Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 21:08, доклад
В жизни человека эмоциональные проблемы приобретают первостепенное значение. Внезапное изменение эмоционального отношения лица, с которым связывались жизненные планы, изменение собственного эмоционального отношения к тому, с кем был близок на протяжении многих лет, является для человека серьезнейшим испытанием в жизни. Выйдя из-под контроля сознания, эмоции людей мешают осуществлению намерений, нарушают межличностные отношения, не позволяют надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье.
- запомнить ощущение расслабления мышцы;
- научиться мысленно представлять движения;
- запомнить последовательность расслабления различных групп мышц.
3. Дыхание и эмоции. Дыхание – самая важная функция организма. Характер дыхания (его глубина, ритмика и др.) зависит не только от обеспечения физиологических потребностей организма в кислороде, меняющихся в зависимости от физической нагрузки. Он весьма тонко отражает эмоциональное состояние человека и является чувствительным индикатором, лакмусовой бумажкой для эмоций. Переходя от дыхания, свойственному стрессу и негативным эмоциям, являющимся его составной частью, к другому типу дыхания, характерному для состояния покоя, человек может изменить свое эмоциональное состояние в лучшую сторону. Для этого необходимо научиться:
а) внимательно следить за своим дыханием, осознавать его. Обычно этот процесс, как и многие другие, совершается автоматически, и мы не привыкли обращать на него особенное внимание;
б) поддерживать брюшное дыхание. Это очень просто, но для некоторых людей представляет определенную проблему, так как вступает в противоречие с их “дыхательными привычками”;
в) мысленно направлять дыхание в нужный участок тела, добиваясь усиления, или реже, ослабления связанных с этой областью физиологических ощущений.
Способ успокоения эмоций, обретения покоя и отрешения от суеты с помощью дыхания существовал еще в древности. Помимо буддизма, различные способы дыхания для достижения определённых состояний сознания используются во многих религиозных, философских и оздоровительных системах. Не случайно само слово “дыхание” в русском языке близко к словам “дух”, “душа”.
4. Элементы биоэнергетики. С тех пор, как понятие “биоэнергетика” вошло в нашу жизнь, в обществе не утихают споры о правомочности и реальности его существования. Представления о биоэнергетике зачастую связаны с мистикой и парапсихологией, а также с суевериями. Все это заслоняет перед взглядом здравомыслящего человека некоторые простые и естественные физиологические феномены, лежащие в основе проверенных многовековой практикой духовных и оздоровительных систем (йога, ци-гун), действительно полезные и вполне доступные каждому человеку.
Опыт показывает, что когда ощущение “энергии” распределяется в теле симметрично, это соответствует комфортному самочувствию и оптимальному функциональному состоянию. И, наоборот, по принципу обратной связи, целенаправленное создание в организме симметричных комфортных ощущений “биоэнергии” приводит его в оптимальное состояние. Отсюда и практическая значимость феномена телесной “энергии”, особенно в аспекте психологической саморегуляции. И дыхательные, и релаксационные упражнения должным образом перестраивают пространственное распределение “телесно-энергетических” ощущений, приводят к нормализации состояния нервной системы и, соответственно, связанной с ней регуляции функций внутренних органов, а также гармонизации психической сферы в целом.
По мере того как с помощью специальных физических упражнений и психотерапевтических процедур (воздействие на участки хронического напряжения мышц, чтобы добиться их расслабления) в сочетании с регулируемым глубоким дыханием человеку удается снять “мышечные зажимы”, “распустить мышечный панцирь”, разрешаются многие психологические проблемы, включая изменение стиля жизни в целом. Человек избавляется от застарелых комплексов, обретая при этом ощущение целостности, единства с миром. Это связано с существованием энергетических центров, понятие о которых имеет весьма древние исторические корни. Оно фигурирует в разных духовных традициях и используется в современных психологических системах [22, с. 105].
Подобная схема использована А. Лоуэном, на ее основании он ввел понятие “заземления” как важной схемы психологического самосовершенствования. На физиологическом уровне оно соответствует гармоничному распределению потоков “энергии” в организме, их естественному протеканию, что способствует приобретению человеком устойчивости в различных жизненных обстоятельствах, оптимальной коммуникации с окружающими. Пользуясь терминологией Д. Боаделлы, творчески развившего это учение, можно выделить три составные части, соответствующие трем центрам: “видение” (верхний центр), “центрирование” (средний центр) и собственно “заземление” (нижний центр). Для развития этих процессов можно использовать психофизические упражнения, направленные на самонаблюдение и концентрацию внимания в соответствующих зонах тела (табл. 4.4).
Таблица 4.4.
Анатомно-физиологическое соответствие
трех “энергетических центров” дань-тань
Энергетические центры | Анатомическое соответствие | Физиологическое соответствие | Психолого-эзотерическое соответствие |
Верхний | Голова, шея | Сознание, психические функции | Интеллектуальный центр |
Средний | Верхние 2/3 туловища | Органы кровообращения, дыхания, пищеварения, верхние конечности | Эмоциональный центр |
Нижний | Нижняя 1/3 туловища, нижние конечности | Репродуктивные органы | Инстинктивно-сексуальный центр |
5. Элементы медитации как способ остановки нескончаемого потока мыслей, неумолкающего внутреннего диалога. Это знание существовало многие десятки веков в буддизме, в йогических школах, в суфизме, а в 1930-е годы было переработано, осовременено, европеизировано И. Шульцем во второй ступени разработанного им аутотренинга. Использовал это и Г. Гурджиев, наш соотечественник и эзотерист, известный во всем мире. Очередная волна популярности подобных методов поднялась в 1970-годы, особенно в США, в период, названный впоследствии “великой метафизической революцией”, и не стихает до сих пор. Называются эти методы медитацией или управляемым измененным состоянием сознания (ИСС).
