Управление эмоциями

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 21:08, доклад

Краткое описание

В жизни человека эмоциональные проблемы приобретают первостепенное значение. Внезапное изменение эмоционального отношения лица, с которым связывались жизненные планы, изменение собственного эмоционального отношения к тому, с кем был близок на протяжении многих лет, является для человека серьезнейшим испытанием в жизни. Выйдя из-под контроля сознания, эмоции людей мешают осуществлению намерений, нарушают межличностные отношения, не позволяют надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье.

Файлы: 1 файл

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ.doc

— 331.00 Кб (Скачать)


 

 

Глава ІV.
УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ

 

В жизни человека эмоциональные проблемы приобретают первостепенное значение. Внезапное изменение эмоционального отношения лица, с которым связывались жизненные планы, изменение собственного эмоционального отношения к тому, с кем был близок на протяжении многих лет, является для человека серьезнейшим испытанием в жизни. Выйдя из-под контроля сознания, эмоции людей мешают осуществлению намерений, нарушают межличностные отношения, не позволяют надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье.

При этом непосредственные причины затруднений находятся не вне человека, а в нем самом и определяются не ограниченностью знаний, не недостатками физического или психического развития, или отсутствием соответствующих способностей, а нежелательными, непонятными и не поддающимися контролю эмоциями. Чтобы преодолеть такого рода затруднения, необходимо познать те явления, которыми они обусловлены, установить законы их развития. Решение этих проблем имеет большое практическое и социальное значение.

 

4.1. Виды эмоций, их функции
и причины возникновения

 

Под эмоциональными явлениями в современной психологии понимаются субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям. Само слово “ эмоция” в переводе с латинского означает возбуждать, волновать, потрясать. Эмоции тесно связаны с потребностями, поскольку, как правило, при удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции и, наоборот, при невозможности получить желаемое – отрицательные.

Каждая эмоция своеобразна по своим источникам, переживаниям, внешним проявлениям и способам регуляции. Спектр человеческих эмоций чрезвычайно богат и включает целую палитру различных эмоциональных состояний. Можно сказать, что человек – наиболее эмоциональное из живых существ. Он обладает в высшей степени дифференцированными средствами внешнего проявления эмоций и широким разнообразием внутренних переживаний. От того, в каких условиях зарождается эмоция, ее функции будут различны.

 

4.1.1. Функции эмоций

 

Вопрос о функциях является ключевым и пронизывающим всю психологию эмоций. В литературе приводится различный перечень функций, мы назовем лишь самые существенные.

Отражательно  – оценочная функция эмоций. Учеными установлено, что эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуальною опыта. П.В. Симонов показал, что эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностъю ее удовлетворения, т.е. при недостатке или избытке актуальных сведений, необходимых для достижения цели, а степень эмоционального напряжении определяется потребностью и дефицитом информации, необходимой для  её удовлетворения. Таким образом, в ряде случаев знания, информированность личности позволяют избежать эмоций, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности [24].

Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации, Так, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях. Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает. Понимание того, что страх может быть следствием недостатка информации, позволяет его преодолеть. Реакцию удивления можно рассматривать как своеобразную форму страха, которая пропорциональна разнице между предвидимой и фактически полученной дозой информации. При удивлении внимание сосредоточивается на причинах необычного, а при страхе – на предвосхищении угрозы. Понимание родства удивления и страха позволяет преодолеть страх, если перенести акцент с результатов события на анализ его причин.

Следует отметить, что способность эмоций производить оценку хорошо согласуется с их характеристиками: возникновение в значимых ситуациях, предметность, зависимость от потребностей и др. Основной вывод, следующий из анализа всех этих характеристик, заключается в том, что эмоции не являются опосредствованным продуктом мотивационной значимости отражаемых предметов, ими эта значимость оценивается непосредственно и выражается, они сигнализируют о ней субъекту.

 

Функция побуждения (мотивирующая роль эмоций). Субъектом отчетливо переживаются возникшие у него эмоциональные побуждения, если только этому не препятствуют другие побуждения (например, желание не причинять зла другим, быть верным чувству долга и т.п.). Этот простой факт и лежит в основе концепций, утверждающих, что эмоции (включая в них и желания) мотивируют поведение. О способности эмоций побуждать к действиям говорят другие, более специфические их функции. Так, в критических условиях, при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, травмирующих, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций, развивается особый вид эмоциональных процессов, так называемые аффекты. Одно из функциональных проявлений аффекта заключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой закрепившиеся в эволюции способы “аварийного” разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессия и т.п. Известно, что и другие ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность, тоже способны “навязать” человеку определенные поступки, даже если они для него нежелательны.

