Общая характеристика педагогической профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Педагогика"

Файлы: 1 файл

Тема 1.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

Тема 1.1. Общая характеристика педагогической профессии                               12фк


 

 

1. Сущность  педагогической деятельности

 

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители  и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

 

Очевидно, что  эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий  и учреждений, производственные и  другие группы, а также в известной  мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность — профессиональная, а во втором — общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

 

Для проникновения  в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу  ее строения, которое можно представить  как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Систем - образующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель (А.Н.Леонтьев).

 

Цель педагогической деятельности связана с реализацией  цели воспитания, которая и сегодня  многими рассматривается как  идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.

 

Цель педагогической деятельности — явление историческое. Она разрабатывается и формируется  как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой потребности и стремления отдельной личности.

 

Большое внимание разработке проблемы целей воспитания уделял А. С. Макаренко, но ни в одной его  работе нет их общих формулировок. Он всегда резко выступал против любых  попыток свести определения целей  воспитания к аморфным определениям типа «гармоническая личность», «человек-коммунист» и т. п. А. С. Макаренко был сторонником педагогического проектирования личности, а цель педагогической деятельности видел в программе развития личности и ее индивидуальных коррективов.

 

В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана  с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

 

Цели педагогической деятельности — явление динамическое. И логика их развития такова, что, возникая как отражение объективных тенденций общественного развития и приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствие с потребностями общества, они складываются в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели — развитию личности в гармонии с самой собой и социумом.

 

Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются  все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие как  единство целей и содержания. Понятие  о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (уроку, экскурсии, индивидуальной беседе и т. п.), но не сводится ни к одной из них. В то же время педагогическое действие является тем особенным, которое выражает и всеобщее, и все богатство отдельного. Обращение к формам материализации педагогического действия помогает показать логику педагогической деятельности. Педагогическое действие учителя сначала выступает в форме познавательной задачи. Опираясь на имеющиеся знания, он теоретически соотносит средства, предмет и предполагаемый результат своего действия.

 

Познавательная задача, будучи решенной психологически, затем  переходит в форму практического  преобразовательного акта. При этом обнаруживается некоторое несоответствие между средствами и объектами педагогического влияния, что сказывается на результатах действия учителя. В связи с этим из формы практического акта действие снова переходит в форму познавательной задачи, условия которой становятся более полными. Таким образом, деятельность учителя-воспитателя по своей природе есть не что иное, как процесс решения неисчислимого множества задач различных типов, классов и уровней.

 

Специфической особенностью педагогических задач является то, что их решения практически никогда не лежат на поверхности. Они нередко требуют напряженной работы мысли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств. Кроме того, искомое не представлено в четких формулировках: оно вырабатывается на основе прогноза. Решение взаимосвязанного ряда педагогических задач очень трудно поддается алгоритмизации. Если же алгоритм все же существует, применение его разными педагогами может привести к различным результатам. Это объясняется тем, что творчество педагогов связано с поиском новых решений педагогических задач.

 

 

2      Остановимся на краткой характеристике в разных видах педагогической деятельности профессиональных функций педагога.

       1. Воспитательная  функция. Она основная, постоянная  по времени, непрерывная как  процесс и самая широкая по охвату людей. Она никогда не прекращается, относится ко всем возрастным группам людей и происходит решительно повсюду. “Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом”. Именно благодаря воспитанию и происходит целенаправленное формирование и развитие личности разносторонне и гармонично развитой. Поэтому эту профессиональную функцию педагога мы вправе считать основной и всеохватывающей.

       2. Обучающая функция. Обучение как раздел учебного процесса относится к сфере деятельности профессионального педагога. Систематическим обучением может заниматься только достаточно подготовленный профессионал. И в то же время обучение представляет собой главное средство воспитания. Обучая, учитель развивает у учащегося главным образом интеллектуальные и познавательные способности, а также формирует у него нравственное и правовое сознание, эстетические чувства, экологическую культуру, трудолюбие, духовный мир. Следовательно, обучающую функцию педагога мы отнесем к числу важнейших профессиональных.

       3. Коммуникативная  функция. Педагогическая деятельность  немыслима без общения. Педагог  именно благодаря общению, в  процессе общения воздействует  на воспитанников, координирует свои действия с коллегами, родителями учащихся, ведет всю учебно-воспитательную работу. Значит, и коммуникативная функция есть профессионально-педагогическая. Она настолько важна, что в последнее время исследованием проблем педагогического общения и педагогики общения занимаются многие ученые педагоги (И. И. Рыданова, Л. И. Рувинский, А. В. Мудрик, В. А. Кан-Калик и др.), психологи (С. В. Кондратьева, К. В. Вербова, А. А. Леонтьев, Я. Л. Коломинский и др.).

       4. Организаторская  функция. Профессиональный педагог имеет дело с разными группами воспитанников, со своими коллегами, родителями учащихся, с общественностью. Ему приходится согласовывать действия разного характера и каждому участнику найти его место, чтобы наилучшим образом проявились его способности. Педагог решает, какое учебно-воспитательное занятие или дело следует организовать, когда (день и час) и где (школа, класс, музей, лес и т.п.) его провести, кто и в какой роли в нем будет участвовать, какое оборудование (оформление) понадобится. Хорошая организация воспитательного дела обеспечивает и высокий результат. Вот почему мы организаторскую функцию считаем профессионально-педагогической.

