Влияние личностных характеристик на выбор профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

В современном обществе актуально и остро встает проблема психологической помощи людям в выборе профессии. Выбор профессии – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Он осложняется тем, что в настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых. Выбор профессии осложняется ещё и тем, что профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным препятствием развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усреднённого ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларированные методы, без представления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.

Оглавление

Введение.................................................................................................................3
Глава I: Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии.
1.1 Подходы к проблеме выбора профессии……………………………………5
1.2 Личностные характеристики как фактор выбора профессии……………..11
1.3 Самооценка как ведущий фактор выбора профессии……………………..15
Выводы по I-ой главе……………………………………………………………20
Глава II: Экспериментальное изучение влияния самооценки на выбор профессии.
2.1 Контингент испытуемых и методики исследования……………………22
2.2 Анализ и интерпретация результатов…………………………………….25
2.3 Рекомендации для выбирающих профессию…………………………….27
Выводы по II-ой главе…………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………..29
Библиография…………………………………………………………………..30
Приложения…………………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Психология Головкин.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

В ходе беседы мы выяснили следующее: 15 человек считают, что  им присущи качества, которые нужны  для работы по выбранной специальности. По результатам опроса мы видим, что 14 человек на самом деле обладают этими качествами. В тоже время  адекватная самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью соответствует действительности. Те испытуемые, у которых самооценка завышена или занижена, частично переоценивают либо недооценивают свои способности и возможности и выбрали профессию необоснованно.

Большинство старшеклассников выбирают профессию, не прибегая к самооценке, а если и делают это то весьма поверхностно. Целью нашей работы было изучить влияние личностных характеристик на выбор профессии. Проведя ряд исследований, мы подтвердили, выдвинутую гипотезу и достигли цели нашей работы. Мы выяснили, что те испытуемые, которые адекватно оценивают себя, свои возможности и способности действительно обладают качествами, которые необходимы для работы по выбранной специальности. Это подтвердил дифференциально-диагностический опросник. Далее необходимо выделить ряд рекомендаций для людей, выбирающих профессию.

2.3 Рекомендации  для выбирающих профессию

Самооценка как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она формируется в процессе развития личности. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности – одна из важнейших задач людей, выбирающих профессию.

Для старшеклассников –  выпускников выбор профессии  – серьезный шаг. Но проблема в  том, что они слабо ориентируются  в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Все это свидетельствует о том, что психологическое образование как условие формирования объективной самооценки, как условие правильного выбора профессии очень нужно старшеклассникам. Выбирающие профессию слабо аппелируют к самооценке, то есть они не осознают должным образом ее роли в выборе профессии. Большинство из них выбирают профессию, не прибегая к самооценке, а если и делают это, то весьма поверхностно. Это неправильно, т.к. выявление неадекватной самооценки (завышенной либо заниженной) на ранних этапах и последующая работа по ее формированию приводит к положительным результатам.

Прежде всего, выбирающие профессию должны быть сами заинтересованы в правильном выборе профессии, т.к. сеть профконсультаций в нашем городе развита слабо.

 

 

 

  

 

 

Выводы по II главе

Во II главе мы экспериментально изучали самооценку, как ведущий фактор выбора профессии и можем сделать ряд выводов:

    1. Юность – пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное еще  всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности может вызвать неуверенность в себе, а как следствие неправильный выбор профессии.
    2. Для того чтобы сделать объективные выводы по нашему исследованию мы использовали 3 метода исследования: беседа, опрос, тест. В результате мы получили полное подтверждение выдвинутой нами гипотезы: испытуемые, которым присуща адекватная самооценка, сделали правильный выбор, т.к. у них присутствуют качества для работы по выбранной специальности, (это подтвердил дифференциально-диагностический опросник).
    3. Т.к. мы выяснили, что самооценка существенно влияет на выбор профессии, то  формирование самооценки, ее полноты и адекватности – одна из важнейших задач выбирающих профессию.

В I-ой и II-ой главе мы выполнили 4 задачи, выдвинутые нами для достижения цели работы и проверки выдвинутой нами гипотезы, а именно:

1. проанализировали психолого-педагогическую литературу с целью изучения влияние личностных характеристик на выбор профессии;

2. экспериментально изучили  самооценку учащихся, как личностную  характеристику, которая влияет  на выбор профессии;

3. проанализировали влияние  самооценки на выбор профессии;

4. разработали рекомендации  для выбирающих профессию.

Заключение

Выбор профессии - это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность  которых зависит от внешних условий  и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

В психологической  литературе нет единого взгляда  на то, как формируется выбор профессии, и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии.

В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности); темперамент; характер. 

Эти факторы часто  относятся к субъективным. Следующая  группа факторов (их можно назвать  объективными) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности.

Анализируя теоретический  материал, мы предположили, что самооценка, как личностная характеристика, будет  существенно влиять на выбор профессии. В экспериментальной части мы подтвердили сформулированную нами гипотезу и выполнили 4 задачи выдвинутые для достижения цели работы.

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

    1. Абрамова Г.С. «Возрастная психология», М., 1999г.
    2. Дубровина И.В. «Рабочая книга школьного психолога»
    3. «Возрастная и педагогическая психология»/ Под ред. А.В. Петровского, М: Просвещение, 1973г.
    4. Климов Е.А. «Как выбирать профессию», М., 1984г.
    5. Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения», Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996г.
    6. Кон И.С. «Психология юношеского возраста», М., 1984г.
    7. Методика «Самооценка личности», М.В. Гамезо, И.А. Домашенко «Контрольные работы по психологии», М., 1984г.// стр. 33
    8. Столяренко Л.Д. «Основы психологии», Ростов-на-Дону, 1996г.
    9. Столяренко Л.Д. «Общая психология», Ростов-на-Дону, 2000г.
    10. Столяренко Л.Д. «Педагогическая психология», Ростов-на-Дону, 2000г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Экспериментальное изучение самооценки: «Метод ранжирования»

Испытуемому предлагается 50 качеств личности. Он должен выбрать 20, которыми, по его мнению, он обладает сам.

Составить 1-ый ряд качеств, по степени представленности их у  испытуемого.

Составить 2-ой ряд по степени представленности их в идеале.

Мы, адаптировав, этот тест предлагаем только 20 качеств.

«Идеал»

Кач-ва личности

«Я»

d

d2

 

Аккуратность

     
 

Восприимчивость

     
 

Грубость

     
 

Доброжелательность

     
 

Жизнерадостность

     
 

Застенчивость

     
 

Искренность

     
 

Медлительность

     
 

Сдержанность

     
 

Осторожность

     
 

Отзывчивость

     
 

Пунктуальность

     
 

Заботливость

     
 

Капризность

     
 

Мечтательность

     
 

Трусость

     
 

Упорство

     
 

Уступчивость

     
 

Увлеченность

     
 

Гордость

     

d-разность рангов (N «идеала» - N «я»)

d2 – квадрат разности рангов

Q – самооценка


Информация о работе Влияние личностных характеристик на выбор профессии