Управление эмоциями

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 21:08, доклад

Краткое описание

В жизни человека эмоциональные проблемы приобретают первостепенное значение. Внезапное изменение эмоционального отношения лица, с которым связывались жизненные планы, изменение собственного эмоционального отношения к тому, с кем был близок на протяжении многих лет, является для человека серьезнейшим испытанием в жизни. Выйдя из-под контроля сознания, эмоции людей мешают осуществлению намерений, нарушают межличностные отношения, не позволяют надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье.

Файлы: 1 файл

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ.doc

— 331.00 Кб (Скачать)

Что касается движений всего тела, пантомимики, то здесь удалось выявить одну отчетливую комплексную реакцию, возникающую в ответ на сильный внезапный раздражитель, прежде всего звуковой. Это так называемая реакция вздрагивания. Некоторые авторы считают, что эта реакция предшествует собственно эмоциональным реакциям. К последним можно относить лишь более развитые ее формы, которые  носят явный отпечаток социальной обусловленности.

 

Физиологическое выражение эмоций

 

Эмоции выражаются не только в двигательных реакциях (мимике, жестах), но и в уровне тонического напряжения мышц. Многие рассматривают повышенный мышечный тонус как показатель отрицательного эмоционального состояния (дискомфорта), состояния тревоги. Тоническая реакция диффузна, генерализована, захватывает все мышцы и тем затрудняет выполнение движений. В конечном счете, она ведет к тремору и хаотичным, неуправляемым движениям. Поэтому лица, страдающие от различных конфликтов, особенно с невротическими отклонениями, характеризуются, как правило, большей скованностью движений, чем другие. Р. Мальмо с сотрудниками показали, что мышечная напряженность у психических больных выше, чем в контрольной группе. Особенно она высока у психоневротиков с преобладанием патологической тревожности. Многие психотерапевтические приемы связаны со снятием этой напряженности, например, методы релаксации и аутогенной тренировки. Они учат расслабляться, в результате чего уменьшается раздражительность, тревожность и связанные с ними нарушения.

Важным компонентом эмоции является изменение активности вегетативной нервной системы. Вегетативные проявления эмоций весьма разнообразны: изменение сопротивления кожи (КГР), частоты сердечных сокращений, кровяного давления, расширение и сужение сосудов, температура кожи, гормональный и химический состав крови и др. Известно, что во время ярости повышается уровень норадреналина и адреналина в крови, учащается ритм сердца, перераспределяется приток крови к мышцам и головному мозгу, расширяются зрачки. Благодаря этим эффектам животное подготавливается к интенсивной физической деятельности, необходимой для выживания. В таблице 4.2 приведено краткое сравнение двух противоположных реакций [22, с. 43]:

Таблица 4.2

Сравнение противоположных реакций

 

Физиологические показатели

Реакция
напряжения

Реакция
расслабления

Сердцебиение

Повышается

Замедляется, нормализуется

Артериальное давление

Повышается

Снижается, нормализуется

Дыхание

Учащается

Замедляется,
успокаивается

Кровоснабжение внутренних органов

Уменьшается (кровь приливает к мышцам)

Восстанавливается

Работа органов пищеварения

Снижается выработка пищеварительных соков

Восстанавливается

Уровень сахара в крови

Повышается

Снижается, нормализуется

Доминирующий отдел нервной системы

Симпатический

Парасимпатический


 

 

Особую группу эмоциональных реакций составляют изменения биотоков головного мозга. Физиологи считают, что у животных коррелятом эмоциональною напряжения является ритм настораживания. Эмоциональные состояния человека находят отражение в электроэнцефалограммах (ЭЭГ), скорее всего в изменении соотношения основных ритмов: дельта, тета, альфа и бета. Изменения ЭЭГ, характерные для эмоций, наиболее отчетливо возникают в лобных областях.

 

 

4.2.3. Влияние положительных и отрицательных эмоций
на душевное состояние человека

 

Известно, что наивысшим человеческим благом является душевный покой, который является существенной предпосылкой для счастья и получения наслаждений и удовольствий от работы и личной жизни. Это состояние гармонии с собственными высшими ценностями и внутренними убеждениями. Противоположностью внутреннему покою является негативизм, основанный на отрицательных эмоциях, которые являются главной причиной невысоких достижений и неудач. Отрицательные эмоции делают людей больными физически и душевно, разрывают отношения, подрывают карьеру. Они убивают радость, очень вредны и являются величайшими врагами человеческого счастья. Устранение отрицательных эмоций – дело каждого, кто стремится к большим успехам и достижениям. Мир в душе возможен только при отсутствии негативизма, одно исключает другое.

