Тревожность и экзаменационные испытания у человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:19, курсовая работа

Краткое описание

Исследование психических состояний тревожности человека является актуальной
проблемой современной психологической науки.
Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности,
посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. В частности,
причины тревожности, уровни тревожности рассматриваются в изученных нами

Оглавление

Введение.....................................................................
..........................2.
Глава 1. Изучение эмоциональных состояний человека
1.1 Виды и роль эмоций в жизни человека...............................7.
1.2 Изучение природы тревожности и уровней тревожности...........11.
1.3 Влияние самооценки на экзаменационные переживания......16.
1.4 Зависимость тревожности от психических свойств личности....19.
Глава 2. Психокоррекционная работа с учащимися и
студентами, имеющими различные уровни тревожности
2.1 Психокоррекционная работа с учащимися ...................................22.
2.2 Психокоррекционная работа со студентами................30.
Глава 3. Эксперимент по выявлению самооценки уровня личностной
тревожности в предсессионный период и в стрессовой ситуации экзамена
3.1
3.2 Способы выражения тревожности во внешнем поведении.......38
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая по тревожности с инета.doc

— 1.73 Мб (Скачать)

Исследователи считают, что на эмоциональную  жизнь студентов сегодня действуют  факторы, связанные с особенностями современной жизни, спецификой приобретения профессии. Изменение социальных ценностей в обществе, понижение престижа в глазах молодежи в прошлом ведущих специальностей, и трудности с поиском работы по многим ("нерыночным") специальностям осложнили молодым людям их личностное и профессиональное самоопределение. Кроме этого, современная жизнь характеризуется стремительным изменением социальной и физической среды, повышением темпа жизни, ее стоимости, социальными и экологическими потрясениями. На это любой человек реагирует переживаниями тревоги, беспомощности, тоски, отчаяния. Исследования выявили гнетущее чувство одиночества студентов (17-19 лет). Мир взрослых приблизился, но одновременно и удалился, так как

47 взрослые не только стали  меньше заниматься проблемами молодежи, но и не

предстают перед ними с четкой позицией своего отношения, своих требований. Следствие этого - потери молодежью  чувства ответственности, инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность. Эти  отрицательные качества ведут к  деформации личности, они являются доминирующими факторами конфликтности поколений, за которыми кроется опасность деструктурирования всей системы наследования социально-политического, экономического, социокультурного опыта [50, 98, 151]. По мнению Л.М.Аболина, человеку, живущему в нынешних условиях развития общества, порою свойственна дезинтеграция его эмоциональной жизни вследствие действия двух противоположных, но взаимосвязанных тенденций. С одной стороны, имеет место определенная дезорганизация и несоответствие нормального поведения природных (глубинных) основ аффективной жизни под влиянием напряженных (экстремальных, эмоциональных, стрессовых и других) условий и ситуаций. С другой, наблюдается отсутствие должного уровня сформированности высших-социальных-эмоций [1].

Неадекватная тревожность тесно связана с невротизацией подростков, возникновением психосоматических заболеваний, неврозов. В то же время, адекватная тревожность играет важную роль в жизни подростка: проявляет себя в эмоционально-волевой регуляции, подготавливает к стрессовым нагрузкам, а в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование зрелой личности.

К сожалению, традиционно психические  состояния студентов, в том числе  тревожность, изучаются в аспекте  успешности/неуспешности учебной деятельности или как одно из условий неблагоприятных взаимоотношений в студенческой группе, очень мало внимания уделяется социально-психологическим факторам возникновения негативных состояний. Так, В.В.Плотников и Д.Ю.Андрияшин [103], исследуя студентов-первокурсников вузов, называют среди факторов появления тревожности нарушение социальной адаптации, при этом они отмечают, что студенты с высоким уровнем тревожности (БТ)

хуже  адаптируются и в психологическом  отношении. Новые методы обучения, новый  коллектив, самостоятельный образ жизни, ломка старого и создание нового стереотипа на первом курсе наряду с социально-бытовыми условиями является одной из причин сохранения и повышения в процессе обучения в вузе высокого уровня тревожности у значительного количества студентов.

Приводя результаты исследования, авторы отмечают, что у студентов с высоким  уровнем БТ наблюдается большая  вариабельность настроений. Причем, студенты отмечают у себя тоскливое, повышенное и ровное настроение. Студенты с  низким уровнем беспокойства-тревожности более общительны и уверены в себе. Студенты с высоким уровнем БТ отмечают появление навязчивых страхов, тревоги, сердцебиений, повышенной раздражительности, утомляемости, комок в горле, тогда как ни один студент с низким уровнем БТ не ответил на эти вопросы положительно. В экстремальных ситуациях студенты с высоким уровнем БТ волнуются больше и чувствуют себя хуже, чем студенты с низким уровнем БТ. Они чаще предъявляют жалобы на головные боли, усиливающиеся к вечеру.

