Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:11, реферат
Работа содержит понятия лидерства и лидера, какие качества присущи лидеру, его окружение, разновидности лидерства и отличие женщины-лидера от мужчины-лидера
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Молодечненский государственный политехнический колледж
Реферат
На тему: «Лидерство, типы, виды».
При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно,
возникает вопрос о том, как группа организовывается, кто берет на себя функции
ее организации, каков
психологический рисунок
группой? Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных
проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к
проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают
субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как «проблема
лидерства», то этим лишь отдается
дань социально-психологической
связанной с исследованием данного феномена. В современных условиях проблема
должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой.
Поэтому крайне важно сделать прежде всего терминологические уточнения и
развести понятия «лидер» и «руководитель».
II Руководство и лидерство,
как социально-психологическое
1. Что
такое лидер и лидерство.
Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право
брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и
определяющие направления и характер деятельности всей группы.
Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого
официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих
организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а
ли выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих
последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут
за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и
способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем
соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие
психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум,
сильная воля, умение
понять особенности психологии
людей, организаторские
Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не
обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может
иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория
лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при
возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства,
способности, опыт, необходимый для оптимального разрешения этой ситуация для
данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве
лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от
характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее
содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер,
эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический
лидер).
Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен
привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач,
кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет
в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы
зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа —
таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не
обязательно становиться вновь лидером в другой группе (группа другая, другие
ценности, другие ожидания и требования к лидеру).
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых
объединениях, в семье);
2) социальный тип лидерства (на производстве, в проф. движении, в
различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);
3) политический тип лидерства (государственные, общ. деятели).
Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера
социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность
выдвинуться в лидеры другого типа.
Лидер с организаторскими
способностями в состоянии
оценивать ситуацию, выделять зада, нуждающиеся в первоочередной
реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно
точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная
черта способного организатора со в умении быстро находить эффективные
пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно
высказывание на этот счет Наполеона Бонапар: “Мой гений состоит в том, что
одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и
все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому объясняется мое превосходство
над другими”.
Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-
психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс
к своему лидеру.
Доверие к лидеру — это
признание его высоких
полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его
действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность
действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой
при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие
это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.
Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств
последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива.
Группа, имея образ лидера, — модель, требует от реального лидера, с одной
стороны, соответствия ей, а с другой — от лидера требуются способность
выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи
не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.
В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются структуры
воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во-первых,
инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее
внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать
межличностные отношения в группе, обеспечивают личностную поддержку членам
группы.
Лидерство — это процесс социальной организации и управления общением и
деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), который
наделен определенной властью.
Лидерство - это не новый стиль руководства, а способ организации власти
в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или
большинства его социальных слоев. Такое общество возникло
сравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока не везде.
Но это перспектива и необходимость истории и политики.
Общество со своей стороны не может манипулировать лидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев - основа новой современной политики.
Итак, лидерство - одно из проявлений власти, отличительное свойство
политической деятельности, право выдвигать руководителя, который ее
осуществляет. Это явление присуще и другим видам деятельности -
производству вещей и идей, науке, спорту и т. д.
Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных
формальных или неформальных организациях самых разных уровней и
масштаба - от государства и даже группы государств до
правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и
общественных групп и движений. Формализованная власть лидера
закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и
психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей,
которые за ним следуют.
2. Качества присущие лидеру.
Никакие нравственные, интеллектуальные, духовные добродетели сами по себе
не превращают политического деятеля в лидера.
Выработка организаторских, управленческих качеств лидера - это проблема его
собственного обучения и воспитания. Умение сформировать группу, сплотить
ее, определить цели, поставить перед обществом (или учреждением, властью)
необходимые задачи, сформулировать сплачивающую общество программу - таковы
современные требования к лидеру.
Лидер должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права
и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний.
На отношения с группой и авторитет лидера оказывают значительное влияние
личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический).
Иным оказывается лидерство на уровне большой политики, управления
страной, политических движений. От лидера такого масштаба требуется
сплочение интересов широкой общественной базы власти. Здесь имеют значение
не столько личные качества лидера, сколько его умение формулировать общие
политические требования, обнаруживать высокие критические и
конструктивные, творческие качества, общаться с гораздо более широким кругом
людей и убеждать их.
Лидер в этой ситуации удален от тех, кого он ведет за собой. Его личные
качества обнаруживаются для них слабее либо совсем утрачивают значение, но
его лидерство получает моральную оценку. Он должен считаться с ней.
Его успех или неудачи воспринимаются весьма эмоционально. Поэтому
большое значение имеет способность лидера улавливать настроения, знать
подлинные нужды людей и выражать их интересы. Тогда он становится символом
движения, партии, общества.
3. Окружение
лидера.
Лидерство предполагает определенный характер ближайшего окружения. Оно
должно быть отобрано по деловым, профессиональным признакам.
Единомыслие, взаимопонимание, интерес к делу, взаимное доверие,
уверенность в правильности выбора, нравственная устойчивость,
убежденность также дают право занимать место в коллективе,
окружающем лидера. Привлекательными для окружения выступают
престижность места, возможность карьеры, признание в коллективе и вне
его, в сферах власти и управления, в обществе и в стране. Но важно,
чтобы все это было при высокой профессиональной компетентности.
В лидере как бы концентрируются качества его
сподвижников. Поэтому он должен быть заинтересован в подборе людей,
превосходящих его по каким-либо качествам.
Отношения лидера и его коллектива - важный аспект новой, лидерской
организации власти. Целеустремленность, принципиальность, сознание
ответственности перед обществом (или управляемым учреждением),
понимание его задач и запросов являются неотъемлемыми качествами лидера.
Они должны быть и у его окружения. Эти качества сплачивают их так же,
как общее умение вести дискуссию, сочетать стремление к самоутверждению
с интересами коллектива и коллег, положительно относиться к их
заслугам. Лидер должен уметь разумно, обоснованно и своевременно перемещать
своих сотрудников и создавать условия для их профессионального роста,
использовать их способности и возможности.
Он должен иметь ясное представление о проблемах, которые
волнуют его работников, и считаться с их настроениями.
Хорошо, если лидеру удается создать в своем окружении «мозговой центр» -
совет наиболее квалифицированных экспертов по важнейшим проблемам
политики. Тогда власть располагает компетентными рекомендациями и
консультациями, результатами так называемой «мозговой атаки» -
срочной и напряженной коллективной работы узкого или более широкого круга
специалистов для решения какой-либо неотложной проблемы.
4.Лидерство и его разновидности.
Самое короткое определение лидерства принадлежит Т.Гэмбл и М.Гэмбл: «Лидерство - это способность влиять на других». Стало быть, любой человек, влияющий на других, может стать лидером, и каждый член группы имеет лидерский потенциал.
Из всего многообразия исследований, посвященных теме лидерства (более 7000 книг, статей и презентаций), нас привлекают три направления, изучающие такие феномены как:
- внезапное лидерство;
- негласное лидерство;
- харизматическое лидерство.