Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 09:04, контрольная работа
В настоящие время общепризнанно, что национальный и региональный менталитеты – важнейший фактор, влияющий на формы, функции и структуру управления. Однако констатации этого факта еще недостаточно. Между менеджментом и менталитетом существует более глубокая сущностная взаимосвязь.
Существует ряд определений менталитета. Менталитет – совокупность исторически сложившихся психологических особенностей поведения нации, своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся “коду” в любых обстоятельствах.
ВЛИЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ.
1. Менталитет и системы управления
2. Формы проявления закона соответствия менеджмента и менталитета
3. Современный российский менеджмент
ВЫВОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вместе с тем организации — хозяйствующие субъекты уже несколько лет функционируют в условиях рыночной, хотя пока весьма неэффективной, российской экономики и обрели некоторые важнейшие черты, характерные для субъектов рыночных отношений.
Существенное влияние на формирование российского менеджмента оказали и продолжают оказывать следующие социально-экономические факторы:
- экономическая и политическая нестабильность в стране;
- ресурсно-сырьевая
- деградация производственного, научно-технического и кадрового потенциала;
- продолжающийся процесс примитивизации производства;
- сложная система и высокий уровень налогообложения хозяйствующих субъектов;
- высокий уровень инфляции;
- высокий уровень безработицы;
- низкие в целом уровень оплаты труда работников и удельный вес ее в конечной цене произведенного и проданного товара;
- отсутствие должной
- низкие уровень и продолжительность жизни населения, ухудшающаяся демографическая ситуация;
- значительная поляризация уровней доходов разных ка тегорий и групп населения;
- продолжающийся процесс деинтеллектуализации труда;
- деградация социальной сферы;
- низкие уровни демократизации общества и экономки, неразвитость демократических институтов;
- низкий и продолжающий снижаться индекс развития человеческого потенциала в России, включающий уровни образования, смертности, доходов, рождаемости и миграции, а также участие граждан в управлении государством и т. д.;
- рост преступности и числа правонарушений;
- низкая экономическая эффективность деятельности многих организаций и российской экономики в целом;
- низкая платежеспособность
многих хозяйствующих
- несовершенная и нестабильная законодательная и нор мативная база функционирования хозяйствующих субъектов;
- использование
- низкий профессиональный
уровень работников органов
- недоверие населения к представителям органов государственного управления всех уровней и местного самоуправления;
- коррумпированность работников органов государственного управления и местного самоуправления;
- наличие значительных диспропорций в уровнях развития регионов и муниципальных образований;
- хроническая асимметричность информационного пространства, деловой информации, что крайне затрудняет формирование сделок на закупку и поставку товаров, повышает хозяйственный риск;
- неразвитость рыночных
отношений, инфраструктуры
- высокий уровень
- низкие качество и конкурентоспособность
- высокий уровень криминализации экономики, незащищенность предпринимателей и населения от криминальных структур.
Вместе с тем в последние годы
наблюдаются и некоторые позитивные тенденции в
социально-экономическом
Все это, безусловно, повлияло и продолжает влиять на формирование российского менеджмента, основными особенностями которого являются:
- преобладание в организациях вертикальных, формальных связей и отношений, пирамидальных, иерархических организационных структур. Недооценка горизонтальных связей и отношений, мягких структур. Слабый учет современных тенденций в развитии организаций и использование новых типов организаций: сетевых, ориентированных на рынок и т. д.;
- наличие командной системы во многих организациях, руководители которых до сих пор подавляют инициативу подчиненных. Такая система мешает организациям приспособиться к новым экономическим условиям, и они вынуждены топтаться на месте или проходить через процедуру банкротства;
- ярко выраженный авторитарный стиль руководства и стремление директорского корпуса к технократическому решению хозяйственных задач;
- стремление менеджмента к
контролю за всем своим бизнесом, подчинение
сбыта (свой торговый дом), расчетов (карманный
банк), поставок (вплоть до всех предыдущих
переделов и комплектующих производств).
