5. Целенаправленная
и организованная профессиональная
деятельность педагога проходит
в природной и социальной среде.
Она в свою очередь представляет
собой мощный, хотя часто неорганизованный,
случайный и потому неуправляемый фактор,
воздействующий на развитие и формирование
личности. На молодого человека, кроме
педагога, оказывают влияние и средства
массовой информации (СМИ). В этой ситуации,
когда на развитие личности одновременно
воздействует много факторов, педагогу
приходится вести “конкурентную борьбу”
с негативными явлениями и искать союзников
в благоприятной среде.
6. Из
названных особенностей вытекает
следующая: творческий характер педагогической
деятельности. Диагностируя и оценивая
динамичную учебно-воспитательную ситуацию,
педагог постоянно корректирует намеченные
операции, приемы и действия, ищет новые,
оптимальные пути достижения цели. Педагог
в живой работе не может ограничиться
лишь накопленным опытом профессиональной
деятельности. Он постоянно ищет новое,
пополняет и обогащает запас приемов и
методов работы.
7. Результаты
профессиональной деятельности
педагога отдалены во времени,
иногда значительно. Для сравнения
возьмем овощевода, полевода. Каков урожай
— они узнают осенью, т.е. через 4-5 месяцев.
Пекарь подводит итоги своей работы через
час-другой и т.д. Не то — педагог. О том,
каким стал, повзрослев, его бывший ученик,
например, шестилетний первоклассник,
будет известно лишь спустя 12-15 лет. Оправдал
ли надежды талантливый ученик, учитель
узнает только много лет спустя.
В этой
особенности заключена и своя
благоприятная сторона: учитель
живет в благодарной памяти, отзывчивых
душах своих бывших учеников. Картофелевод
не может сказать, что его жизнь продолжается
в клубнях. Здесь уместно обратиться к
идее, которой, пожалуй, не одна тысяча
лет и о которой в своих работах напоминают
психологи А.В. и В.А. Петровские: у людей
есть потребность запечатлеть себя в других.
Чаще всего учитель и не ставит перед собой
специальную задачу запечатлеть себя
в своих учениках. Но это происходит само
собой, независимо от сознания учителя.
И неудивительно, что молодожены приглашают
любимого учителя на свадебное торжество;
молодая мать спешит поделиться с любимым
учителем своей радостью по случаю рождения
первенца. Студент-первокурсник, обучающийся
вдали от родного дома, на первых же каникулах
торопится к своему бывшему классному
руководителю, учителю, чтобы рассказать
об успехах в университете. Подобные невыдуманные
примеры можно многократно продолжать.
Во всех случаях, как и вообще в профессиональной
деятельности педагога, феномен, отмеченный
А. В. и В. А. Петровскими, проявляется непреднамеренно
и непредвзято: учитель естественно продолжается
в своих учениках.
8. Учитель
не имеет права на ошибку
— в его руках — судьба
человека.
Образно
говоря, работа учителя сразу,
без репетиций выполняется набело,
без черновиков (например, в отличие
от театральных постановок), потому
что воспитанники — это неповторимые
личности, живущие не в будущем, а сейчас,
сегодня. Конечно, было бы идеально, если
бы в никакой деятельности ошибок не было.
К сожалению, так не бывает. Но во многих
случаях ошибку без серьезных последствий
можно исправить, устранить брак. Другое
дело— педагогическая деятельность: нельзя
просмотреть, не заметить склонность ребенка
к чему-то {к музыке ли, рисованию и т.п.)
Не проявившийся талант— это вина учителя.
Недопустимо подозревать ребенка в каких-либо
плохих делах, не имея на то достаточных
оснований: он станет скрытным, обидчивым,
недоверчивым ко всем и в первую очередь
— к учителю.
Ошибка
учителя в работе с детьми
может сказаться потом, уже
у взрослого человека, несложьвшейся
жизнью, разочарованием во всем. Тогда
ошибка будет на совести педагога.
9. Особенностью
профессии педагога является
также гуманизм: вера в доброе
начало в каждом ребенке, уважение
к личности, любовь к людям,
желание помочь другим в разных
сложных жизненных ситуациях.
10. Учитель-профессионал
не только учит других, но и
сам постоянно учится, совершенствуя
мастерство. Если он не будет
пополнять свои знания, то наступит
время, когда нечего будет отдавать
другим. Не-прерывное образование,
таким образом, является характерной
особенностью педагогической профессии.
Таковы,
на наш взгляд, существенные особенности
педагогической профессии.
Внимательный
и придирчивый читатель не
без основания заметит, что
те особенности педагогической
профессии, о которых только что
говорилось, присущи и представителям
некоторых других профессий. Так, гуманизм
свойственен и педагогу, и врачу; многофакторность
деятельности — агроному; отдаленность
результатов деятельности во времени
— лесоводу. Не случайно профессию педагога
сравнивают со многими другими, например,
профессией архитектора, садовода, артиста,
инженера, капитана дальнего плавания
и т.п., подчеркивая отдельные черты и некоторые
особенности, в чем-то их сближающие. Но
это лишь подтверждает мысль о разностороннем
и, меж тем, — специфическом, самобытном
характере педагогической деятельности.
И все эти сравнения есть не что иное, как
художественный образ многогранной профессии
педагога, учителя.