Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:19, курсовая работа
Исследование психических состояний тревожности человека является актуальной
проблемой современной психологической науки.
Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности,
посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. В частности,
причины тревожности, уровни тревожности рассматриваются в изученных нами
Введение.....................................................................
..........................2.
Глава 1. Изучение эмоциональных состояний человека
1.1 Виды и роль эмоций в жизни человека...............................7.
1.2 Изучение природы тревожности и уровней тревожности...........11.
1.3 Влияние самооценки на экзаменационные переживания......16.
1.4 Зависимость тревожности от психических свойств личности....19.
Глава 2. Психокоррекционная работа с учащимися и
студентами, имеющими различные уровни тревожности
2.1 Психокоррекционная работа с учащимися ...................................22.
2.2 Психокоррекционная работа со студентами................30.
Глава 3. Эксперимент по выявлению самооценки уровня личностной
тревожности в предсессионный период и в стрессовой ситуации экзамена
3.1
3.2 Способы выражения тревожности во внешнем поведении.......38
Заключение
Исследователи считают, что на эмоциональную
жизнь студентов сегодня
47 взрослые не только стали меньше заниматься проблемами молодежи, но и не
предстают перед ними с четкой позицией своего отношения, своих требований. Следствие этого - потери молодежью чувства ответственности, инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность. Эти отрицательные качества ведут к деформации личности, они являются доминирующими факторами конфликтности поколений, за которыми кроется опасность деструктурирования всей системы наследования социально-политического, экономического, социокультурного опыта [50, 98, 151]. По мнению Л.М.Аболина, человеку, живущему в нынешних условиях развития общества, порою свойственна дезинтеграция его эмоциональной жизни вследствие действия двух противоположных, но взаимосвязанных тенденций. С одной стороны, имеет место определенная дезорганизация и несоответствие нормального поведения природных (глубинных) основ аффективной жизни под влиянием напряженных (экстремальных, эмоциональных, стрессовых и других) условий и ситуаций. С другой, наблюдается отсутствие должного уровня сформированности высших-социальных-эмоций [1].
Неадекватная тревожность тесно связана с невротизацией подростков, возникновением психосоматических заболеваний, неврозов. В то же время, адекватная тревожность играет важную роль в жизни подростка: проявляет себя в эмоционально-волевой регуляции, подготавливает к стрессовым нагрузкам, а в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование зрелой личности.
К сожалению, традиционно психические состояния студентов, в том числе тревожность, изучаются в аспекте успешности/неуспешности учебной деятельности или как одно из условий неблагоприятных взаимоотношений в студенческой группе, очень мало внимания уделяется социально-психологическим факторам возникновения негативных состояний. Так, В.В.Плотников и Д.Ю.Андрияшин [103], исследуя студентов-первокурсников вузов, называют среди факторов появления тревожности нарушение социальной адаптации, при этом они отмечают, что студенты с высоким уровнем тревожности (БТ)
хуже адаптируются и в психологическом отношении. Новые методы обучения, новый коллектив, самостоятельный образ жизни, ломка старого и создание нового стереотипа на первом курсе наряду с социально-бытовыми условиями является одной из причин сохранения и повышения в процессе обучения в вузе высокого уровня тревожности у значительного количества студентов.
Приводя
результаты исследования, авторы отмечают,
что у студентов с высоким
уровнем БТ наблюдается большая
вариабельность настроений. Причем, студенты
отмечают у себя тоскливое, повышенное
и ровное настроение. Студенты с
низким уровнем беспокойства-
Среди студентов с высоким и низким уровнем БТ отмечаются отличия и в работоспособности. В начале семестра работоспособность у студентов с низким уровнем БТ выше, чем у студентов с высоким уровнем, а количество ошибок - меньше. В конце семестра при одинаковом коэффициенте точности работы и количестве допущенных ошибок работоспособность студентов с низким уровнем БТ выше, чем у студентов с высоким уровнем. В целом у студентов с высоким уровнем беспокойства - тревожности имеют место явления астенизации, проявляющиеся в форме субъективных болезненных ощущений (головных болей, нарушений сна, сердцебиений, болей в желудке и других), снижения качества и продуктивности работоспособности, усложнений межличностных отношений. Полученные данные показывают, насколько даже в этих условиях существенное значение для состояния здоровья студентов и эффективности обучения может иметь высокий уровень беспокойства-тревоги [103].
