Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:19, курсовая работа
Исследование психических состояний тревожности человека является актуальной
проблемой современной психологической науки.
Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности,
посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. В частности,
причины тревожности, уровни тревожности рассматриваются в изученных нами
Введение.....................................................................
..........................2.
Глава 1. Изучение эмоциональных состояний человека
1.1 Виды и роль эмоций в жизни человека...............................7.
1.2 Изучение природы тревожности и уровней тревожности...........11.
1.3 Влияние самооценки на экзаменационные переживания......16.
1.4 Зависимость тревожности от психических свойств личности....19.
Глава 2. Психокоррекционная работа с учащимися и
студентами, имеющими различные уровни тревожности
2.1 Психокоррекционная работа с учащимися ...................................22.
2.2 Психокоррекционная работа со студентами................30.
Глава 3. Эксперимент по выявлению самооценки уровня личностной
тревожности в предсессионный период и в стрессовой ситуации экзамена
3.1
3.2 Способы выражения тревожности во внешнем поведении.......38
Заключение
С целью определения
Г.К. Ширикиновой изучены также данные о синдроме эмоционального выгорания (СЭВ), как фактора дезадаптации преподавателей высшей школы в зависимости от стажа работы. С помощью опросника «Эмоционального выгорания В.В. Бойко» выяснилось, что при стаже до 10 лет у 45% отмечен складывающийся СЭВ, при стаже 10-15 лет - у 30% выявлен сложившийся СЭВ и при стаже более 15 лет - сложившийся СЭВ с несколькими ведущими симптомами выявлен у 60%.
Используя методики оценки УНП (Уровень невротизации и психопатизации), критерии математической статистики Крускала-Уоллиса и ῴ Фишера А.Р. Сайфулина и Л.П. Великанова установили также, что высокий уровень невротизации чаще встречается при стаже работы менее 10 лет и более 25 лет, независимо от пола. Эти периоды преподавательской деятельности признаны наиболее уязвимыми для дезадаптации. Кроме того, используя методику «диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко», Б.М. Гусейнова обнаружила, что лишь у 30% преподавателей эмоции не мешают коммуникативному общению, тогда как 50% - имеют некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении, у 16,7% эмоции осложняют взаимодействие с партнёрами и у 3,3% - эмоции мешают устанавливать контакты с людьми. При этом не было выявлено частоты эмоциональных барьеров от гендерных характеристик и стажа работы. Фактически, 70% преподавателей обоего пола имеют эмоциональные проблемы в общении, что требует психологической коррекции для их преодоления.
Таким образом, с повышением и накоплением профессиональных нагрузок, риск дезадаптации повышается. Полученная информация важна для организаторов и реформаторов образовательных программ и учебного процесса в плане внедрения здоровье сберегающих технологий как для учащихся, так и для преподавателей, поскольку раннее выявление признаков эмоционального выгорания создаёт временной резерв для принятия мер по предотвращению более глубоких расстройств адаптации в виде соматических и нервно-психических нарушений [2].
Исследования факторов тревожности и адаптации логически связаны с изучением поведенческих факторов риска различных социально значимых отклонений психосоматического здоровья детского и взрослого населения, как в режиме реального времени, так и в эволюционном аспекте. В предыдущих исследованиях, поддержанных грантом РГНФ, нами показано, что это касается и таких хронических психосоматических заболеваний, как наркомания, алкоголизм, табакокурение, психоневрологическая, сердечно-сосудистая патология и злокачественные новообразования, и таких девиаций, как неврозы, реактивные состояния, психастении и психические синдромы и заболевания [4].
В этом аспекте выполнено несколько работ. Так, с помощью специальных опросников исследованы поведенческие факторы риска (питание, курение, оценка физической активности). Для донозологической диагностики, оценки уровня функционирования системы кровообращения и её адаптационного потенциала Т.Н. Ролдугина, Н.Г. Андросюк и Е.А. Попов использовали индекс функциональных изменений (ИФИ) по Р.М. Баевскому и А.П. Берсенёвой. Установлено, что не все из 190 обследованных в возрасте 22-28 лет хорошо осведомлены о показателях своего здоровья. Так, свои рост, вес и уровень артериального давления знали, соответственно, 82,1; 85,7 и 70,5% человек. Удовлетворительная адаптация и напряжение механизмов адаптации выявлены, соответственно, в 49,6 и 50,4% случаев. Жалобы на плохое самочувствие предъявили 15,6% респондентов, хронические заболевания имели 47,0%. Интенсивная физическая активность и курение отмечены в 15,6% случаев, а физически неактивными являются 20,8% человек. Авторы резонно делают вывод о необходимости проведения регулярных диспансерных осмотров лиц молодого возраста с целью профилактики и ранней диагностики групп морбидного риска.