Дезорганизующая функция (способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность). Эмоции организуют некоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внимание, что, естественно, может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несет, все зависит от условий, в которых она проявляется. Даже такая грубая биологическая реакция человека, как аффект, при определенных условиях может оказаться полезной, например, когда от серьезной опасности ему приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость. Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций. На этом основании не может быть оправдано противопоставление полезности и вредности эмоций.

Регулирующая функция. Это две взаимодополняющие функции, выполняемые эмоциями по отношению к определенным психическим процессам, то есть представляющие собой частные случаи общего регулирующего их влияния.

Во-первых, речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта. Эта функция обсуждается под разными названиями:

• закрепления-торможения (П.К. Анохин);

• следообразования (А.Н. Леонтьев);

• подкрепления (П.В. Симонов).

Она указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия, которые их возбудили. Особенно ярко следообразующая функция появляется в случаях экстремальных эмоциональных состояний (работы Я.М. Калашника и А.Р. Лурия).

Во-вторых, осуществляемая ими эвристическая функция.

Переключающая функция эмоции. Эмоция есть активное состояние системы особых мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации или максимизации этого состояния. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная эмоция – об удалении от него, субъект стремится максимизировать (усилить, продлить, повторить) первое состояние и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) второе.

Переключающая функция эмоций обнаруживается как в сфере врожденных форм поведения, так и при осуществлении условно-рефлекторной деятельности, включая ее наиболее сложные проявления. Оценка вероятности удовлетворения потребности может происходить у человека не только на осознаваемом, но и на неосознанном уровне (например: интуиция, “предчувствие решения”). Эта функция эмоций особенно ярко обнаруживается в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности (борьба между чувством страха и чувством долга, между страхом и стыдом) и при оценке вероятности ее удовлетворения (например: переориентировка на менее важную, но легко достижимую цель: “синица в руках” побеждает “журавля в небе”).

Подкрепляющая функция эмоций. Необходимость вовлечения мозговых механизмов эмоции в процесс выработки условного рефлекса зависит от реакции субъекта на условный сигнал. Непосредственным подкреплением является не удовлетворение каких-либо потребностей, а получение желательных (приятных, эмоционально положительных) или устранение нежелательных (неприятных) стимулов.

Компенсаторная (замещающая) функция эмоций. Будучи активным состоянием системы особых мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечения энграмм этих сигналов из памяти, вегетативные функции организма. Именно в последнем случае особенно наглядно обнаруживается компенсаторное значение эмоций.

Итак, эмоция сама по себе не несет информацию об окружающем мире, недостающая информация пополняется путем поискового поведения, совершенствования навыков, мобилизации хранящихся в памяти энграмм. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.

 

4.1.2. Причины, вызывающие эмоции

 

Эмоциональная система редко функционирует в полной независимости от других систем. Некоторые эмоции или их комплексы фактически всегда появляются и взаимодействуют с перцептивной, когнитивной и двигательной системами, а эффективное функционирование личности зависит от баланса в деятельности различных систем и их интеграции. Так как эмоция любой интенсивности имеет тенденцию организовать действие организма как целого, все физиологические системы и органы до некоторой степени включаются в нее.

При этом активация эмоций представляет собой изменения в нервной системе, которые порождают эмоциональный процесс, сопровождающийся в своей кульминации субъективным переживанием специфической эмоции. Эти изменения отличаются от тех внутренних и внешних феноменов, которые их обусловливают и которые рассматриваются обычно как “причины” или “детерминанты” эмоции. Б.Томкинс доказал, что нервная активация всех эмоций может быть описана с помощью принципа плотности нервного возбуждения. Он считает, что одни эмоции постоянно проявляются при повышении нейронной стимуляции, другие при ее уменьшении, а некоторые при достижении ею устойчивого уровня. Кроме того, нейронные механизмы, относящиеся к специфическим эмоциям, могут быть генетически запрограммированы к избирательному восприятию определенных воздействий. Предполагается, что последнее действует по-разному в зависимости от возраста, а также от зрелости эмоциональных механизмов индивида и его способности преобразовывать условия, вызывающие эмоцию.

