Влияние метода «Возрождение природного голоса» на коммуникативные навыки детей подросткового возраста.

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить влияние метода В. Багрунова на коммуникативные способности подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы коммуникативных способностей.
2. Проанализировать психологические и физиологические особенности подросткового возраста.
3. Изучить специфика коммуникативных способностей подростков.
4. Подобрать и провести методики выявления психологических аспектов коммуникативных навыков у подростков.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ.
1.1. Коммуникативность………………………………………………………5
1.2. Психологические особенности подросткового возраста………………8
1.3. Специфика коммуникативность в подростковом возрасте…………...15
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование коммуникативных способностей у подростков.
2.1. Диагностический инструментарий исследования…………………..17
2.2. Результаты исследования и их психологический анализ…………….20
Выводы ………………………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………………..30
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

 

ГЛАВА II. Экспериментальное исследование коммуникативных способностей у подростков.

2.1 Диагностический инструментарий исследования

Констатирующий эксперимент: исследование подростков проводилось с помощью следующих методик:

              1. Тест - опросник коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) (автор Федоришин Б.А.)

2. Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК)

Краткая характеристика методик:

Тест-опросник КОС 

Цель: исследование коммуникативных и организаторских склонностей.

Возрастной диапазон: от 15 лет.

Тест КОС можно проводить  и с одним испытуемым и с  группой. Испытуемым раздаются тексты опросника, бланки для ответов, и  зачитывается инструкция. Цель обработки  результатов – получение индексов коммуникативных и организаторских склонностей. Для этого ответы испытуемого сопоставляют с дешифратором и подсчитывают количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям.

Уровень развития коммуникативных  и организаторских склонностей характеризуется с помощью оценок по шкале следующим образом.

  • испытуемые, получившие оценку 1, – это люди с низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей;
  • испытуемые, получившие оценку 2, имеют коммуникативные и организаторские склонности ниже среднего уровня. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Во многих делах они предпочитают избегать проявления самостоятельных решений и инициативы;
  • для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей;
  • испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям;
  • испытуемые, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают, потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает, и сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Инструкция, текст опросника, дешифратор и алгоритм расчета индекса коммуникативных и организаторских способностей представлен в Приложении1.

Методика диагностики  коммуникативной социальной компетентности (КСК).

Данная методика предназначена  для получения более полного  представления о личности, составления вероятностного прогноза успешности ее профессиональной деятельности.

Опросник включает в  себя 100 утверждений, расположенных  в циклическом порядке, с тем  чтобы обеспечить удобство отсчета  при помощи трафарета. Для каждого вопроса предусмотрены три альтернативных ответа. Методика рассчитана на изучение отдельных личностных факторов у лиц со средним и высшим образованием.

Методика предусматривает  оценку уровня коммуникативной и  социальной компетентности по 7 шкалам (факторам):

Фактор А

- Высокая оценка +А – открытый, легкий, общительный. 

- Низкая оценка  –А – необщительный, замкнутый. 

Фактор В

  • Высокая оценка +В – с развитым логическим мышлением, сообразительный.
  • Низкая оценка –В – невнимательный или со слаборазвитым логическим мышлением.

Фактор С

  • Высокая оценка +С – эмоционально устойчивый, зрелый, спокойный.
  • Низкая оценка –С – эмоционально неустойчивый, изменчивый, поддающийся чувствам.

Фактор Д

  • Высокая оценка +Д – жизнерадостный, беспечный, веселый.
  • Низкая оценка –Д – трезвый, молчаливый, серьезный.

Фактор К

  • Высокая оценка +К – чувствительный, тянущийся к другим, с художественным мышлением.
  • Низкая оценка –К – полагающийся на себя, реалистичный, рациональный.

Фактор М

  • Высокая оценка +М – предпочитающий собственные решения, независимый, ориентированный на себя.
  • Низкая оценка –М – зависимый от группы, компанейский, следует за общественным мнением.

Фактор Н

  • Высокая оценка +Н – контролирующий себя, умеющий подчинять себя правилам.
  • Низкая оценка –Н – импульсивный, неорганизованный.

Уровневая оценка факторов (в баллах):

  • 16-20 – максимальный уровень;
  • 13-15 – преобладающая выраженность факторов;
  • 8-12 – средний уровень;
  • 5-7 – низкий уровень.

Инструкция, текст методики, ключи и алгоритм обработки результатов  представлены в Приложении 3.

2.2 Результаты  исследования и их психологический  анализ

 

На первом этапе исследования проведена диагностика коммуникативной  компетентности в контрольной и  экспериментальной группах по двум методикам.

Уровень развития коммуникативных  и организаторских способностей у подростков, выявленный с помощью  методики КОС, оказался следующим (табл. 2).

 

 

Таблица 2 - Оценка сформированности коммуникативных и организаторских  способностей подростков

Оценка

группа

контрольная

экспериментальная

Чел.

%

Чел.

%

5

2

13,4

3

18,6

4

3

20

3

18,6

3

4

26,6

3

18,6

2

3

20

5

31,5

1

3

20

2

12,5


 

Среди подростков экспериментальной  группы оценку 3, 4 и 5 получили по 3 чел. (по 18,6 %), оценку 2 - 5 чел. (31,5 %) и оценку 1 - 2 чел. (12,5 %).

В контрольной группе оценка 5 выявлена у 2 чел. (13,4 %), оценка 1, 2 и 4 - по 3 чел. (по 20 %) и оценка 3 - 4 чел. (26,6 %).

