Влияние метода «Возрождение природного голоса» на коммуникативные навыки детей подросткового возраста.

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить влияние метода В. Багрунова на коммуникативные способности подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы коммуникативных способностей.
2. Проанализировать психологические и физиологические особенности подросткового возраста.
3. Изучить специфика коммуникативных способностей подростков.
4. Подобрать и провести методики выявления психологических аспектов коммуникативных навыков у подростков.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ.
1.1. Коммуникативность………………………………………………………5
1.2. Психологические особенности подросткового возраста………………8
1.3. Специфика коммуникативность в подростковом возрасте…………...15
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование коммуникативных способностей у подростков.
2.1. Диагностический инструментарий исследования…………………..17
2.2. Результаты исследования и их психологический анализ…………….20
Выводы ………………………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………………..30
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

Фактор М: максимально  высокий уровень выявлен у 3 чел. (18,7 %), преобладающая выраженность фактора — 7 чел. (43,7 %), средний уровень — 6 чел. (37,5 %) и низкий уровень не выявлен.

Фактор Н: максимально  высокий уровень выявлен у 3 чел. (18,7 %), преобладающая выраженность фактора  — 6 чел. (37,5 %), средний уровень — 6 чел. (37,5 %) и низкий уровень — 1 чел. (6,3 %).

По результатам исследования коммуникативной и социальной компетентности в контрольной и экспериментальной  группе можно сделать следующие  выводы.

Преобладающее большинство  подростков контрольной и экспериментальной групп обладают средним уровнем развития КСК по фактору А. Это означает, что подростки в целом не обладают легкостью и открытостью в общении. Открытыми, легкими, стремящимися к общению как в контрольной, так и в экспериментальной группе обладает значительно меньший процент подростков. Необходимо отметить, что среди подростков есть и такие, которых можно назвать необщительными, замкнутыми (их тоже небольшой процент).

Преобладающий процент  подростков контрольной и экспериментальной  группы обладает средним уровнем выраженности КСК по фактору В. Это означает, что подростков в целом нельзя назвать внимательными в общении, они зачастую не отличаются сообразительностью и логическим мышлением во взаимодействии.

Необходимо отметить, что в экспериментальной группе выявлен больший процент подростков с максимально высоким уровнем выраженности фактора В, что означает, что именно эти подростки в общении используют логическое мышление, сообразительность, внимательность к собеседнику.

Максимально высокий уровень эмоциональной устойчивости наиболее характерен для подростков контрольной группы. В экспериментальной группе преобладает процент подростков с преобладанием выраженности фактора и средний уровень. Такие результаты указывают на то, что подростки контрольной группы более эмоционально устойчивы, зрелы и спокойны. Для подростков экспериментальной группы чуть более характерна эмоциональная неустойчивость, изменчивость, соблазн поддаваться чувствам.

По фактору Д в  контрольной группе выявлен в  основном средний уровень и преобладающая выраженность фактора Д. В отличие от этого, в экспериментальной группе результаты более разнородны: есть испытуемые с очень высоким и с низким уровнем развития КСК по фактору Д. Таким образом, в целом подростки контрольной группы обладают средним и повышенным уровнем жизнерадостности, беспечности и веселости. А среди подростков экспериментальной группы есть очень жизнерадостные, беспечные и веселые и есть молчаливые и серьезные.

Среди подростков контрольной  группы выявлен высокий уровень, преобладание фактора и средний уровень развития КСК по фактору К. У подростков экспериментальной группы выявлены показатели во всех уровнях, но преобладающее большинство обладает средним уровнем выраженности фактора К. Это означает, что подростки контрольной группы, в сравнении со подростками экспериментальной группы, более чувствительны, чаще тянутся к другим, обладают более художественным типом мышления. В отличие от этого, подростки экспериментальной группы значительно чаще полагаются на себя, более реалистичны и рациональны.