В связи с этим представляет интерес знание о том, как формируются и развиваются эмоции человека. Согласно теории Джеймса-Ланге сердцебиение начинается не от того, что мы чувствуем волнение, лицо краснеет не из-за чувства стыда. По их мнению, все как раз происходит наоборот. Видимые проявления обманчивы. Так же как люди, опираясь на очевидность здравого смысла, тысячелетия думали, что Солнце вращается вокруг Земли, пока Коперник не поставил все на свои места, так и отношения между эмоциями и их внешними проявлениями надо поменять местами. По Джеймсу и Ланге, эмоция начинается с того, что вначале происходят управляемые нервной системой изменения состояния мышц и внутренних органов, которые воспринимаются мозгом, и лишь потом возникает собственно человеческое чувство, та часть эмоции, которую мы осознаем, когда радуемся или страдаем.

Иными словами, вначале мы реагируем на ситуацию автоматически, инстинктивно. Этот процесс протекает очень быстро, без участия нашего сознания, и его результатом являются эмоционально-инстинктивные физиологические изменения и связанные с ними ощущения. И уже только потом мы осознаем их и тем самым узнаем собственные эмоции, свои чувства. С точки зрения современной психофизиологии У. Джеймс был совершенно прав в том, что вызванные эмоциями физиологические сдвиги происходят раньше, чем эмоция становится осознанной. Дело в том, что вегетативное обеспечение эмоций и связанные с ним телесные ощущения управляются рефлекторными, подсознательными механизмами, которые срабатывают раньше, чем эмоциональная реакция оказывается представленной на уровне сознания.

Таким образом, наши обычные эмоции есть не что иное, как условные рефлексы, функционирующие на неосознаваемом уровне. Механизм эмоциональной реакции срабатывает автоматически, и только ее результат становится доступным осознаванию. При этом если человек фиксирует на нем внимание, то может сказать “я разгневан”. Если же внимание на этом не акцентируется, то эмоции создают просто некоторый фон, на котором протекает деятельность человека и от которого во многом зависит его функциональное состояние. Обыкновенно говорят: мы огорчены и поэтому плачем, мы дрожим, потому что испугались и т.п. А согласно теории Джеймса-Ланге, порядок событий формулируется так: мы опечалены, потому что плачем, мы боимся из-за того, что дрожим. По их мнению, если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, то не было бы и эмоции. Если мы представим себе какую-нибудь эмоцию и мысленно вычтем из нее все телесные ощущения, с нею связанные, то от нее, в конце концов, ничего не останется, то есть человеческая эмоция, лишенная всякой телесной подкладки, есть ни что иное, как пустой звук.

Эмоции могут также возникать без всякого воздействия на психику, под влиянием чисто химических и лекарственных воздействий. Известно, что вино “веселит сердце человека”, вином также можно “залить тоску”. Гриб мухомор вызывает припадки бешенства и склонность к насилию. Его настой в старину давали воинам, чтобы привести их в “кровожадное состояние”. Гашиш может вызвать припадки буйства. Эмоции также возникают под влиянием внутренних причин в патологических случаях. При заболеваниях сердца и аорты появляется тоска. При многих заболеваниях появляются страх или радость без прямых объектов этих эмоций: больной боится, не зная чего, или счастлив без причины.

Механизм подобной неосознаваемой “выученной реакции” был изучен еще в 1960-е годы в классических опытах Р. Лайндли и К. Моуэра. У испытуемых был выработан условный рефлекс отдергивания пальца на звуковой сигнал, предупреждающий об ударе током. Эта реакция продолжалась и после того, как человек знал, что ударов током уже больше не будет. И что самое важное, подавить ее усилием воли не удавалось, так как двигательная реакция не успевает подчиниться сознательному контролю и бессознательные механизмы управления срабатывают быстрее. Точно так же ведут себя и эмоции (как условные рефлексы, которым человек обучился в раннем детстве и которые усвоились глубоко и прочно, перейдя на стадию автоматизации навыка), исполняясь на неосознаваемом уровне. И только уже в более или менее зрелом возрасте человек может переучиться, чтобы взять свои эмоции под сознательный контроль.

Информация о работе Управление эмоциями