Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:08, курсовая работа
В современном обществе актуально и остро встает проблема психологической помощи людям в выборе профессии. Выбор профессии – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Он осложняется тем, что в настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых. Выбор профессии осложняется ещё и тем, что профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным препятствием развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усреднённого ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларированные методы, без представления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.
Введение.................................................................................................................3
Глава I: Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии.
1.1 Подходы к проблеме выбора профессии……………………………………5
1.2 Личностные характеристики как фактор выбора профессии……………..11
1.3 Самооценка как ведущий фактор выбора профессии……………………..15
Выводы по I-ой главе……………………………………………………………20
Глава II: Экспериментальное изучение влияния самооценки на выбор профессии.
2.1 Контингент испытуемых и методики исследования……………………22
2.2 Анализ и интерпретация результатов…………………………………….25
2.3 Рекомендации для выбирающих профессию…………………………….27
Выводы по II-ой главе…………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………..29
Библиография…………………………………………………………………..30
Приложения…………………………………………………………………….31
В ходе беседы мы выяснили следующее: 15 человек считают, что им присущи качества, которые нужны для работы по выбранной специальности. По результатам опроса мы видим, что 14 человек на самом деле обладают этими качествами. В тоже время адекватная самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью соответствует действительности. Те испытуемые, у которых самооценка завышена или занижена, частично переоценивают либо недооценивают свои способности и возможности и выбрали профессию необоснованно.
Большинство старшеклассников
выбирают профессию, не прибегая к самооценке,
а если и делают это то весьма
поверхностно. Целью нашей работы было изучить влияние личностных характеристик
на выбор профессии. Проведя ряд исследований,
мы подтвердили, выдвинутую гипотезу и
достигли цели нашей работы. Мы выяснили,
что те испытуемые, которые адекватно
оценивают себя, свои возможности и способности
действительно обладают качествами, которые
необходимы для работы по выбранной специальности.
Это подтвердил дифференциально-
2.3 Рекомендации для выбирающих профессию
Самооценка как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она формируется в процессе развития личности. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности – одна из важнейших задач людей, выбирающих профессию.
Для старшеклассников – выпускников выбор профессии – серьезный шаг. Но проблема в том, что они слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Все это свидетельствует о том, что психологическое образование как условие формирования объективной самооценки, как условие правильного выбора профессии очень нужно старшеклассникам. Выбирающие профессию слабо аппелируют к самооценке, то есть они не осознают должным образом ее роли в выборе профессии. Большинство из них выбирают профессию, не прибегая к самооценке, а если и делают это, то весьма поверхностно. Это неправильно, т.к. выявление неадекватной самооценки (завышенной либо заниженной) на ранних этапах и последующая работа по ее формированию приводит к положительным результатам.
Прежде всего, выбирающие профессию должны быть сами заинтересованы в правильном выборе профессии, т.к. сеть профконсультаций в нашем городе развита слабо.
Выводы по II главе
Во II главе мы экспериментально изучали самооценку, как ведущий фактор выбора профессии и можем сделать ряд выводов:
В I-ой и II-ой главе мы выполнили 4 задачи, выдвинутые нами для достижения цели работы и проверки выдвинутой нами гипотезы, а именно:
1. проанализировали психолого-пед
2. экспериментально изучили самооценку учащихся, как личностную характеристику, которая влияет на выбор профессии;
3. проанализировали влияние самооценки на выбор профессии;
4. разработали рекомендации для выбирающих профессию.
Заключение
Выбор профессии - это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.
В психологической
литературе нет единого взгляда
на то, как формируется выбор
В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности); темперамент; характер.
Эти факторы часто относятся к субъективным. Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности.
Анализируя теоретический материал, мы предположили, что самооценка, как личностная характеристика, будет существенно влиять на выбор профессии. В экспериментальной части мы подтвердили сформулированную нами гипотезу и выполнили 4 задачи выдвинутые для достижения цели работы.
БИБЛИОГРАФИЯ
Приложения
Экспериментальное изучение самооценки: «Метод ранжирования»
Испытуемому предлагается 50 качеств личности. Он должен выбрать 20, которыми, по его мнению, он обладает сам.
Составить 1-ый ряд качеств, по степени представленности их у испытуемого.
Составить 2-ой ряд по степени представленности их в идеале.
Мы, адаптировав, этот тест предлагаем только 20 качеств.
«Идеал» |
Кач-ва личности |
«Я» |
d |
d2 |
Аккуратность |
||||
Восприимчивость |
||||
Грубость |
||||
Доброжелательность |
||||
Жизнерадостность |
||||
Застенчивость |
||||
Искренность |
||||
Медлительность |
||||
Сдержанность |
||||
Осторожность |
||||
Отзывчивость |
||||
Пунктуальность |
||||
Заботливость |
||||
Капризность |
||||
Мечтательность |
||||
Трусость |
||||
Упорство |
||||
Уступчивость |
||||
Увлеченность |
||||
Гордость |
d-разность рангов (N «идеала» - N «я»)
d2 – квадрат разности рангов
Q – самооценка
Информация о работе Влияние личностных характеристик на выбор профессии