В соответствии с результатами можно говорить, что в экспериментальной  группе наибольшее количество подростков обладает низким уровнем развития коммуникативных и организаторских способностей. В то же время в контрольной группе наибольший процент подростков показал средний уровень развития коммуникативных и организаторских способностей. Испытуемых с высоким и очень высоким уровнем в обеих группах выявлен сравнительно небольшой процент.

Исходя из полученных данных, можно говорить, что коммуникативные  и организаторские способности  у детей обеих групп не развиты  и нуждаются в развитии.

Следующей была проведена  методика диагностики коммуникативной  и социальной компетентности. Количественные и процентные показатели различного уровня выраженности коммуникативно-социальной компетентности представлены в табл. 4 и 5.

Таблица 4 - Количественные и процентные показатели подростков с различным уровнем выраженности КСК в контрольной группе

 

факторы

Уровень КСК

максимальный уровень

Преобл. выр-ость фактора

Средний уровень

Низкий уровень

А

Чел.

2

2

9

2

%

13,3

13,3

60,1

13,3

В

Чел.

1

4

9

1

%

6,6

26,6

60,1

6,6

С

Чел.

4

6

4

1

%

26,6

40

26,6

6,6

Д

Чел.

0

6

9

0

%

0

40

60,1

0

К

Чел.

4

4

7

0

%

26,6

26,6

46,8

0

М

Чел.

3

4

8

0

%

20

26,6

53,4

0

Н

Чел.

3

8

4

0

%

20

53,4

26,6

0


 

В контрольной группе выявлены следующие показатели коммуникативно-социальной компетентности:

Фактор А: максимально  высокий уровень — 2 чел. (13,3 %), преобладающая выраженность фактора — 2 чел. (13,3 %), средний уровень — 9 чел. (60,1 %) и низкий уровень — 2 чел. (13,3 %).

Фактор В: максимально  высокий уровень — 1 чел. (6,6 %), преобладание выраженности фактора — 4 чел. (26,6 %), средний уровень — 9 чел. (60,1 %) и низкий уровень — 1 чел. (6,6 %).

Фактор С: максимально  высокий уровень выявлен у 4 чел. (26,6 %), преобладающая выраженность фактора  — 6 чел. (40 %), средний уровень — 4 чел. (26,6 %) и низкий уровень — 1 чел. (6,6 %).

Фактор Д: максимально высокий уровень не выявлен, преобладающая выраженность фактора — 6 чел. (40 %), средний уровень — 9 чел. (60,1 %) и низкий уровень не выявлен.

Фактор К: максимально  высокий уровень выявлен у 4 чел. (26,6 %), преобладающая выраженность фактора  — 4 чел. (26,6 %), средний уровень — 7 чел. (46,8 %) и низкий уровень не выявлен.

Фактор М: максимально  высокий уровень выявлен у 3 чел. (20 %), преобладающая выраженность фактора  — 4 чел. (26,6 %), средний уровень — 8 чел. (53,4 %) и низкий уровень не выявлен.

Фактор Н: максимально высокий уровень выявлен у 3 чел. (20 %), преобладающая выраженность фактора — 8 чел. (53,4 %), средний уровень — 4 чел. (26,6 %) и низкий уровень не выявлен.

Таблица 5 - Количественные и процентные показатели подростков с различным уровнем выраженности КСК в экспериментальной группе

 

факторы

Уровень КСК

максимальный уровень

Преобл. выр-ость фактора

Средний уровень

Низкий уровень

А

Чел.

3

5

6

2

%

18,7

31,2

37,5

12,5

В

Чел.

4

4

8

0

%

25

25

50

0

С

Чел.

2

8

6

0

%

12,5

50

37,5

0

Д

Чел.

2

7

6

1

%

12,5

43,7

37,5

6,3

К

Чел.

1

5

7

3

%

6,3

31,2

43,7

18,7

М

Чел.

3

7

6

0

%

18,7

43,7

37,5

0

Н

Чел.

3

6

6

1

%

18,7

37,5

37,5

6,3


 

В экспериментальной  группе выявлены следующие показатели коммуникативно-социальной компетентности.

Фактор А: максимально  высокий уровень — 3 чел. (18,7 %), преобладающая  выраженность фактора — 5 чел. (31,2 %), средний уровень — 6 чел. (37,5 %) и  низкий уровень — 2 чел. (12,5 %).

Фактор В: максимально  высокий уровень — 4 чел. (25 %), преобладание выраженности фактора — 4 чел. (25 %), средний  уровень — 8 чел. (50 %) и низкий уровень  не выявлен.

Фактор С: максимально  высокий уровень выявлен у 2 чел. (12,5 %), преобладающая выраженность фактора — 8 чел. (50 %), средний уровень — 6 чел. (37,5 %) и низкий уровень не выявлен.

Фактор Д: максимально  высокий уровень — 2 чел. (12,5 %) преобладающая  выраженность фактора —7 чел. (43,7 %) , средний уровень — 6 чел. (37,5 %) и  низкий уровень — 1 чел. (6,3 %).

Фактор К: максимально  высокий уровень выявлен у 1 чел. (6,3 %), преобладающая выраженность фактора  — 5 чел. (31,2 %), средний уровень — 7 чел. (43,7 %) и низкий уровень — 3 чел. (18,7 %).

Информация о работе Влияние метода «Возрождение природного голоса» на коммуникативные навыки детей подросткового возраста.