Польза такого необычного состояния сознания “недумания” помогает в борьбе со стрессами. Наряду с отдыхом и снятием нервного напряжения, ликвидацией проблемы “застревания” на неприятных размышлениях, подобное состояние “умственной паузы” позволяет преодолевать ограничения и негибкость сознательной логики, прислушаться к мнению подсознания, своей интуиции. Медитация дает возможность мозгу отдохнуть, почувствовать свободу, подышать ее вольным воздухом, услышать тишину, увидеть пустоту, ощутить собственную бестелесность.
Иными словами, именно навыки самонаблюдения, наблюдения за ощущениями послужат средством отвлечения от мыслей. В результате можно ощутить в себе истинный покой, он всегда присутствует внутри нас. Необходимо лишь отыскать его в себе, внимательно прислушиваясь к своим ощущениям, к своим внутренним процессам, связанным как с разумом, так и с чувствами. Переживание этого состояния покоя действительно дает возможность познать себя самого, прислушаться к голосу подсознания, получить доступ к внутренней мудрости. Все это помогает найти выход из затруднительной ситуации, дать разрядку накопленным эмоциям и избавиться от назойливого физического дискомфорта. Это и есть самое эффективное средство от стрессов и внутренних проблем. Об этом пишут многие современные исследователи.
Таким образом, интуитивные представления различных древних духовных, целительских и философских систем вполне согласуются друг с другом, так же как и с взглядами современной психологии и психофизиологии. Это касается трехэлементной системы “духовно-энергетических центров”. Большинство психологических проблем возникает из-за односторонности, дисгармонии развития личности. Только пропорциональное, гармоничное ее развитие во всех трех направлениях дает человеку психологическую устойчивость, основанную на трех надежных “точках опоры”.
С точки зрения личностного роста человеку необходимо сознательно добиваться гармоничного сочетания активности всех трех центров для достижения общей цели. В литературе этот принцип получил название “триада достижения успеха”: на физическом уровне – непосредственное действие, на эмоциональном – культивирование позитивных эмоций, связанных с достижением намеченных целей и поддержанием уверенности в успехе, на ментальном (интеллектуальном) – позитивное мышление и образное представление того, что искомый результат получен (техника визуализации и аффирмации).
1. Что означает слово “эмоция”?
2. Какие виды эмоций вы знаете?
3. Какие функции выполняют эмоции?
4. Какова роль эмоций в жизни человека?
5. Почему некоторые эмоции называют отрицательными или “грабительскими”?
6. Каковы причины возникновения отрицательных эмоций?
7. Какую роль играет в жизни “страх”?
8. Что надо сделать для избавления себя от чувства вины?
9. Что такое “стресс”?
10. Назовите причины стресса.
11 Что такое “застенчивость” и какую роль она играет в жизни человека?
12. Как современная культура вторгается в эмоциональный мир человека?
13. Каковы отношения между разумом и эмоциями?
14. Почему необходимо управлять эмоциями?
15. Какие системы регуляции эмоций вы знаете, в чем их сущность?
16. Что представляет собой эмоциональность человека?
17. Как связаны эмоциональность и темперамент человека?
18. Какие механизмы релаксации вы знаете?
19. Как можно овладеть способом управления эмоциями на основе “Закона эмоциональной константности”?
20. Что представляет собой “триада достижения успеха”?
Рекомендуемая литература
1. Березин Ф.Б Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988.
2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. – М., 1995.
3. Брукс Ч. Чувственное сознавание: Как вернуть себе полноту осознавания. – М.,1997.
4. Бурно М.Е. Клиническая психотерапия, – М., 2000.
5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976
6. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б. Уколова М.А. Адаптационные реакции и резистентность организма. – Ростов на Дону, 1990.
7. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. – Киев, 1989.
8. Грофф С. Путешествие в поисках себя. – М., 1994.
9. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник. – М., 1997.
10. Зимбардо Ф. Застенчивость: Что это такое и как с ней справиться? – СПб., 1996.
11. Изард К. Психология эмоций. – СПб, 1999.
12. Клапаред Э. Чувства и эмоции. Психология эмоций. Тексты. – М., 1984.
13. Косицкий Г.И., Смирнов В.М. Нервная система и стресс. – М.,1970.
14. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М., 1971.
15. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. – Л., 1986.
16. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела. – М., 2000.
17. Панкратов В.Н. Искусство управлять собой. – М., 2001.
18. Папуш М.П. Практическая психотехника. – М., 1997.
19. Психология эмоций. Тексты. Под ред. Вилюнаса В.К. Гипперейтер Ю.Б. – М., 1980.
20. Роттердамский Э. Философские произведения. – М., 1986.
21. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.,1979.
22. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Физиологический ориентированный подход к решению психологических проблем (метод РЕТРИ). – М., 2001.
23. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1979.
24. Симонов П.В. Мотивированный мозг. – М., 1987.
25. Стивенс Дж. Приручи своих драконов. Как обратить свои недостатки в достоинства. – С-Пб, 1995.
26. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. – М., 1981.
27. Тигранян Р.И. Стресс и его значение для организма. – М.,1988.
28. Трейси Б. Достижение максимума. Последовательный план для обретения успеха. – М., 2000.
29. Хаббард Р. Дианетика. – М., 1991.
30. Хей Луиза Л. Исцели себя сам. – Кишинёв, 1996.
31. Щекин К. Как снять стресс. – М., 1993.