По фактору М в  контрольной группе чуть больше испытуемых показали средний уровень развития, в экспериментальной группе больший  процент обладает преобладающей  выраженностью фактора. В связи  с этим можно говорить, что подростки контрольной группы более зависимы от группы, более конформны, чаще следуют за общественным мнением.

А подростки экспериментальной  группы более независимы и ориентированы  на себя.

По фактору Н в  контрольной группе явное большинство подростков оказалось в группе с преобладающей выраженностью фактора. В экспериментальной группе результаты более разнообразны, есть подростки с высоким, средним, низким уровнем и преобладающей выраженностью фактора. Следовательно можно заключить, что подростки в контрольной группе более склонны контролировать себя, более склонны к подчинению правилам. А среди подростков экспериментальной группы есть такие, которые склонны контролировать себя, умеют подчиняться правилам, но есть и такие, которых можно назвать импульсивными, неорганизованными.

Таким образом, на первом этапе исследования проведена диагностика  коммуникативной компетентности подростков контрольной и экспериментальной  группы.

 

 

 

 

Выводы

На первом этапе исследования проведена диагностика коммуникативной  компетентности в контрольной и экспериментальной группах по двум методикам.

Уровень развития коммуникативных и организаторских  способностей, процентные показатели различного уровня выраженности коммуникативно-социальной компетентности у подростков, выявленный с помощью методик КОС, диагностики коммуникативной и социальной компетентности (КСК).

Исходя из полученных данных, можно говорить, что коммуникативные  и организаторские способности  у детей обеих групп не развиты  и нуждаются в развитии.

Для развития коммуникативных способностей с подростками должны быть проведены занятия по методу В. Багрунова «Возрождение природного голоса».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе выполнения курсовой работы были решены все задачи. Решение первых трёх задач позволило сделать выводы на основе анализа литературы по проблеме развития коммуникативных способностей подростков.

Обобщив имеющиеся научные  разработки по проблеме коммуникативных способностей, можно сделать вывод, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является коммуникативная деятельсноть. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.

Коммуникативные способности — это система социально-психологических свойств личности, определяющих или обеспечивающих ее участие в общении с другими людьми или ее вхождение в сотрудничество, совместную деятельность, а тем самым и в человеческую общность.

Коммуникативные способности являются одним из фундаментальных качеств в жизни подростка, коммуникативные знания, умения, навыки, обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса в деятельности подростков.

Вторая, третья четвертая  задачи предполагали проведение экспериментального исследования. В рамках решения четвёртой задачи была проведена диагностика коммуникативной компетентности подростков, определен уровень развития коммуникативной компетентности.

Уровень развития коммуникативных и организаторских  способностей, процентные показатели различного уровня выраженности коммуникативно-социальной компетентности у подростков, выявленный с помощью методик КОС, диагностики коммуникативной и социальной компетентности (КСК).

Исходя из полученных данных, можно говорить, что коммуникативные  и организаторские способности  у детей обеих групп не развиты  и нуждаются в развитии.

 

 

 

Список использованной литературы

1. Батаршев А. В.Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности./ А. В.Батаршев.- Москва:Изд-во: Владос, 2001 г. - 176 стр.

 

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры./ Эрик Берн; пер. с англ. А. Грузберг. – Москва: Изд-во: Эксмо, 2008 г. - 576 стр.

 

3.Вердербер Р. Психология общения. / Р. Вердербер, К. Вердербер. – СПб: Изд-во: Прайм-Еврознак, 2007 г. - 416 стр.

 

4. Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 416 с.

 

5. Езова С.А. Коммуникативная компетенция // Научные и технические библиотеки. - 2008. - № 4

Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации: учебник / Ф. И. Шарков. –  М. : «Социальные отношения»; «Перспектива», 2004. – 246 с

 

6. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: Автореф. канд. дисс. // Л., 1981.

7. Кочеткова В.Г. Развитие коммуникативной компетенции студентов в условиях информации образования. - Самара: СМГПУ, 2006.

8. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с

 

9. Лабунская В. А. К проблеме сходства и различия социально-психологической детерминации затруднений в межличностном общении в постсоветский период // Психологический вестник РГУ. - Ростов-на-Дону, 2000. - № 5

 

10. Леонтьев А. А. Психология общения./ А. А Леонтьев. – Москва: Изд-во: Академия, 2008 г. - 368 стр.

 

11. Методы практической социальной психологии: диагностика, консультирование, тренинг. / под ред. Ю.М. Жукова. - М.: Аспект-Пресс, 2004.

 

12. Рейд М. Как развить навыки успешного общения. Практическое руководство. - М.: Эксмо, 2003. - 352 с.

 

13. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Владос, 2004. - 335 с.

 

14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии./ С. Л. Рубинштейн. – СПб Изд-во: Питер,

2007 г.- 720 стр.

 

15. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 461 с.

16. Сушинских. С. Подростковый возраст. Психологические особенности. [Электронный ресурс] / С. Сушинских. - Режим доступа:http://www.nnmama.ru/content/vospitanie/Upperschool/PsyArt1

 

17. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий/

Б. М. Теплов. - г.Воронеж  Изд-во: МОДЭК, 2009 г. - 640 стр.

18. Фетискин Н. П., Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. - Москва., Изд-во Института Психотерапии. 2002. – 490 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

"Методика  оценки коммуникативных и организаторских  склонностей" (КОС).

Б.А. Федоришин. Опросник КОС применяется в профориентации для определения того, насколько склонен оптант к сферам деятельности, связанным с управлением деятельностью других людей и с коммуникациями.

Результаты опросника  КОС позволяют говорить не об уровне профессиональной пригодности, а скорее, о потенциале оптанта в сфере управления и коммуникаций. Назначение методики: Методика разработана для диагностики потенциальных возможностей людей в развитии их коммуникативных и организаторских способностей. Она базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях (которые знакомы испытуемому по его личному опыту). Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.

Организаторские способности — в их структуре не трудно выделить умение влиять на людей для успешного разрешения ими определенных задач и достижения конкретных целей, умение оперативно разобраться в "ситуативном" взаимодействии людей и направить его в нужное русло, стремление к проявлению инициативы, к выполнению общественной работы.

Коммуникативные способности личности характеризуются умением легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремлением к расширению сферы общения, к участию в общественных или групповых мероприятиях, удовлетворяющих потребность людей в широком, интенсивном общении.

Анализ коммуникативных  и организаторских способностей позволяет рассмотреть их структуру, вычленив в ней такие компоненты, которые могут быть индикаторами соответствующих способностей.

Инструкция: «Предлагаемый  Вам тест содержит 40 вопросов. Прочитайте их и ответьте на все вопросы с  помощью бланка. На бланке напечатаны номера вопросов. Если Ваш ответ  на вопрос положителен, то есть Вы согласны с тем, о чем спрашивается в вопросе, то на бланке соответствующий номер обведите кружочком. Если же Ваш ответ отрицателен, то есть Вы не согласны, то соответствующий номер зачеркните. Следите, чтобы номер вопроса и номер в бланке для ответов совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать гот ответ, который Вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова и согласовывайте свой ответ с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важна искренность при ответе».

  1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
  3. Долго ли вас беспокоит чувстве обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?
  4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
  6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
  7. Верно ли, что вам приятнее проводить время с книгой или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
  8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?
  9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
  10. Любите ли вы организовывать и придумывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании?
  12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
  13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
  14. Стараетесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
  15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с вашими товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
  17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных дел вы берете инициативу на себя?
  19. Часто ли вас раздражают окружающие вас люди и хочется ли вам побыть одному?
  20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
  21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
  27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых вам людей?
  28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Считаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?
  30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе, классе, группе?
  31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение иди решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
  33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?
  34. Охотно ли вы организовываете различные мероприятия для своих товарищей?
  35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у вас много друзей?
  38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих друзей?
  39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Информация о работе Влияние метода «Возрождение природного голоса» на коммуникативные навыки детей подросткового возраста.