Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:41, курсовая работа
Цель: выявить влияние метода В. Багрунова на коммуникативные способности подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы коммуникативных способностей.
2. Проанализировать психологические и физиологические особенности подросткового возраста.
3. Изучить специфика коммуникативных способностей подростков.
4. Подобрать и провести методики выявления психологических аспектов коммуникативных навыков у подростков.
Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ.
1.1. Коммуникативность………………………………………………………5
1.2. Психологические особенности подросткового возраста………………8
1.3. Специфика коммуникативность в подростковом возрасте…………...15
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование коммуникативных способностей у подростков.
2.1. Диагностический инструментарий исследования…………………..17
2.2. Результаты исследования и их психологический анализ…………….20
Выводы ………………………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………………..30
Приложения
У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Но темпы роста неодинаковы. Больше всего заметно увеличение длины рук и ног. Например, туловище у мальчиков вытягивается после того, как длина рук, ног и размеры таза в поперечнике достигнут своего максимума. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений - появляются неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15-16 лет эти явления постепенно проходят. Рост истинных голосовых связок особенно интенсивен на первом году жизни и в 14-15 лет; к 12 лет голосовые связки у мальчиков длиннее, чем у девочек. Этим объясняется «ломка» голоса у мальчиков, связанная также с гормональной перестройкой организма.
В подростковом возрасте происходит усиленный рост легких; довольно быстро нарастает и общий их объем; к 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению; объемом легких новорожденного. Тип дыхания у мальчиков с 10 лет брюшной, а у девочек - грудной и брюшной.
Возрастные изменения голоса: происходят, как правило, в 12-15 лет. Возрастная мутация обусловлена изменениями гортани (увеличивается в размере у мужчин в 1,5-2 раза, у женщин на 1/3). Голосовые складки увеличиваются в размере по всем параметрам (длина, ширина, толщина), начинают колебаться всей массой. Увеличивается корень языка. Голос не успевает приспособиться к быстрым анатомическим изменениям и звучит неустойчиво. Голос мальчиков понижается на октаву, у девочек - на 1-2 тона.
Характеристики голоса выражено зависят от деятельности желез внутренней секреции (гипофиз, щитовидная железа и половые железы).Так, главную роль в пении выполняет гортань (конечно, совместно в дыхании). Причинами изменения голоса в период мутации являются нарушения координации функций наружных и внутренних мышц гортани и отсутствие согласованности между дыханием и фонацией.
И так, основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.
Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Что же он представляет собой?
Вот его проявления:
Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды
Причина психологических
Для подростков характерна полярность психики:
Характерной чертой
этого возраста является
Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.
Как правило, подростки
направляют умственную
Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости.
Когда говорят,
что ребёнок взрослеет, имеют
в виду становление его
Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность.
Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.
Внешний вид подростка
часто становится источником
постоянных недоразумений и
Внутренне происходит следующее.
У подростка появляется
своя позиция. Он считает себя
уже достаточно взрослым и
относится к себе как к
Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.
Стремление к
Нарушение поведения в подростковом возрасте в значительной мере связывается с хорошо известным явлением акселерации. При этом дело не только и ускорении темпов физического развития и полового созревания, но и в диспропорции между физическим и социальным созреванием подростка. В результате подростки, зрелые и в физическом, и в половом отношении, в течение некоторого периода времени нередко обнаруживают черты психической инфантильности, «детскости» (повышенную внушаемость, подчиняемость постороннему влиянию и т. д.). Эта диспропорция нередко способствует нарушению поведения у подростков, а отсутствие необходимых условий воспитания и обучения может стать причиной неправильного формирования личности.
1.3. Специфика
коммуникативных способностей
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.
Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.
Более всего особенности
личностного развития
У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться.
И так, как ведущей деятельностью в подростковом возрасте является коммуникативная. Подросткам необходимы коммуникативные умения, позволяющие обеспечивать непосредственный эмоциональный контакт с окружающими в процессе обмена информацией, который идет, начиная от содержания речи, звучания голоса и заканчивая позой, жестом, мимикой лица. Одной из существенных причин, вызывающих затруднения в межличностном общении является неумение управлять голосовым аппаратом. Недостаточная сформированность акустических характеристик голоса в значительной мере затрудняет процесс овладения техникой интонирования, способствующей установлению положительных взаимоотношений подростков со сверстниками, родителями, педагогами и т.д.
Наш голос может рассказать о нашем самочувствии т.е. насколько мы здоровы и не напряжены, откуда мы родом, какое получили образование. Наш голос нарисует всю психологическую "картину". Многие из тех, кто мямлил от застенчивости и робости в ранней юности, сохраняют эту привычку и в зрелом возрасте.
Поэтому так важно при воспитании творческой личности подрастающего человека охватывать и такой аспект как развитие голоса. Особенно это важно в тот период становления личности подростка. Именно в этом возрасте интенсивно формируются самосознание, способность к анализу окружающих явлений, возрастает интерес к общению, проявлению себя среди сверстников, выбор будущей профессиональной ориентации.