Общая характеристика педагогической профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Педагогика"

Файлы: 1 файл

Тема 1.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

       5. Целенаправленная  и организованная профессиональная  деятельность педагога проходит  в природной и социальной среде.  Она в свою очередь представляет собой мощный, хотя часто неорганизованный, случайный и потому неуправляемый фактор, воздействующий на развитие и формирование личности. На молодого человека, кроме педагога, оказывают влияние и средства массовой информации (СМИ). В этой ситуации, когда на развитие личности одновременно воздействует много факторов, педагогу приходится вести “конкурентную борьбу” с негативными явлениями и искать союзников в благоприятной среде.

       6. Из  названных особенностей вытекает  следующая: творческий характер педагогической деятельности. Диагностируя и оценивая динамичную учебно-воспитательную ситуацию, педагог постоянно корректирует намеченные операции, приемы и действия, ищет новые, оптимальные пути достижения цели. Педагог в живой работе не может ограничиться лишь накопленным опытом профессиональной деятельности. Он постоянно ищет новое, пополняет и обогащает запас приемов и методов работы.

       7. Результаты  профессиональной деятельности  педагога отдалены во времени,  иногда значительно. Для сравнения возьмем овощевода, полевода. Каков урожай — они узнают осенью, т.е. через 4-5 месяцев. Пекарь подводит итоги своей работы через час-другой и т.д. Не то — педагог. О том, каким стал, повзрослев, его бывший ученик, например, шестилетний первоклассник, будет известно лишь спустя 12-15 лет. Оправдал ли надежды талантливый ученик, учитель узнает только много лет спустя.

       В этой  особенности заключена и своя  благоприятная сторона: учитель  живет в благодарной памяти, отзывчивых  душах своих бывших учеников. Картофелевод не может сказать, что его жизнь продолжается в клубнях. Здесь уместно обратиться к идее, которой, пожалуй, не одна тысяча лет и о которой в своих работах напоминают психологи А.В. и В.А. Петровские: у людей есть потребность запечатлеть себя в других. Чаще всего учитель и не ставит перед собой специальную задачу запечатлеть себя в своих учениках. Но это происходит само собой, независимо от сознания учителя. И неудивительно, что молодожены приглашают любимого учителя на свадебное торжество; молодая мать спешит поделиться с любимым учителем своей радостью по случаю рождения первенца. Студент-первокурсник, обучающийся вдали от родного дома, на первых же каникулах торопится к своему бывшему классному руководителю, учителю, чтобы рассказать об успехах в университете. Подобные невыдуманные примеры можно многократно продолжать. Во всех случаях, как и вообще в профессиональной деятельности педагога, феномен, отмеченный А. В. и В. А. Петровскими, проявляется непреднамеренно и непредвзято: учитель естественно продолжается в своих учениках.

       8. Учитель  не имеет права на ошибку  — в его руках — судьба  человека.

       Образно  говоря, работа учителя сразу,  без репетиций выполняется набело, без черновиков (например, в отличие  от театральных постановок), потому что воспитанники — это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня. Конечно, было бы идеально, если бы в никакой деятельности ошибок не было. К сожалению, так не бывает. Но во многих случаях ошибку без серьезных последствий можно исправить, устранить брак. Другое дело— педагогическая деятельность: нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то {к музыке ли, рисованию и т.п.) Не проявившийся талант— это вина учителя. Недопустимо подозревать ребенка в каких-либо плохих делах, не имея на то достаточных оснований: он станет скрытным, обидчивым, недоверчивым ко всем и в первую очередь — к учителю.

       Ошибка  учителя в работе с детьми  может сказаться потом, уже  у взрослого человека, несложьвшейся  жизнью, разочарованием во всем. Тогда ошибка будет на совести педагога.

       9. Особенностью  профессии педагога является  также гуманизм: вера в доброе  начало в каждом ребенке, уважение  к личности, любовь к людям,  желание помочь другим в разных  сложных жизненных ситуациях.

       10. Учитель-профессионал  не только учит других, но и  сам постоянно учится, совершенствуя  мастерство. Если он не будет  пополнять свои знания, то наступит  время, когда нечего будет отдавать  другим. Не-прерывное образование,  таким образом, является характерной особенностью педагогической профессии.

       Таковы, на наш взгляд, существенные особенности  педагогической профессии.

       Внимательный  и придирчивый читатель не  без основания заметит, что  те особенности педагогической  профессии, о которых только что говорилось, присущи и представителям некоторых других профессий. Так, гуманизм свойственен и педагогу, и врачу; многофакторность деятельности — агроному; отдаленность результатов деятельности во времени — лесоводу. Не случайно профессию педагога сравнивают со многими другими, например, профессией архитектора, садовода, артиста, инженера, капитана дальнего плавания и т.п., подчеркивая отдельные черты и некоторые особенности, в чем-то их сближающие. Но это лишь подтверждает мысль о разностороннем и, меж тем, — специфическом, самобытном характере педагогической деятельности. И все эти сравнения есть не что иное, как художественный образ многогранной профессии педагога, учителя.


Информация о работе Общая характеристика педагогической профессии