На
обусловленность актуализации тревожности
субъективными трудностями
В исследовании М-И.Педаяс [100] выявлено, что ситуативная тревожность первокурсников через 2-3 месяца после поступления в вуз уменьшилась, однако, личностная тревожность увеличилась. Это означает, что после успешной сдачи вступительных экзаменов актуальная ситуация оценивается как относительно спокойная и приятная, зато более глобальный фон, особенно проспективное восприятие ситуации стали более фрустрирующими. Повышение личностной тревожности можно объяснить тем, что студент, поступивший на избранную специальность, начинает ориентировать свою жизнь на последующие 4-5 лет на новую деятельность, однако, он не совсем адаптировался ко всем факторам этой деятельности. Автор отмечает, что надо иметь в виду и личностные ресурсы. Фактор "готовность к контакту" является предпосылкой к более свободному внутреннему состоянию, удовлетворенности и жизнерадостности. Доминирующие личности склонны к большей внутренней удовлетворенности, доверию, радости, а подчиняющиеся ощущают противоположное. Беззаботные личности относительно свободны от напряжения и больше верят в себя. Боязливая личность не чувствует себя свободно, приятно, она обеспокоена, нервничает.
Ряд авторов называют еще один фактор появления тревожности - ситуация сдачи экзаменов в период экзаменационной сессии [25, 86, 114, 160].
Чем
больше выражено состояние тревоги,
тем больше вероятность неадекватного
поведения на экзамене [114]. Индивиды,
которые характеризуются
На наш взгляд, глубокий и полный анализ социальных факторов появления тревожности в подростковом возрасте выполнил А.С.Гормин на примере учащихся инновационного учебного заведения [36]. Среди факторов формирования тревоги (ФФТ) он называет социо-культурные и регламента-ционные ограничители (СКО) самовыражения личности. Под социо-культур-ными и регламентационными ограничителями выражения личности понимаются правила, законы, распоряжения и требования, сложившиеся в систему учебно-воспитательной работы, характерные для конкретного учебного заведения, за соблюдением которой следят как преподаватели, так и учащиеся, принявшие ее как норму общественной жизни. Тревога конкретного ученика
в
системе СКО может быть объяснена
предчувствием опасности
Все социо-культурные ограничители автор условно разделил на 3 группы. В первую группу вошли социо-культурные ограничители, отражающие временную регламентацию работы ученика и перспективное планирование его деятельности. С указанными СКО связаны опасения учеников "не успеть", "опоздать", "вовремя выполнить" и так далее. Анкетирование учащихся свидетельствует, что интенсивная тревога существует не только у ответственных учащихся, тяжело переживающих собственные неудачи. Часто тревожными личностями становятся учащиеся, которые среди педагогов характеризуются как безответственные, неисполнительные, малоинициативные. Неудачи в выполнении тех или иных заданий, недостаток времени у учащихся, имеющих психологические особенности работы в несколько замедленном темпе, чем большинство одноклассников, приводят к эффекту "опускания рук", своеобразному ступору. У таких учащихся ответной реакции на регламентирующие замечания педагога типа "выполнить работу к такому-то сроку" будет нарастание тревоги, при этом эффект активизации деятельности станет минимальным. Чаще всего неудачный опыт сделать к сроку все дела приводят к нежеланию вовсе за них браться [36, 152].
Наблюдения А.С.Гормина [36] свидетельствуют, что по типу формирования тревоги учащихся существуют 3 уровня регламентации их деятельности. Первый уровень характеризуется отсутствием каких-либо серьезных ориентиров, позволяющих ученику предсказать события в будущем. Чаще всего такой тип регламентации деятельности встречается у классных руководителей, работающих "по настроению", без плана воспитательной работы и проводящих воспитательные мероприятия в зависимости от ситуации или по
просьбе
группы учеников без предварительного
оповещения остальных учащихся. Такой
тип регламентации деятельности
можно встретить и у
Второй
уровень характеризуется
2 СОДЕРЖАНИЕ
Введение... 3
Глава 1. Постановка проблемы тревожности
в психологии... 12
1.1. Теоретические подходы к проблеме тревожности
в психологии... 12
1.2. Социально-психологические факторы
тревожности... 26
1.3. Тревожность в подростковом и юношеском
возрасте ... 43
Глава 2. Экспериментальное исследование
взаимосвязи тревожности
и социально-психологических характеристик
личности ... 64
2.1. Организация и методы экспериментального
исследования. . 64
2.2. Проявления тревоги в учебной деятельности
студентов ... 76
2.3. Показатели тревожности студентов
в учебно-педагогическом процессе... 91
2.4. Взаимосвязь тревожности и социально-психологических
характеристик личности студентов средних
профессиональных педагогических учебных
заведений... 104
Заключение... 128
Литература... 134
Приложение... 148
Актуальность.
Современные образовательные
Информация о работе Тревожность и экзаменационные испытания у человека