Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:41, курсовая работа
Цель: выявить влияние метода В. Багрунова на коммуникативные способности подростков.
Задачи исследования: 
1.	Рассмотреть теоретические аспекты проблемы коммуникативных способностей.
2.	Проанализировать психологические и физиологические особенности подросткового возраста.
3.	Изучить специфика коммуникативных способностей подростков.
4.	Подобрать и провести методики выявления психологических аспектов коммуникативных навыков у подростков.
Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ.
1.1.	Коммуникативность………………………………………………………5
1.2.	 Психологические особенности подросткового возраста………………8
1.3.	 Специфика коммуникативность в подростковом возрасте…………...15
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование коммуникативных способностей у подростков.
2.1.	Диагностический инструментарий исследования…………………..17
2.2. Результаты исследования и их психологический анализ…………….20
Выводы ………………………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………………..30
Приложения
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование коммуникативных способностей у подростков.
2.1 Диагностический инструментарий исследования
Констатирующий эксперимент: исследование подростков проводилось с помощью следующих методик:
Краткая характеристика методик:
Тест-опросник КОС
Цель: исследование коммуникативных и организаторских склонностей.
Возрастной диапазон: от 15 лет.
Тест КОС можно проводить и с одним испытуемым и с группой. Испытуемым раздаются тексты опросника, бланки для ответов, и зачитывается инструкция. Цель обработки результатов – получение индексов коммуникативных и организаторских склонностей. Для этого ответы испытуемого сопоставляют с дешифратором и подсчитывают количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям.
Уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей характеризуется с помощью оценок по шкале следующим образом.
Инструкция, текст опросника, дешифратор и алгоритм расчета индекса коммуникативных и организаторских способностей представлен в Приложении1.
Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК).
Данная методика предназначена для получения более полного представления о личности, составления вероятностного прогноза успешности ее профессиональной деятельности.
Опросник включает в себя 100 утверждений, расположенных в циклическом порядке, с тем чтобы обеспечить удобство отсчета при помощи трафарета. Для каждого вопроса предусмотрены три альтернативных ответа. Методика рассчитана на изучение отдельных личностных факторов у лиц со средним и высшим образованием.
Методика предусматривает оценку уровня коммуникативной и социальной компетентности по 7 шкалам (факторам):
Фактор В
Фактор С
Фактор Д
Фактор К
Фактор М
Фактор Н
Инструкция, текст методики, ключи и алгоритм обработки результатов представлены в Приложении 3.
2.2 Результаты 
исследования и их 
На первом этапе исследования 
проведена диагностика 
Уровень развития коммуникативных и организаторских способностей у подростков, выявленный с помощью методики КОС, оказался следующим (табл. 2).
Таблица 2 - Оценка сформированности 
коммуникативных и 
Оценка  | 
  группа  | |||
контрольная  | 
  экспериментальная  | |||
Чел.  | 
  %  | 
  Чел.  | 
  %  | |
5  | 
  2  | 
  13,4  | 
  3  | 
  18,6  | 
4  | 
  3  | 
  20  | 
  3  | 
  18,6  | 
3  | 
  4  | 
  26,6  | 
  3  | 
  18,6  | 
2  | 
  3  | 
  20  | 
  5  | 
  31,5  | 
1  | 
  3  | 
  20  | 
  2  | 
  12,5  | 
Среди подростков экспериментальной группы оценку 3, 4 и 5 получили по 3 чел. (по 18,6 %), оценку 2 - 5 чел. (31,5 %) и оценку 1 - 2 чел. (12,5 %).
В контрольной группе оценка 5 выявлена у 2 чел. (13,4 %), оценка 1, 2 и 4 - по 3 чел. (по 20 %) и оценка 3 - 4 чел. (26,6 %).
В соответствии с результатами можно говорить, что в экспериментальной группе наибольшее количество подростков обладает низким уровнем развития коммуникативных и организаторских способностей. В то же время в контрольной группе наибольший процент подростков показал средний уровень развития коммуникативных и организаторских способностей. Испытуемых с высоким и очень высоким уровнем в обеих группах выявлен сравнительно небольшой процент.
Исходя из полученных данных, можно говорить, что коммуникативные и организаторские способности у детей обеих групп не развиты и нуждаются в развитии.
Следующей была проведена методика диагностики коммуникативной и социальной компетентности. Количественные и процентные показатели различного уровня выраженности коммуникативно-социальной компетентности представлены в табл. 4 и 5.
