Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:41, курсовая работа
Цель: выявить влияние метода В. Багрунова на коммуникативные способности подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы коммуникативных способностей.
2. Проанализировать психологические и физиологические особенности подросткового возраста.
3. Изучить специфика коммуникативных способностей подростков.
4. Подобрать и провести методики выявления психологических аспектов коммуникативных навыков у подростков.
Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ.
1.1. Коммуникативность………………………………………………………5
1.2. Психологические особенности подросткового возраста………………8
1.3. Специфика коммуникативность в подростковом возрасте…………...15
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование коммуникативных способностей у подростков.
2.1. Диагностический инструментарий исследования…………………..17
2.2. Результаты исследования и их психологический анализ…………….20
Выводы ………………………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………………..30
Приложения
Фактор М: максимально высокий уровень выявлен у 3 чел. (18,7 %), преобладающая выраженность фактора — 7 чел. (43,7 %), средний уровень — 6 чел. (37,5 %) и низкий уровень не выявлен.
Фактор Н: максимально высокий уровень выявлен у 3 чел. (18,7 %), преобладающая выраженность фактора — 6 чел. (37,5 %), средний уровень — 6 чел. (37,5 %) и низкий уровень — 1 чел. (6,3 %).
По результатам исследования
коммуникативной и социальной компетентности
в контрольной и
Преобладающее большинство подростков контрольной и экспериментальной групп обладают средним уровнем развития КСК по фактору А. Это означает, что подростки в целом не обладают легкостью и открытостью в общении. Открытыми, легкими, стремящимися к общению как в контрольной, так и в экспериментальной группе обладает значительно меньший процент подростков. Необходимо отметить, что среди подростков есть и такие, которых можно назвать необщительными, замкнутыми (их тоже небольшой процент).
Преобладающий процент
подростков контрольной и
Необходимо отметить, что в экспериментальной группе выявлен больший процент подростков с максимально высоким уровнем выраженности фактора В, что означает, что именно эти подростки в общении используют логическое мышление, сообразительность, внимательность к собеседнику.
Максимально высокий уровень эмоциональной устойчивости наиболее характерен для подростков контрольной группы. В экспериментальной группе преобладает процент подростков с преобладанием выраженности фактора и средний уровень. Такие результаты указывают на то, что подростки контрольной группы более эмоционально устойчивы, зрелы и спокойны. Для подростков экспериментальной группы чуть более характерна эмоциональная неустойчивость, изменчивость, соблазн поддаваться чувствам.
По фактору Д в контрольной группе выявлен в основном средний уровень и преобладающая выраженность фактора Д. В отличие от этого, в экспериментальной группе результаты более разнородны: есть испытуемые с очень высоким и с низким уровнем развития КСК по фактору Д. Таким образом, в целом подростки контрольной группы обладают средним и повышенным уровнем жизнерадостности, беспечности и веселости. А среди подростков экспериментальной группы есть очень жизнерадостные, беспечные и веселые и есть молчаливые и серьезные.
Среди подростков контрольной группы выявлен высокий уровень, преобладание фактора и средний уровень развития КСК по фактору К. У подростков экспериментальной группы выявлены показатели во всех уровнях, но преобладающее большинство обладает средним уровнем выраженности фактора К. Это означает, что подростки контрольной группы, в сравнении со подростками экспериментальной группы, более чувствительны, чаще тянутся к другим, обладают более художественным типом мышления. В отличие от этого, подростки экспериментальной группы значительно чаще полагаются на себя, более реалистичны и рациональны.
По фактору М в контрольной группе чуть больше испытуемых показали средний уровень развития, в экспериментальной группе больший процент обладает преобладающей выраженностью фактора. В связи с этим можно говорить, что подростки контрольной группы более зависимы от группы, более конформны, чаще следуют за общественным мнением.
А подростки экспериментальной группы более независимы и ориентированы на себя.
Таким образом, на первом
этапе исследования проведена диагностика
коммуникативной компетентности подростков
контрольной и
Выводы
На первом этапе исследования
проведена диагностика
Уровень развития
коммуникативных и
Исходя из полученных данных, можно говорить, что коммуникативные и организаторские способности у детей обеих групп не развиты и нуждаются в развитии.
Для развития коммуникативных способностей с подростками должны быть проведены занятия по методу В. Багрунова «Возрождение природного голоса».
Заключение
В ходе выполнения курсовой работы были решены все задачи. Решение первых трёх задач позволило сделать выводы на основе анализа литературы по проблеме развития коммуникативных способностей подростков.
Обобщив имеющиеся научные разработки по проблеме коммуникативных способностей, можно сделать вывод, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является коммуникативная деятельсноть. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.
