Влияние метода «Возрождение природного голоса» на коммуникативные навыки детей подросткового возраста.

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить влияние метода В. Багрунова на коммуникативные способности подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы коммуникативных способностей.
2. Проанализировать психологические и физиологические особенности подросткового возраста.
3. Изучить специфика коммуникативных способностей подростков.
4. Подобрать и провести методики выявления психологических аспектов коммуникативных навыков у подростков.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ.
1.1. Коммуникативность………………………………………………………5
1.2. Психологические особенности подросткового возраста………………8
1.3. Специфика коммуникативность в подростковом возрасте…………...15
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование коммуникативных способностей у подростков.
2.1. Диагностический инструментарий исследования…………………..17
2.2. Результаты исследования и их психологический анализ…………….20
Выводы ………………………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………………..30
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 317.00 Кб (Скачать)


Рег. № _______

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

Восточно-Сибирская  государственная академия образования

Институт психологии

Кафедра психодиагностики и дисциплины специализации

 

Cпециальность: 030301

Психология

Квалификация: Психолог

Форма обучения: заочная

 

 

 

Баранова Вера Александровна

 

Влияние метода «Возрождение природного голоса» на коммуникативные  навыки детей подросткового возраста.

Курсовая работа

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

Петров Вячеслав Григорьевич,

канд. психол. наук, доцент

 

 

 

 

Защищена на «____________»  «____» __________2011 г.

 

Иркутск 2011

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ.

    1. Коммуникативность………………………………………………………5
    2. Психологические особенности подросткового возраста………………8
    3. Специфика коммуникативность в подростковом возрасте…………...15

ГЛАВА II. Экспериментальное исследование коммуникативных способностей у подростков.

    1. Диагностический инструментарий исследования…………………..17

2.2. Результаты исследования и их психологический анализ…………….20

Выводы ………………………………………………………………………28

Заключение…………………………………………………………………...29

Список литературы…………………………………………………………..30

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема общения относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. В формировании личности подросткового возраста имеют большое значение коммуникативные способности. Для социализации человека важен каждый возрастной период. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Это самый трудный и сложный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности.

Главное содержание подросткового  возраста составляет его переход  от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. От того, как будет складываться взаимодействие подростков, зависит формирование будущей личности. Актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.

 

Тема исследования: Влияние метода «Возрождение природного голоса» на коммуникативные навыки детей подросткового возраста.

Цель: выявить влияние метода В. Багрунова на коммуникативные способности подростков.

Задачи исследования:

    1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы коммуникативных способностей.
    2. Проанализировать психологические и физиологические особенности подросткового возраста.
    3. Изучить специфика коммуникативных способностей подростков.
    4. Подобрать и провести методики выявления психологических аспектов коммуникативных навыков у подростков.

Объект: коммуникативные способности.

Предмет: метод В. Багрунова и его влияние на коммуникативные способности подростков.

Исходя из выше изложенного, была сформулирована гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование методики В. Багрунова способствует развитию коммуникативных способностей подростков.

Методологическая  база: МОУ СОШ № 64 г. Иркутск

Методы исследования:

- изучение литературных источников;

- Тест - опросник коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) (автор Федоришин Б.А.)

- Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК)

 

 Дипломная работа включает в себя: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ.

1.1 Коммуникативные  способности.

Способность — одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, С. Л. Рубинштейн понимал под способностями «...сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» [с.35]. Аналогичные по содержанию высказывания можно найти и у других авторов.

 Б. М. Теплов выделил  три признака способностей, которые  и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:

1) способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких видов деятельности; 3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения.

Коммуникативные способности — это система социально-психологических свойств личности, определяющих или обеспечивающих ее участие в общении с другими людьми или ее вхождение в сотрудничество, совместную деятельность, а тем самым и в человеческую общность.

Коммуникативные способности – это комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также ее социально-перцептивные и операционно-технические знания и умения, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельности общения. В структуре коммуникативных способностей выделяют следующие блоки: личностный блок; социально-перецептивный; операционно-технический блок.

Все структурные компоненты коммуникативных  способностей выступают в

нерасторжимом единстве в комплексе, обеспечивая регуляцию процесса общения.

Коммуникативные способности  исследовали многие авторы. И если толкование этих способностей у большинства из них примерно одинаково, то заметно различаются подходы к классификации коммуникативных способностей. Проанализировав научную литературу по данному вопросу, можно выделить следующие подходы:

Л. Тайер выделяет два  типа коммуникативных способностей: а) стратегические, выражающие возможности  личности понять коммуникативную ситуацию, правильно в ней сориентироваться и в соответствии с этим сформировать определенную стратегию поведения; б) тактические способности, обеспечивающие непосредственное участие личности в коммуникации.

Наиболее полно, на наш  взгляд, структурирует способности  А. А. Леонтьев. Он выделяет две основные группы коммуникативных способностей: первая из них связана с умениями коммуникативного использования личностных особенностей в общении, а вторая — с владением техникой общения и контакта. Эти две группы способностей объединяют целый комплекс качеств личности (и своеобразных умений), обеспечивающих успешное участие в общении, например: способности управлять своим поведением в общении, комплекс перцептивных способностей, связанных с пониманием и учетом в общении личностных особенностей другого человека, с умениями моделировать личность другого; способности устанавливать, поддерживать контакт, изменять его глубину, входить и выходить из него, передавать и перехватывать инициативу в общении; способности оптимально строить свою речь в психологическом отношении.