На клинической базе «Центра
здоровья детей г. Астрахани» А.А. Акопян
и соавторы исследовали уровень
злоупотребления никотином
Исследуя характер социальных представлений о наркомании учащихся средней школы, М.М. Ибрагимбекова и Л.П. Великанова подчёркивают, что от общего числа наркоманов в России по статистике 20% составляют школьники. Анкетирование 110 учащихся 7-9 классов показало, что 100% респондентов считают наркоманию вредной привычкой; 64% подростков уверены, что наркомания излечима, 20% - не знают точного ответа и 16% считают, что неизлечима. 35% учащихся интересуются состоянием своего здоровья и способами его поддержания, у 45% «не хватает на это времени», для 20% - «это неважно». 55% школьников основную информацию о здоровье, здоровом образе жизни, вреде наркотиков получают из СМИ, 15% - от родителей, 5% - от учителей, 7% - от друзей, 18% - от других источников, в том числе - из Интернет-ресурсов. Авторы делают вывод, что представления школьников об этой проблеме разрозненны и не систематизированы. По их мнению, необходимо создание единой и стройной системы «медик-школа-семья» для соответствующей профилактической работы.
Заключение
Таким образом, приведённые научные
работы отражают основные направления
научно-исследовательской
В этой связи следует отметить актуальность изданных О.В. Самитовой в АГУ методических рекомендаций по диагностике и коррекции тревожности в младшем школьном возрасте для студентов, обучающихся по специальности «педагогика и психология». Автор подчёркивает, что коррекционная работа направлена на понимание и принятие тревожных детей и предусматривает обучение навыкам конструктивного взаимодействия не только с тревожными детьми младшего школьного возраста, но и с их родителями и учителями. В рекомендациях подробно изложены конкретные методики такого взаимодействия [3].
Научный проект № 10-06-00621а, поддержан грантом РГНФ.
Список литературы
Пристатейные списки литературы
Библиографическая ссылка
Сухарев А.Е., Ермолаева Т.Н., Булах
Н.А. УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ В НАУЧНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЯХ ФАКТОРОВ ТРЕВОЖНОСТИ
И АДАПТАЦИИ // Успехи современного естествознания.
– 2012. – № 10 – С. 53-57
URL: www.rae.ru/use/?section=
Литература
На психические состояния
различными социальными
Иная картина наблюдается в юношеском возрасте. В силу того, что на этом этапе складывается другая социальная ситуация (поступление в ССУЗы и вузы, получение профессии, в некоторых случаях материальная независимость от родителей, создание собственной семьи), меняются и психические состояния. Для ранней юности характерно богатство эмоциональных состояний, обогащается качественная палитра переживаний, расширяется круг объектов, вызывающих эмоциональный отклик. Развитие эмоций предполагает и формирование способности к самоконтролю и саморегуляции, юношеские настроения более устойчивые, чем подростковые и соотносятся с гораздо более широким кругом социальных условий. Расширение сферы явлений, которые вызывают эмоциональные реакции, уравновешивается развивающимся умением предвосхищать события, контролировать и регулировать свои эмоции [14, 21, 29, 61, 73, 96, 101,139].
Отечественные психологи рассматривают
юношеский возраст с учетом многообразных
социально-экономических
11, 27, 29, 31, 98, 135, 160]. Студенческая пора характеризуется сменой ведущей деятельности, изменением социального статуса молодых людей, вхождением их в новую социальную роль. Став студентом, молодой человек переживает чувство гордости, ощущает себя совершенно взрослым, самостоятельным человеком. Новый статус предполагает выработку новых, "взрослых" поведенческих стратегий, что чаще всего ассоциируется с доминантным поведением. С другой стороны, по мнению группы авторов [50], за последние годы произошла интенсивная примитивизация сознания учащейся молодежи, отмечается рост цинизма, жестокости, агрессивности. За этими внешними факторами кроются внутренние, глубинные переживания личности студента ССУЗ - тревожности, страха, одиночества, неуверенности в завтрашнем дне. В этом возрасте молодежь выстраивает собственную систему ценностей, ищут цели и принципы, которые придадут смысл и направленность их жизни. Неспособность достичь личной идентификации приводит к кризису, который характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки, находясь в специфичном для этого возраста конфликте, испытывают чувство собственной бесполезности, душевного разлада и бесцельности.
Информация о работе Тревожность и экзаменационные испытания у человека