Основные типы и виды социальных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 07:21, реферат

Краткое описание

Философия - одна из самых увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в VII—VI веках до и. в Индии. Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. Однако, как ни странно, до сих пор окончательного согласия в отношении того, является ли философия наукой ли нет, а также о ее связи с естественнонаучными дисциплинами, среди ученых нет.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………...……………………………………..3
1. Философия как тип мировоззрения…………………………......................5
2.Понятие мировоззрения, ступени мировоззренческого освоения мира……………………………….………………………………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….12
Список литературы…………………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

философия как тип мировоззр.doc

— 72.00 Кб (Скачать)


Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………...……………………………………..3

1. Философия как тип мировоззрения…………………………......................5

2.Понятие мировоззрения, ступени мировоззренческого освоения    мира……………………………….………………………………………………10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….12

Список  литературы…………………………………………………………..14

 

ВВЕДЕНИЕ

Философия - одна из самых увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в VII—VI веках до и. в  Индии. Китае, Древней Греции, она  стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. Однако, как ни странно, до сих пор окончательного согласия в отношении того, является ли философия наукой ли нет, а также о ее связи с естественнонаучными дисциплинами, среди ученых нет. Начиная примерно с середины двадцатого столетия наблюдается повышенный интерес к философии в среде физиков, - интерес, обусловленный развитием квантовой теории и необходимостью интерпретации полученных результатов, для чего формальный физический аппарат оказался бесполезен.

Примечательны слова известного отечественного физика и философа С. Сипарова:

«Я пишу его  потому, что хотелось бы, чтобы возникло некое связующее звено между  тем, что написано в "гуманитарной" части, доступной практически всем, но, возможно, неинтересной людям с  естественнонаучным складом ума или характера, и тем, что написано ниже. Фокус тут в том, что физические результаты, полученные в следующих далее статьях, имеют непосредственное отношение к мировосприятию, которому посвящена гуманитарная часть. Я ответственно заявляю, что сначала выдумывал ответы, а потом придумывал, как их получить (по ходу дела они обрастали количественными подробностями). После чего они из "фантазий" становились "научными результатами" и подвергались публикации в соответствующих журналах. Это представляет собой прямую иллюстрацию того процесса, который был доведен до алгоритма в статье "Физический мир как функция сознания наблюдателя"1.

Как говорится, no comments...

В данной работе сделана попытка обобщения различных  взглядов на философию, приведения их «к единому знаменателю». Описаны ступени мировоззренческого освоения мира.

 

1. Философия как тип мировоззрения

Мировоззрение — целостный  взгляд на мир и место в нем  человека. Русский философ XIX в. Владимир Соловьев в статье «Идея «сверхчеловека»  определил мировоззрение как «умственное окошко». В своей статье Соловьев сравнил три таких «окошка»: экономический материализм К. Маркса, «отвлеченный морализм» Льва Толстого и теорию «сверхчеловека» Ф. Ницше. Он писал: «В окошко экономического материализма мы видим один задний, или как французы говорят, нижний двор... истории и современности; окно отвлеченного морализма выходит на чистый, но уж слишком, до совершенной пустоты чистый двор бесстрастия, опрощения, непротивления, неделания и прочих без и не; ну а из окна ницшеанского «сверхчеловека» прямо открывается необъятный простор для всяких жизненных дорог, и если, пускаясь без оглядки в этот простор, иной попадает в яму, или завязнет в болоте, или провалится в живописную, величавую, но безнадежную пропасть, то ведь такие направления ни для кого не представляют безусловной необходимости, и всякий волен выбрать вон ту верную и прекрасную горную дорожку, на конце которой уже издалека сияют средь тумана озаренные вечным солнцем надземные вершины»2.

Таким образом, «умственное окошко», или мировоззрение зависит от ориентации личности. Последняя тоже в свою очередь зависит от многих факторов: исторических условий, социальных перемен.

Мировоззрение — это  убеждение. Однако важным фактором убеждения  является сомнение, готовность к скепсису. Сомнение необходимо для того, кто хочет продвигаться по пути знания и истины. В противном случае он попадает на дорожку застоя, в болото. Фанатичное, безоговорочное следование избранной доктрине называют догматизмом. Избежать догматизма помогают сомнение, творческая мысль, критичность.

«Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знание о космосе, но также  и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни» (Г. Мейер);

Обобщая, мировоззрение есть совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира, места в нем человека; это жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация.

Различают следующие типы мировоззрения: миф, религия, философия. Исторически первым был мифологический взгляд на мир.

Миф — это:

1. общественное сознание, способ самовыражения древнего  общества.

2. наиболее ранняя  форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов, различных видов искусства, собственно философии.

3. единая, синкретическая  форма сознания, выражающая миропонимание  и мировосприятие тогдашней эпохи.

В мифах такого рода содержатся попытки ответа на вопросы о происхождении и строении Вселенной, о важнейших явлениях природы — солнечных и лунных затмениях, наводнениях, падениях метеоритов и др., о мировой гармонии. Многочисленные мифы о происхождении человека, стадиях его жизни, проблеме жизни и смерти. Библия — одно из важнейших явлений духовной культуры — тоже базируется в известных пределах на мифологическом фундаменте3.

Особое место принадлежит  в мифах проблеме культурных достижений человека; мифологический — это  не значит полностью оторванный от реальной практики, смысла, элементов науки и т. д.

Для мифологического  мировоззрения характерны следующие  черты:

- эмоционально-образная  форма, 

- очеловечивание природы, 

- отсутствие рефлексии, 

- утилитарная направленность.