- нежелание менеджеров
высшего звена делегировать
- слабое привлечение
- слепое копирование западных методов ведения бизнеса и управления организацией. Вклад западных, прежде всего американских, теоретиков и практиков в развитие менеджмента бесспорен. Однако формально переносить их идеи на российскую почву недопустимо. Многое из того, что хорошо в США или Германии, неприемлемо для России. Необходимо использовать только лучшее с учетом особенностей национальной экономики;
- отсутствие гибкости у высшего менеджмента. Директора многих организаций стремятся действовать по привычке, не умеют гибко реагировать на изменения внешних и внутренних факторов, влияющих на положение организаций, а значит, не могут принимать эффективные меры и решения, приспосабливаться к новым условиям;
- перекладывание
- слабое знание и учет менеджерами в хозяйственной деятельности российских, региональных и местных законодательных и нормативных актов, правовой нигилизм;
- отсутствие необходимых
сложившихся норм деловой
- отсутствие сформировавшихся
правил делового этикета,
- эффективность деятельности многих организаций и конкретные ее показатели — производительность труда, эффективность использования и экономия тех или иных ресурсов не являются пока объектами управления;
- отсутствие заинтересованности
- отсутствие у менеджеров всех рангов глубоких знаний о рынке, экономике и о самом менеджменте как о науке управления. Малая часть менеджеров обладает этими знаниями, далеко не все стремятся получить их, чтобы использовать на практике. Большинство из них работает по принципу: главное — любой ценой заработать как можно больше денег сегодня. Это приводит к появлению огромного количества фирм-однодневок, ничего не дающих для общества, что отрицательно сказывается на построении рыночной экономики;
- значительная зависимость условий и оплаты труда наемных работников от взаимоотношений с руководителями, а не от их квалификации и результатов работы — «феодализм отношений». Имеет место бесправие наемных работников, их «рабское поведение» и произвол руководства, чиновников. Это связано с безработицей и низкой культурой менеджеров и наиболее сильно проявляется в малых городах;
- распространенность в отношениях подчиненных к руководителям раболепства, лести и угодничества, а потому необъективной оценки их деятельности и лояльности (там, где следовало бы предъявить к руководителям те или иные требования);
- неуважение к людям и игнорирование этики управления. Не секрет, что люди, работающие в государственных и частных организациях, считаются руководством «винтиками», которые в любой момент можно выбросить и заменить новыми. Работники всех уровней во многих организациях бесправны и беззащитны перед произволом руководства. Каждый из них может быть уволен без объяснения причин и выплаты заработанных денег. Сделки, а, следовательно, и деньги нового работника могут быть присвоены руководством и поделены между ними основным «костяком» сотрудников и т. д. Обман и хамство стали нормой поведения некоторых руководителей. Особенно это относится к так называемым «пульсирующим» фирмам, специфика которых заключается в постоянном наборе и увольнении через короткий промежуток времени новых сотрудников без оплаты их труда;
- низкий уровень механизации, автоматизации и компьютеризации управленческих процессов, хотя уровень информатизации и компьютеризации отечественных организаций в последние годы заметно повысился.
Вместе с тем имеется ряд факторов, оказывающих непосредственное положительное влияние на становление российского менеджмента:
- творческий подход российских менеджеров и специалистов к решению возникающих проблем;
- отрицание монокультурных моделей менеджмента;
- ориентация на гармонизацию во взаимоотношениях;
- общинный, коллективистский образ жизни и деятельности, группизм;
- стойкость, выносливость, работоспособность и энергичность россиян;
- стремление к новациям, поиску новых путей для достижения поставленной цели;
- способность быстро
- повышение общественной значимости и оценки менеджмента, профессионализация его, стремление к обучению и повышению профессиональной квалификации менеджеров;
- стремление субъектов хозяйствования всех форм собственности улучшить свои показатели за счет реформирования систем организации и управления, реализуя прежде всего два вида процессов:
- реорганизацию;
- реструктуризацию.
Несмотря на перечисленные характеристики, российский менеджмент еще находится в стадии формирования и развития.
ВЫВОДЫ
1. Менталитет – подсознательная социально-психологическая “программа” действий и поведения отдельных людей, нации в целом, проявляемая в сознании и в практической деятельности людей. Таким образом, действия и поведение человека или группы будет обусловлено их менталитетом, независимо от сферы деятельности.
2. Ментальность формируется
на протяжении долгого времени
и является результатом
3. Менталитет – всеобщая основа поведенческого менеджмента, его элемент, его существенная сторона. В этом проявляется соответствие менеджмента менталитету.
4. Закон соответствия менеджмента менталитету означает, что определенной ментальности, каждой конкретной черте национального характера, стороне менталитета в целом соответствуют адекватные формы, виды, системы менеджмента.
5. На примере двух стран
(США и Японии) видно, что для
Японии основополагающей
Информация о работе Влияние национально-культурных особенностей на формирование систем управления