В связи с этим необходимо знать, какие эмоции относятся к отрицательным. Б. Трейси, изучая эту проблему, выделил такие наиболее значимые негативные эмоции, назвав их “смертоносными”:

- нетерпимость, самый распространенный и опасный враг, который вытесняет на второй план разум, логику и факты;

- алчность или жадность;

- мстительность, которая всегда живет рядом с алчностью. Такие люди не удовлетворяются тем, что отнимают у других их имущество, они стремятся уничтожить еще и их репутацию;

- зависть – коренная отрицательная эмоция, которая дружит с алчностью и мстительностью;

- эготизм и подозрительность, когда человек слишком любит себя или слишком подозрительно относится к окружающим [28, с. 207].

Широко распространенные и легко устанавливаемые эмоции – это сомнение и страх. Сюда же относятся вина и негодование, которые, обычно, следуют друг за другом, как близнецы. Следом за ними идет ревность, величайший разрушитель счастья и человеческих отношений. Учеными определено более 50 отрицательных эмоций. Все они в итоге сплавлены и выражены в одной фундаментальной отрицательной эмоции – злости. Это худшая из всех отрицательных эмоций, а также самая мощная и разрушительная. Однажды возникнув, злость всегда находит выражение либо вовне, либо внутри. Внутри она выражается в том, что человек становится больным, пытаясь подавить или заглушить свои недобрые чувства. Выражая же свою злость открыто, он наносит вред своим взаимоотношениям с другими людьми. Чем дольше сохраняется злость, тем более всепоглощающей она становится. Она похожа на лесной пожар, не поддающийся тушению.

Дж. Стивенс в своей книге “Приручи своих драконов” говорит о существовании семи типов поведенческих реакций, которые сковывают внутренний рост человека, достижение им зрелости и реализациию его потенциальных возможностей. К ним он относит: высокомерие, самоуничижение, нетерпеливость, мученичество, жадность, саморазрушение, упрямство [25]. Следует, по его мнению, избавиться от собственных внутренних страхов, что совершенно необходимо для высвобождения заключающихся в человеке потенциальных жизненных сил и является своего рода проверкой его возможностей.

Страх лежит в основе многих разновидностей комплекса неполноценности человека, в том числе и застенчивости. Застенчивость – понятие растяжимое, и, как считает Ф. Зимбардо, имеет много разновидностей [10]. Это сложное состояние и оно может оказывать самые разнообразные воздействия: от легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов. У застенчивости широкий спектр психических состояний: от испытываемой время от времени неловкости в присутствии других людей до всепоглощающей тревоги, которая может до основания разрушить жизнь человека. Для некоторых людей застенчивость – это выбранный ими образ жизни, для других она – наказание, словно пожизненное заключение без всякой надежды на освобождение. Но все же застенчивость можно победить, забыть о ней. По результатам исследования Ф. Зимбардо около 40% опрошенных сообщили, что раньше они часто стеснялись, но теперь с этим покончено.

Таким образом, застенчивость включает в себя целый комплекс проблем и требуется множество различных приемов для их преодоления. Ф. Зимбардо приведены тактики, стратегии и упражнения, которые могут оказать эффективную помощь нуждающимся в ней. Однако они становятся полезными только тогда, когда застенчивые люди твердо решили изменить свою жизнь. По мнению автора, существует четыре группы таких изменений:

- представления о себе и своей застенчивости;

- своего поведения;

- направления мыслей и действий других людей;

- определенных социальных факторов, способствующих застенчивости.

Для того чтобы эффективно проводить изменения, надо, прежде всего, поверить, что они возможны, затем захотеть изменить свое поведение и, наконец, объединить энергию и время, не бояться временных неудач, практикуясь в тактике, которая приведет к долговременному успеху. Эта техника поможет застенчивым людям преодолеть внутренние барьеры, активно участвовать в жизни, обрести чувство собственного достоинства. Для этого придется много поработать а, когда появятся результаты, активно поддерживать их.

Причинами возникновения отрицательных эмоций, по мнению Б. Трейси, являются:

1. Обоснование, когда мы предпринимаем попытку оправдаться перед собой и другими людьми за то, что испытываем данную отрицательную эмоцию. Обоснование и собственная правота питают друг друга, это две стороны одного процесса рассуждений. Устранение отрицательных эмоций можно начать, отказавшись от их обоснования. Не надо позволять себе выдумывать всевозможные причины, дающие право на эти чувства. Следует прекратить переносить свои суждения на других людей, так как они, зачастую, ведут к их осуждению и отрицательным эмоциям. Отказ от осуждения других очень часто оказывается достаточным для предотвращения отрицательных эмоций.

2. Идентификация или принятие всего на личный счет. С того момента, когда мы прекращаем принимать все на личный счет, возобновляется контроль над собственными эмоциями. Сделать это можно, практикуясь в отстраненности от ситуации, заставив себя смотреть на нее беспристрастно, глазами другого человека. Это позволит отделить себя от всего происходящего и принесет покой и ясность, а также способность более эффективно справляться с проблемами.

3. Отсутствие рассуждений. Необходимо лишить свои отрицательные эмоции подпитки, отказавшись их обосновывать, связывать себя с ними, отказавшись принимать слишком близко к сердцу поступки окружающих.