Очеловечивание природы в мифах проявлялось в переносе человеческих черт на окружающий мир, в олицетворении и одушевлении космоса, природных сил. Мифологии свойственны нежесткие разграничения мира природы и человека, мысли и эмоций, художественных образов и научного знания.

Рефлексия (работа сознания, мысли человека над собственным сознанием; размышление над своими взглядами, психическим состоянием, их оценка, т. е. размышление над собственными размышлениями) в мифологическом мировоззрении отсутствует.

Утилитарная направленность мифологии проявляется в том, что решаемые ею мировоззренческие проблемы тесно связаны с практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь, защиту от голода, болезней, нужды и т. д.

В мифологии практически  создавалась система ценностей, принятая в данном обществе, осуществлялся поиск единых оснований природы и человека, природы и общества.

Религия (от лат. religio — благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас4. Миф и религия взаимосвязаны.

Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную  форму восприятия. Верующий человек  — субъект религиозного сознания. Такой человек переживает в реальных эмоциях свое видение Бога, различных картин, связанных с особенностями того или иного религиозного направления. Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ. Религия - не рефлексивный тип мировоззрения.

Вера — это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта.

Религиозных течений  много. Только в России их свыше 40. В  рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают  этические представления, нормы, идеалы, ценности (этика конфуцианства, десять заповедей в христианской религии и т. д.).

В религиозном сознании культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует  духовный мир человека.

Несмотря на близость религии и философии, они различны — идеализм философский есть теоретическая основа религии.

Идеализм и религия  как мировоззрения часто решают сходные задачи по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека.

Их различие состоит в том, что философия есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме. В философии сформировался жесткий категориальный аппарат: логос, причинность, закон, идея, необходимость и т. д.

Язык философии — не образы, не картинки, а категории, понятия. Философия обычно сводит дело к логичности, к доказательствам. Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.

Философия Согласно историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни5.

На олимпийских играх, говорил Пифагор, можно видеть людей  трех основных типов. Одни приходят, чтобы  торговать — они стремятся  к роскоши и богатству. Другие хотят прославиться — это рабы славы. Третьи — мудры, они довольствуются наблюдениями. Их не терзает страсть к богатству и славе, они свободны от страстей, а потому это свободные люди.

Развитие философии  означало не только отмежевание от мифологии, но и выход от тесных рамок  обыденного сознания, преодоление его  ограниченности.

Любовь к истине и  мудрости представляла из себя совершенно новую ценностную ступень развития духовной культуры. Именно мудрость, истина становились высшей ценностью).

Философия относится  к рефлексивному типу мировоззрения, т.е. такому, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны — одна из черт философского сознания.

По своей природе  философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в те догматы и  постулаты, которые утверждаются массовой практикой верующих. Философия ставит под сомнение предельные основания бытия, включая само существование мира, в том числе такой вопрос — как возможен мир? Философия формировалась в борьбе с религиозно-мифологическим сознанием, она рационально объясняла мир. Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории. «Чистые» типы мировоззрения практически не встречаются, во всяком случае, они редки и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания. Положения философии не просто утверждаются, выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.

Однако не следует  забывать, что философия не совпадает с мировоззрением, являясь лишь теоретическим ядром последнего. Философия судит о единой для всех явлений мира основе, ищет в ней условия его единства и целостности.

          

2. Понятия мировоззрения, ступени мировоззренческого                 освоения мира.

 

Понятие «мировоззрение»  неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определённый взгляд на мир. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности. Комплекс таких представлений необходим индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для  самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения.

Важнейшими компонентами мировоззрения являются: во – первых, образ самого субъекта; во – вторых, картина мира и в третьих, жизненная стратегия индивида.

На основе мифологического и религиозного мировоззрений, а также основ научных знаний складываются культурно – исторические предпосылки генезиса философского мышления. Философское мировоззрение возникло из потребности рационального и иррационального объяснения мира. Оно является исторически первой формой теоретического мышления. Объединяет  и дополняет все недостающие моменты предшествующих типов мировоззрений. Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения человека к миру , а все явления рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека. Для данного типа мировоззрения характерно стремление выбрать универсальные теоретические понятия (категории) и принципы и на их основе дать сущностный анализ действительности, выявить предельные , всеобщие основания, закономерности существования и развития человеческой культуры.6

 

При изучении мировоззрения  выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание».

Мироощущение – первая ступень мировоззренческого становления  человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир даётся человеку в форме образцов, организующих индивидуальный опыт.

Мировосприятие –  вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему  определённую интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных  основаниях, не обязательно теоретически обоснованных. Мировосприятие может быть как положительно, так и негативно окрашенным (например, мировосприятие абсурдности, трагичности потрясённости, существования).

Миропонимание – высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщёнными синтезированными взглядами и представлениями о мире и человеке. В реальных измерениях мировоззрения эти ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нём.7 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, Философия – тип мировоззрения, в котором содержатся, размышления, над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире, т.е. размышления над собственными размышлениями. Мировоззрение как форма осмысления человеком окружающей реальности существует столько, сколько существует человечество в его современном понимании. Мировоззрение – это целостный взгляд на мир и место в нём человека. Каждый человек в процессе жизни осваивает различныё программы жизни, общие и частные. Программы мировоззрения – это собственно представления о цели деятельности и способах её достижения. Мировоззрения представляет собой высшую форму самосознания и исходя из определённого понимания этой действительности , своего места и назначения в ней, сознательно регулировать и контролировать свою деятельность.  Однако его содержательное наполнение существенно различается в разные исторические эпохи, а также у отдельных людей и социальных групп. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует. Завершить реферат мне бы хотелось словами Ляховецкого Л. А. («Выбор определения философии историком культуры»):

Информация о работе Основные типы и виды социальных отношений