Таблица 4 - Количественные 
и процентные показатели подростков 
с различным уровнем 
| 
   
 факторы  | 
  Уровень КСК  | ||||
максимальный уровень  | 
  Преобл. выр-ость фактора  | 
  Средний уровень  | 
  Низкий уровень  | ||
А  | 
  Чел.  | 
  2  | 
  2  | 
  9  | 
  2  | 
%  | 
  13,3  | 
  13,3  | 
  60,1  | 
  13,3  | |
В  | 
  Чел.  | 
  1  | 
  4  | 
  9  | 
  1  | 
%  | 
  6,6  | 
  26,6  | 
  60,1  | 
  6,6  | |
С  | 
  Чел.  | 
  4  | 
  6  | 
  4  | 
  1  | 
%  | 
  26,6  | 
  40  | 
  26,6  | 
  6,6  | |
Д  | 
  Чел.  | 
  0  | 
  6  | 
  9  | 
  0  | 
%  | 
  0  | 
  40  | 
  60,1  | 
  0  | |
К  | 
  Чел.  | 
  4  | 
  4  | 
  7  | 
  0  | 
%  | 
  26,6  | 
  26,6  | 
  46,8  | 
  0  | |
М  | 
  Чел.  | 
  3  | 
  4  | 
  8  | 
  0  | 
%  | 
  20  | 
  26,6  | 
  53,4  | 
  0  | |
Н  | 
  Чел.  | 
  3  | 
  8  | 
  4  | 
  0  | 
%  | 
  20  | 
  53,4  | 
  26,6  | 
  0  | |
В контрольной группе выявлены следующие показатели коммуникативно-социальной компетентности:
Фактор А: максимально высокий уровень — 2 чел. (13,3 %), преобладающая выраженность фактора — 2 чел. (13,3 %), средний уровень — 9 чел. (60,1 %) и низкий уровень — 2 чел. (13,3 %).
Фактор В: максимально высокий уровень — 1 чел. (6,6 %), преобладание выраженности фактора — 4 чел. (26,6 %), средний уровень — 9 чел. (60,1 %) и низкий уровень — 1 чел. (6,6 %).
Фактор С: максимально высокий уровень выявлен у 4 чел. (26,6 %), преобладающая выраженность фактора — 6 чел. (40 %), средний уровень — 4 чел. (26,6 %) и низкий уровень — 1 чел. (6,6 %).
Фактор Д: максимально высокий уровень не выявлен, преобладающая выраженность фактора — 6 чел. (40 %), средний уровень — 9 чел. (60,1 %) и низкий уровень не выявлен.
Фактор К: максимально высокий уровень выявлен у 4 чел. (26,6 %), преобладающая выраженность фактора — 4 чел. (26,6 %), средний уровень — 7 чел. (46,8 %) и низкий уровень не выявлен.
Фактор М: максимально высокий уровень выявлен у 3 чел. (20 %), преобладающая выраженность фактора — 4 чел. (26,6 %), средний уровень — 8 чел. (53,4 %) и низкий уровень не выявлен.
Фактор Н: максимально высокий уровень выявлен у 3 чел. (20 %), преобладающая выраженность фактора — 8 чел. (53,4 %), средний уровень — 4 чел. (26,6 %) и низкий уровень не выявлен.
Таблица 5 - Количественные 
и процентные показатели подростков 
с различным уровнем 
| 
   
 факторы  | 
  Уровень КСК  | ||||
максимальный уровень  | 
  Преобл. выр-ость фактора  | 
  Средний уровень  | 
  Низкий уровень  | ||
А  | 
  Чел.  | 
  3  | 
  5  | 
  6  | 
  2  | 
%  | 
  18,7  | 
  31,2  | 
  37,5  | 
  12,5  | |
В  | 
  Чел.  | 
  4  | 
  4  | 
  8  | 
  0  | 
%  | 
  25  | 
  25  | 
  50  | 
  0  | |
С  | 
  Чел.  | 
  2  | 
  8  | 
  6  | 
  0  | 
%  | 
  12,5  | 
  50  | 
  37,5  | 
  0  | |
Д  | 
  Чел.  | 
  2  | 
  7  | 
  6  | 
  1  | 
%  | 
  12,5  | 
  43,7  | 
  37,5  | 
  6,3  | |
К  | 
  Чел.  | 
  1  | 
  5  | 
  7  | 
  3  | 
%  | 
  6,3  | 
  31,2  | 
  43,7  | 
  18,7  | |
М  | 
  Чел.  | 
  3  | 
  7  | 
  6  | 
  0  | 
%  | 
  18,7  | 
  43,7  | 
  37,5  | 
  0  | |
Н  | 
  Чел.  | 
  3  | 
  6  | 
  6  | 
  1  | 
%  | 
  18,7  | 
  37,5  | 
  37,5  | 
  6,3  | |
В экспериментальной группе выявлены следующие показатели коммуникативно-социальной компетентности.
Фактор А: максимально высокий уровень — 3 чел. (18,7 %), преобладающая выраженность фактора — 5 чел. (31,2 %), средний уровень — 6 чел. (37,5 %) и низкий уровень — 2 чел. (12,5 %).
Фактор В: максимально высокий уровень — 4 чел. (25 %), преобладание выраженности фактора — 4 чел. (25 %), средний уровень — 8 чел. (50 %) и низкий уровень не выявлен.
Фактор С: максимально высокий уровень выявлен у 2 чел. (12,5 %), преобладающая выраженность фактора — 8 чел. (50 %), средний уровень — 6 чел. (37,5 %) и низкий уровень не выявлен.
Фактор Д: максимально высокий уровень — 2 чел. (12,5 %) преобладающая выраженность фактора —7 чел. (43,7 %) , средний уровень — 6 чел. (37,5 %) и низкий уровень — 1 чел. (6,3 %).
Фактор К: максимально высокий уровень выявлен у 1 чел. (6,3 %), преобладающая выраженность фактора — 5 чел. (31,2 %), средний уровень — 7 чел. (43,7 %) и низкий уровень — 3 чел. (18,7 %).