, тщательно изображая всю свою семью, вдруг «забывает» среди всех нарисовать себя. А на вопросы: «Где ты?», «Почему забыл?» - придумывает самые обыденные версии, оправдывающие в данный миг его отсутствие: «В детском саду», «Гуляю во дворе».

Полярный этому варианту вариант, когда ребенок почему-то из всех членов семьи предпочитает рисовать лишь только самого себя, при этом утверждая, никого нет дома: родители ушли в кино, к кому-то в гости, не пришли с работы...

Довольно часто при  гипоопеке дети изображают себя лишь только контурами. Фигуры их намного ниже фигур других, даже тогда, когда эти «другие» реально ниже юного художника. Когда художник, несмотря на этот метод воспитания,  боготворит своих родителей, он не жалеет на них самых ярких красок. Себя ж ребенок, даже наряжая, не видит празднично одетым. В его нарядах обязательно найдется хоть одна деталь, но выкрашенная в холодные тона, причем из всех этих тонов преобладает черный цвет.

Тип «Безнадзорность» - 10% (1 человек)

Безнадзорные дети чаще всего отказываются от рисования. Они  просто не знают, что такое семья. После долгих раздумий, поддавшись на уговоры, согласившись участвовать в пробе, ребенок рисует себя в виде маленького, крохотного человека в огромном пространстве. Совершенно один, человечек, которого можно рассматривать под микроскопом, наряжен в одежду холодных тонов. Траурный цвет этих тонов - словно душа его, вывернутая наизнанку, переполненная одиночеством. Безысходностью и ненужностью веет от этой души.

Тип «Воспитание по типу повышенной моральной ответственности» - 10% (1 человек)

На первый взгляд обычно кажется, что все рисунки таких  детей всего лишь на всего одна из многих копий типичного рисунка при гиперопеке. Но это только на первый взгляд. На самом деле при повышенной ответственности художник точно так же, как и при гиперопеке, мечтает показать себя нам в выгодном для него свете, то чем-то занятым, то что-то делающим, чтоб обратить, хотя бы на это часть нашего внимания.

Однако, сам того не сознавая, как правило, ребенок высвечивает  в таких рисунках все нюансы и  оттенки родительского воспитания в семье. И если при гиперопеке родители действительно не в силах отвести свой восхищенный взгляд от действий юного художника, при этом типе воспитания их взгляд совсем не восхищенный, скорее оценочный и даже чуть предвзятый. Однако чаще всего член семьи, который заложил фундамент повышенной ответственности у ребенка, окрашен им намного холоднее, чем другие. По крайней мере, на нем всегда хотя бы один темный мазок, скорее всего черный - своеобразный индикатор подлинного отношения ребенка к изображенному им члену своей семьи.

Тип «Культ болезни» - 20% (2 человека)

И на рисунке культ  всегда есть культ, какой бы он не был. Пусть даже, несмотря на то, что это - всего-навсего лишь культ болезни. При этом типе  воспитания рисунок будто бы пронизан всепоглощающим эгоцентризмом. Над всеми властвует ребенок. И Вы невольно концентрируете на его фигуре свое внимание. Как и кумир или как при гиперопеке - ребенок на таком рисунке чаще всего в центре. Вокруг него те, кто постоянно ухаживает за ним в доме. Обычно это мама или бабушка. На долю других членов семьи редко остается место на бумаге. Довольно часто дети даже на рисунке изображают, как они болеют, а рядом с ними те, кто опекает их вседенно и всенощно, вернее- постоянно.

Тип «Противоречивое  воспитание» - 10% (1 человек)

Такой тип воспитания довольно трудно уловить по одному рисунку. Ребенок чаще всего «группирует» отдельных членов семьи в маленькие группы. Себя он помещает рядом с тем, к кому больше всего привязан. А тех из родственников, кто ему «мешает», обычно размещает в отдалении. Нередки случаи, когда художник в виде «буфера» рисует своих бабушек и дедушек, даже тогда, когда их уже нет в живых.

Мама Ангелины воспитывает  по типу «Кумир семьи», проанализировав рисунок ребенка, мы сделали вывод: Ангелина первого нарисовала папу, что означает более близкий контакт, но идентифицирует себя с мамой. В рисунке мы не увидели типа воспитания «Кумир семьи».

Мама Богдана воспитывает по типу «Повышенная моральная ответственность», проанализировав рисунок ребенка, мы сделали вывод: Богдан первым нарисовал папу, что говорит о более близком контакте, себя нарисовал с большими глазами, что означает тревогу. Тип воспитания, выбранный мамой прослеживается в рисунке ребенка.

Мама Вики воспитывает  по типу «Куль болезни», проанализировав рисунок ребенка, мы сделали вывод: Вика нарисовала себя маленькой, такое положение может быть связано с тем, что ребенок привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье. Идентифицирует себя с мамой. Тип воспитания совпадает с рисунком ребенка.

Мама Виталика воспитывает  по типу «Культ болезни», проанализировав  рисунок ребенка, мы сделали вывод: Виталик первого нарисовал папу, что говорит о его значимости. Себя нарисовал такого же размера, как  и папа, это указывает на сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное и авторитетное место в семье, как и отец. Мама не изображена на рисунке, отрицая ее существование, ребенок снимает существующую проблему. Можно с уверенностью сказать, что ребенок не воспринимает тип воспитание.

Мама Вовы воспитывает  по типу «Гиперопека», проанализировав  рисунок ребенка, мы сделали вывод: Вова нарисовал себя в центре родителей, его держат за руки, он более маленького размера, все в рисунке говорит о данном типе воспитания.

Мама Данила воспитывает  по типу «Безнадзорность», проанализировав  рисунок ребенка, мы сделали вывод: Данил нарисовал всех отдельно, контакта в семье нет. Хочет быть похожим  на папу. Идентифицирует себя с папой. По рисунку ребенка нельзя сказать, что он воспринимает данный тип воспитания.

Мама Егора воспитывает  по типу «Гиперопека», проанализировав  рисунок ребенка, мы сделали вывод: Егор нарисовал себя маленьким, такое положение может быть связано с тем, что ребенок привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье. Маму нарисовал первой, что говорит о контакте. Родители нарисованы отдельно как будто, любуются ребенком. Все в рисунке говорит о данном типе воспитания.

Мама Игоря воспитывает  по типу «Гиперопека», проанализировав рисунок ребенка, мы сделали вывод: Игорь первой нарисовал маму, что говорит о близких отношениях, все члены семьи держаться за руки, наличие контакта в семье. Себя нарисовал большим, тем самым выделил себя. Интерпретируя рисунок ребенка, нельзя утверждать, что данный тип подходит к рисунку ребенка.

Мама Ильи воспитывает  по типу «Гипероопека», проанализировав  рисунок ребенка, мы сделали вывод: Илья нарисовал первым себя, более  старательно, маму рядом с собой, все говорит в его рисунке  о данном типе воспитания.

Мама Маруси воспитывает  по типу «Противоречивое воспитание», проанализировав рисунок ребенка, мы сделали вывод: Маруся нарисовала всех членов семьи рядом, всем членам семьи нарисовала украшения, что говорит о демонстративности. Маму нарисовала первой, что говорит о более близком контакте. Данный тип воспитания не совпадает с рисунком ребенка.

Информация о работе Типы отношений матери к ребенку