Среди студентов с высоким и низким уровнем БТ отмечаются отличия и в работоспособности. В начале семестра работоспособность у студентов с низким уровнем БТ выше, чем у студентов с высоким уровнем, а количество ошибок - меньше. В конце семестра при одинаковом коэффициенте точности работы и количестве допущенных ошибок работоспособность студентов с низким уровнем БТ выше, чем у студентов с высоким уровнем. В целом у студентов с высоким уровнем беспокойства - тревожности имеют место явления астенизации, проявляющиеся в форме субъективных болезненных ощущений (головных болей, нарушений сна, сердцебиений, болей в желудке и других), снижения качества и продуктивности работоспособности, усложнений межличностных отношений. Полученные данные показывают, насколько даже в этих условиях существенное значение для состояния здоровья студентов и эффективности обучения может иметь высокий уровень беспокойства-тревоги [103].

На  обусловленность актуализации тревожности  субъективными трудностями начального периода профессионального образования и адаптации к новым условиям учебной деятельности указывают и другие авторы [9, 28, 31, 157]. Так, Е.Г.Щукина полагает, что процесс профессиональной адаптации, который начинается еще в период обучения в профессиональных учебных заведениях, следует рассматривать как приспособление индивидуальных качеств к изменившимся условиям существования, процесс активного взаимодействия личности с окружающей средой, ведущей в зависимости от степени активности личности к преобладанию среды в соответствии с потребностями, ценностями, идеалами личности или преобладанию зависимости личности от среды [157].

В исследовании М-И.Педаяс [100] выявлено, что ситуативная тревожность  первокурсников через 2-3 месяца после  поступления в вуз уменьшилась, однако, личностная тревожность увеличилась. Это означает, что после успешной сдачи вступительных экзаменов актуальная ситуация оценивается как относительно спокойная и приятная, зато более глобальный фон, особенно проспективное восприятие ситуации стали более фрустрирующими. Повышение личностной тревожности можно объяснить тем, что студент, поступивший на избранную специальность, начинает ориентировать свою жизнь на последующие 4-5 лет на новую деятельность, однако, он не совсем адаптировался ко всем факторам этой деятельности. Автор отмечает, что надо иметь в виду и личностные ресурсы. Фактор "готовность к контакту" является предпосылкой к более свободному внутреннему состоянию, удовлетворенности и жизнерадостности. Доминирующие личности склонны к большей внутренней удовлетворенности, доверию, радости, а подчиняющиеся ощущают противоположное. Беззаботные личности относительно свободны от напряжения и больше верят в себя. Боязливая личность не чувствует себя свободно, приятно, она обеспокоена, нервничает.

Ряд авторов называют еще один фактор появления тревожности - ситуация сдачи экзаменов в период экзаменационной сессии [25, 86, 114, 160].

Чем больше выражено состояние тревоги, тем больше вероятность неадекватного  поведения на экзамене [114]. Индивиды, которые характеризуются высокими показателями по шкале предэкзаменационной тревожности, обычно ухудшают качество выполнения различных действий в ситуации типа экзамена. В таких ситуациях студенты склонны проявлять такие реакции, которые создают помехи для адекватного поведения [142]. Наиболее полная характеристика тревожности в период экзаменационной сессии представлена в работах Г.Ш.Габдреевой [25, 26]. По ее мнению, студенты с высоким уровнем беспокойства-тревоги тяжелее всех переносят высокую психическую нагрузку, сопровождающую экзамен. У таких студентов еще задолго до экзамена возникает тревожное ожидание. Учебный материал плохо удерживается в памяти, нередки ее "провалы" при малейшем волнении. Тревога и страх, нарастающие перед экзаменом, увеличивают возможность неудачного ответа, даже если весь материал усвоен хорошо. Тревожное ожидание неудачи, неуверенность в себе, неспособность к вероятностному прогнозированию результатов, усугубляются от экзамена к экзамену, от сессии к сессии. Все это не только влияет на успеваемость, но может привести к потере интереса к учебе, снижению уровня притязаний, изменению самооценки личностных качеств и далее, изменить поведение, деятельность, отношение с товарищами по учебе, с членами семьи и друзьями.

На  наш взгляд, глубокий и полный анализ социальных факторов появления тревожности в подростковом возрасте выполнил А.С.Гормин на примере учащихся инновационного учебного заведения [36]. Среди факторов формирования тревоги (ФФТ) он называет социо-культурные и регламента-ционные ограничители (СКО) самовыражения личности. Под социо-культур-ными и регламентационными ограничителями выражения личности понимаются правила, законы, распоряжения и требования, сложившиеся в систему учебно-воспитательной работы, характерные для конкретного учебного заведения, за соблюдением которой следят как преподаватели, так и учащиеся, принявшие ее как норму общественной жизни. Тревога конкретного ученика

в системе СКО может быть объяснена  предчувствием опасности нарушения  каких-либо правил или законов школьной жизни. Эта система заставляет подавлять собственные желания, подчинять их мнению педагогов или большинства учащихся. В этом случае ФФТ является вся школа, все учебное заведение, ограничивающее проявления конкретной личности многочисленными "нельзя" и "необходимо".