А.А. Кидрон под коммуникативными способностями понимал «общую способность, связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели» [, с. 65].

Автор считает, что способность  личности к коммуникации в наиболее общем виде выражается в способности устанавливать социальные контакты с другими людьми, способности входить в разные роли, способность приходить к взаимопониманию в разных условиях интеракции и на разных уровнях обмена информации.

Коммуникативные способности  – это во многом степень успешности использования вербальных и невербальных средств общения, т.к. по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к партнеру по общению.

«Невербальное поведение  человека неразрывно связано с его  психическими

состояниями и служит средством их выражения».[,c.105].

На основе невербального  поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам.

Вербальный вид коммуникации является ключевым элементом человеческого общества. Причем артистичное владение голосом, его тембром, тональностью, умение расставлять акценты подчас становится важнее самого содержания сообщения. Кроме того, различные оттенки голоса формируют в сознании аудитории имидж коммуникатора. Профессиональное владение речью являлось и является важной составной частью успеха многих профессиональных поприщ. Ораторское искусство, начиная с Древней Греции, считалось неотъемлемым качеством вождей, героев и лидеров. В античные времена обучение риторике и приемам ведения диалога сделалось обязательным. Рассказывают, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да говори же ты, наконец, чтобы я мог тебя видеть!»

И действительно, как много смысла, помимо слов, кроется в самом звуке голоса! Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека. Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам многое о его чувствах и характере? Ведь голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли.

На основе анализа  различных подходов к определению  структуры коммуникативных способностей была выработана структура, объединяющая концепции нескольких авторов. Она делит коммуникативные способности на две составляющие. Это, во-первых, социально-перцептивные способности, умения, навыки. К ним относится эмпатия, социально-психологическая наблюдательность, социально-психологическая рефлексия, социально-психологическая перцепция, рефлексивно-самооценочные свойства, контактность (способность вступать в психологический контакт, формировать в ходе взаимодействия доверительные отношения). Во-вторых, это перцептивно-рефлексивные способности личности, выражающие способности отражать и понимать социально-психологические характеристики группы, членом которой является личность, а также способности к пониманию места и роли в группе каждого из участников, в том числе и самого себя.

1.2. Подростковый  возраст. Психологические и физиологические  особенности.

Характеризуя детей  старшего школьного возраста, мы выделяем следующее. Подростковый возраст это период жизни с 12-13 до 17-18 лет. В это время происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим развитием. Принято условно считать, что подростковый возраст заканчивается с прекращением бурного роста.

Условно в подростковом возрасте выделяют собственно подростковый возраст (у девочек с 12 до 16 и у мальчиков с 13 до 17 лет) и юношеский (у девочек от 16, у мальчиков от 17 лет). В физиологическом отношении подростковый возраст обусловлен увеличением выработки целого ряда гормонов, основные из которых гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин. Только их одновременное и сочетанное (взаимодополняющее) действие обеспечивает своевременное и правильное развитие ребенка. В подростковом возрасте происходят постепенная подготовка организма детей к взрослой жизни и соответствующим нагрузкам, не только количественные (увеличение длины и веса тела), но и качественные изменения (окончательное созревание и перестройка всех органов и систем).

В нормальных условиях физическое развитие и половое созревание всегда протекают параллельно и взаимосвязано. Половое созревание начинается с появления так называемых вторичных половых признаков. При этом девочки вступают в период полового созревания примерно на 2 года раньше мальчиков и в дальнейшем созревают тоже быстрее.

Девочки вступают в период полового созревания в 10—12 лет. Параллельно с половым созреванием происходит интенсивный рост, пик скорости роста в среднем приходится на 12 лет и достигает 9  см в год. В 16—18 лет наступает постепенная остановка роста.

У мальчиков сроки начала, и темпы развития полового созревания колеблются в очень широких пределах. Чаще начало полового созревания отмечается в 12-14 лет.

Как у мальчиков, так и у девочек одновременно с увеличением роста нарастает вес тела,  в среднем до 3-5 см в год. Определенному росту должен соответствовать и определенный показатель массы.

У мальчиков и девочек  продолжительность полового созревания составляет в среднем около   5 лет. Сроки начала и продолжительность  полового созревания, как указывалось, колеблются, особенно у мальчиков, в широких пределах. Если отмечается отставание или опережение этих процессов по отношению друг к другу или к возрасту ребенка, необходимо посоветоваться с врачом. Задержка роста и полового созревания, а иногда наследственно обусловлена, когда у одного из родителей или других кровных родственников тоже запаздывали сроки полового созревания. Задержка только роста часто бывает семейной и наблюдается при невысоком росте родителей, причем чем меньше по росту отличаются друг от друга родители, тем меньше отличаются от них по этому показателю и дети. Ускоренное половое созревание чаще связано с акселерацией. При исключении наследственных, семейных особенностей полового созревания крайними сроками его начала у девочек можно считать период не ранее 8 лет и не позднее 12 лет, у мальчиков 10 лет и 14 лет соответственно. При любом сомнении следует обратиться к врачу эндокринологу.

Информация о работе Влияние метода «Возрождение природного голоса» на коммуникативные навыки детей подросткового возраста.