Влияние личностных характеристик на выбор профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

В современном обществе актуально и остро встает проблема психологической помощи людям в выборе профессии. Выбор профессии – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Он осложняется тем, что в настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых. Выбор профессии осложняется ещё и тем, что профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным препятствием развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усреднённого ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларированные методы, без представления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.

Оглавление

Введение.................................................................................................................3
Глава I: Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии.
1.1 Подходы к проблеме выбора профессии……………………………………5
1.2 Личностные характеристики как фактор выбора профессии……………..11
1.3 Самооценка как ведущий фактор выбора профессии……………………..15
Выводы по I-ой главе……………………………………………………………20
Глава II: Экспериментальное изучение влияния самооценки на выбор профессии.
2.1 Контингент испытуемых и методики исследования……………………22
2.2 Анализ и интерпретация результатов…………………………………….25
2.3 Рекомендации для выбирающих профессию…………………………….27
Выводы по II-ой главе…………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………..29
Библиография…………………………………………………………………..30
Приложения…………………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Психология Головкин.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

Рассматривая выбор  профессии как систему субъективно-объективных отношений, необходимо остановиться на характеристике как самого объекта выбора профессии – того, что выбирают и субъекта – выбирающего.

Традиционно общая схема  описания профессии подразумевает 4 аспекта:

- социально-экономический (краткая история профессии, её роль в системе народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате, престижности профессии);

- производственно-технический  (данные о технологическом процессе, объекте, орудиях труда, рабочем месте, формах организации труда);

- санитарно-гигиенический  (информация о климатических условиях, характере освещения и других  санитарных факторах, режиме и  ритме труда, медицинских противопоказаниях);

- психофизический (требования  профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности).

  Е.А. Климов намечает восемь  основных факторов, определяющих  профессиональный выбор:

 1) позиция старших, семьи:

Очень часто родители предоставляют  ребёнку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребёнка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-либо учебное заведение;

2) позиция сверстников:

дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние  их на выбор профессии не исключено. Именно позиции микрогруппы может  стать решением в профессиональном самоопределении;

3) позиция школьного  педагогического коллектива (учителя, классного руководителя и т.д.):

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, всё время анализирует интересы, склонности, помыслы и т.д.;

  4) личные профессиональные и жизненные планы:

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдалённом будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека;

5) способности и их  проявления:

способности, таланты учащегося  старших классов необходимо рассматривать  не только в учёбе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности;

6) притязание на общественное  признание;

7) информированность о  той или иной профессиональной  деятельности;

8) склонности.[4]

Выбор профессии отражает определённый уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии, профессиональное самоопределение требуют высокой активности субъекта, зависят от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной сферы.[4]

1.2 Личностные  характеристики как фактор выбора профессии

В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности); темперамент; характер. 

Эти факторы часто  относятся к субъективным. Следующая  группа факторов (их можно назвать  объективными) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности. Часто проблему способностей связывают с одарённостью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь незначительное число профессий.[2]

К.М. Гуревич выделил 3 типа профессий в связи с определением требований, предъявляемых к работнику:

- профессии, где каждый  здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективности деятельности;

- профессии, в которых  далеко не каждый человек может  добиться нужной эффективности;

- профессии, которые  по своей сущности требуют  достижения высших степеней мастерства, они предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека (профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности).[10]

В нашей работе мы будем рассматривать личностные характеристики как факторы выбора профессии. К личностным характеристикам относятся:

1) способности (общие  и специальные); 2) физическое развитие; 3) волевые качества; 4) интересы; 5) склонности; 6) самооценка, самосознание; 7) характер; 8) темперамент; 9) приспособляемость  и т.д.

Способности – индивидуально  психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, лёгкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками. Но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Исследованиями установлено, что способности – прижизненные образования, что их развитие идет в процессе жизни, что среда, воспитание активно формируют их. С начала 20-го века предпринимались попытки измерить способности (зарубежные психологи Айзенк, Кеттел, Спирмен, Бине и др.). Для измерения способностей использовались тесты. Но более верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов в процессе деятельности. Способности бывают общие и специальные. Исследование различных видов специальных способностей проводится главным образом в связи с профессиональной ориентацией. Всё многообразие профессий было предложено (Е.А. Климов) разделить на 5 основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены: П – природа (растения, животные), Т – техника (машины, материалы); Ч – человек, группы людей; З – знаковая система(книги, языки, коды, модели); Х – художественные образы (искусство). При решении задач профориентации целесообразно определить прежде всего склонности молодого человека к перечисленным типам профессии.[5]

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и её динамическим особенностям определённые требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности, сангвиники - для организаторской деятельности, меланхолики – для творческой деятельности в науке и искусстве, флегматики – для планомерной и плодотворной деятельности. Роль темперамента в выборе профессии заключается в  том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциональными факторами.