Все социо-культурные ограничители автор условно разделил на 3 группы. В первую группу вошли социо-культурные ограничители, отражающие временную регламентацию работы ученика и перспективное планирование его деятельности. С указанными СКО связаны опасения учеников "не успеть", "опоздать", "вовремя выполнить" и так далее. Анкетирование учащихся свидетельствует, что интенсивная тревога существует не только у ответственных учащихся, тяжело переживающих собственные неудачи. Часто тревожными личностями становятся учащиеся, которые среди педагогов характеризуются как безответственные, неисполнительные, малоинициативные. Неудачи в выполнении тех или иных заданий, недостаток времени у учащихся, имеющих психологические особенности работы в несколько замедленном темпе, чем большинство одноклассников, приводят к эффекту "опускания рук", своеобразному ступору. У таких учащихся ответной реакции на регламентирующие замечания педагога типа "выполнить работу к такому-то сроку" будет нарастание тревоги, при этом эффект активизации деятельности станет минимальным. Чаще всего неудачный опыт сделать к сроку все дела приводят к нежеланию вовсе за них браться [36, 152].

Наблюдения  А.С.Гормина [36] свидетельствуют, что  по типу формирования тревоги учащихся существуют 3 уровня регламентации  их деятельности. Первый уровень характеризуется отсутствием каких-либо серьезных ориентиров, позволяющих ученику предсказать события в будущем. Чаще всего такой тип регламентации деятельности встречается у классных руководителей, работающих "по настроению", без плана воспитательной работы и проводящих воспитательные мероприятия в зависимости от ситуации или по

просьбе группы учеников без предварительного оповещения остальных учащихся. Такой  тип регламентации деятельности можно встретить и у творческих, увлеченных своим делом преподавателей. Стремясь сделать свои уроки яркими, они иногда используют эффект неожиданности, непредсказуемости. По результатам анкет, у многих учащихся имеет место эффект повышенной тревоги перед уроками таких учителей. Поскольку направление действий на уроке предсказать сложно (неожиданный контроль знаний, использование нестандартной формы опроса и так далее), возникает тревога, как следствие неуверенности в своих силах.

Второй  уровень характеризуется сочетанием планирования с проведением экспромтных действий. Воспитательный план классного руководителя составляется как достаточно гибкий, допускаются корректировки плана с учетом мнений учащихся или изменившихся обстоятельств. План доводится до каждого ученика, с ним можно легко познакомиться. Преподаватели, использующие этот уровень регламентации, как правило, предупреждают учащихся заранее о проводимых проверочных и контрольных работах, раскрывают их содержание в общем виде. Ученику предоставляется возможность предварительно попробовать свои силы перед контрольной работой или зачетом, выполняя аналогичные задания. Вместе с тем, они не пытаются сообщить ученику заранее о действиях в следующем семестре или в следующем году, понимая, что подобные временные промежутки плохо представляются подростками и для большинства из них объединяются общим понятием "потом". Анкетирование свидетельствует, что подобная регламентация деятельности ученика наиболее благоприятна с точки зрения формирования невысокого уровня тревоги, соответствующего состоянию операциональной напряженности.

Содержание

2 СОДЕРЖАНИЕ  
Введение... 3  
Глава 1. Постановка проблемы тревожности в психологии... 12  
1.1. Теоретические подходы к проблеме тревожности в психологии... 12  
1.2. Социально-психологические факторы тревожности... 26  
1.3. Тревожность в подростковом и юношеском возрасте ... 43  
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи тревожности  
и социально-психологических характеристик личности ... 64  
2.1. Организация и методы экспериментального исследования. . 64  
2.2. Проявления тревоги в учебной деятельности студентов ... 76  
2.3. Показатели тревожности студентов в учебно-педагогическом процессе... 91  
2.4. Взаимосвязь тревожности и социально-психологических характеристик личности студентов средних профессиональных педагогических учебных заведений... 104  
Заключение... 128  
Литература... 134  
Приложение... 148

Актуальность. Современные образовательные системы  и педагогическая практика в средних  специальных учебных заведениях параллельно с решением проблем  профессионального становления молодого человека требуют глубокой разработки основных проблем человекознания, учета личностных особенностей студентов. Многочисленными работами доказано, что в период обучения в профессиональном учебном заведении происходит интенсивное развитие психических процессов, свойств, характера, адаптация к новым условиям обучения и процесс профессионального становления определяют не только успешность обучения студентов в ССУЗ, но и их здоровье [9, 11, 22, 26, 31,47, 54, 72, 77, 90, 103, 113, 114, 1231. В связи с этим в системе образования назрел вопрос изучения условий, способствующих сделать процесс профессиональной подготовки более эффективным, а эмоциональную сферу студентов адекватной ситуации учебной деятельности. Немалое значение в этом отводится исследованию психических состояний студентов.

Информация о работе Тревожность и экзаменационные испытания у человека