Коммуникативные способности — это система социально-психологических свойств личности, определяющих или обеспечивающих ее участие в общении с другими людьми или ее вхождение в сотрудничество, совместную деятельность, а тем самым и в человеческую общность.
Коммуникативные способности являются одним из фундаментальных качеств в жизни подростка, коммуникативные знания, умения, навыки, обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса в деятельности подростков.
Вторая, третья четвертая задачи предполагали проведение экспериментального исследования. В рамках решения четвёртой задачи была проведена диагностика коммуникативной компетентности подростков, определен уровень развития коммуникативной компетентности.
Уровень развития
коммуникативных и
Исходя из полученных данных, можно говорить, что коммуникативные и организаторские способности у детей обеих групп не развиты и нуждаются в развитии.
Список использованной литературы
1. Батаршев А. В.Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности./ А. В.Батаршев.- Москва:Изд-во: Владос, 2001 г. - 176 стр.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры./ Эрик Берн; пер. с англ. А. Грузберг. – Москва: Изд-во: Эксмо, 2008 г. - 576 стр.
3.Вердербер Р. Психология общения. / Р. Вердербер, К. Вердербер. – СПб: Изд-во: Прайм-Еврознак, 2007 г. - 416 стр.
4. Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 416 с.
5. Езова С.А. Коммуникативная компетенция // Научные и технические библиотеки. - 2008. - № 4
Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации: учебник / Ф. И. Шарков. – М. : «Социальные отношения»; «Перспектива», 2004. – 246 с
6. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: Автореф. канд. дисс. // Л., 1981.
7. Кочеткова В.Г. Развитие коммуникативной компетенции студентов в условиях информации образования. - Самара: СМГПУ, 2006.
8. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с
9. Лабунская В. А. К проблеме сходства и различия социально-психологической детерминации затруднений в межличностном общении в постсоветский период // Психологический вестник РГУ. - Ростов-на-Дону, 2000. - № 5
10. Леонтьев А. А. Психология общения./ А. А Леонтьев. – Москва: Изд-во: Академия, 2008 г. - 368 стр.
11. Методы практической социальной психологии: диагностика, консультирование, тренинг. / под ред. Ю.М. Жукова. - М.: Аспект-Пресс, 2004.
12. Рейд М. Как развить навыки успешного общения. Практическое руководство. - М.: Эксмо, 2003. - 352 с.
13. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Владос, 2004. - 335 с.
14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии./ С. Л. Рубинштейн. – СПб Изд-во: Питер,
2007 г.- 720 стр.
15. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 461 с.
16. Сушинских. С. Подростковый возраст. Психологические
особенности. [Электронный ресурс] / С.
Сушинских. - Режим доступа:http://www.nnmama.ru/
17. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий/
Б. М. Теплов. - г.Воронеж Изд-во: МОДЭК, 2009 г. - 640 стр.
18. Фетискин Н. П., Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. - Москва., Изд-во Института Психотерапии. 2002. – 490 с.
Приложение 1
Результаты опросника КОС позволяют говорить не об уровне профессиональной пригодности, а скорее, о потенциале оптанта в сфере управления и коммуникаций. Назначение методики: Методика разработана для диагностики потенциальных возможностей людей в развитии их коммуникативных и организаторских способностей. Она базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях (которые знакомы испытуемому по его личному опыту). Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.
Организаторские способности — в их структуре не трудно выделить умение влиять на людей для успешного разрешения ими определенных задач и достижения конкретных целей, умение оперативно разобраться в "ситуативном" взаимодействии людей и направить его в нужное русло, стремление к проявлению инициативы, к выполнению общественной работы.
Коммуникативные способности личности характеризуются умением легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремлением к расширению сферы общения, к участию в общественных или групповых мероприятиях, удовлетворяющих потребность людей в широком, интенсивном общении.
Анализ коммуникативных и организаторских способностей позволяет рассмотреть их структуру, вычленив в ней такие компоненты, которые могут быть индикаторами соответствующих способностей.
Инструкция: «Предлагаемый Вам тест содержит 40 вопросов. Прочитайте их и ответьте на все вопросы с помощью бланка. На бланке напечатаны номера вопросов. Если Ваш ответ на вопрос положителен, то есть Вы согласны с тем, о чем спрашивается в вопросе, то на бланке соответствующий номер обведите кружочком. Если же Ваш ответ отрицателен, то есть Вы не согласны, то соответствующий номер зачеркните. Следите, чтобы номер вопроса и номер в бланке для ответов совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать гот ответ, который Вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова и согласовывайте свой ответ с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важна искренность при ответе».