Существуют 4 пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:

  1. профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности;
  2. 2-ой путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы;
  3. заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов;
  4. основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности – формирование её индивидуального стиля.[10]

Наряду с врожденными  особенностями темперамента на выбор  профессии большую роль его устойчивые приобретенные качества характера.    Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.

Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм); 3) к делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость); 4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень неустойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Характер человека – это сплав  врожденных свойств высшей нервной  деятельности с приобретенными в  течение жизни индивидуальными  чертами. Отдельные свойства характера  зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой. К первой группе относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях  это интерес к новому, в других – к практической деятельности, процессу труда или его результату. Интерес – это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности.

Значение интересов в жизни  человека велико: они побуждают овладеть знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью. 

1.3 Самооценка  как ведущий фактор выбора профессии

Самооценка одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии. Познание самого себя идет через сравнение себя с другими людьми, путем осознания своих возможностей, достижений и сравнения их с успехами и достижениями окружающих людей. Познавая себя, мы одновременно познаем другого человека. Знание других людей помогает самопознанию. Процесс сравнения – основа не только познания мира, но и познание самого себя. Познавая через сравнение качества другого  человека, мы получаем материал, необходимый для выработки собственной оценки. Для лучшего познания мира и себя человек должен прилагать активные усилия. Совершенствование самого себя начинается с процесса самопознания. Нельзя стать лучше, не зная, какие качества характера надо воспитать, а какие – изжить. Без самопознания нельзя правильно наметить программу самовоспитания и самовоспитания. Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе является характерной особенностью повзрослевших детей.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности.[6]

Специфические моменты самосознания, формирование Я-концепции, включающей образ «Я-профессионала», зависят  от степени согласованности идеального и реального «образа-Я» и идеального и реального образа профессии. Соотношение «Я-реального» и «Я-идеального» определяет требование человека к самому себе. 

Я-концепция – это  обобщенное представление о самом  себе, система установок относительно собственной личности. Формирование Я-концепции начинается с раннего детства, проходя ряд этапов.

1) Телесное выделение  себя из окружающего мира начинается  в младенчестве и завершается  к 2-м годам, когда ребенок  понимает, что его тело существует  независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Двухлетний ребенок способен узнавать себя в зеркале, устанавливать границы своих владений («мой ботинок», «моя кукла»), выделяя себя и другого ребенка как отдельных существ.

2) Формирование отношения  к себе происходит в течение дошкольного детства: ребенок, например, считает себя «хорошим» или признает себя «неумехой», в основном такие самооценки ребенка являются прямым отражением отношений к нему окружающих, прежде всего родителей, братьев, сестер. Эти ранние отношения к себе со временем становятся базисными элементами Я-концепции человека, хотя их трудно выявить впоследствии, поскольку они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребенка еще не позволяет их адекватно вербализовать. Дошкольники очарованы собой, и поэтому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, обнаруживая различия в росте, цвете волос, поле, происхождении, симпатиях. Они сравнивают себя со своими родителями, узнают, что у них есть общие черты, и открывают для себя формы поведения, которые стараются перенять. Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники задают множество вопросов: о том, откуда они появились, почему им становятся малы ботинки и т.д. По мере того, как дети узнают, кто они и что собой представляют и начинают расценивать себя как активную силу в своем окружении, они создают из разрозненных знаний когнитивную теорию себя, или «личный сценарий», помогающий им интегрировать свое поведение. Наиболее сильное влияние на развивающийся у ребенка «Я-образ» обычно оказывают родители, поскольку именно они снабжают детей опрелениями правильных и неправильных действий, образцами поведения и оценками поступков, и все это кладется в основу собственных представлений ребенка. Происходит процесс интернализации, в ходе которого ребенок делает социальные правила и нормы поведения частью самого себя, т.е. принимает их как собственные ценности. Вначале ребенок может просто копировать словесные формулировки родителей. Развивающаяся Я-концепция и формирующиеся социальные понятия способствуют попыткам детей управлять своим поведением.

Информация о работе Влияние личностных характеристик на выбор профессии