       5. Коррекционная  функция связана с тем, что  педагог постоянно отслеживает,  диагностирует ход учебно-воспитательного процесса, оценивает промежуточные результаты. Ее же результат не всегда и не сразу бывает таким, каким был мысленно (идеально) задуман, какой ожидался. Педагогу по ходу работы приходится вносить коррективы (исправления) в свои действия и действия воспитанников. Если на основе диагностики не корректировать учебно-воспитательный процесс, то его результат окажется непредсказуемым. Этим и объясняется, что коррекционная функция также является профессиональной для педагога.

       В педагогике и психологии есть и другие суждения о профессиональных функциях (и соответствующих педагогических способностях) учителей. Так, хорошо известны и получили широкое признание исследования психолога Н.В. Кузьминой, проведенные еще в 60-е годы. По ее мнению, основные профессиональные функции учителя следующие: конструктивная, организаторская, коммуникативная и гностическая (первоначально она не значилась). С ее точкой зрения наш подход совпадает в коммуникативной и организаторской функциях.

       Совсем другую классификацию профессиональных функций учителя предлагает психолог А. И. Щербаков. Это две большие группы: а) общетрудовая, куда входят те функции, которые исследованы Н.В. Кузьминой, гностические заменены исследовательскими и б) собственно педагогическая. Смысл такой классификации состоит в том, что первая группа функций действительно может быть отнесена не только к педагогической профессии, но и ко многим другим.

       Представляют интерес подход  и суждения ученых Ю.Н. Кулюткина  (педагог) и Г.С. Сухобской (психолог) о функциональных ролях учителя.  В своей работе на разных  этапах учебно-воспитательного процесса  учитель выступает в роли практического исполнителя собственных планов, затем — в роли методиста и исследователя. Ученые справедливо отмечают, что один и тот же учитель в зависимости от этапа учебно-воспитатель ной работы выступает то в одной, то в другой, то в третьей функции.

       Таковы некоторые подходы разных педагогов и психологов к рассмотрению профессиональных функций педагога.

       Остается сказать, что профессиональные  функции педагога только условно  могут быть рассмотрены раздельно,  а на самом деле они взаимосвязаны.  Так, мы уже говорили, что обучающая функция является частным случаем воспитательной, коммуникативная обслуживает все другие, организаторская соотносится со всеми предыдущими и коррекционная является условием успеха всей учебно-воспитательной деятельности и, значит, связана с соответствующими функциями.

       У каждой профессии есть особенности,  у педагогической — тоже. Рассмотрим  их.

       1. Деятельность педагога имеет  преемственно-перспективный характер. Это означает, что педагог, опираясь  на опыт прошлого, проектирует развитие личности на перспективу, на будущее. Педагог всегда заглядывает вперед: к чему, к какой жизни готовить своих воспитанников. Следовательно, педагогу необходимо профессионально владеть опытом прошлого, особенно хорошо ориентироваться в современной жизни и предвидеть контуры будущего, предвосхищать события, которые могут быть в предстоящей жизни.

       2. Из рассмотренной особенности  профессиональной деятельности  педагога вытекает и следующая:  концентрическое расположение содержания  и организации учебно-воспитательной работы. Это значит, что формирование заданных, даже одних и тех же, черт личности происходит многие годы, все более расширяясь, пополняясь новыми характеристиками, а в чем-то и изменяясь, т.е. происходит углубление и уточнение представления о том же понятии. Так, физическую, нравственную, экологическую культуру, культуру общения и т.п. педагоги начинают формировать уже у дошкольников. Эти же вопросы, но уже на новом витке, в более полном и широком понимании возвращаются к детям в младших классах, в подростковом и юношеском возрасте.

       3. Объект  педагогической деятельности (воспитанник)  — постоянно развивающийся и  меняющийся динамичный индивид  (или группа). Он имеет свои  потребности, цели, мотивы деятельности, интересы и ценностные ориентации, которые регулируют его поведение. И, следовательно, педагогу приходится “приспосабливать” свою работу к особенностям этого объекта, чтобы он стал союзником, активным соучастником учебно-воспитательного процесса. В идеале вместо субъектно-объектного отношения складывается субъектно-субъектное взаимодействие между воспитателем и воспитанником.

       4. Педагогическая  деятельность имеет коллективный  характер. В школе, в других  учебно-воспитательных учреждениях,  работает не педагог-одиночка, а один из членов педагогического коллектива. Это особенно проявляется в том классе, где работает 8-10 преподавателей-предметников и, кроме учителей, есть еще воспитатели. Любой из них достигнет хороших результатов только тогда, когда будет выработана общая цель на перспективу.

       На  эту особенность педагогической  профессии обратил внимание А.С.  Макаренко. Он полагал, что  в коллективе педагогов каждый  учитель, воспитатель, будучи  неповторимой личностью, чем-то  своим обогащает коллектив, и  в свою очередь обогащается сам. Коллектив силен и хорош тот, в котором есть разные учителя: молодые и пожилые, начинающие работать и опытные, мужчины и женщины, любители разных видов искусства. Именно в коллективе учитель получит помощь в случае затруднений, возникающих в работе. В этом состоит смысл коллективного характера работы педагога, составляющего одну из особенностей его профессии.

Информация о работе Общая характеристика педагогической профессии