4. Обвинение. Эта причина возникновения отрицательных эмоций лежит у истоков всех остальных. Как только мы перестаем винить кого-то, в чем бы то ни было, наши отрицательные эмоции испаряются, словно их внезапно отключили от источника питания [28, с. 210-212].

Склонность к негативизму вырабатывается в результате ранних жизненных опытов. И первый из них – деструктивная критика. Практически любую проблему можно проследить назад до какого-то происшествия, когда был брошен вызов нашей ценности и сути, когда личность была подвергнута критике. Дети до 6 лет растут открытыми и уязвимыми для влияния на них людей, играющих в их жизни важную роль. Они не умеют отличать истинные ценности от ложных и от критики. Детский ум как влажная глина, на которой оставляют след близкие люди. И чем интенсивнее эмоция, тем глубже след в душе. Родители критикуют ребенка, имея намерение помочь ему, улучшить его поведение. Но поведение ребенка, обычно, ухудшается, поскольку деструктивная критика понижает уровень самоуважения у ребенка, он начинает меньше верить себе. Вероятность совершения им ошибок возрастает. Если ребенка критиковать слишком часто, или если эта критика воспринимается им слишком эмоционально, ребенок становится тревожным, начинает пугаться и старается вовсе ничего не делать.

Второй фактор, вызывающий предрасположенность к отрицательным эмоциям, – это отсутствие любви. Ребенок настолько сильно нуждается в родительской любви, что, утратив ее по какой-то причине, начинает вянуть изнутри. Это приводит к серьезным личностным проблемам, оборачивающимся злостью и негативизмом во взрослые годы. Для того чтобы в детстве человек чувствовал себя любимым, необходимы: любовь родителей к самим себе, чтобы родители любили друг друга, они должны любить ребенка.

Деструктивная критика в сочетании с отсутствием любви создает отрицательную эмоцию, именуемую виной. Вина является коренной причиной большинства душевных болезней, несчастий и почти всех остальных отрицательных эмоций. Ребенок, чувствующий себя виноватым, думает, что он совершенно бесполезен. Вина используется людьми по отношению друг к другу намеренно по двум причинам: для наказания и контроля. Применение вины против другого человека как эмоционального наказания исключительно эффективно. В этом суть многих негативистских религиозных учений. Вина используется также как инструмент контроля и манипуляций. Если мы можем заставить другого человека почувствовать себя виноватым, то тогда сможем взять под контроль его эмоции и поведение.

Первое и наиболее распространенное проявление чувства вины – это ощущение неадекватности, ущербности или того, что мы ничего не заслуживаем. Второе взрослое проявление чувства вины – это деструктивная самокритика или поведение, направленное на самопоражение. Третьим признаком является легкость, с какой можно манипулировать при помощи этого чувства, используемая окружающими. Для избавления себя от чувства вины необходимо сделать следующее:

1. Убрать деструктивную критику из мыслей и разговоров.

2. Прекратить обвинять кого-либо в чем бы то ни было. Принять на себя полную ответственность за свою жизнь и все, что нам подвластно.

3. Не позволять другим манипулировать вами с помощью чувства вины. Есть две методики, которые можно применять при этом: молчание и “заезженная пластинка” или соответствующая ответная реакция на действия окружающих. Это помогает вывести свое поведение на более высокий уровень контроля. На этом уровне можно разобраться с чувством вины и изгнать его из взаимоотношений.

4. Отказ обсуждать вину других, так как то, что мы говорим или думаем, оказывает влияние на наше подсознание и личность.

5. Простить людей, нанесших обиду. Это самый мощный и действенный способ приобретения счастья, успеха и прекрасных взаимоотношений с другими. Закон прощения утверждает, что мы ментально здоровы ровно в той степени, в какой можем свободно прощать и забывать нанесенные нам обиды. Поскольку наш внешний мир отражает мир внутренний, поскольку мы притягиваем людей и обстоятельства, которые гармонируют с нашими доминантными мыслями, наша способность прощать является одним из тех необходимых качеств, которые с помощью практики следует развить в себе [28, с. 227-229].

Никто не рождается с отрицательными эмоциями, они переживаются во взрослые годы. Усваиваются же они в детстве через процесс имитации, практики, повторения и закрепления. А раз мы учимся отрицательным эмоциям, то от них можно освободиться и притом полностью. Закон веры гласит, что все, во что мы верим, становится реальностью. Поэтому знание, что отрицательные эмоции не служат никакой хорошей цели – первый шаг к избавлению от них. Чтобы быть собственным психотерапевтом, нужна смелость и предельная честность. Надо искать глубоко внутри себя истинную причину любого стресса или проявления негативизма. Надо принять на себя полную ответственность за свою жизнь, а также за отношение к ней. Это требует огромной силы характера, но обернется, в конечном счете, лучшей жизнью.

Информация о работе Управление эмоциями